ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ САВИЦКИЙ

ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ САВИЦКИЙ (1895 — 1968) — русский географ, экономист, культуролог, философ, один из ключевой деятель движения Евразийства.

Савицкий принадлежал к старинному украинскому / малороссийскому дворянскому роду.

Во время Гражданской войны воевал на стороне гетмана Украины Скоропадского против Симона Петлюры. В 1919 году примкнул к Добровольческому движению юга России, был заместителем («товарищем») министра иностранных дел в правительствах Деникина и Врангеля.

Главные труды написаны в эмиграции. Савицкий, работавший параллельно (и в определенном взаимодействии) с Хаусхофером, дал евразийский вариант “континентального ответа” на англосаксонскую – “морскую” геополитику Макиндера.

Савицкий оперирует понятием “ощущение”: “ощущение моря”, “ощущение суши”, которые в чем-то перекликаются, в чем-то противоположны с понятием “взгляда” Маккиндера – “взгляд человека Моря”, “взгляд человека Суши”.

“Ощущение моря” Савицкий маркирует как “западноевропейское”, “ощущение суши” – как “монгольское”: «на пространстве всемирной истории западноевропейскому ощущению моря как равноправное, хотя и полярное, противостоит единственно монгольское ощущение континента»

В понимании Савицкого русские в некотором роде тоже монголы, ибо «в русских „землепроходцах“, в размахе русских завоеваний и освоении — тот же дух, то же ощущение континента”.

По мнению Савицкого «Россия — часть особого „окраинно-приморского“ мира, носительница углубленной культурной традиции. В ней сочетаются одновременно исторические „оседлая“ и „степная“ стихии». В этом он видит одно из важнейших обстоятельств новейшей русской истории.

Критики евразийства отмечали высокую степень эмоциональности этого направления геополитики, однако, как мы показывали, англо-саксонская ветвь геополитики также исходит из уникальности “цивилизации Моря” и ее заведомого превосходства над “цивилизацией Суши”.

Важнейшим элементом евразийской концепции является понятие “месторазвития” – во многом аналогичное “жизненному пространству” Фридриха Ратцеля.

По мнению Савицкого и других евразийских геополитиков, общность «месторазвития» преобладает над «генетической близостью».

«Что же есть «месторазвитие»? Подойдем к этому понятию от ряда ему подобных: месторождение полезных ископаемых; местоформирование почв; местопроизрастание растительных сообществ; местообитание животных сообществ; месторазвитие человеческих обществ». По Савицкому существует целый ряд месторазвитий от простого двора, деревни до земного шара. «Россия – Евразия есть «месторазвитие», «единое целое», «географический индивидуум» – одновременно географический, этнический, хозяйственный, исторический и т.д.

Если структура “месторазвития” иерархична и систематизирована от простого двора до земного шара, то, естественно, она приложима не только к России – Евразии, но и к другим областям планеты. Савицкий предлагал придать постановке проблемы более общую форму и рассматривать всякий исторический процесс с точки зрения «месторазвития». Он считал, что определенные формы культуры могут существовать независимо от «генетической близости» и расового смешения народов. Культура является принадлежностью месторазвития, а не народов / наций.

В числе оригинальных идей Савицкого можно отметить его мнение о том, что пресловутое “татаро-монгольское иго” стало наилучшим исходом для Древней Руси, которая, по его мнению, была нестабильна и должна была пройти через подчинение какой-либо внешней силе.

По мнению Савицкого и ряда других евразийцев именно монголы дали Руси “ощущение континента”.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ СТАТЬИ
Подписаться на Вавилон 2.0