Тема: Теория кризисов
Цель лекции: сформировать представление о сущности кризисов и алгоритме их преодоления.
Содержание
Введение
Вопрос 1. Сущность механизма переноса эмоционального состояния на объект
1.1. Формирование первичных динамических стереотипов. Границы разумной выраженности психических свойств
Вопрос 2. Циклы кризисов развития социальных структур
2.1. Циклы кризисов развития человечества
2.2. Циклы кризисов жизни человека
2.3. Циклы кризисов развития социальной структуры
Вопрос 3. Сущность кризисов и методология их преодоления
Вопрос 4. Принципы подготовки человека к преодолению кризисов
Заключение
Список основных понятий
Введение
В данной лекции мы рассмотрим сущность такого явления, как кризис. Кризисы сопровождают жизнь человека непрерывно – они периодически возникают и в личной жизни, и на работе, и в собственном здоровье, а сейчас мы все, к примеру, переживаем очередной экономический кризис. В общественном сознании устойчиво сложилось впечатление, что кризис – это очень плохо, и надо всеми силами его избегать или по крайней мере отодвигать во времени, чтобы он наступил попозже и можно было еще какое-то время счастливо пожить. Всякие «эксперты» в интернете пишут, как избегать кризисов, а не преодолевать их. Создается иллюзия, что, если все делать правильно и следовать всем советам, то можно обойтись в жизни вообще без негативных эмоций и необходимости преодолевать свои слабости.
В данной лекции мы увидим, что на самом деле любой кризис – это абсолютно закономерное явление в мироздании, которое приводит наше общество к развитию. Это неизбежный этап в существовании любой социальной структуры, когда происходит отбрасывание каких-то старых концепций и приобретение новых. И избежать кризисов невозможно. Поэтому, наверное, было бы правильнее не пытаться спорить с закономерностями мироздания, а выбрать другой путь – понимать сущность кризисов, уметь к ним готовиться и знать, как их преодолевать.
Зачем нужны знания о теории кризисов?
Человек, обладающий знаниями о сущности кризисов и механизмах их преодоления, является более конкурентоспособным в любом типе социальных отношений: будь то семейные отношения, рабочие или общественные отношения. Осознавая неотвратимость кризисов и понимая их особенности, он будет более подготовлен к ним. Знания о механизмах преодоления кризисов он может передать своим детям, обеспечив и их конкурентоспособность.
Вопрос 1. Сущность механизма переноса эмоционального состояния на объект
Теорию кризиса невозможно понять без понимания на всю глубину сущности механизма формирования психических свойств человека. Рассмотрим этот механизм.
Для того, чтобы понять теорию кризисов, этот процесс надо представлять намного более глубоко и детально, в том числе и описывая взаимодействие мозга человека с духовным миром (потому что без этого на самом деле невозможно понять психологию на всю глубину).
Итак, немецкий философ, Г. Гегель говорил, что все, что нас окружает – это объекты (субъекты), их свойства и свойства их отношений. Любые психические свойства – это всегда свойства отношений человека. То есть именно от них зависит, каким человек будет во взаимоотношениях с окружающими – активным, или скрупулёзным, или настойчивым, или артистичным и т.д.
Наше бессознательное построено строго по формальной логике.
В старые времена бывало, что если свекровь не любила свою невестку и хотела её развести со своим сыном, то она делала примерно следующее. Брала на руки их маленького ребенка, и в тот момент, когда мать подходила к ним, и ребенок видел ее лицо, больно его щипала. И получалось так, что негативная эмоция (которая, конечно, никакого отношения к матери не имела), по формальной логике накладывалась на тот образ, который ребенок видел в этот момент – на образ матери. Так происходило несколько раз, в результате чего от одного взгляда на маму, ребенок начинал кричать. А потом, когда приходил ее сын, свекровь говорила: «Что ты себе за жену нашел, ее даже ребенок не признает – кричит, как только ее видит».
Все, что попадает в область объективизации ребенка, окрашивается в негативную эмоцию, не зависимо от того, «виновато» оно в его боли или нет. Психика ребенка мгновенно производит декомпозицию образа мамы и всего, что ее окружает, и на каждый элемент образа или на его свойства накладывает негативное эмоциональное состояние. Бессознательное ребенка записывает разрез глаз мамы, ее улыбку или дрожание ее губ, форму бровей, цвет волос, одежду, цвет стен и т.д. И эмоциональное отношение ребенка ко всему этому значительно или незначительно (зависит от величины отрицательной эмоции) корректируется.
Говорить об этом легко, а представить, что это происходит мгновенно, гораздо сложнее. Ведь нужно не просто осуществить декомпозицию многих тысяч микрофакторов и их свойств и на каждое наложить ту или иную эмоцию, но еще и записать измененное суммарное эмоциональное состояние по каждому этому микрофактору. Ни один самый современный компьютер не справится с такой задачкой, с которой каждое мгновение справляется наш мозг. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим сущность работы нашего мозга.
Ранее мы говорили, что в основе работы мозга лежит цикличность движения нервных импульсов по определенным траекториям вдоль отростков нервных клеток (нейрокодов). Некоторые из нейрокодов засинхронизированы между собой, что свидетельствует о том, что между образами, им соответствующими, существует ассоциативная связь. Любой сигнал из внешней среды, воспринимаемый нашими органами чувств, преобразуется в определенный нейрокод – ту или иную траекторию движения нервных импульсов в мозге человека. И для каждого сигнала этот нейрокод свой.
В ведической религии все мироздание представляется как взаимодействие двух миров: проявленного мира – мира Яви (тот мир, который можно увидеть, измерить и т.д.), и непроявленного (духовного мира) – мира Нави. Все образы с их свойствами из мира Яви имеют проекции (последствия своего существования) в мире Нави. И, соответственно, любой нейрокод, возникающий в мозге человека, тоже имеет свою проекцию. То есть мир Нави, или духовный мир, содержит в себе проекции всех возникающих в мозге человека нейрокодов – как тех, которые соответствуют каждому микроэлементу образа и его свойствам, так и тех, которые являются запускающими для выделения тех или иных нейропептидов, формирующих эмоциональное состояние человека в каждый момент времени.
Бессознательная память не записывает свойства отношений человека и любых других объектов и субъектов – она записывает только все образы объектов и все их свойства в текущий момент времени, а свойства отношений – это уже результат осмысления человеком различных образов и их свойств. Например, бессознательная память записывает наше наблюдение, что какой-то человек находится в центре внимания и сегодня, и завтра, и стремится к этому непрерывно, и поэтому особым образом одевается, чтобы притягивать взгляды, вызывающе себя ведет и т.д. Отсюда мы делаем вывод, что этот человек любит находиться в центре внимания – это его свойство, которое он проявляет во взаимоотношениях с другими людьми, то есть свойство отношений. Но такой вывод мы делаем не сразу, а исходя из множества фактов фиксации в бессознательной памяти его образа, и свойств этого образа.
Таким образом, наша бессознательная память по сути находится не в мозге человека, а вне его, потому что именно в мире Нави хранятся все проекции всех нейрокодов, которые возникали в мозге человека за всю его жизнь. Нейрокоды в мире Яви и их проекции, хранящиеся в мире Нави, взаимодействуют друг с другом по принципу резонанса объемных фигур – как только в мозге человека возникает нейрокод какого-то образа или свойства образа, то он срезу резонирует с проекцией такого же нейрокода в Нави, записанного туда в предыдущей жизни человека. И проекция нейрокода в мире Нави воздействует на нейрокод в мире Яви. Но каждый нейрокод по каждому образу или его свойству в Нави записан не сам по себе, а совместно с нейрокодом, дающим команду на выделение того или иного нейропептида. Именно поэтому при возникновении в голове человека какого-то образа или его свойства, человек сразу же начинает испытывать то эмоциональное состояние, которое сложилось у него за всю историю взаимодействия с ним.
Вернемся к примеру про ребенка, которого очень больно щипали, когда он смотрел на маму. Если мама была одета в какую-нибудь ярко-желтую кофту (или ярко-зеленую, это не важно, главное чтобы цвет был выражен), то негативная эмоция от боли ребенка перенеслась и на этот цвет, как один из элементов образа мамы. В следующий раз, видя этот цвет, ребенок, конечно, сразу плакать не будет, но настроение его уже значительно подпортится. Допустим, ребенок поплакал, успокоился, и затем выходит во двор, и там видит искусственные цветы ярко желтого цвета – точно такого же, как цвет маминой одежды. Все объекты окружающей среды вокруг совершенно другие, и лишь одно свойство – ярко желтый цвет, осталось прежним. Это свойство образа резонирует с его проекцией в мире Нави, и в результате негативное эмоциональное состояние, записанное в Нави по отношению к данному нейрокоду, переносится в мир Яви, и настроение ребенка падает. Если ребенок через 10 лет опять увидит этот цвет (предположим, что он в течение 10 лет его не видел), то его эмоциональное состояние мгновенно станет таким же, как когда его щипали 10 лет назад. Отсюда становятся более понятны причины нашей «беспричинной» и безотчетной симпатии к кому-то или, наоборот, антипатии. Часто бывает, что человек тебе еще не успел ничего плохого сделать, а к нему уже откуда-то возникает ненависть и с ним не хочется общаться. А это всего лишь значит, что какие-то микропризнаки или свойства этого человека, которые мы можем даже не осознавать, записаны нашей бессознательной памятью в мире Нави совместно с негативной эмоцией.
1.1.Формирование первичных динамических стереотипов. Границы разумной выраженности психических свойств
Природа формирования любых эмоциональных потребностей человека точно такая же. Бессознательное человека непрерывно осуществляет декомпозицию всех образов окружающей среды на микроэлементы с их свойствами, накладывая свое эмоциональное состояние на каждый микроэлемент и его свойства. В силу различия чувственного опыта каждого человека, у разных людей разные образы или их свойства становятся позитивно окрашенными (у кого-то это деньги, у кого-то – восхищенный взгляд окружающих и т.д.), делая человека зависимым от этих положительных эмоций. Так формируются эмоциональные потребности. От того, в каких эмоционально насыщенных отношениях вырос ребенок, зависят его эмоциональные потребности. Если, допустим, мать кормит ребенка по часам, независимо от того, хочет он есть или нет, то у ребенка не формируется потребность в активности, и он вырастает увальнем. Если она вообще не спешит его кормить, даже когда он уже долго кричит, то у ребенка формируется гиперактивность, а то и психопатия. Крайности как в одну так и в другую сторону губительны для психики ребенка.
Затем ребенок подрастает и начинает изучать других людей. Он видит, что между ним и остальными детьми есть определенная разница, и родители у него отличаются чем-то от соседних. Так формируется динамический стереотип отличия. Затем формируется динамический стереотип лидерства (ребенок начинает понимать, что он не просто отличается от остальных, но и в каком-то свойстве является лучшим). Затем у ребенка формируется опережающая роль сознания – он учится сначала думать, потом делать. На этом этапе очень важна роль родителей, их реакций на неправильное поведение ребенка. Если ребенок плохо себя ведет, родитель должен дать ему это понять. Это не значит, что обязательно нужно бить ребенка – можно наказать и взглядом и действием, главное, чтобы у ребенка сформировался чувственный опыт и он почувствовал, что поступил плохо. Но если он поступил хорошо и правильно, то родители должны сформировать позитивный чувственный опыт – похвалить, сделать тоже для ребенка что-то хорошее и т.д. Именно этот чувственный опыт ребенка, сформированный как правило до 6 лет, является основной для формирования опережающей роли сознания.
Все поведение человека – это преимущественно система динамических стереотипов, вытесненных в бессознательное. Когда мы говорим, что думаем, то чаще всего достаточно сильно себе льстим. Большую часть действий человек делает на автомате и не осознает причин того или иного своего эмоционального состояния. Когда же он попадает в незнакомую для себя ситуацию, когда все ранее вытесненные в бессознательное алгоритмы поведения не применимы, человек начинает включать сознание и пытаться понять, что в такой ситуации нужно делать. При этом эффективность его мышления сразу снижается примерно в 10 000 раз. Так у человека формируется новый чувственный опыт. Вообще вся наша жизнь, если посмотреть на нее с точки зрения психологии – это и есть непрерывный процесс формирования чувственного опыта и последующей его корректировки.
У каждого психического свойства есть границы разумной выраженности, внутри которых это свойство не приводит к негативным последствиям для психики человека и его социальной роли, а в некоторых видах деятельности может даже являться его конкурентным преимуществом (рис. 3).
Рис.3. Границы выраженности психических свойств человека
Но когда степень выраженности того или иного свойства выходит за эти границы, человек гарантированно приобретает негативные последствия, которые могут проявляться в совершенно разных формах. Например, все гении имеют сексуальные отклонения. Что такое гениальность? Это наличие у человека каких-то сверхвыраженных способностей, которые дают его мозгу высшую эффективность. Но за такую высшую эффективность человек получает последствие – сложность или даже невозможность продолжения рода. Мироздание таким образом как будто предупреждает человека, что не стоит иметь сверхвыраженных психических свойств, надо во всем знать меру.
Но и недостаточно выраженные свойства наказываются мирозданием. Мы уже говорили, что если мать не давала ребенку ощутить дискомфорт и проявить активность с целью удовлетворения своих базовых потребностей, то в результате вырастает увалень, душа которого вообще не знает, что сделать, чтобы достичь результата. Нет потребности в активности, соответственно, не формируется потребность в отличии, в лидерстве и т.д. Человек становится асоциальным, он не вписывается в отношения, а то и вообще теряет физическое или психическое здоровье.
Таким образом, мы более детально рассмотрели природу возникновения психических свойств человека, основанную на непрерывной декомпозиции каждого образа на микроэлементы, их свойства и наложения на них эмоционального состояния человека. На самом деле конструирование мышления человека подчинено таким же законам выделения микроэлементов из каждого образа и формирования соответствующих элементарных нейрокодов, резонирующих с миром Нави. Каждая буква в славянском алфавите имеет свое значение, и в совокупности буквы формируют образ. Несколько образов формируют смысл, а несколько смыслов – концепцию. Так строится наша речь, осознаем мы это или не осознаем.
Вопрос 2. Циклы кризисов развития социальных структур
2.1. Циклы кризисов развития человечества
Если мы проанализируем развитие человечества, то увидим, что за тысячелетия его существования сменилось множество различных цивилизаций, каждая из которых обладала какими-то своими специфическими знаниями, концепциями, причинами развития. Смену этих цивилизаций можно представить в виде восходящей спирали, каждый виток которой отражает какой-то новый цикл развития человечества. В общественном сознании существует мнение о том, что все в мире (в том числе, человек и общество) развивается по восходящей непрерывной спирали: плавно заканчивается один цикл и начинается другой, который находится уже на более высоком уровне (рис.4).
Рис.4. Спираль развития человечества
Внешний вид спирали, в которой каждый последующий виток плавно исходит из предыдущего, формирует иллюзию, что в мироздании автоматически заложен принцип «завтра будет лучше, чем сегодня». Однако это не так – вся история свидетельствует о том, что более древние цивилизации разрушаются, а на их месте возникают какие-то другие – с другими свойствами, другими концепциями и причинами развития. Это не значит, что новые цивилизации вообще ничего не перенимают из старых. Перенимают, и изучают то, что осталось от них. Но в то же время это не пустое копирование, а всегда появление чего-то качественно нового.
То, что осталось от различных цивилизаций, позволяет нам строить предположения о том, какова была их структура, ресурсность, принципы существования и развития. Например, видя египетские пирамиды, мы можем предположить, что люди того времени имели какие-то принципиально иные представления об использовании энергии, чем те, которые мы имеем сегодня. Нам рассказывают в учебниках, как каменные блоки весом в 250 тонн египтяне перемещали с помощью бревен, да и еще и укладывали так, что между стыками до сих пор не проходит лезвие бритвы. И в то же время все забывают сказать, что сделать это даже с помощью самого современного подъемного крана сегодня невозможно. Из этого можно сделать вывод, что люди той цивилизации обладали какой-то принципиально иной ресурсностью, и можем предположить, что тип этой ресурсности был существенно смещен в сторону использования психической энергии бессознательного человека.
Египетская цивилизация разрушилась, на ее месте начали появляться другие цивилизации с другими принципами и источниками ресурсности. Сегодняшняя цивилизация – это цивилизация преимущественного использования психической энергии нашего сознания, то есть это цивилизация, которая характеризуется огромным ростом и накоплением знаний и представлений о материальном и социальном мире. Мы можем увидеть, что что бы ни происходило, а человечество непрерывно познает окружающий мир, формирует новые знания, новые смыслы, причем особенно быстро это происходит в периоды войн. Война – это тот контекст, который принуждает человечество к осознанию себя во всех областях человеческой деятельности, к познанию основных закономерностей существования окружающего мира. Это в мирное время можно заниматься живописью, рисовать любовные сцены, заниматься искусством и т.д. А в военное время надо искать ресурсы для выживания, и тут уже не до глупостей и романтизма – поэтому происходит наиболее быстрое приобретение знаний как о материальном, так и о социальном мире. Такая тенденция накопления знаний и суждений не случайна, ведь именно она является на данном этапе развития человечества его движущей силой.
Таким образом, на каждом витке спирали накапливаются ресурсы: материальные, интеллектуальные, коммуникационные, а также личностные и профессиональные компетенции людей. Но вместе с ресурсами накапливаются и противоречия. Накопление противоречий свидетельствует о завершении витка спирали и приближении к моменту перехода на новый виток, но сделать это, не разрешив возникшие ранее противоречия, невозможно. Это и есть момент кризиса, исход которого и определяет дальнейшее направление очередного витка спирали.
2.2. Циклы кризисов жизни человека
Мы немного коснулись того, что все развитие человечества – это череда сменяющих друг друга цивилизаций, каждая последующая из которых характеризуется чем-то новым, чего не было на предыдущем этапе. Поэтому такое развитие условно можно представить в виде восходящей спирали.
Интересно, что и жизнь человека и любой социальной структуры подчинена тем же законам – есть какие-то этапы развития, которые сменяются друг другом, а точка смены этих этапов – это всегда какой-то кризис предыдущих концепций. Рассмотрим эти этапы на примере жизни человека.
Допустим, родился маленький ребенок. Пусть это будет мальчик. Как бы родители ни планировали его правильно воспитывать, а, как правило, все эти благородные мысли заканчивается одним и тем же – все потребности ребенка мгновенно удовлетворяются, лишь бы он не плакал. Потому что у каждого родителя, который видит, что ребенку плохо, сразу включается опережающая роль сознания, и он понимает, что ребенок совершенно беспомощный и уязвимый, и любая ошибка и небрежность родителя может закончиться совсем плохо. Поэтому в первые годы жизни ребенок в прямом смысле дрессирует своих родителей, пользуясь своей слабостью.
Потом ребенок попадает в детский садик. А там уже ни мамы, ни папы нет, которые готовы стоять на ушах, лишь бы ребенок был доволен, а есть воспитатель, который принуждает по графику есть, по графику спать, ходить строем, соблюдать какой-то минимальный порядок, мыть руки перед едой и т.д. То есть несмотря на то, что детский садик – это все-таки в основном то место, где ребенок отдыхает, играет, развлекается, но тем не менее его свобода уже в какой-то степени ограничена. И к этому новому режиму ребенок должен привыкнуть и перестроить все свои предыдущие рефлексы «управления» родителями, потому что в новой социальной среде эти рефлексы уже не работают – кричи, не кричи, а от этого тихий час не отменят. Со временем ребенок приспосабливается к новой среде, он начинает подчиняться обстоятельствам, в незначительной степени отказываться от своих желаний, подчиняться воспитателям и т.д.
После того, как ребенок привыкает к такому минимальному ограничению в детском садике, он попадает в школу. Эта социальная среда уже совсем другая. Если в детском садике ребенка принуждали всего лишь удовлетворять свои потребности по графику, то в школе его принуждают делать то, что ему вообще не нравится – никакого тихого часа уже не предполагается, а есть ранний подъем и целый день за партой. Для ребенка это настоящий кризис, и перестроиться на новый стиль отношений совсем не просто – нужно сформировать какие-то суждения, обосновывающие, почему ребенок должен это все терпеть.
На школьные годы приходится следующий очень сложный для каждого человека этап – кризис переходного возраста. Был мальчик, а тут надо становиться мужчиной. А навыков быть мужчиной никаких нет, соответственно, опять возникает ориентировочный рефлекс. В этот период формируется новая, очень ярко выраженная эмоциональная потребность – потребность в общении с противоположным полом. Количество гормонов, вырабатываемое организмом, увеличивается в разы, в результате все свои победы и поражения человек начинает воспринимать крайне остро и эмоционально. Острота эмоциональных переживаний делает психику молодого человека очень пластичной, что ведет к ускоренному формированию суждений. Сверхвыраженная потребность в общении с противоположным полом в период полового созревания является для человека мощным стимулирующим инструментом формирования суждений, поскольку её удовлетворение всегда сопровождается очень сильными эмоциональными переживаниями.
Высокая пластичность психики в период полового созревания дает возможность значительно скорректировать уже сформировавшиеся ранее динамические стереотипы. Это период в жизни молодого человека, который можно рассматривать как предусмотренный Богом период «работы над ошибками» для его родителей. Если по ходу взросления стало очевидно, что в воспитании ребенка были допущены промахи, именно в его переходном возрасте их можно попытаться исправить за счет формирования новых суждений.
После школы парень идет в институт, где его ждет практически полная свобода – ночевать можно где угодно, пить, курить сколько хочешь. Родители уже не контролируют каждый шаг и не видят, чем занимается их сын (так как они чаще всего находятся в другом городе). К таким отношениям тоже надо приспособиться, ведь старые модели поведения в среде одногруппников уже не соответствуют ситуации.
Потом человек попадает в рабочий коллектив, где действуют свои формальные и неформальные правила, в которых он, несмотря на все свои университетские заслуги, ничего не понимает. Привычка чувствовать себя значимым и успешным осталась, все микропризнаки этой успешности тоже, а все вокруг не понимают, с чего этот молодой выпускник вуза решил, что можно вести себя как начальник, ничего не понимая. И каждый считает своим долгом поставить его на место – начинается давление, конфликты и т.д. То есть опять, попав в другую социальную среду, человек начинает осознавать, что прошлые модели поведения уже не действуют, и надо искать другие.
Потом, допустим, человек решил жениться. Семья требует от него уже совсем другой модели поведения – надо потихоньку забывать про шашлыки, рыбалку и пиво на выходных, а думать о благополучии детей и жены. Семейная жизнь – это тоже непрерывная череда кризисов. Если первые полгода после знакомства поведение человека определяется влиянием гормонов, и девушка или жена кажется самой красивой и самой замечательной, то со временем, когда дома днями и ночами кричит ребенок, а жена ходит уставшая и злая, в голову к мужчине начинают закрадываться мысли: «Куда я попал? Зачем оно мне надо?». Не успел адаптироваться в этой новой среде, и сказать, зачем это все, как начинаются проблемы с родителями – как в части личных отношений (как поделить себя между новой семьей и семьей родительской), так и в части проблем со здоровьем. Затем начинаются кризисы, обусловленные разницей темпов развития каждого члена семьи, потом кризис среднего возраста, старшего возраста, климакс и т.д.
Таким образом, на определенных этапах своего развития человек попадает в ситуации, когда все старые алгоритмы поведения перестают работать. В эти моменты у человека включается ориентировочный рефлекс, и он вынужден пытаться разобраться, осознать свой новый чувственный опыт. Эти моменты и эти ситуации – это и есть кризисы.
2.3. Циклы кризисов развития социальной структуры
Теперь рассмотрим, какие кризисы переживает социальная структура в своем развитии (на примере крупной компании). Какие люди, как правило, первыми учреждают компании? Если говорить максимально простыми словами, то это в подавляющем большинстве случаев авантюристы, причем такие авантюристы, у которых нет денег. То есть жадность и маниакальность – это основные мотивы их активности. Не авантюрист не будет идти на такие риски. А если есть деньги, то тем более незачем напрягаться. Кроме авантюризма и целеустремленности у учредителей компаний, как правило, больше никаких компетенций нет – ни знаний в области психологии, ни в области социального конструирования, ни глубоких профессиональных компетенций – ничего. И поэтому через какое-то время попыток заработать деньги к ним приходит понимание, что изо всех сил хотеть стать богатым и уметь строить эффективный бизнес – это совершенно разные вещи. Оказывается, что сочиненный образ акционера, хозяина, пребывающего в благополучии, так просто не реализуется – деньги в мешках никто нести не собирается, на расчетном счете денег тоже нет, кофе никто не подает и т.д. Возникает первый кризис, когда учредителям необходимо переосмыслить свою собственную позицию – они хотят быть собственниками или менеджерами? И не так-то просто этот кризис пережить, потому что чувствовать себя собственником гораздо приятнее. А кто такой менеджер? Это тот, кто принуждает сам себя делать то, что не всегда нравится и не всегда приятно. Одно дело пить кофе и делить деньги, а другое – пытаться договориться с шабашниками, которые то пьяные, то хамят, то молотка в руках не держали.
Допустим, акционеры решили все-таки быть менеджерами, и пережили этот кризис. Все изо всех сил работают, и деньги понемногу начинают появляться. Акционеры покупают себе машины, дома, расслабляются – в их понимании жизнь уже удалась. Со временем у них опять потихоньку возникает желание почувствовать себя хозяевами и наконец-то счастливо и без перенапряжения пожить. Они принимают на работу наемных менеджеров, и передают им свои функции. Но через какое-то время оказывается, что либо эффективность работы этого наемного персонала на порядок ниже, либо эффективность высокая, но направлена она на обворовывание компании, а не на отражение ее интересов. В любом случае возникает кризис отношений между акционерами и наемным персоналом. Чтобы избежать этого конфликта акционеру надо уметь каждый раз доказывать персоналу, что он достоин занимать статус хозяина, то есть нужно по ключевым и самым сложным вопросам быть лучшим. Только в этом случае он будет вправе требовать от персонала соответствующей эффективности.
Допустим, и этот кризис отношений акционеры пережили. Начали работать, становиться лучшими по тем или иным направлениям деятельности, и в один прекрасный момент денег стало очень много. Вроде как все хорошо, люди достигли того, к чему так долго стремились. Они за эти деньги удовлетворяют все свои потребности. Но тут возникает следующая проблема – если единственным мотивом проявления активности акционеров так и остались деньги, то, удовлетворив потребность в них, люди теряют мотив к работе. Зачем напрягаться, рисковать, работать сутками, если денег и так в избытке? Но, как рыба гниет с головы, так же и любая социальная структура, руководители которой не имеют мотива, начинает загнивать. Именно в этот момент, когда акционеры перестают проявлять активность в менеджерской деятельности, начинают ходить по кабакам, вести разгульный образ жизни, пребывать в прелестях и т.д. состояние компании неминуемо начинает ухудшаться. Как выйти из этого кризиса? Только с помощью формирования у акционеров иных мотивов активности, которые бы не были построены на жажде денег. Акционеры должны опираться на какие-то смыслы гораздо более высокого порядка – ответственность за социальное пространство, чувство достоинства и т.д.
По мере развития любой компании подобные кризисы возникают непрерывно. Все идет хорошо и гладко до какого-то момента, когда вдруг оказывается, что то, на чем люди «выезжали» на предыдущих этапах, перестало существовать, и надо искать что-то новое.
Вопрос 3. Сущность кризисов и методология их преодоления
Слово «кризис», написанное по-китайски,
состоит из двух иероглифов:
один означает «опасность»,
другой – «благоприятная возможность».
Джон Кеннеди
Рассмотрим, в чем суть этого экзамена перед судьбой при возникновении каждого кризиса развития человека или социальной структуры на примере кризиса, возникающего при формировании семьи. Какие мотивы (причины) могут быть у молодой пары, толкающие их на создание семьи? Это могут быть принуждающие факторы внешней среды, осознание собственной целесообразности, желание чего-то достичь или чего-то избежать.
К внешним факторам, подталкивающим к созданию семьи, относится общественное мнение. Несмотря на то, что сейчас в обществе сознательно формируется культура, отбивающая у населения потребность в продолжении рода, тем не менее в нашей стране этот процесс не достиг еще больших масштабов, и в общественном сознании еще сохранилась ценность и значимость семьи. Как только детям исполняется 20-25 лет, родители, бабушки, дедушки начинают вздыхать и тонко намекать на то, что пора бы жениться и порадовать их внуками. Когда парню наступает 27-30 лет, то основная масса знакомых и друзей уже оказываются женатыми. У них уже свои интересы, свои заботы, и общих тем для разговоров с ними становится все меньше и меньше, что приводит к тому, что в компании с ними уже не так весело, да и встречи становятся реже и реже. Все это подталкивает к осознанию того, что пора бы и жениться.
Теперь рассмотрим внутренние факторы, принуждающие к построению семью. Посмотрим со стороны парня. Кто такая жена для него? Если анализировать примитивные потребности каждого человека, то жена для мужа – это возможность сексуального удовлетворения в любой момент, это та, кто его обслуживает, обстирывает, готовит еду, прибирает и т.д. А с другой стороны все-таки у любого здравомыслящего мужчины сформированы какие-то смыслы более высокого порядка по отношению к семье – понимание правильности семейной жизни, осознание того, что семья – это то место, где можно отдохнуть, побыть в уюте, расслабиться и т.д.
Чего мужчина избегает, принимая решения о создании семьи? Мужчина – это уже не 16-летний подросток, который выспался, наелся, у которого в крови сплошные половые гормоны и для которого в радость пойти на свидание. Это уже взрослый человек, у которого есть ежедневная работа, которая отнимает силы и на которой постоянно возникают проблемы. Когда ты отработал 12 часов, то, какой бы замечательной ни была девушка, ходить каждый вечер с ней на свидание, водить ее в кино и рестораны уже становится очень обременительным. Еще один немаловажный фактор, о котором мало говорят, это тоска мужчины о том, что идти по жизни одному – это не совсем правильно. Каждому человеку нужно ощущение целостности, правильности своей жизни и т.д.
И вот, допустим, решили двое создать семью. Первое время после свадьбы они испытывают бурю эмоций, но со временем страсти ослабевают. Все, чего мужчина хотел достичь, он получил, и запретный плод перестал быть сладким, а уборка, стирка, приготовленная еда начали восприниматься как должное и уже не вызывают чувства благодарности. Плотность коммуникаций теперь существенно выше, люди привыкают друг к другу, и в определенный момент кроме раздражения между ними ничего не остается. Что мы видим на данном примере? Мы видим, как прошлые причины, которые толкали двух людей на создание семьи (по-другому можно назвать их драйверами) через какое-то время перестают работать. Девушка осталась той же, парень – тем же, а вместо любви и страсти одна неприязнь. Такая ситуация аналогична тому, как если бы человек очень хотел получать много денег, получил их, и все мотивы сразу исчезли. То есть любой кризис сопровождается тем, что старые драйверы перестают работать. То, что толкало человека на активность, исчезает. Как будто подпорки, толкающие человека вверх, убрали, и спираль личностного развития начала сжиматься. Не найдешь новых подпорок – вернешься на прежний круг, пойдешь пересдавать экзамен перед судьбой. Бесполезно пытаться избегать кризиса и уходить от его решения – он все равно возникнет. Если рассматриваемые нами люди не захотят напрягать мозги и думать над решением своей проблемы сейчас, то им все равно придется это делать, но уже позже и с другими партнерами. На месте этой жены появится какая-то другая, и кто сказал, что она будет чем-то лучше?
Конечно, нельзя сказать, что из своей прошлой жизни мужчина и женщина не вынесли никаких навыков преодоления кризисов. До этого момента каждый прошел все кризисы своего развития – начиная от детского садика и заканчивая созданием семьи. У каждого из них есть образование, есть круг общения в среде друзей, родителей, есть работа, как источник материального благополучия, есть представления о жизни, какие-то суждения о правильном и неправильном и т.д. То есть какие-то свойства человека, какая-то часть его ресурсности естественно переходит на новый этап его развития, и ее нельзя не ценить. А какая-то другая часть этой ресурсности теряется. Но в то же время из оставшейся у человека ресурсности автоматически не следуют пути выхода из кризиса и причины будущего роста. Поэтому эти причины нужно искать заново и создавать их из того, что есть – то есть за счет трансформации оставшейся в наличии ресурсности. Это и есть тот экзамен, который человеку нужно сдать, чтобы перейти к следующему циклу развития. Не сдаст эта пара свои экзамены – и семья распадется. Как сдать этот экзамен? Прежде всего надо разобраться с причинами уничтожения предыдущих драйверов развития, а затем волевым усилием попытаться трансформировать имеющуюся ресурсность в новые причины для развития – то есть создать новые смыслы, суждения, которые бы могли служить фундаментом к следующему витку развития отношений. Мужчина может сказать себе, например, так: «Ну никто ж мне в 9 вечера с работы приходить не запрещает, за мной убирают, гладят, стирают, ну скажу доброе слово – не облезу. В конце концов она мать моего ребенка».
Очень важно, что для формирования суждений для выхода из кризиса нужен творческий акт, интеллектуальное усилие, которое должно осуществляться не путем комбинирования предыдущих знаний и концепций, а за счет создания новой концепции, новой идеи. Для этого нужно прежде всего на уровень глубже осуществить декомпозицию тех драйверов, которые были источником развития на предыдущем этапе и понять причины уничтожения части из них. Именно из анализа предыдущих драйверов на большую глубину рождаются причины развития на новом этапе. Но для этого надо не бояться туда «нырнуть». Пока не разберешься с прошлым, не построишь будущее.
Как было сказано, выход из кризиса всегда предполагает творческий акт, а творчество – это выход за существующие пределы, за границы имеющихся систем понятий и определений. То есть творчество всегда приводит к появлению новых слов, к изменению понятийного языка. Без творчества, а, соответственно, и без появления новых слов, не может быть и выхода из кризиса. То есть появление новых слов и систем определений – это первый признак, по которому можно оценить возможность выхода из кризиса. Рассмотрим это более подробно.
Предположим, возник какой-то кризис на уровне компании. Мы можем организовать несколько рабочих групп для поиска идей выхода из него. И в тот момент, когда эти рабочие группы будут предлагать свои идеи, нам нужно делать только одно – слушать, какие определения эти люди используют. В принципе можно даже особо не слушать суть того, что они говорят. Главное – внимательно следить за используемыми ими словами. Если мы услышим, что кто-либо из говорящих начинает использовать слова, иные, чем те, в которых ставилась задача, то стоит к ним прислушаться. То есть если человек выходит за границы существующих понятий, значит имеет место творческий акт, а это необходимое условие для преодоления кризиса. Конечно, если мы слышим, что какая-то группа людей произносит новые слова, то это еще не гарантирует, что их идеи правильные, и они нашли выход из кризиса. Но по крайней это дает хоть какую-то надежду, что это может произойти. Если же люди говорят одни банальности и стереотипы, то можно в общем-то и не тратить силы на то, чтобы их слушать. Эффективность выхода из кризиса напрямую коррелирует с уровнем оригинальности идей, которые лежат в основе новых драйверов развития. И чем сильнее и глубже кризис, тем более оригинальными, прорывными должны быть смысловые конструкты, лежащие в основе драйверов развития на новом этапе.
В любом случае первым и основным условием возможности выхода из кризиса является появление нового понятийного языка, на котором описываются драйверы развития. Причем этот язык включает в себя как слова более низкого уровня семантического обобщения, так и более высокого.
С одной стороны, анализ причин разрушения предыдущих драйверов развития в ходе преодоления кризиса всегда приводит к появлению понятий более высокого уровня детализации. Например, на каком-то этапе развития компании в подготовке персонала было достаточно оперировать категориями акцентуаций без анализа механизма их формирования на уровне нейрофизиологии, а когда возник кризис непонимания причин эффективности мыслительной деятельности персонала, пришлось спуститься еще на один уровень глубины детализации – появились понятия нейрокодов, нейропептидов, нейротрансмиттеров, гипоталамуса, синапсов и т.д., которые сейчас постепенно входят в привычный язык общения при обсуждении тех или иных психических процессов.
Но с другой стороны, чтобы выйти из кризиса, необходимо уточнить систему своих целевых показателей, то есть обратиться к смыслам на уровне более вышестоящей социальной структуры.
Мироздание не однородно, а определенным образом структурировано. Просто мало кто об этом задумывается, так как мышление человека чаще всего ограничено тем, что видят его глаза, и тем, что связано с удовлетворением его потребностей. А вопросы глобального масштаба, так же как и все, что связано с микромиром, нами в подавляющем большинстве случаев даже не анализируется. Тем не менее надо помнить, что мироздание имеет структуру большой «матрешки», уровни которой последовательно входят один в другой – начиная от Вселенной и заканчивая микрочастицами. При этом очень важно, что на каждом уровне этой «матрешки» существует свой понятийный язык. Так, если мы рассматриваем высший слой «матрешки» – само мироздание, то при его описании не могут использоваться слова, применяемые, к примеру, при ведении бизнеса – прибыль, конкуренция, рынок, доходность на вложенный капитал, EBITDA и т.д. Мышление на уровне мироздания предполагает анализ философского понятия мудрости и материи, здесь совсем другая система определений, включающая понятия Вселенной, энергии, нуля, как начала зарождения новой Вселенной и т.д. На этом уровне не могут использоваться понятия бытовой жизни человека – носки, чайники, шашлыки и т.д. Так же, как понятия уровня государства (ВВП, глобализация, правительство и т.д.) не применимы дома в быту или при анализе строения атома. То есть каждый уровень «матрешки» характеризуется своей определенной системой понятий, описывающих образы, свойства и свойства отношений внутри этого уровня.
Кризисы могут возникать на любом из уровней рассмотренной «матрешки». Но чтобы из них выйти, человек должен вспомнить – а для чего он вообще затеял выход из этого кризиса? В случае семейного кризиса – для того, чтобы сохранить семью, а семья – это уже более вышестоящая социальная структура, на состоянии которой сказывается выполнение / невыполнение человеком своей социальной роли.
Наполеон по этому поводу говорил, что решение проблемы лежит на уровне закономерностей, высших, чем тот, на котором возникла проблема. Например, почему жена должна выполнять обязанности женщины в семье – поддерживать чистоту, порядок, эмоциональный комфорт и т.п.? Если мыслить в формальной логике, то никому она ничего не должна, каждый человек свободен, нигде ее обязанности не прописаны. Но для того, чтобы преодолевать кризисы семейных отношений, женщина должна уметь обращаться не к своим интересам, а к интересам более высокой социальной структуры – семьи. Она должна ответить себе на вопрос: «Зачем ей сохранять семью? Зачем она вообще ее создавала?». И если она найдет ответы на вопросы, то поймет, зачем ей выполнять свои функции жены, и сможет преодолеть кризис. На этом примере показано, что любой кризис вынуждает человека переосмыслить цель существования текущего уровня социальной структуры. А для этого нужно всегда обратиться к уровню вышестоящему, так как нижестоящий уровень – это его часть, и при ее разрушении пострадает все целое. То есть выход из кризиса всегда связан с обращением к социальным структурам более высокого масштаба, и, соответственно, сопровождается оперированием словами в том числе и более высокого уровня семантического обобщения.
На самом деле все кризисы очень похожи между собой и имеют общие принципы выхода из них. Тот человек, который сумеет сформулировать смысл, который сможет стать основой для выхода из кризиса, экзамен сдаст. Кто не сможет – нет. Найдет для себя акционер какой-то смысл, зачем ему строить новый завод, когда он и так уже имеет денег столько, что может обеспечить безбедную жизнь и себе, и детям, и внукам – и компания вступит на новый этап развития. Не найдет этого смысла – и компания начнет деградировать.
Какой основной вывод следует из всего сказанного? Основной вывод в том, что кризисы, как личностные, так и социальные, заложены мирозданием в самой природе человека, и они возникают непрерывно. Мы все стареем, меняются наши эмоциональные потребности т.д. Как ни старайся, а кризиса переходного возраста не избежать, кризисов в семейной жизни тоже и т.д. И бесполезно на это обижаться. Кризисы совершенно целесообразны для мироздания, так как являются толчком к осознанию человеком окружающего мира и развитию. Надо просто учиться видеть их, быть к ним готовыми и учиться правильно их преодолевать.
Что значит правильно преодолевать кризисы? Если человек не может преодолеть какой-то кризис, то он зацикливается на предыдущих драйверах своего развития. Например, мы рассматривали эволюцию формирования эмоциональных потребностей человека – как ребенок, начиная от потребности в активности, приобретает другие свойства своей психики. Но стоит не пройти тот или иной кризис личностного развития и зациклиться на какой-то одной эмоциональной потребности, как эта потребность становится доминирующей и подчиняет себе человека, делая его в какой-то степени неразумным. Любая сверхвыраженная эмоциональная потребность – это следствие того, что человек не смог перейти от нее к более эффективным драйверам активности (ценностям). То есть правильно пройти кризис – это значит остаться разумным человеком, без сверхвыраженных или недостаточно выраженных эмоциональных центров.
Например, мужчина, у которого сверхвыражен эмоциональный центр «деньги» уже в какой-то степени ущербный. Если деньги вообще безразличны – тоже. Мужчина, у которого нет чувства ответственности – уже не мужчина. Мужчина с избыточной ответственностью, которая принуждает непрерывно сомневаться и переживать – тоже не мужчина. Любое свойство, какое ни возьми, должно находиться в каком-то разумном интервале выраженности, в противном случае человек становится ущербным. В некоторых случаях эта ущербность приводит к психическим заболеваниям, в некоторых – к ненормальному социальному поведению человека и отторжению его обществом, в некоторых – к отсутствию возможности продолжения рода, в некоторых – к болезням или даже смерти и т.д. Ни одна эмоциональная потребность не может стать доминирующей у человека, не принеся за собой наказание в том или ином виде за то, что человек пошел по более простому пути и не сдал какой-то экзамен перед судьбой.
Вопрос 4. Принципы подготовки человека к преодолению кризисов
У любого кризиса есть два неизменных признака – риск и жертвы. Кризис всегда предполагает переход к какой-то новой модели отношений, соответственно, чем-то старым нужно пожертвовать. И при этом всегда есть риск неудачи – что не найдутся новые модели, не хватит воли сформировать новые суждения и т.д. Отсюда следует, что для преодоления человеком кризиса, он не должен относиться к себе как к сверхценности. Потому что если человек себя излишне любит, то он автоматически будет избегать любого риска в отношении самого себя и при соприкосновении с кризисом будет его не решать (а это всегда негативные эмоции и риски), а пытаться отодвинуть в будущее, руководствуясь моделью: «Как-нибудь все само собой решится». Такое отсрочивание в краткосрочный момент более приятно и менее рисково, но стратегически гибельно.
То есть готовность человека идти на риски и хоть в некоторых случаях, но жертвовать своими интересами, существенно увеличивает вероятность, что такой человек сможет пережить кризисы своей жизни. Если человек умеет жертвовать своими интересами, то его способность работать в команде существенно увеличивается, потому что там обязательно возникают ситуации, когда приходится поступиться своими личными интересами ради интересов общих.
Кризис требует от человека еще одного важного качества – наличия воли. Для того, чтобы подготовить ребенка к системе кризисов, надо дать ему понять, что некоторые периоды его жизни будут не только рисковыми, но еще и эмоционально очень дискомфортными. Эти эмоционально дискомфортные периоды времени человек должен учиться переживать, и нет других ресурсов выхода кроме как включать резервную нервную систему и волю. Чтобы подготовить человека к пониманию кризисов в больших социальных структурах (например, компания, город, цивилизация и т.д.), он должен уметь в первую очередь проходить свои личные кризисы, и в этот момент его нельзя оберегать, жалеть, защищать от негативных эмоций. Для него должно стать естественным состояние готовности к жертвенности, риску, к включению резервной нервной системы и воли в периоды кризисов. При этом человек обязательно должен уметь анализировать состояние социального пространства, осуществлять декомпозицию драйверов развития на предыдущих этапах, понимать структуру социума, реализацию закона целого и частного в нем, чтобы представлять, как его действия скажутся на более вышестоящих социальных структурах. Без понимания структуры социума по принципу матрешки невозможно спрогнозировать, каким образом уничтожение прошлых драйверов может сказаться на всей социальной структуре, поэтому все эти знания совершенно не абстрактны, они дают методологическую базу к тому, чтобы выйти из кризиса.
После того, как причины уничтожения предыдущих драйверов проанализированы, наступает самый сложный этап – творчество. Здесь основная задача человека – изо всех сил хотеть найти решение, хотеть одновременно и душой, и умом, и сердцем, и только в этом случае есть вероятность, что человек сможет выйти за пределы возможного и найти новый драйвер развития.
Заключение
В данной лекции мы рассмотрели сущность кризисов и механизмы их преодоления. Одна из основных вещей, которую нужно понимать, заключается в том, что без получения навыков преодоления кризисов в своей жизни (начиная с самого своего рождения, кризисов детского сада, школы и т.д.) человек никогда не сможет научиться преодолевать кризисы более высоких социальных структур. Он просто даже не будет знать, что иногда нужно включать волю, концентрировать все свои силы, что негативные эмоции – это нормально и т.д.
Получить такую подготовку, позволяющую преодолевать кризисы, в современном мире имеют возможность только единицы. И эти единицы – это, как правило, и есть дети семей международных банкиров. Поэтому эти семьи и эксплуатируют столетиями население земного шара – потому что они умеют передавать своим детям алгоритмы преодоления кризисов. Из каждого кризиса они выходят обновленными, с новыми концепциями, новыми драйверами. Мы сейчас не говорим о степени моральности их действий, их идеологии и т.д. Вопрос в другом – что они держат в руках весь мир уже не одно столетие, передавая знания из поколения в поколение. И каждое последующее поколение, по крайней мере до настоящего времени, оказывается дееспособным несмотря на то, что в их семьях происходит смешения крови, и поэтому семьи со временем на физическом уровне вырождаются.
Если же рассматривать наше российское образование, которое еще считается не самым плохим, потому что в нем еще хоть что-то осталось с советских времен, то становится понятно, почему мы находимся в положении народа, которому навязали Конституцию и который, имея самые богатые природные ресурсы, живет далеко не так богато. Российское образование сегодня не формирует у выпускников целостного представления о социуме и его структуре. Знания, даваемые современной системой образования, отличаются значительной фрагментарностью. Человек, закончивший институт сегодня «напичкан» огромным количеством абстрактных понятий, которые, несмотря на то, что их много, не обеспечивают целостного восприятия ни одной социальной среды. То есть, не говоря даже об отсутствии навыков, даже теоретические знания, полученные студентом, не достаточны, чтобы он мог себя реализовать в современных рыночных условиях. Таким образом, все знания современных выпускников вузов настолько фрагментарны, что не обеспечивают возможности целостного восприятия окружающего мира. А без этих знаний выход из кризисов социальных структур просто невозможен.
Список основных понятий
Ведическая религия – религия Древней Индии, получившая название от сборника священных писаний под общим названием Веды (знание).
Кризис – состояние социальной системы, при котором существующие драйверы ее развития перестают действовать.
Мир Яви – мир грубых материй, четырехмерный Мир людей и живых существ.
Мир Нави – это нематериальный мир нашей действительности.
Нейрокод – это траектория движения электрического сигнала в мозге человека.
Нейротрансмиттеры – биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрического импульса от нервной клетки через синоптическое пространство между нейронами, а также, например, от нейронов к мышечной ткани.
Синапсы – место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал клеткой. Служит для передачи нервного импульса между двумя клетками, причём в ходе синаптической передачи амплитуда и частота сигнала могут регулироваться.