ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: БАХРУШИНЫ
В статье рассказывается о предпринимателях братьях Бахрушиных. Показывается история их семьи, бизнеса, меценатства. Иллюстрируется каким образом династия создавала свои производства, а также условия для развития культуры и искусства России.
Династия предпринимателей братьев Бахрушиных прославилась прежде всего благодаря меценатству. При том, что сама купеческая семья жила в небольшом двухэтажном доме, скромно и без пресловутого купеческого размаха, Бахрушины тратили огромные деньги на меценатство. Их так и называли – «профессиональные благотворители», в конце XIX века бюджет Москвы некоторые годы был меньше, чем братья тратили на благотворительность.
Первые упоминания о Бахрушиных появляются в XVII веке. Истоки династии уходят корнями к Касимовским татарам, занимавшимися деятельностью по выделке кожи. Основатель фамилии Бахруш, а его сын крестился, взяв фамилию по имени своего отца. В дальнейшем семья переезжает в подмосковный Зарайск. Через полтора десятка лет глава семьи – Алексей Федорович, благодаря успехам производства замши на своем кожевенном заводе записывается во вторую гильдию купеческого сословия. Семья перебралась в Москву.
Время это было для отечественных предпринимателей очень благоприятным, в 1822 году в России был принят покровительственный таможенный тариф, который обеспечивал права русских купцов и их защиту от зарубежной конкуренции ввозных товаров. С этого момента стала бурно развиваться русская промышленность и отечественный капитализм. Москва становилась купеческим городом. Уже к тридцатым годам XIX века некогда аристократические районы стали заселяться предпринимателями-купцами из народа.
Алексей Федорович в Москве приобрёл кожевенный завод. В 1831 году он организовывает производство перчаток. А в 1835 году открывает новый завод, вытяжная труба которого была самой высокой в тогдашней Москве. Подавляющую часть денежных средств, все собственные силы и энергию он тратил на дело и обустройство своего предприятия, активно переводя производство от ручного труда к механическому, закупая в Англии станки и технику. Серьезную деятельность по модернизации Бахрушин начал в 1844 году. К заводу были проведены коммуникации, а вокруг предприятия развивалась инфраструктура. Шли годы, дело процветало. До Бахрушина замшу завозили исключительно из Европы, товар был востребован, и предприниматель с успехом развил отечественное производство. Этот успех дался не легко, Алексей Федорович, задолжав денежные средства, умер от холеры, оставив вдове и трем сыновьям – Петру, Александру и Василию, помимо основанного дела, еще и заложенное имущество в совокупности с долгами. Под переоснащение и модернизацию производства были взяты крупные кредиты. Родне советовали отказаться от обременительного наследия и не принимать долговых обязательств.
Однако в наследство семья все же вступила. Кредиторы согласились подождать с выплатами. Братьям удалось не только выбраться из долговой кабалы, экономя буквально на всем, но и еще успешнее развить и обновить производство. Они зареклись помогать друг другу, жить вместе, не брать кредиты и делать бизнес исключительно на собственные средства, а также делиться заработанным с нуждающимися. Братья много лет жили в патриархальном укладе вместе в небольшом родительском доме, не делили капитал и обеспечивали управление делом совместно. Петр Алексеевич занимался суконно-ткацким производством. Александр Алексеевич – кожевенным. Василий Алексеевич вел торговый бизнес. Дело было поставлено отлично, и братья сыскали уважение и любовь в Москве и стране. Их деятельность и производство давали рабочие места массе народа.
Усердная и налаженная деятельность молодых Бахрушиных позволила им уже к 60-м годам XIX века перейти в первую купеческую гильдию, а их кожевенное и суконное производство приобрело статус уже не заводского, но фабричного. Около Павелецкого вокзала столицы был огромный квартал Кожевники, застроенный фабричными корпусами, который москвичи называли Бахрушинским. Центром его была Троицкая церковь, которую так же называли Бахрушинской. Братья были очень религиозными людьми. В их семье было кредо: «Бог дал богатство – делись».
В 1875 году братья создают товарищество кожевенных и суконных мануфактур. Покупали участки и строили на них доходные дома, самым известным из них был дом на Тверской. На первых этажах обычно располагались магазины, выше жилые помещения. Наладив бизнес, братья никогда не забывали о помощи нуждающимся. Одно из зданий арендовал театр Федора Корша. Ныне здание занимает Театр Наций.
Бахрушины очень бережливо накапливали средства и постепенно приобретали влияние и статус, активно входили в московскую жизнь. Деньги вкладывались уже не только в собственное производство, но и культуру, медицину, социальную сферу и широкую благотворительность. Общественность Москвы была в удивлении и восторге от щедрости братьев Бахрушиных.
В 1887 году братьями был выкуплен огромный участок земли в Сокольническом поле и на нем безвозмездно построены современные больничные здания со всем необходимым оборудованием и персоналом. Были возведены корпуса для хронических и неизлечимых больных, здания хирургии и акушерства. Больничный комплекс был настолько масштабным и грандиозным, что на его строительство ушло почти полтора десятка лет и миллион золотых рублей личных средств Бахрушиных. На лечение принимались абсолютно все сословия, люди с самым разным званием и состоянием. Бахрушины настолько были погружены в насущные проблемы этой больницы, что завещали похоронить себя в склепе внутри госпитального храма больничного комплекса. К сожалению, на данный момент он не сохранился. Бесплатная больница в Сокольниках была просто замечательным предприятием и первым даром семьи Бахрушиных городу.
В Сокольниках братьями так же был возведен, организован и взят на попечение крупнейший социальный приют в шесть отдельных жилых зданий, а также с мастерскими и церковью для детей, лишенных родительского попечительства. Молодежь учили не только грамоте, но и танцам, рисованию, музыке, а также профессиональным ремеслам: кузнечному, электромеханическому и слесарному делу. Это позволяло покидавшим по совершеннолетию воспитанникам, успешно начинать свой собственный жизненный путь в статусе и с квалификацией мастера, кроме того, им гарантировались и предоставлялись деньги на обеспечение жильём. Приют был исключительным образцом семейного уютного отеческого детского дома с хорошим образованием и воспитанием, таким каким был собственный дом Бахрушиных.
Выдающееся здание на Софийской набережной напротив Кремля было построено в 1895 году на деньги Бахрушиных на купленном ими дорогом участке. Это знаменитый дом бесплатных квартир для неимущих: вдов, сирот и дам, приезжающих получать высшее образование. Четыреста пятьдесят квартир. На строительство было потрачено около полутора миллионов рублей серебром. Студентки-курсистки, вдовы и дети иждивенцы обеспечивались бесплатным проживанием. Многим безвозмездно предоставлялись дорогие швейные машинки «Singer» для возможности подработки. При доме имелись детский сад, три школы, технические училища, столовые для курсистов так же бесплатные. Благотворительность виделась Бахрушиными как оборотная область предпринимательства.
Шесть училищ, восемь храмов, три театра, больницы, народные дома и приюты. Всего Бахрушиными в Москве было построено более ста зданий. А общая сумма средств, выделенных на благотворительность, составляла около семи миллионов рублей.
Алексей Петрович Бахрушин оставил после себя в подарок столичным музеям (Румянцевскому и Историческому) ценнейшие коллекции уникальных культурных раритетов; старопечатных, рукописных книг; ценных вещей и произведений искусства.
Бахрушины были большими поклонниками театра и живописи. Они собирали вокруг себя московский культурный бомонд, создавая условия для общения, творчества театральной деятельности. Вечеринки в семье предпринимателей стали называть Бахрушинскими субботами.
Алексей Александрович Бахрушин собрал уникальную коллекцию вещей актеров, музыкантов, художников и других творческих личностей. Все свободное от бизнеса время было посвящено собранию коллекции. Со временем все признали, что собрание является уникальным. Эта коллекция впоследствии перешла в ведение Академии Наук на благо общего пользования. После Революции музей сохранил имя Бахрушиных.
На рубеже тысячелетий в 1900 году братьям Бахрушиным было пожаловано звание почетного гражданина города Москвы.
Мало того, в период Первой мировой войны, а именно в 1914 году Василий Бахрушин переводит все средства из банков Франции в России на нужды фронта. Подарив стране, по сути, весь свой капитал.
Свою великолепную усадьбу «Ивановское» Бахрушины так же безвозмездно передали государству.
Оставшиеся предприятия и собственность Бахрушиных после Октябрьской революции были национализированы. Кожевенный завод стал Московским фурнитурным заводом. А суконный – фабрикой «Красное веретено». При этом новыми властями было позволено семье остаться жить в своем доме, Советами была организована его охрана. Основанный Алексеем Бахрушиным Театральный музей Советская власть решила сохранить, а самого основателя назначить его пожизненным директором. Такое решение было принято лично В.И. Лениным. В настоящий момент Театральный музей им. А.А. Бахрушина известен каждому. Он является крупнейшим театральным музеем Европы и включен в особо ценные объекты культуры народов России.
Заслуги капиталистов Бахрушиных перед Москвой и страной в целом безусловно признавались даже большевиками.
***
Потребность в покровительстве искусству и культуре, необходимость помогать неимущим была естественной для деловых людей дореволюционного предпринимательского класса Российской Империи. Именно потребностью, а не обязанностью. Такая позиция плохо соотносится со стереотипами эксплуатации, которые были навязаны массам после Октябрьской революции.
Именно благодаря таким личностям как Бахрушины, их меценатству и увлечениям, страна имеет свой неповторимый культурный облик, представленный в великолепных музейных коллекциях, архитектурных памятниках и др. История этой предпринимательской семьи неотделима от истории всей Императорской, да и современной России.
Благотворительность как благо, творение как отражение состояния души человека, который осуществляет эту форму деятельности. Таковыми были купцы Бахрушины.
Список источников
1. Бахрушин Ю. А. Воспоминания. М., 1994. С. 127-180.
2. Бахрушины: Поколенная роспись московской ветви А. Ф. Бахрушина / Сост. И. Преображенская, Н. Филаткина. М., 1997. С. 83-140.
3. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 2002. 304 с.
4. Филаткина Н. А. Бахрушины // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV: Афанасий – Бессмертие. С. 396-398.