ДИНАСТИЯ МАМОНТОВЫХ
В статье рассказывается о предпринимателях Мамонтовых. Показывается история их семьи, бизнеса, меценатства. Преимущественно речь идет о купеческой деятельности Саввы Ивановича Мамонтова. Иллюстрируется каким образом он создавал условия для развития культуры и искусства.
Вклад купцов Мамонтовых в технологический и культурный облик России трудно переоценить. Их называли русскими Медичами, поскольку живописное и театральное наследие Серебряного века в Российской Империи, созданное под их патронажем было грандиозным.
Как и большинство именитых русских промышленников род Мамонтовых поднялся с нуля из самых низов. Название знаменитой купеческой фамилии в этимологи происходит от греческого христианского святого Маманта Кесарийского. Мамонтовы ведут начало от XVIII века из города Мосальска Калужской губернии. Их предок был некто крепостной приказчик Кондрат. Его сын Никита в середине XVIII века освободился от крепостной зависимости, начав собственное дело. А талантливый внук Федор сделал капитал благодаря торговле вино-водочной продукцией и откупным промыслом в Тюменской губернии. Бизнес состоял в том, что бралась на «винный откуп» определенная территория, то есть в царскую казну вносилась некая сумма от потенциальной прибыли продажи спиртного. Такое предпринимательство не было в почете, но приносило серьезные прибыли. Свое состояние (более миллиона рублей) Федор передал трем своим сыновьям Михаилу, Николаю и Ивану. Однако купеческое дело отца суждено было продолжить лишь одному из них, а именно Ивану Федоровичу. В 1949 году он перебирается в Москву, открыв ряд купеческих дел. Московский бизнес семьи Мамонтовых удачно рос, строились магазины, гостиницы, бани, дело активно шло в гору, приносило прибыль, богатство семейства приумножалось. Торговля и дела шли настолько хорошо, что Иван Федорович становится почетным гражданином города и приобрёл общественное уважение и связи.
Эпоха развития капитализма в России во второй половине XIX века характеризовалась активным развитием нефтепромысла и железных дорог. Частная предпринимательская инициатива хорошо поощрялась и купцы, вложившиеся в эти отрасли, поддерживались со стороны царского правительства. Иван Федорович, обладая хорошим чутьем удачно выбирает направление для инвестиций. Он стал заниматься добычей нефти в Азербайджане. Мамонтовы, как нефтепромысловики стали знамениты тем, что первыми в мире освоили бурение скважин на морском Каспийском шельфе. Они же проложили обширные магистрали для газового освещения в Москве. В общей сложности было установлено более двух тысяч фонарей.
Однако наибольшие вложения были произведены в железнодорожные коммуникации. Иван Федорович в 1859 году выигрывает тендер на возведение железных дорог и становится подрядчиком в строительстве Сергиево-Посадской (Троицкой) ветки, вложив в этот проект грандиозные по тем временам деньги – 500 тысяч рублей! Вложение было настолько удачным, что уже за первый год функционирования дорога не только себя окупила, но и дала прибыль. Затем Мамонтовы стали учредителями Ярославской, Вологодской, Архангельской, Курской (Донецкой) железных дорог. Таким образом были соединены северные (Белое моря) и южные моря (Азовское) Российской империи. Была обеспечена связь ее регионов и развитие инфраструктуры вдоль железнодорожных магистралей. Ярославский вокзал г. Москвы, кстати, был построен под патронажем Мамонтовых по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. Вокзал является одним из шедевров архитектуры модерна начала XIX века. Керамика на фасаде была выполнена на Мамонтовском керамическом заводе.
В планах продолжения предпринимательской деятельности из всех своих восьми детей Иван Федорович особенно возлагал надежды на своего третьего сына – Савву, и это несмотря на его хулиганскую натуру и откровенные неуспехи учебы в гимназии, а затем в университете. Скучным занятиям молодой Савва зачастую предпочитал театральную и актерскую среду. В виду этих увлечений, законченного высшего образования он так и не получил. Однако надежды отца все же оправдались, и именно Савва Иванович в наибольшей степени прославил фамилию Мамонтовых. Уже в 17 лет по делам Закаспийского торгового товарищества молодой Савва был послан отцом в Баку, а затем в Персию. На Востоке молодой человек осваивает не только предпринимательское искусство, но и местные языки, которые ему давались быстро и легко. В местных торговых делах, благодаря в том числе языкам, ему удалось преуспеть. Восточная поездка проявила все таланты и достоинства Саввы Ивановича, и он вернулся домой уже состоявшимся деловым человеком.
Савва Иванович удачно женится на дочери купца Григория Григорьевича Сапожникова, Лизе, чья фамилия в купеческой иерархии была выше семьи Мамонтовых. Причем брак был отнюдь не по расчету, молодые люди любили друг друга. Семья Сапожниковых владела несколькими фабриками по производству парчи и магазинами, они были очень богатыми людьми. Капиталы жены Савва удачно использовал в собственном деле. Он расширил фамильный железнодорожный бизнес отца до колоссальных размеров и увеличил свой капитал до десятков миллионов рублей. Уже в 28 лет Савва становится членом правления общества Московско-Ярославской железной дороги, а в 1872 году он уже директор данного предприятия. Он не ограничивался лишь эксплуатацией дорог, им были построены ряд заводов тяжелого машиностроения, обеспечивающих своей продукцией железнодорожную инфраструктуру. Вагоностроительный завод в Мытищах и идея московского метрополитена – есть детище Саввы Мамонтова. Молодой предприниматель был незауряден и талантлив, он обладал не только деловым чутьем, но и прекрасным художественным вкусом. Даже из бизнеса умел сделать искусство.
Савва Иванович безусловно знаменит благодаря своей обширной меценатской деятельности в области культуры. Его прозвали по аналогии со знаменитыми флоренцианцами Саввой Великолепным. Он был умен и талантлив не только в предпринимательстве, но и в живописи, литературе, поэзии, вокале и скульптуре. Сам весьма хорошо пел, ваял и писал стихи. Мамонтов был действительно «кругом артист», покровитель оперы и живописи. Ещё с юности он активно увлекался искусством, у него был дар от Бога. Был деликатен, воспитан и владел несколькими языками. Савва Иванович обладал очень широкой натурой и отличался столь же широкими интересами в жизни и бизнесе. Он умел делать добро, говорил о себе: «главное мое достоинство – есть умение находить чужие таланты». Свое покровительство людям искусства считал призванием считая, что: «нужно приучать глас народа к красоте».
Действительно он жил красиво. Чета Мамонтовых проживала на два дома в Абрамцево и в Москве.
Свою дачу в Абрамцево (некогда дом писателя Аксакова), Савва сделал неформальным клубом деятелей театра и художников. П. М. Третьяков, И.И. Левитан, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.М. Антокольский, К.А. Коровин и многие другие входили в этот ставший впоследствии знаменитым «абрамцевский» кружок. В 1873 году Савва открывает художественную студию-мастерскую. «Девочка с персиками» В.А. Серова была написана с дочери Саввы – 11-летней Веры в Абрамцево. Алеша Попович из «Трех богатырей» списан В.М. Васнецовым в Абрамцево с сына Мамонтовых Андрея. Знаменитая «Аленушка» В. Васнецова так же была написана в Абрамцево. «Видение отрока Варфоломея» М.В. Нестерова навеяно настроением абрамцевских пейзажей. «Запорожские казаки…» И. Е.Репина тоже ведет оттуда свое начало. Подобного рода примеров можно привести достаточно много.
Савва Иванович собирает вокруг своей персоны наилучших представителей Российской культуры, обеспечивая их материальные заботы. Мамонтовская среда позволяла творческим натурам активно работать и развиваться, не задумываясь о хлебе насущном. Савва Мамонтов, по сути, создал как личностей художников В. А. Серова, В.М. Васнецова и М.А. Врубеля. Он дал им возможность начать свой творческий путь, проявиться, получить известность и почувствовать собственную неповторимую аутентичную натуру. Савва Иванович, будучи успешен сам, умел находить неповторимые творческие таланты, и мало того заражать их собственным успехом.
Городской дом Мамонтовых в самой Москве на Садовой Спасской улице был также как и в Абрамцево всегда был полон творческими людьми. Жена предпринимателя – Елизавета Григорьевна смогла сделать его гостеприимным и уютным для гостей. Савва всяческим возможным образом поощрял их деятельность, создавая все условия не только для работы, но и при необходимости, для проживания. В его усадьбах существовали небольшие комнаты для проживания. «Демон» Врубеля, «Христос и грешница» были написаны в московском доме в кабинете Саввы Ивановича.
Савва ставил оперные спектакли, создав собственную частную Русскую оперу. В ней было все очень качественно, не только голоса, но декорации, которые создавали известные художники из абрамцевского кружка. Народ приходил не только слушать музыку, но и чтобы посмотреть на прекрасное художественное оформление спектакля. Для этой цели Савва Иванович снял помещение на Дмитровке (современный театр Солодовникова), где воплотил в жизнь этот очень дорогостоящий театральный проект. Русская опера в то время была, как говорится, «не в почете», публика отдавала предпочтение итальянцам. Савва Иванович старался сделать популярными и известными именно российских певцов и композиторов. Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин именно там получили свою известность. Чередовав постановки русских и западных композиторов, С.И. Мамонтов таки добился известности отечественной оперы – русских оперных артистов и музыкантов. Это произошло в том числе благодаря фигуре Ф. И. Шаляпина. Федор Иванович начал с роли статиста, но очень быстро дорос до «соло» и стал широко известным именно в Мамонтовской русской опере.
На Театральной площади стоит великолепная гостинца Метрополь – это живой памятник ее создателю Савве Мамонтову. Грандиозное здание, построено архитектором В. Ф. Валькотом с внушительным размахом и изяществом. В его помещениях запах бизнеса и искусства слиты вместе. Залы и крупные комнаты расписывали лучшие живописцы страны, а внешне она украшена двумя десятками панно по эскизам А.Я. Головина и М.А. Врубеля, керамика которых выполнена в личных мастерских Саввы Мамонтова.
Помимо всего прочего С.И. Мамонтов участвовал в создании цветаевского музея и издавал журнал «Мир искусства».
Другие члены семьи также вели активную благотворительную и культурно-просветительскую деятельность. Почти все семейство характеризовалось творческой и одаренной натурой.
Так супруга Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна в 1873 году открыла больницу для крестьян, а в 1874 школу со столярными мастерскими. Анатолий Иванович, старший брат в 1866 году открывает типографию и книжные магазины. Двоюродный брат Иван Николаевич основал проект «Народное здравие» со многими учебными заведениями. Племянница Мария Федоровна занималась организацией предприятий по изготовлению изделий художественного промысла, вышивки и ковров, магазин по сбыту которых располагался на Петровке. Она оказывала покровительство творческим натурам, в том числе А.Н. Скрябину. Как и ее знаменитый дядя выделяла немалые средства на строительство школ и больниц.
1899 год стал трагическим годом для семьи Мамонтова. Миллионер Савва Иванович арестован и разорён. Ему были предъявлены счета по кредитам. Бизнесмен вовремя не сумел финансово поднять приобретённые им убыточные предприятия. В условиях кассового разрыва, предприниматель не смог вовремя «провернуть» заемные средства. У него было реквизировано все имущество. С.И.Мамонтов писал, что «зла никому намеренно не делал, а кому делал добро тот вспомнит меня в своей совести» [1]. Блестящий адвокат Федор Николаевич Плевако, защищавший мецената в суде, сумел превратить процесс в чествование российской промышленности. А царь Николай II лично ходатайствовал за предпринимателя. Суд признал растраты, но оправдал Савву Мамонтова, однако от финансового потрясения он не оправился. Ходили слухи, что предпринимателя намеренно «утопили» в виду конкуренции государственной и частной форм хозяйствования на железных дорогах, что мол С.И. Мамонтов не тому перешёл дорогу. Однако, возможно, это всего лишь чье-то частное мнение. Так или иначе реквизированные предприятия ушли лицам, близким министру финансов С.Ю. Витте.
С приходом нового тысячелетия, знаменующегося рядом потрясений, ушла целая эпоха русских меценатов, создавших культурный и технологический облик не только дореволюционной, но и современной России. Они не вывозили деньги за границу, но все средства вкладывали в отечественную промышленность и культуру. К сожалению, таких Мамонтовых-Медичи нам сейчас очень не хватает.
***
Династия оставила в наследство сокровища искусства, все то, что составляет особенный и неповторимый культурный облик России.
Савва Иванович Мамонтов всю жизнь следовал моральному завещанию своего отца: «… праздность есть порок, труд не есть добродетель, а прямая непреложная обязанность как исполнение прямого долга в жизни. Всякий гражданин должен трудиться морально или материально для пользы своей семьи, для пользы общественной и отечественной» [1].
Предприятия, некогда созданные семьей Мамонтовых, продолжают действовать и сейчас. Их вклад в индустриализацию страны огромен, построенные железнодорожные магистрали оказались очень стратегически продуманными, они являются важнейшими в транспортной коммуникации страны и в настоящее время.
Вторжение крупного капитала купцов Мамонтовых в русскую культуру оставило след очень положительный и является примером для других.
Виктор Васнецов посвятил Савве Мамонтову такие слова: «… Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, производить, развиваться и совершенствоваться искусство. Таковы были Медичи во Флоренции, папа Юлий II в Риме и все подобные им, творцы художественной среды в своем городе. Таков был и Савва Иванович» [14].
Список источников
1. Бахревский В. А. Савва Мамонтов. М.: Молодая гвардия, 2000. 511 с.
2. Белоглазова Н. М. Абрамцево. Альбом/ Редактор Д. М. Ладыгина. М.: Советская Россия, 1988.
3. Боханов А. Савва Мамонтов // Вопросы истории. № 11. 1990. http://annales.info/rus/small/mamontov.htm;
4. Виктор Васнецов https://tphv-history.ru/books/bahrevskiy-viktor-vasnecov7.html
5. Думова Н. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992. 336 с.
6. Коган Д. З. Мамонтовский кружок. М.: Изобразительное искусство, 1990. 220 с.
7. Копшицер М. Савва Мамонтов / Серия: Жизнь в искусстве. М.:Искусство, 1972.
8. Мамонтов В. С. Воспоминания о русских художниках. М.: Искусство, 1950. 76с.
9. Мамонтов С. И. О железнодорожном хозяйстве России. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К,1909. 35 с.
10. Мамонтов С.И. /Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. Т. 18. М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. С. 717.
11. Некрасова М. А., Дубининой Л. В Мамонтовы. Начало династии. М.: АИРО-ХХI, 2016. 391 с.
12. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М., 1948.
13. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Мои сорок лет в театрах. М.: Союзтеатр, 1989. 320 с.
14. Яновский-Максимов Н. Сквозь магический кристалл… https://www.livelib.ru/quote/42543492-skvoz-magicheskij-kristall-n-yanovskijmaksimov