ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ТРЕТЬЯКОВЫ
В статье рассказывается о фабрикантах и меценатах братьях Сергее Михайловиче и Павле Михайловиче Третьяковых. Показывается история их семьи, бизнеса, а также иллюстрируется огромный вклад в русскую культуру и искусство.
Сегодня фамилия Третьяковых стала легендарной, ее знают все. Этот очерк посвящен истории знаменитой предпринимательской династии.
Предки Третьяковых были посадскими людьми и происходят из крепостных крестьян Малоярославецкого уезда. Род ведет свое начало с 1646 года. Звучание фамилии этимологически произошло от третьего ребенка мужского пола по рождению в семье – третьяк. И эта фамилия была очень распространена в России.
В конце XVIII века прадед братьев Третьяковых Елисей из Малоярославца перебирается в Москву, а его сын Захар уже разворачивает купеческое дело. У него было шесть лавок, в которых продавались текстильные товары и продукты. Внуки Павел и Сергей Третьяковы с самых ранних лет уже работали в лавке своего отца Михаила Захаровича. Путь в большое предпринимательство начинался у купцов буквально с роли мальчика на побегушках. Молодые братья выполняли любые порученные работы, не гнушаясь ничем, включая самые грязные.
Предпринимательская деятельность
Руководство семейным делом приходит к Павлу Михайловичу после смерти отца в 1850 году. В наследство 27-летнему П. Третьякову досталось несколько магазинов в Гостином ряду и баня в центре Москвы. Он, будучи молодым человеком, был уже достаточно финансово состоятельным купцом с капиталом более ста тысяч рублей. Однако ему и брату удалось кратно приумножить капитал отца. Это произошло благодаря удачным занятиям торговлей, а также производством льняной пряжи и тканей.
Москва в первой половине XIX века – это город строящийся. Знаменитый пожар 1812 года буквально обнулил старые постройки со всем скарбом горожан. Ткани и текстильная продукция были очень востребованы. Третьяковы стали заниматься именно традиционным тогда для г. Москвы текстильным производством – покраской и продажей тканей. Преимущество отдавалось льну. Соответствующего сырья в России производилось достаточно, именно данный товар пользовался особо широким спросом у населения. Две небольшие текстильные фабрики функционировали в самой Москве. Кроме того, Третьяковы быстро расширили производство, создав в 1860 году новую фабрику в г. Костроме. Стартовые капиталы, вложенные в костромской проект, были очень весомыми – в размере 270 тысяч рублей, при этом деньги оправдались с лихвой. Так появляется костромская льняная мануфактура. На тот момент данное предприятие являлось самой крупной льняной мануфактурой в Российской Империи. Лен из окружающих деревень доставляли в город, где на фабрике проходил полный цикл обработки. Работы велись с большим размахом и интенсивно. Уже с самого начала производства на предприятии трудились несколько сот (по некоторым данным более тысячи) человек в две смены. Фабрика имела магазины не только в Москве и Санкт- Петербурге, но и в Европе. Продукция была очень качественной, высоко ценилась, пользовалась широким и повсеместным спросом.
Достаточно быстро было закуплено импортное оборудование, а со временем братьями и К* стали производиться уже станки собственного производства, которые собирались на той же костромской фабрике. Объемы производства быстро росли. В производстве через сорок лет после открытия завода уже были задействованы десятки тысяч рабочих, и Третьяковы стали лидерами в текстильной области. Вокруг фабрики активно развивалась инфраструктура с ремесленными училищами, народным домом, общежитиями, банями, школами и больницей. Работа на фабрике считалась у местного населения престижной, хорошо оплачивалась, что позволяло рабочим неплохо жить и в достатке содержать свои семьи. Бизнес шел хорошо дело развивалось, прибыли были весомыми и капитал рос. Производимая на фабрике текстильная продукция по качеству стала опережать даже признанные в Европе британские аналоги.
История знаменитого собрания картин
Павел Михайлович уже в 22-летнем возрасте приобрёл на Сухаревских развалах первые произведения искусства – графику голландских художников. После наполеоновской разрухи на Сухаревских рядах можно было приобрести самые раритетные вещи и сюда нередко захаживали ценители искусства. Это было известное место антикварной торговли.
Несколько позднее П. Третьяков принимает решение собирать работы современных ему отечественных художников. Произведения покупались уже непосредственно на аукционах и выставках.
Собственно первая серьезная картина, приобретённая П. Третьяковым за 150 рублей в 1856 году, была знаменитая «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника В.Г. Худякова. Так начиналась знаменитая коллекция. И этот год считается годом основания Третьяковской галереи.
При том, что Павел Михайлович не обладал специальным искусствоведческим образованием, он вел спокойную и уединенную жизнь и это позволило ему пристально изучить историю и теорию искусства. Со временем он настолько хорошо в этом преуспел, что стал общепризнанным тонким знатоком и ценителем живописи. При этом – одним из лучших в Российской Империи.
П. Третьяков отдавал предпочтение работам отечественных художников В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, И.И. Левитана, К. Е. Маковского, К.А. Савицкого, В.В. Серова, Л.О. Пастернака, М.В. Нестерова В.И. Якоби, К.П. Брюллова, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова и многих других. Без П. Третьякова не состоялось бы многих именитых мастеров отечественной живописи, как и не состоялось бы знаменитое движение русских передвижников. Надо отметить, что до П. Третьякова отечественные художники и скульпторы не были в почете, их произведения в должной мере не котировались и не ценились. Промышленник сделал их популярными как в светских кругах, так и у народа.
Первоначально собрание картин выставлялось в доме фабриканта (Лаврушинский переулок), затем коллекция все более росла и для ее презентаций сроились специальные пристройки. Со временем для них пришлось даже вырубить сад, окружавший дом. П. Третьяков, хорошо осознавая собственную миссию коллекционера, стал тратить на приобретение произведений искусства по сто тысяч рублей в год, по тем временам это была очень внушительная сумма. Павел Иванович Третьяков, обладая изысканным вкусом и чутьём, подмечал в работах даже те детали, которые не видел сам автор. Одновременно он знал толк в торговле, умел видеть художественно-ценностный потенциал нового произведения, выгодно и удачно его покупать. Павел Иванович был буквально одержим русскими художниками и их картинами. Он все чаще посещает выставки художников, внимательно разглядывая произведения, стараясь не упустить удачную работу. Порой удачные картины покупались еще незаконченными в мастерских, задолго до их официальных выставок.
Тратя существенные суммы на покупку картин и меценатство, в собственных расходах сам Павел Третьяков был весьма скромен. Будучи человеком замкнутой религиозной натуры, Павел Иванович среди знакомых за глаза был прозван «архимандрит». В отличие от своего брата Сергея Ивановича он не был столь общителен и любил созерцательную жизнь. При этом будучи жестким предпринимателем с цепкой деловой хваткой, он был буквально одержим искусством. Хорошо осознавал, что создает нечто очень важное, что будет крайне востребованно в качестве общенародного русского достояния. Действительно со временем коллекция им собранная стала исключительной по своим масштабам.
Несмотря на то, что Павел Иванович очень внимательно относился как ко мнению авторитетов и зрителя. Картины приобретались им исходя из его собственных решений. Приобретались порой без какой-либо оглядки на критиков, мнений значимых друзей, и даже такого авторитета как Синод Русской православной церкви. Произведение оценивалось исключительно из критериев его ценности для русского искусства.
Постепенно стала рождаться идея о создании музея национального русского искусства (национальной художественной галерее в Москве).
В 1867 г. П. Третьяков женится на В.Н. Мамонтовой – представительнице другой замечательной купеческой семьи. Жена разделила увлечение мужа, всячески способствуя его деятельности.
Для галереи архитектор Каминский строит специальное выставочное здание в русском национальном стиле. Его оформляет художник Васнецов. В 80 годах XIX века галерея была открыта широкой публике для бесплатного показа. До этого момента в Москве не было ни одного открытого для широкого посещения музея. Частные коллекции так же не были достаточным образом доступны. Популярность галереи росла, и она стала очень известной. В 1890 году ее посетило уже более пятидесяти тысяч человек. Галерея к тому времени стала общественно признанным выставочным музеем, эталонным и знаменитым в своей области.
В 1892 году Третьяков принимает решение о безвозмездной (!) передаче галереи городу Москве. С этой просьбой коллекционер обращается в Московскую городскую думу. Дар был принят с благодарностью. На грандиозное событие по передаче музея в дар городу приезжает Император Александр III с семейством. После дарения коллекции Павел Третьяков продолжает полностью финансово обеспечивать галерею, а в завещании оставляет средства не только на содержание, но и даже на расширение. Выделенные им средства поступали вплоть до 1918 года.
Третьяковская галерея в Москве является, пожалуй, наиболее крупным собранием произведений русского искусства в стране.
Меценатство
Третьяковы оставили свой след не только в искусстве, но в архитектурном облике Москвы. Так под их патронажем был построен Доходный дом на Рождественке, в котором вскоре расположился Лионский банк. Знаменитый Третьяковский проезд был построен на месте снесенной части китайской стены. Он существенно облегчил движение транспорта в этой части города. Здесь же расположились фамильные магазины, которые до сих пор на данном месте находятся.
Оба брата Третьяковы очень активно занимались широкой общественной деятельностью. В Москве Сергей Иванович вошел во власть, став главой города и был очень влиятельным человеком. Оба брата были членами многих попечительских советов и обществ, щедро занимались благотворительностью. Круг их меценатства был очень широк и разнообразен. Братья много средств жертвовали студентам, буквально сотни молодых людей получали образование на деньги Третьяковых. Финансировали строительство церквей, содержание богаделен и больниц. Ими была оказана существенная поддержка в финансирование экспедиции Миклухо-Маклая. Выделялись средства на содержание Московского Зоосада. Отдельно следует отметить, что на средства Третьяковых было осуществлено строительство и содержание учебного заведения для слепоглухонемых детей – Арнольдо-Третьяковское училища. Детей там не только содержали около десяти лет, но и давали им рабочую специальность мастера-переплетчика. Были выделены деньги на строительство православного храма в Токио.
Средства на меценатство выделялись очень существенные, гораздо большие, чем на свою собственную семью. По некоторым годам расходы доходили до тридцати тысяч, в то время как на себя П. Третьяков тратил менее тысячи в год. Одевался он скромно и неброско, носил одинакового покроя недорогие костюмы и такую же обувь. Кроме того, братья не афишировали свою благотворительную деятельность.
***
В конце XIX века состояние Третьяковых составило 3.5 миллиона рублей. Большая часть дохода семьи тратилась на приобретение произведений искусства и благотворительность.
Третьяковы были глубоко верующими православными людьми и считали, что: «нажитое от общества должно обществу вернуться». Сергей умер скоропостижно – в 58-летнем возрасте. Павел Третьяков скончался от продолжительной болезни язвенной болезни в возрасте 66 лет. Его последними словами перед смертью были: «Верую» и «берегите картины».
Список источников
1. Беляев Н. С. Почетные вольные общники Императорской Академии художеств: краткий биографический справочник. СПб.: БАН, 2018. С. 271.
2. Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. Сост. и авт. примеч. В. В. Андреева и др.; Предисл. и ред. Н. Л. Приймак. М.: Искусство, 1995.371 с.
3. Власов В. Г. Третьяков Павел Михайлович //Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь в 3 т. / В. Г. Власов. СПб.: Кольна, 1997. Т. 3: Словарь имён: М-Я. С. 388. 655 с.
4. Милюгина Е. Г. Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. М.: Белый город; Воскресный день, 2012. 240 с.
5. Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея. М.: Арт-Родник, 1998. 256 с.
6. Павел и Сергей Третьяковы: Жизнь. Коллекция. Музей / [авт.-сост. О. А. Алленова и др.; редкол.: Н. Н. Мамонтова и др. авт. концепции Т. В. Юденкова]. М.: Махаон, 2006. 497 с.
7. Третьяков Павел Михайлович: [арх. 4 декабря 2022]/ Т. В. Юденкова// Телевизионная башня Улан-Батор. М.: Большая российская энциклопедия, 2016. С. 374-375.
8. Федорец А. И. Павел Третьяков. М.: Вече, 2011. 432 с.
9. Чумаков В. Русский капитал. От Демидовых до Нобелей. М.: НЦ ЭНАС, 2008. 336 с.
10. Юденкова Т. В. «Русская концепция» развития галереи братьев П. М. и С. М. Третьяковых. К вопросу о мировоззрении коллекционера //Искусствознание. 2014. № 1-2.