Исторический очерк 

“Константинов дар”

Как известно, если люди верят в некий факт, то это порождает одинаковые последствия, независимо от того, является ли этот факт реальным или вымышленным.

Например, все религиозные культы построены на вере в некие факты, недоступные верификации, которые, тем ни менее, создавали вполне четкие и стабильные социально-политические системы.

Христианство в историческом плане представляло собой исключение, – в Новом Завете вопрос устройства христианского государства не рассматривается. Т.е., указания на соотношение и взаимодействие духовной и светской властей в государстве, возглавляемом христианским государем и окормляемом церковным иерархом, – отсутствуют.

Для интересующихся вопросом, какие именно типы взаимодействия христиан и “начальствующих” содержатся в Евангелии, рекомендуем мини-лекцию историка Александра Марея – “Политическая философия Нового Завета”.

Примерно через 300 лет после падения Западной Римской Империи и в период расцвета Восточной Римской Империи – Византии, была предпринята весьма успешная попытка “задним числом” создать христианскую традицию взаимоотношения духовной и светской властей.

Речь идет о документе, именуемом “Константинов дар”, который появился около 770 года после Р.Х. и обосновывал вселенскую власть Папы римского.

В замечательной книге Кирилла Бабаева “История человечества в великих документах” (2018) этот документ назван “крупнейшей подделкой в истории”.

Этот документ “в течение многих веков оправдывал власть римского Папы над императорами, королями, герцогами и другими властителями по всему христианскому миру. Он утверждал принцип верховенства церкви над государством и поддерживал роль папы как главного арбитра между бесчисленными князьями средневековой Европы”.

Во 2-й половине VIII в. “в недрах папских архивов в Риме таинственно «всплыл» дарственный акт, которым римский император Константин Великий официально отказывался от своей власти над западной частью своей империи, препоручая её папе Сильвестру I”.

Разумеется, такое решение было принято под влиянием чуда: императору, который планировал по совету языческих жрецов излечиться от проказы старым проверенным методом – приняв ванну, наполненную кровью младенцев, во сне явились апостолы Пётр и Павел и посоветовали обратиться к римскому епископу Сильвестру.

Император приказал вернуть младенцев матерям, крестился и, разумеется! – выздоровел. После чего решил навсегда покинуть Рим, перенести столицу в Константинополь, а Папе передать в управление «город Рим и все провинции, округа и города Италии и западных регионов; и, отказываясь от права владения ими по этому божественному декрету и императорскому указу, передать их в законную собственность священной Римской церкви».

Исходя из документа именно Папы являются законными верховными властителями всей Европы, “а императорская корона, вручённая из их рук, является единственным легитимным символом власти. Эта концепция в конце VIII в. очень удачно подходила для сделки между королём франков Карлом Великим и Папой, который в конце концов в 800 г. короновал Карла императорской короной. Так сложилась новая система власти в Европе: император получает корону от Папы, короли и герцоги – из рук императора, и так далее вплоть до самого мелкого феодала. Через два века распавшуюся империю франков сменила Священная Римская империя, однако иерархия власти не поменялась”.

В случае разногласий с императорами, королями и герцогами, Папы на протяжении целого ряда веков обращались к “Константинову дару”, как к непререкаемому юридическому аргументу.

Прекрасный исторический очерк о том, как Папы пользовались “Константиновым даром” мы рекомендуем вам прочитать по ссылке

Для тех, кто интересуется дискуссиями в Европе о природе духовной и светской власти в XII – XIV вв. рекомендуем мини-лекцию историка Александра Марея “Понятие власти в средневековой политической теории”, где разобрана точка зрения понтификов

Возвращаясь к “Константинову дару” отметим, что документ вызывал сомнения у императоров, начиная уже с Оттона III в начале XI в.

С XV века началась настоящая атака на документ. Сначала, в 1430 году выдающийся мыслитель Николай Кузанский написал, что факт «Константинова дара» не подтверждается ни одним историческим источником, но позже, став кардиналом, отказался от своих подозрений.

Далее – “в 1440 году итальянский писатель Лоренцо Валла написал сенсационный труд «О подложности так называемого Константинова дара», который камня на камне не оставил от основополагающего документа вселенской власти Папы. В книге приводятся десятки исторических, филологических, теологических да и просто логических аргументов, доказывающих, что «Константинов дар» является подделкой, изготовленной в папской курии спустя несколько веков после смерти Константина Великого. И действительно: некоторые даты там указаны неверно, в тексте «Дара» упоминаются гунны, о которых в 315 г. в Европе ещё не слыхивали, фигурирует несуществующая «Византийская провинция» империи, а речь документа вульгарна и разительно отличается от классического языка императорских эдиктов”.

Книга Валлы стала веским аргументом против папства в эпоху Реформации и вполне “заслуженно” была в середине XVI в. внесена в Индекс [«Список запрещённых книг»] Ватикана, где находилась до 1966 года.

В 1994 году был принят новый и поныне действующий Катехизис католической церкви, согласно § 882 которого «Римский Первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять».

Что же касается рукописи «Константинова дара» IX в., то она хранится Национальной библиотеке Франции и остаётся памятником самой удачной религиозно-политической фальсификации.

Продолжение следует.

Дата публикации 24.05.2023

Список источников

Войти в личный кабинет