ЛОГИКА ЭКСПАНСИИ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОГО КАПИТАЛИЗМА

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и закономерности  экспансии европейского капитализма. В процессе смены основных стадий в развитии капиталистического способа производства в Западной Европе экономическая элита последовательно проводила политику расширения внешнего влияния, захвата сырьевых ресурсов и рынков сбыта промышленных товаров. Способность к централизованному государственному управлению конкурентной экономикой и мультиполярной политической системой стала основой глобальной гегемонии западного капитализма. Западные и восточные цивилизации в течение двух тысячелетий конкурируют за наиболее эффективное использование технологий в повышении производительности труда, уровне жизни населения, обеспечении комфорта и безопасности. В глобальном соперничестве менялись участники и правила игры, но спор между Западом и Востоком еще далеко не завершен. 

Введение.

В мировой истории можно выделить два основных события – разделение западных и восточных цивилизаций в I тысячелетии до н.э. и установление глобальной гегемонии Запада в XIV–XIX веках. Основные стадии развития западноевропейского капитализма, меркантилистская (мануфактурная), либерально-конкурентная (индустриальная), империалистическая и глобальная (пост-индустриальная) стали вехами распространения влияния европейских, а затем северо-американских экономических организаций на других континентах. Античный колониализм Древнего мира, как социальный процесс расселения избыточного населения на свободных землях, сменился империализмом, а затем глобализмом (пост-империализмом), т.е. системой военно-политического и информационного контроля поведения и мышления не-западных обществ.

Установление глобальной гегемонии Запада было длительным и сложным процессом. Трансформация присвающего в производящее хозяйство, т.е. неолитическая или зерновая революция, последовательно произошли в Анатолии в IX, в Месопотамии в VII, в Северном Китае и Египте в V–III тысячелетиях до н.э. Перейдя от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, первобытные племена получили прибавочный продукт для создания социальных, политических и культурных институтов. Люди смогли думать не только о выживании, но и о развитии. В процессе политогенеза первобытные общества сменились государствами. Ранние речные цивилизации были еще однородными и различались только характером взаимодействия общества и природы, набором сельскохозяйственных культур и домашних животных.

Первый глобальный раскол произошел во II–I тысячелетиях до н. э. на новом технологическом уровне развития. Люди научились не только выращивать сельскохозяйственные культуры и домашних животных, но также преобразовывать окружающую природную среду, создавая города, строя плотины и каналы. В Восточной Азии в бассейне Хуанхэ династия Чжоу сформировала первую модель ориентального или «гидравлического деспотизма», взяв под централизованный контроль ирригационные системы. На противоположном краю Евразии, в Средиземноморском ареале, в Греции и Финикии сложились полисы – прибрежные торгово-ремесленные города с внутренним самоуправлением.

Основная часть.

Главным цивилизационным отличием Востока от Запада стала внутренняя и внешняя ориентации в развитии. Базовые технологии человеческой цивилизации в сфере сельского хозяйства, энергетики и транспорта, севооборот, водяное колесо, металлургическая домна, паровая машина и парусное судно, были изобретены на стадии раскола в I тысячелетии до н.э., но Восток и Запад использовали их совершенно по-разному.

Китай, как наиболее полное воплощение восточного цивилизационного типа, сосредоточился на внутреннем развитии в формате Срединной или Поднебесной империи. В окружении горных хребтов, пустынь и океанов в плодородных бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы сформировалась изолированная цивилизация, не заинтересованная в контактах с внешними примитивными «варварами». Античные города Средиземноморья с многочисленным активным населением и скудными природными ресурсами, напротив, ориентировались на развитие дифференцированной экономики, расширенное производство и вывоз своих товаров на внешние рынки.

В Древнем мире по своему технологическому уровню Китай и Индия намного опережали Европу. Благоприятный климат и плодородные почвы позволяли правящим элитам двух главных восточных цивилизаций использовать прибавочный продукт сельских общин для государственного строительства, накопления сокровищ, развития религиозных и культурных систем, но не менять свой цивилизационный код. Централизованные бюрократии поддерживали внутреннюю стабильность и внешнюю безопасность, но подконтрольные торговые и ремесленные сословия не вкладывали накопленные средства в расширение производства.

После формирования во II–I веках до н. э. деспотической державы Хань и Римской империи возникла первая глобальная транспортная коммуникация – Великий шелковый путь, соединивший восточную и западную окраины Евразии. Китай и Индия экспортировали шелк и другие высококачественные ремесленные товары, которые римляне и их исторические наследники в Средние века были вынуждены оплачивать золотом и серебром.

Уже в конце I тысячелетии до н.э. греческие и финикийские полисы исчерпали свой внутренний потенциал развития. Торгово-ремесленное население получало главные выгоды от вывоза своей продукции на внешние рынки, т.к. местное население с натуральным хозяйством было слишком малочисленным и бедным. Греческие и финикийские города в Средиземноморье сформировали первую европейскую модель колонизации. Римская империя поглотила полисы, создала первое в Европе универсальное государство, но вскоре также оказалась в тупике. Свободные римляне воевали и охраняли имперские завоевания, а в материальном производстве их быстро заменили рабы. Бывшие покорители Вселенной деградировали в городской плебс, требовавший «хлеба и зрелищ», а императоры III–IV веках н.э. были вынуждены нанимать варваров для охраны границ.

В римских провинциях крестьянские хозяйства были вытеснены виллами и плантациями, но дешевый труд многочисленных рабов не создавал стимулов для интенсификации производства. Рабовладельцы были вынуждены децентрализовать хозяйство и раздавать земли в аренду бывшим рабам.  На рубеже Античности и Средневековья они превращались в крепостных зависимых крестьян (сервов). Натурализация сельского хозяйства вела к технологической деградации и снижению урожайности. Императоры уже не могли собрать достаточно налогов для содержания бюрократии и найма варваров на военную службу. В V веке обветшавшая Римская империя рухнула. Западная часть разделилась на «варварские королевства», а восточная уцелела в виде Ромейской или Византийской империи [1, c. 25–26].   

В раннем Средневековье в Западной Европе феодальное поместье (манор) стало инкубатором индивидуального крестьянского хозяйства, ориентированного на личную инициативу, самостоятельность и товарное производство. В густонаселенной северо-западной части Евразии крестьянам было некуда бежать, и поэтому не было необходимости в их закрепощении, т. е. в физическом ограничении свободы [5, c. 179]. Европейская цивилизация развивала широкий изощренный диапазон прямого и косвенного контроля мышления и поведения человека, от прямого насилия, порок и казней, до косвенного воздействия с помощью различных информационных технологий. Королевских глашатаев и церковных проповедников сменили газеты, а затем телевидение и Интернет.

На рубеже Средних веков и Нового времени превращение сословно-представительской в абсолютную монархию укрепило сословные права и городское самоуправление. Если манор стал инкубатором для раннекапиталистической экономики, то абсолютизм в XVII–XVIII веках помог вызреть первым национальным государствам. Тюдоры в Англии, Габсбурги в Австрии и Испании, Бурбоны во Франции строили единые сети дорог и вводили единые системы мер и весов, устраняя внутренние таможенные барьеры. Короли  выпускали единую монету, финансировали академии, школы и университеты, использовавшие универсальную письменность и  формировавшие общее национальное сознание. Династические границы, сдвигавшиеся в Средневековье с каждым династическим браком, сменялись устойчивыми разграничениями национальных экономик – скоординированных хозяйственных организмов. Централизованная королевская власть и администрация обеспечили кристаллизацию национальной идентичности, единого самосознания и исторической памяти.

Средневековые сословия, духовенство, дворянство и торгово-ремесленные корпорации, сменились тремя типами элиты – интеллектуальной, политической и экономической. Королевские политические и правовые гарантии неприкосновенности частной собственности в XIV–XVI веках стали рамками для первоначального накопления капитала – уникального явления в мировой истории. Прото-буржуазия использовала свою организационную автономию для изобретения принципиально новой модели развития, вкладывая накопленные средства в новые производственные активы. Ремесленные цеха подчинялись торговым гильдиям и превращались в мануфактуры с ручным производством и разделением труда. Простое штучное ремесло, ориентированное на единичных потребителей, сменилось массовым производством стандартных товаров.

Внутреннее развитие европейского капитализма стимулировало внешнюю экспансию. Расширенное мануфактурное производство отразилось в экономических теориях меркантилистов, обосновывавших развитие на основании превышения экспорта над импортом, а следовательно, захвата новых рынков. В XVII–XVIII веках буржуазные революции устранили архаические элементы абсолютистских монархий в Англии и Франции, приспособив государственно-политические системы к решению новых задач. Логика европейского феодализма сменилась логикой капитализма, но последовательно требовала внешней экспансии.

Основоположник французского Просвещения Ш.-Л. Монтескье в своей работе «О духе законов» (1748) писал о динамично развивающемся Западе и о застывшем Востоке. К. Маркс увидел в европейской истории три стадии развития или исторические эпохи, которые он назвал общественно-экономическими формациями. Профессор экономики Техасского университета У. Ростоу переосмыслил марксистские классовые дефиниции с точки зрения технологий, как традиционную (аграрную), индустриальную и пост-индустриальную (информационную) стадии развития. Западная Европа последовательно прошла через рабовладение и феодализм к капитализму, а Китай и Индия вместе со своими цивилизационными сателлитами застыли в «ловушке низкого развития» на уровне аграрных технологий.

На мануфактурной (меркантилистской) стадии XVI–XVII веков Испания и Португалия создали первые морские колониальные империи, используя средневековую идеологию Крестовых походов и новые военные технологии. Испанцы в Америке с огнестрельным оружием легко рассеивали армии индейцев с деревянными палицами и топорами из обсидиана. Уничтожение испанцами культуры инков и ацтеков, переплавка произведений искусства в золотые и серебряные слитки можно считать одним из величайших преступлений европейского колониализма. Появившись на торговых путях в Индийском океане, португальцы на своих быстроходных каравеллах с дальнобойной артиллерией были подобны волкам в овчарне. Они легко грабили «нехристей»-мусульман на их неповоротливых парусниках и сжигали прибрежные города.

В XVII веке исторические преемники иберийцев, голландцы и англичане, тоже начали с пиратства, но быстро пришли к выводу о большей выгодности не эпизодических военных грабежей, а долгосрочной экономической эксплуатации. Голландцы начали с создания торговой империи, получая прибыли за счет разницы цен на колониальные товары, пряности, табак, кофе, чай, сахар, у производителей на Востоке и потребителей на западе. Буржуазия создала первые колониальные торговые компании, заинтересовав дворянство в инвестициях в эти рискованные, но прибыльные предприятия. Голландцы остановились на этой стадии, а англичане сумели вложить накопленные средства в переход от мануфактуры к фабрике. Индустриализация, т.е. замена ручного труда машинным, многократно увеличила масштабы производства, удешевила европейские товары и увеличила потребности во внешних рынках. Во второй половине XVIII – начале XIX веков начался переход от меркантилистской к либерально-конкурентной стадии развития западного капитализма.

В это время Британская империя стала первой в мировой истории глобальной империей, сочетающей различные типы колоний и эксплуатации их ресурсов. В Канаде, Австралии и Новой Зеландии, пригодных для европейских переселенцев, возникли переселенческие колонии. В них быстро развивались представительские институты, а затем они трансформировались в доминионы, находившиеся в союзных отношениях с метрополией. В тропических зонах Азии и Африки, где климат был непригоден для европейцев, находились ограниченные военно-бюрократические группы, контролировавшие местное население и обеспечивавшие выкачивание ресурсов.

Скелетом Британской империи стали военно-морские базы, размещенные в геополитических узлах и контролировавшие мировые коммуникации. Гибралтар охранял вход из Атлантического океана в Средиземное море, а Аден – выход из Красного моря в Индийский океан. Сингапур находился в узле коммуникаций, соединявших Индийский и Тихий океаны. Менее важные пункты обеспечивали свободу и безопасность британской коммерции в других регионах. Британцы в совершенстве отработали модель колониальных войн, побеждая своих противников в Азии и Африке за счет превосходства в технологии и мобильности, дисциплины и подготовки войск, в огневой мощи, точности поражения, мобильности и маневренности.

В конце XIX века европейские колониальные державы перешли от либерально-индустриальной к империалистической стадии развития капитализма. В период «империализма фритреда», когда на других континентах было достаточно свободных земель, британцы и их конкуренты из континентальной Европы соглашались на свободную конкуренцию в борьбе за сырьевые ресурсы и рынки сбыта товаров. Когда самые лакомые куски были поделены и начался их передел, европейские империи кристаллизовались и зафиксировали свои границы. Но развитие капитализма невозможно без экспансии, и эта логика неумолимо привела к Первой, а затем ко Второй мировым войнам.

В XX веке в бурных кровопролитных катаклизмах Британская империя развалилась, передав эстафету США, но мировой капитализм выжил, перейдя на глобальную стадию развития [6, c. 19–23]. Индустриальное «фордистское» конвейерное производство сменились «пост-фордистским», основанным на информационных или роботизированных технологиях, но логика европейского капитализма осталась прежней. Капитал сохранил свою сущность самовозрастающей стоимости, открытую К. Марксом. Буржуазия, представленная менеджментом транснациональных корпораций, точно так же, как и директора голландской и британской Ост-индских компаний, хочет неограниченных прибылей и вседозволенности в эксплуатации рабочей силы.

Главным историческим преимуществом европейской цивилизации по-прежнему остается способность к динамичному и скоординированному взаимодействию различных элит. Интеллектуалы и политики всегда умели ограничивать эгоистические аппетиты буржуазии в общественных интересах. После Второй мировой войны класс капиталистов был вынужден отдать часть своих прибылей для формирования «государства всеобщего благосостояния». В 1980–1990-х гг. переход к неолиберальной глобализации, распад СССР и превращение Китая в «мировую фабрику» позволили реконструировать на Западе рыночную экономику и ослабить социальные гарантии для трудящихся классов. Но финансовые катаклизмы 1997–1998 и 2008 годов сделали очевидным предел развития западного капитализма на неолиберальной глобальной стадии. Мировой экономико-экологический кризис поставил в повестку дня поиск новой модели эволюции человечества.  

Выводы.

В XX веке на Востоке разочаровались во многих европейских ценностях. После расистского геноцида и тотальных разрушений в мировых войнах трудно рассуждать о прогрессе, гуманизме и правах человека в их европейском варианте. Экономические успехи Японии, Китая и «малых драконов» Восточной Азии убедительно доказали, что «протестантская этика» М. Вебера не является единственно возможным вариантом мотивации для инновационных экономических моделей. Развитие Европы всегда происходило в режиме внешней экспансии и контроля внешних территорий. В начале XXI века очевидные кризисные явления в США и Европейском Союзе ставят перед западной цивилизацией задачу интенсификации интеллектуального поиска, формирования новой модели развития, но не риторического повторения устаревших формул «свободного мира». 

Дата публикации 28.06.2024

Список источников

1. Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории. XIV–XIX вв. М.: Наука, 1991.
2. Harvey D. The enigma of capital and the crises of capitalism. L.: Verso, 2011.
3. Itoh M. The Basic Theory of Capitalism: The Forms and Substance of the Capitalist Economy. Totowa, New Jersey: Barnes and Noble, 1988.
4. Laibman D. Value, Technical Change and Crises: Exploration in Marxist Economic Theory. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 1992.
5. Laibman, D. 2020. China: In the Perspective of Historical Materialism. Science & Society. 2020. Vol. 84. Issue 2. P. 171–203.
6. Robinson W.I. A Theory of Global Capitalism: Production, Class and State in Transnational World. Baltimore, Maryland; L.: The John Hopkins University Press, 2004.

Войти в личный кабинет