Как известно, геополитика предполагает противостояние и борьбу между Державами Моря и Державами Суши. И если сухопутные империи крайне подозрительно, а временами – и весьма резко реагируют на приближение морских империй и их сухопутных союзников к своим границам, то морские империи столь же нервно взирают на появление у их сухопутных оппонентов мощного флота.
На сегодня Китай обладает судостроительными мощностями, превышающими весь остальной мир вместе взятый. Что же касается Штатов, то степень деградации и упадка американского флота дошла до такой стадии, когда последняя надежда – помощь союзников.
Этот тезис – не из программы СоловьёвLive, и не из китайского официоза Global Times, – это из статьи в The Washington Post действующего посла США в Японии Рама Израэля Эмануэля; очевидно, что это согласованный с Госдепом материал.
Дипломат пишет, что с момента кризиса в Тайваньском проливе в 1996 году, Китай вывел свои ВМС на лидирующие позиции и теперь являет угрозу для своих соседей по Индо-Тихоокеанскому региону, от Филиппин до Японии и Тайваня.
ЦИТАТА «Между тем за тот же период хронические задержки в обслуживании и ремонте, перерасход средств, слишком длительные походы в море и отставание в строительстве привели к атрофированию американского флота и разрушению нашей военно-морской промышленной базы».
По словам Эммануэля, сегодня ВМС США, «которые когда-то властвовали над волнами, занимаются «каннибализмом» запчастей со своих же кораблей» из-за нехватки деталей и неработающих судоремонтных заводов внутри страны.
На восстановление промышленности — и тем более самого флота — у США уйдут десятилетия, поэтому лучшим вариантов для них будет обратиться за поддержкой союзников.
Посол призывает Вашингтон «быть честным с самим собой», – Америке пора признать, что у неё есть серьёзные проблемы с обороной, и чем раньше она это сделает, тем будет лучше для неё самой.
Сейчас конкретные усилия лоббистов американского ВМФ направлены на получение финансирования под противостояние России и Китаю в Арктике, где проект “Арктический Шёлковый путь” начинает обретать вполне конкретные очертания.
В прошлом году по Севморпути прошли рекордные 36 млн.т грузов, большей частью – СПГ. Конечно, до мощностей Суэцкого канала – 1.3 млрд. т / год еще очень далеко, но это, в любом случае – перспективная альтернатива: “модельный” путь из Роттердама в Йокогаму через Суэц составляет 11,2 тыс морских миль, в то время как по СМП — 7,4 тыс. миль. Кроме того, Суэц находится в не самом стабильном регионе мира, а глобальное потепление делает всё больше и больше время навигации по СМП.
На сегодня СМП преимущественно внутрироссийская магистраль, но при участии Китая возможен ее “качественный” переход.
Кроме того, СМП и его развитие в виде “Арктического Шёлкового Пути” – мощный инструмент геополитической борьбы России и Китая за ресурсы Арктики.
The Economist пишет, что о проекте «Арктический Шёлковый путь» впервые было объявлено в 2017 году. Идея казалась отличной, поскольку после её воплощения доставка грузов из Шанхая в Гамбург заняла бы всего 18 дней по сравнению с 35 днями, необходимыми для маршрута через Суэцкий канал.
Однако Запад всё более подозрительно относится к деятельности китайцев в Арктике. Ведь главную проблему здесь представляет присутствие РФ, поэтому западные правительства опасаются, что растущее экономическое влияние КНР в регионе может открыть и ему двери в сфере безопасности.
После начала СВО подозрительность Запада лишь усилилась. Тем более, что во время недавнего визита Владимира Путина в Пекин обе страны договорились «продвигать Арктический маршрут как важный международный транспортный коридор» и призвать свои компании «укреплять сотрудничество в увеличении объёмов перевозок по арктическому маршруту и создании логистической инфраструктуры Арктического маршрута».
В новой стратегии Пентагона говорится, что Соединённые Штаты должны инвестировать больше средств в модернизацию своих военных объектов, связанных с Арктикой, чтобы нагнать Китай и Россию.
Заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс заявила, что для Арктики наступило «критическое время». Изменение климата, возросшая активность противников и деградация инфраструктуры времён Холодной войны вынуждают ведомство переосмыслить существующий подход.
Хикс не смогла дать количественную оценку деятельности Москвы и Пекина в регионе, но назвала растущее сотрудничество между ними тревожным. В частности, чиновница обратила внимание, что в 2022 и 2023 годах РФ и КНР провели совместные учения у побережья Аляски.
Арктическая стратегия Пентагона не содержит конкретных деталей. Но она предполагает увеличение расходов на высокотехнологичные сенсорные и радарные системы, ряд военного оборудования и продолжение инвестиций в базу Космических сил США в Гренландии. При этом Вашингтон рассчитывает на укрепление партнёрских отношений с Канадой и рядом союзников по НАТО в этом направлении.
Руководители Минобороны США уже более десяти лет предупреждают, что стране необходимо расширить присутствие в Арктике, чтобы лучше конкурировать с Китаем и Россией в регионе, который становится более доступным из-за изменения климата. Но при его исследовании возникает целый ряд проблем, включая потребность в глубоководных портах, оружии, беспилотниках и оборудовании, способном выдерживать низкие температуры, а также в ледоколах.
Le Figaro пишет, что Путин ещё 10 лет назад предвидел важную военную и экономическую роль, которую сыграет Крайний Север, и регулярно давал поручения на строительство новых ледоколов.
Экс-главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО Джеймс Ставридис в статье для Bloomberg указывает на активное строительство Россией и Китаем ледоколов.
ЦИТАТА «Новые корабли — это чёткий сигнал, что Владимир Путин и лидер Китая Си Цзиньпин активизируют сотрудничество на заднем дворе НАТО».
По мнению Ставридиса, совместные планы России и Китая могут включать в себя создание угрозы глобальным цепочкам поставок, а также выдвижение Россией территориальных претензий на разведку нефти и газа в спорных зонах.
Ставридис считает, что новая арктическая стратегия НАТО должна опираться на 4 столпа:
- использование преимуществ присоединения Швеции и Финляндии;
- развить собственный ледокольный потенциал;
- осуществлять патрулирование Северного Ледовитого океана;
- проводить там совместные учения.
На самом деле, первым пунктом любой арктической стратегии НАТО должно стать строительство ледоколов. По данным Пентагона, у Москвы сейчас 46 ледоколов, ещё 10 на стадии строительства.
Китай в июле спустил на воду 4-й ледокол, на строительство которого ушло всего 1.5 года, а значит, быстрое пополнение ледокольного флота для Поднебесной – не проблема.
При этом у США сейчас всего лишь 5-ть ледоколов, требующих капитального ремонта. У Канады – 10, у Финляндии — 12.
На последнем саммите НАТО в Вашингтоне США, Канада и Финляндия решили объединить усилия в рамках «Ледяного пакта», согласно которому они договорились о строительстве 70—90 ледоколов, на что уйдёт свыше 10-ти лет.