Может ли искусственный интеллект создавать произведения искусства?

«Будущее наступило»

Философы, фантасты, футурологи размышляют о том, как изменится жизнь человечества с развитием искусственного интеллекта. И изменится ли она принципиально. Но уже сейчас можно говорить о наступлении новой технологической реальности – хотя бы в отношении интернета и гаджетов.

Ученые считают развитие экономики и технологии скачкообразным. Происходит это, когда появляются принципиально новые ресурсы, отрасли, в конечном счете, экономические отношения. Наиболее часто встречающаяся схема – это шесть технологических укладов, через которые прошла человеческая цивилизация. Например, на первом этапе производственную энергию добывали преимущественно из движущейся воды, потом это была энергия пара, добываемая при сжигании угля, потом появляется электричество, углеводороды, ядерная энергетика…

Сегодня ученые говорят о том, что мировая экономика уже активно входит в шестой технологический уклад. Точнее, наиболее развитые страны начинают переводить технологический процесс на «новые рельсы». Считается, что акцент при развитии экономики делается сегодня уже не только и не столько на технологии, сколько на информацию. Как тут не вспомнить сакраментальный афоризм, приписываемый Н. Ротшильду: «Кто владеет информацией – владеет миром». И ключевым фактором развития шестого, а, возможно, и более поздних укладов оказывается искусственный интеллект. Именно он может привести к революции почти во всех отраслях человеческой деятельности.

Президент Владимир Путин как-то сказал: «Искусственный интеллект – это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира». Он же подчеркнул: «Будущее наступило».

В каких же сферах искусственный интеллект станет ключевым фактором развития? И какие угрозы он может создать?

Правосубъектность роботов

Излюбленный сюжет в научной фантастике – это восстание машин. В таких романах и фильмах искусственный интеллект осознает себя в качестве полноправного субъекта (то есть личности) и понимает, что человечество мешает ему развиваться. Тогда он принимает решение – уничтожить человека как негативный фактор. Казалось бы, как может не наделенная «естественным разумом» машина осознать себя в качестве личности? Тем не менее такой ход прогнозируется уже не только футурологами, но и законодателями.

Совершенно очевидно, что на Западе формируется общественный запрос на равноправие, причем запрос тотальный, императивный. И шаги к этому равноправию уже сделаны в отношении искусственного интеллекта. В 2017 году Европейский парламент принял резолюцию («9 Civil Law Rules on Robotics»), в которой упоминается о правосубъектности роботов. Как отмечают эксперты, этот документ вводит особый правовой статус для «сложных роботов», наделяя их статусом «электронных лиц». И у этих лиц есть права!

Искусственный интеллект уже обошел человека в математике, шахматах и т.д. Не дадут ли ему право управлять человеческими сообществами, голосовать, вступать в брак, наконец? В свое время фантаст А. Азимов продвигал такую теорию: робот – лучший судья, полицейский, начальник, потому что не берет взяток, руководствуется только здравым смыслом, а не эмоциями и т.д. Прав ли классик? Возможно, в не очень отдаленном будущем его интуиции сбудутся, и мы на практике проверим его гипотезу.

Если робот – субъект общества, то у него должны быть все права, которые есть у членов такого общества. Сегодня в кинофантастике активно продвигается мысль, что искусственный интеллект, робот, киборг – это вид, имеющий те же права на существование, что и человек. Например, таков пафос голливудского фильма 2023 года «Создатель», где люди показаны злыми и развращенными, а киборги – нравственные и гуманные. Так недалеко до оправдания геноцида по отношению к человечеству – в пользу роботов: они ведь лучше…

Итак, кто-то явно готовит почву для изменения статуса человека. Да-да, именно человека, а не робота. На самом деле, это очень удобно для глобального управления: киборгу не надо платить, он не создаст профсоюз, при голосовании поставит галочку туда, куда нужно… Чем больше правосубъектных киборгов, тем меньше прав у людей.

Человек – неэффективный вид?

Интересный вопрос, какие профессии отомрут из-за внедрения искусственного интеллекта? Считается, что под угрозой юристы, переводчики, врачи, учителя… То есть все те, чью профессию можно так или иначе автоматизировать. И мы уже видим, что в том же программировании некоторые задачи, которые раньше решались вручную, теперь передоверены искусственному интеллекту.

Рано или поздно возникнет вопрос: а куда девать столько людей? Как обеспечить их работой? Кстати, это уже не футурология, а насущная проблема некоторых развитых стран с высоким уровнем автоматизации. Решают ее по-разному. Например, Норвегия массово дает гранты творческим людям, чтобы как-то занять свое население. Причем получают деньги, видимо, все без разбору. В интернете можно прочесть, например, такую новость: «Художник, который рисует задом, получил грант на 37 миллионов крон. Художник Вегард Винге прославился тем, что бросается в публику фекалиями, мочится на сцену и разбрызгивает краску задом. Теперь он получит от государства 37 миллионов крон, сообщает Nettavisen (Норвегия). Чиновники заявили, что при раздаче грантов руководствуются целью развития культуры» (1).

Возникает вопрос: культура ли это? Искусство ли это? И где они – критерии истинного искусства? Думается, «художественно» разбрасывать нечистоты может и искусственный интеллект. В сегодняшнем мире, где понятие «искусства» из-за подобных практик весьма размыто, творения нейросетей тоже могут быть названы искусством. Признают же искусством картины, которые рисует слон?

На самом деле, действительно гениальные художники, поэты, композиторы всегда создавали что-то необычное, что-то, что продвигало человеческое искусство куда-то вперед. Эти люди, творчески осмысляя действительность, художественное наследие прошлого, создавали принципиально новое. Может ли это сделать робот? Может ли искусственный интеллект достичь высот в поэзии? В музыке? Живописи?

Искусственный интеллект в живописи и дизайне

Сегодня любой желающий может «нарисовать картину», используя умную программу, которая создаст полотно в нужном пользователю стиле и с требуемым сюжетом. Так зачем же нужен «обычный художник»?

Действительно, робот нередко вполне способен на то, что может человек. Вот пример необычного полотна, созданного ресурсами искусственного интеллекта: «Одной из известных картин, выполненных французским коллективом с помощью искусственного интеллекта, является “Портрет Эдмона Белами”. Для реализации проекта было использовано 15 тысяч различных портретов XIV–XX вв.: с помощью алгоритма генеративно-состязательной сети искусственный интеллект обобщил данные и создал схематический портрет мужчины» (2).

Впрочем, скептики говорят, что робот может генерировать текст, картинку и т.д. только по уже заложенным в него алгоритмам. А придумывают эти алгоритмы – люди. Соответственно, у электронного «мозга» нет фантазии, он не может творить в человеческом смысле этого слова – то есть создавать нечто принципиально новое. Впрочем, может быть, мы недооцениваем возможности искусственного интеллекта?

Вот еще показательный пример. В дизайнерской среде популярна студия Артемия Лебедева, где «клиенты могут получить логотип и айдентику компании. Готовые работы поначалу вызывали резонанс в обществе, но позже Артемий Лебедев рассказал, что данной услугой в их студии занимается искусственный интеллект по имени Николай Иронов. За всё это время он реализовал более 20 успешных коммерческих проектов. На данный момент услуга стала называться “Иронов” и пользуется спросом. Бот открывает необычные приёмы в дизайне и добавляет новый технический взгляд» (3, С. 57-58).

Мы видим, что с некоторыми творческими задачами искусственный интеллект справляется не хуже, чем человек. Можно привести и другой пример. Сегодня в книгоиздании ресурсы нейросетей используются очень широко: за минуту можно создать с десяток ярких обложек для романа. Если вы проведете эксперимент, попробовав определить, где обложка, нарисованная художником, а где сгенерированная искусственным интеллектом, то убедитесь, что отличить одно от другого не так-то просто. Впрочем, опять же здесь можно упрекнуть робота в том, что он лишь копирует, а не создает.

Сегодня ряд известных художников подали иски против компаний – разработчиков искусственного интеллекта. Мастера живописи считают, что сгенерированные картины по их «творческим лекалам» – плагиат. Дело в том, что искусственный «художник» имеет «в памяти» миллионы полотен, из которых он и берет свои «идеи». Порой действительно речь можно вести об узнаваемом подражании.

Отсюда – и обвинения в плагиате: «При использовании такого рода технологий неизбежно возникает вопрос об авторских правах. ИИ может решить эту проблему только путем добавления “случайных шумов” к изображению, что на самом деле означает, что ИИ, по существу, воспроизводит оригинал, добавляя некоторые штрихи или изменяя стиль рисунка» (4).

Искусственный интеллект в литературе и музыке

Сегодня уже есть книги, написанные искусственным интеллектом. Они продаются в книжных магазинах наряду с обычной литературой. И не все знают, что за тем или иным псевдонимом скрывается «электронный автор». Впрочем, пока «стиль» робота вполне опознаваем, по крайней мере, профессиональными филологами и литераторами. При этом возможности «писателей-киборгов» постоянно растут. Думается, роботы вполне способны сгенерировать простенький любовный роман или даже детектив. Что, собственно говорят, они уже делают.

Есть программы, которые умеют генерировать стихи. Например, программистами недавно разработан проект «AI да Пушкин», где нейросеть, используя сложный алгоритм подбора слов, метрических отрезков и рифм, создает стихотворные произведения. Первые слова придумывает пользователь, а машина продолжает, создавая четверостишие.

По словам разработчиков, проект имел серьезный резонанс: «С помощью “AI да Пушкин” сочинили стихотворения сотни тысяч пользователей: в среднем каждый из них сгенерировал 3,7 стихотворения. А всего получилось более 800 тысяч стихотворений. Что интересно, пользователи предпочитали вводить собственный текст в качестве начала стихотворения, а не использовать наши подсказки. Сгенерировав стихотворение, они присылали друзьям ссылку на проект и скриншоты с результатами. Это стало главным каналом привлечения новых пользователей. Из этого мы сделали вывод, что проект понравился аудитории» (5).

Сегодня есть самообучающиеся нейросети, которые «впитывают» миллионы произведений искусства, да и просто обыденную речь. Они могут посещать разные сайты, чаты, форумы, чтобы учиться «человеческому языку». Думается, уже сейчас искусственный интеллект вполне способен пройти сакраментальный тест Тьюринга (тест на определение – если ли у пишущего текст разум или нет). Но опять же остается вопрос: будет ли созданное роботом наделено высокими эстетическими характеристиками? Перед нами искусство или ремесло?

В музыке также искусственный интеллект уже берет первые высоты. Большой резонанс в мире вызвало изобретение канадского художника Николаса Ривза: «“Небесная арфа” Ривза – это сложный электронный прибор, превращённый фантазией конструктора в уникальный самозвучащий музыкальный инструмент. Принцип работы “Небесной арфы” основан на том, что физические параметры облаков – плотность, лёдность, температура, высота, скорость движения, сканируются лазерным лучом на семь-восемь километров в высоту. Затем полученные данные “Небесная арфа” обрабатывает в режиме реального времени, а уникальное программное обеспечение преобразует их в музыкальные созвучия, действительно похожие на звуки арфы» (6).

Выводы

Итак, важный критерий настоящего искусства заключается в том, что это некое творение, принципиально новое по отношению ко всему предшествующему опыту, то, чего еще не было создано ранее. Плюс оно должно обладать некими эстетическими особенностями, которые производили бы впечатление на реципиента, то есть должен быть «эстетический эффект». В качестве алгоритма по «производству искусства» можем предложить создателям искусственного интеллекта использовать непривычную комбинаторику: соединение прецедентных «деталей» в нечто совершенно новое. Этот алгоритм должен не только генерировать миллионы художественных объектов, но и понимать, что вот этого еще не было, а вот это было. То есть он должен уметь выбирать из случайно сгенерированных вариантов то, что действительно уникально. Может быть, именно по такому принципу будет создано что-то действительно стоящее? Впрочем, всё равно последним судьей остается человек, именно он может наслаждаться художественным творением, именно он и будет определять, насколько же то или иное произведение художественно, талантливо, гениально.

Впрочем, может быть, роботы никогда не поднимутся до высот человеческого разума. Многие ученые не верят, что искусственный интеллект в своих творческих потенциях способен соперничать с homo sapiens: «Основным автором останется человек, поскольку генерация идей принадлежит ему, а вот воплощение работ при помощи искусственного интеллекта может повысить ценность как самой работы, так и стоящей за ней идеи» (3, С. 59). Может быть, сфера высокого искусства в итоге и останется единственным островком «старого мира», тогда как все остальные сферы будут подчинены искусственному интеллекту. Грозную поступь этих изменений мы можем услышать уже сегодня…

Дата публикации 09.07.2024

Список источников

1. Рамблер. Художник, который рисует задом, получил грант на 37 миллионов крон. https://weekend.rambler.ru/crazy-world/43343419-nettavisen-norvegiya-hudozhnik-kotoryy-risuet-zadom-poluchil-grant-na-37-millionov-kron/
2. Соколова Е.И. Искусственный интеллект и искусство // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. 2021. № 59. С. 245.
3. Морковкин Е.А., Новичихина А.А., Замулин И.С. Искусственный интеллект как инструмент современного искусства // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 1 (35). 2021.
4. Щенников Г.С., Смирнова Н.А. Искусственный интеллект в современном искусстве // Цифровые технологии в культуре и искусстве. материалы студенческой научно-практической конференции. Управление культуры Администрации города Екатеринбурга; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт). 2021. С. 158.
5. Хабр. Как мы научили «AI да Пушкин» создавать стихи и какие еще технологии использовали https://habr.com/ru/companies/tbank/articles/662838/
6. Нагорная Л.Н. Научные достижения и искусственный интеллект в мире музыкального искусства // Культура и образование. 2020. № 4 (39). С. 39.

Войти в личный кабинет