В статье описывается жизнь и взгляды замечательного представителя философии жизни Освальда Шпенглера, а также основной его философский труд. Раскрываются содержание внутренних причин упадка и заката Западной Цивилизации.
Говоря о способах описания истории развития цивилизации, можно выделить формационную и культурную парадигмы. Согласно последней нет единой универсальной для всего человечества модели развития. Единицей любого исторического цикла является не столько этап или эпоха, сколько своего рода «социально-культурный организм».
Ярчайшим представителем подобного культурно-цивилизационного подхода, несомненно, является немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936).
Биография и истоки взглядов
О. Шпенглер родился в 1880 в семье многодетного почтового чиновника, был старшим и единственным мальчиком в семье. Он получил настолько неплохое образование и был одарен, что даже защитил диссертацию «Метафизические основы философии Гераклита». В 1904 получил докторскую степень по философии, после чего какое-то время работал учителем. В 1911 году Шпенглер перебрался в Мюнхен, где и прожил до самой смерти. Университетскую карьеру начал преподавателем математики. Был сторонником и участником национал-социалистического движения в Германии. Он писал: «Едва ли кто-то так же страстно, как я, ждал свершения национального переворота…». Имел личную аудиенцию у Гитлера, однако разочаровался в нем. Шпенглер хотя и был очарован национал-социализмом все же не соглашался с антисемитизмом и многими идеями евгеники.
Жил бедно и одиноко. Зарабатывал деньги публицистикой, писав по ночам. Незадолго до своей смерти, предсказал падение Третьего Рейха. «Закат Европы», в оригинале Der Untergang des Abendlandes, переводится как «Гибель Запада», является основным трудом О. Шпенглера, который впервые был опубликован 1918 и 1922 годах.
Мировоззрение Шпенглера опиралось на взгляды Аристотеля, Канта, Гете, Ницше. Поразительным образом идеи немецкого ученого очень напоминают философию культурно-исторических типов русского славянофила и интеллектуала Н. Я. Данилевского. На схожесть взглядов обратил внимание еще Николай Бердяев, отмечавший, что «культурно-исторические типы Данилевского» очень похожи «на души культур Шпенглера». Возможно, О. Шпенглер был знаком с трудами русского славянофила.
Немного теории
Итак, Освальд Шпенглер, вслед за Данилевским, одним из первых выдвинул идею, что всемирная история не является некой примитивной линейной схемой, но есть смена автономных, независимых и уникальных замкнутых культур. Сравнительный кросскультурный анализ позволяет видеть некоторые аналогии в их судьбах. А именно – все культуры подобно живым организмам имеют свои внутренние ресурсы, продолжительность существования, аутентичные жизненные процессы и последовательно развиваются от рождения-детства к расцвету, а затем – замедлению, старости, упадку и смерти.
Дословно эти стадии у Шпенглера описаны следующим образом: 1) мифо-символическая – стадия зарождающейся культуры, когда основные её формы только зарождаются; 2) стадия ранней культуры, когда её формы только возникают; 3) стадия метафизико-религиозной (высокой) культуры, на которой она достигает своего расцвета; 4) стадия старения и гибели культуры – стадия цивилизации.
Анализируя мировую историю, Шпенглер выделял по меньшей мере восемь Великих культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская-культура майя, Античная, Византийско-Арабская, Европейская, а также «пробуждающаяся» русско-сибирская). Одним из основных концептов, определяющих целостность и своеобразие культуры является мировоззрение с онтологической религиозной составляющей, определяющей общественные устои и мораль. «Общечеловеческой универсальной морали не существует – столько моралей, сколько и культур…» [1, с.155]. Уникальность культуры обеспечивается своеобразием ее души. Так арабская культура – магическая, в то время как западная – фаустовская. Каждая культура, хотя и имеет похожие фазы, все же по-своему воспринимает мир и стремится к своей собственной цели «как выполнению призвания и особой судьбы». В этом смысле в культуре есть свая заданность и свой рок. Каждая культура, как живой организм, исчерпав свой потенциал умирает. Период жизни каждой культуры Шпенглер определил приблизительно в 1000 лет. Культуры возникают алогично и спонтанно, «как цветы в поле», как явления и феномены они не подвержены в полной мере разумному и научному пониманию. И тем не менее культуру объединяет своеобразный стиль, который прослеживается во всех проявлениях жизни: искусстве, политике, экономике, даже науке.
Надо отметить, что культуру и цивилизованность долгое время отождествляли, однако в 19 веке данные понятия многие авторы стали разводить. Шпенглер так же противопоставил их. Стоит привести его емкое определение: «Культура и цивилизация – это живое тело душевности и её мумия» [1]. Речь идет о том, что цивилизация – это нечто, чем в конечном этапе своего бытия становится культура. Это происходит, когда ее энергия ослабевает. Таким образом, согласно Шпенглеру, любая культура начинается с этапа зарождения, переходит к расцвету, затем мертвеет и переходит в стадию «цивилизации». Над данном заключительном этапе жизненно-духовный импульс истощается. Наиболее показательными признаками «цивилизации» (упадка культуры) являются: массовая урбанизация (отток населения в большие города); главной ценностью становятся деньги, имущество; бурное развитие техники; резкое падение рождаемости; атеистическое и материалистическое мировоззрение; агрессивная колониальная экспансия вовне; радикализм и абсолютизация роли науки.
Надо отметить также, что Шпенглер затрагивал философские аспекты межкультурного взаимодействия и давления одной культуры над другой, старой над новой, в связи с чем подавленная и подчиненная культура не достигает полного развития своего самосознания [1].
Гибель Запада
«Гибель Запада» и аналогичной ему античности, было той темой, которую ставил в первую очередь перед собой Шпенглер. По понятным причинам эта культура была наиболее близка ему. Символом западной цивилизации он считал шпиль готического собора с дерзновенным порывом пронзить небеса. Западная культура, как не уставал говорить Шпенглер – культура Фаустовская, в ней есть что-то демоническое и люциферианское. Данная культура, согласно автору, зародилась в X веке, а в XX благодаря своему дерзновению и мощи уже охватила почти весь земной шар. Почему это произошло? Потому что, по мысли автора, – культура «имеет особую душу, которая гордо устремлена вдаль ей очень свойственно воля, свобода, выход за пределы горизонта». Здесь Шпенглер фактически вторит мыслям Ницше. Человека с западной душой стесняют границы, он устремлен вперед, к преодолению и подвигам. В нем существует жажда нового: путешествий, открытий, впечатлений. Он (западный человек) находится в постоянной фазе поиска. Постоянно дерзновенно меняет действительность и стремится к такому изменению. Отсюда европейские революции, в которых произошла победа: города над деревней, «народа» над привилегированными, интеллигенции над традицией, денег над политикой [1c.199]. Постепенно гордый дух стал слабеть и оборачивается нелицеприятными плодами своей гордости.
Так Европейская культура трансформировалась в цивилизацию, то есть вступила в эпоху упадка и увядания. Человек большого города стал своего рода паразитом. Главной и основной его целью постепенно становится гедонизм, имущественная обеспеченность, культ денег проникает во все сферы жизни: семью, работу, досуг, творчество. Деньги становятся культом, они пронизывают политические формы и структуры власти. Деньги подминают под себя все, все абсолютно! Политика стала грязным бизнесом. Чем больше власти, тем больше денег. Индивидуалистическая мораль и эгоизм полностью восторжествовали. Власть – свобода – связаны с деньгами – они стали основной управляющей силой личности и общества. Данный дух, именно он, превратился в могильщика Западной цивилизации. Его запах – коррупция, грязные приемы, денежное мышление. Чем больше денег у отдельных лиц, тем рельефней война за власть. Оружием становится все – информация, идеология, религия. Война за власть и деньги явились формой высшего человеческого бытия. Утилитаризм и прагматизм подмяли под себя духовную плоскость человеческого существования и подчинили ее себе. Даже социальные проекты с благим намерением превратились в Западной цивилизации в свою противоположность: «Социализм – вопреки внешним иллюзиям – отнюдь не является системой милосердия, гуманности, мира и заботы – это система воли к власти. Все остальное – самообман». По отношению к демократическим устоям Западного мира Шпенглер так же не испытывает иллюзий, он писал: «Демократия стала политическим оружием денег, а СМИ это средство с помощью, которого деньги управляют демократией» [1].
Так наступает последний сезон и «затяжное падение» Западной культуры. Данное падение будет сопровождаться «сражением наций и государств» и эпохой «гигантских конфликтов». Эти события представляют агонию Европейской цивилизации.
Шпенглер предсказал приход эпохи Цезаризма, который сломает диктатуру денег и демократию. При некоторых подсчетах оказывается, что это примерно то время, в котором мы живем сейчас. Немец предсказал гибель Западноевропейской и Северо-Американской цивилизации. Содержание его пророчества – смерть Европейской культуры. Он считал, что пройдет немного столетий и на земном шаре не останется ни одного немца, англичанина и француза, как во времена Юстиниана не было больше ни одного римлянина.
***
Шпенглер подвергался остракизму и критике еще при жизни и определяли его труд как реакцию на европейский и, в частности, германский кризис. Действительно его изложение и логика страдали определенными противоречиями. Можно констатировать, что концепция культуры у Шпенглера была недостаточно хорошо проработана. Так некоторые не связные друг с другом части, племена, кланы, личности, вдруг становятся неким целостным и самостоятельным организмом. Многие авторы считают недостаточно обоснованным само разделение культуры и цивилизации таким образом, как это сделано у Шпенглера. Действительно он был не столько философом, сколько своего рода пророком. Будучи представителем философии жизни, Шпенглер считал, что изучение культурных форм, не вмещается в абстрактное научное знание, по сути, во многом интуитивно и даже алогично. Между тем, его труд был очень популярен и читался европейской интеллигенцией и очень повлиял на умы. В частности на С. Хантингтона, Л. Виттенштейна, П. Бькенена, И. Валлерстайна и др.
Немецкий философ отмечал, что Европейская культура близится к своему закату, в то время Русская (русско-сибирская, девятая) культура находится в процессе своего зарождения. Россия, писал О. Шпенглер – госпожа Азии. Россия и есть Азия [2].
Список источников
1. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.; «Мысль». 1998.
2. Шпенглер О. Годы решений / Пер. с нем. В. В. Афанасьева; Общая редакция А.В. Михайловского.- М.: СКИМЕНЪ, 2006. 240 с.
3. Чесноков Г. Д. Современная буржуазная философия истории. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1972. С. 43-66