Почему распадаются империи? Исторический аспект

Во второй статье цикла мы рассмотрим несколько империй, как долгоживущих, так и просуществовавших считанные годы. Попробуем разобраться, почему в одном случае крупное и сильное государство живет долго, а в другом – сразу распадается. Поговорим о кризисных ситуациях, которые могут привести к краху империй.

Прежде чем отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок, необходимо определиться с основным понятием: а что такое империя? Ответить на этот вопрос непросто, потому что нужны четкие критерии, которые бы разделяли страны на две категории: это империя, а это – нет. Впрочем, у историков есть определенная традиция наделения тех или иных государств статусом империи, далее мы будем говорить именно о таких странах – «традиционных империях», спорные и пограничные случаи трогать не будем. Небольшие рамки нашей статьи не позволяют углубиться в этот вопрос, но ясно одно: империя есть крупное территориальное образование с централизованной властью, части империи не суверенны, хотя чаще всего этнически и культурно разнообразны.

Одни империи живут столетиями, другие быстро уходят в небытие. Одни оставляют удивительные технологические, культурные достижения, от других почти ничего не остается в будущих веках… Самой крупной в истории человечества империей, по-видимому, была Британская, которая в период расцвета занимала четверть суши. Но части этого образования были разбросаны по всему миру, по разным материкам и островам. Самой крупной континентальной империей считается Монгольская. Российская империя в период своего расцвета была, вероятно, третьей по масштабам империей в истории. Не так просто ответить на вопрос, сколько было таких государств за всё время существования человечества, но нередко в научных трудах фигурирует цифра 70. Понятно, что в небольшой статье мы не сможем разобрать опыт всех таких стран, попробуем остановиться на трех типах империй: империи-«долгожители», «среднеживущие» и быстро распавшиеся.

Начнем с первого типа. Видимо, самой «долгоживущей» империей в истории человечества была Чола. Это тамильское государство, расположенное на юге современной Индии. Оно возникло примерно III веке до н. э. в долине реки Кавери. Столица – Танджавур (Танджур). Религия – индуизм. Считается, что просуществовало это государство до 1279 года, это примерно полторы тысячи лет.

Чола возникла так, как обычно и возникают империи – путем объединения более мелких территориальных структур (вспомним китайскую Эпоху сражающихся царств). Правда, достоверных источников о создании Чолы слишком мало, чтобы нарисовать какую-то четкую картину. Главное здесь то, что мощь этой страны росла постепенно. Особенно крупным и могущественным государство было в Х-XII вв. нашей эры. Ученые считают, что первая династия правителей и дала название этой стране.

В империи Чола была централизованная форма правления, во главе ее стоял император. Как и другие империи, Чола активно занималась внешней экспансией. Главное здесь то, что перед нами пусть и региональный, но всё же аналог Британской империи, строивший свое могущество на морском доминировании. У Чолы тоже был мощный по тем временам флот, который позволял завоевывать обширные территории на берегах Бенгальского залива. На пике могущества Чола почти полностью доминировала в этом регионе, контролируя не только большую часть побережья, но и ряд крупных островов залива. Конечно, экспансия шла и вглубь материка. 

Важной чертой страны была разветвленная административная система, которая поддерживала управление государством на высоком уровне. Видимо, именно она была одним из важнейших факторов, позволивших империи просуществовать так долго. У Чолы, с одной стороны, была крепкая властная вертикаль, жесткий контроль над управленческими процессами, с другой стороны, хорошо было развито местное самоуправление, что позволяло центральному административному аппарату не тратить свои силы на решение мелких вопросов. Всё это очень напоминает империю Чингисхана, о которой мы поговорим позже.

Правители Чолы покровительствовали искусствам, поддерживали эстетические виды деятельности, наука активно развивалась. Особенно важными для археологов остаются храмовые застройки: всемирным наследием признаны Великие храмы империи Чола, расположенные на юге современной Индии, которые могут считаться сегодня одним из чудес света. Возможно, просвещенное, высококультурное государство имеет больше шансов выжить на длинной исторической дистанции?

Расцветом империи Чола стало правление императора по имени Раджараджа I (имя переводится как «царь царей»). Он до исторического максимума расширил пределы своих владений, вел успешные наступательные войны, в том числе и с использованием военного флота, провел успешную административно-территориальную реформу, частью которой стало ослабление местной знати. Если раньше местные князьки существовали на правах фактически независимых сюзеренов, то новый владыка низвел их на уровень чиновников, которые должны были беспрекословно подчиняться правителю. Более жесткая вертикаль власти позволила концентрировать усилия государства на нужных направлениях, не испытывая сопротивления местных элит. Кроме того, был упорядочен и расширен административный аппарат, установлен более жесткий контроль над чиновниками.

Закат Чолы был постепенным: со временем империя начала терять свои морские владения, которые, по некоторым сведениям, платили немалую дань метрополии. В стране начались междоусобицы, неспокойно было и на окраинах. Более того, в регионе у Чолы появился мощный конкурент – государство Пандья, которое в итоге и поглотило древнюю империю, просуществовавшую полторы тысячи лет.

Относительно средний показатель существования империи – срок жизни государства, созданного Чингисханом (менее 200 лет). Имя Чингисхана окутано тайной из-за того, что надежных исторических источников о нем сохранилось не так много. Сегодня «не известно ни одной фразы, записанной Чингисханом лично. Скорее всего, сам он так и не освоил грамоту, хотя повелел обучить уйгурскому письму своих наследников. Более того, мы не можем поручиться в аутентичности ни единого высказывания, якобы произнесенного Чингисханом и сохранившегося в источниках как в виде прямой речи, так и в виде ссылки на его слова» (2).

«Сокровенное сказание» (первый из известных исторических памятников письменности у монголов, написан в XIII веке) позиционирует Чингисхана как принципиального блюстителя преданности. Чингисхан поощрял верность господину даже в стане своих врагов. Таким людям предлагались должности в структурах самого Чингисхана, и есть примеры, когда вчерашние враги становились ближайшими сподвижниками властителя.

Чингисхан относился к своей высшей государственной должности в первую очередь как ответственному посту, а не как к привилегии. В источниках складывается образ правителя-аскета, который смотрит на власть как на неудобную повинность, в то время как душа его готова к самопожертвованию ради великой идеи – то есть ради процветания родины. Историки подчеркивают щедрость хана, он стремился показать, что верные сыны отечества должны иметь не только почет, но и богатство. Еще одно качество Чингисхана – приветливость, он старался не только золотом, но и добрым словом ободрить своих сподвижников, замечал их малейшие заслуги перед государством.

Важным принципом правления Чингисхан считал неукоснительное подчинение законам. Морально-нравственные императивы отражались в монгольском законодательстве, основу которого составляла «Великая Яса». Ее создание – дело жизни Чингисхана, его заветный общественно-правовой труд, который призван был утвердить монгольское владычество в веках. По некоторым сведениям, Чингисхан перед смертью главным своим заветом потомкам назвал именно неукоснительное соблюдение законов «Великой Ясы». Главная мысль этого труда заключается в том, что никто, в том числе и император, не может нарушать закон. Даже властителю полагается самая суровая кара за преступление. Так что есть основание утверждать, что Чингисхан создал именно что правовое государство, только это было, разумеется, особое, местное право. Предположим, что именно главенство закона довольно долго сохраняло империю монголов от распада.

«Великая Яса» – это не только свод правил, не только установления административного, уголовного, семейного, гражданского права, но и в не меньшей степени нравственно-философский трактат, который должен был объять все стороны жизни империи. То есть Чингисхан в равной мере уделял внимание как внешнему управлению, так и внутреннему миру своих подданных, считая морально-нравственные основы – ключевыми при строительстве и сохранении великого государства.

С точки зрения административной этот документ объединял две крайности: особое «местное самоуправление» и жесткую вертикаль власти. Чингисхан, судя по всему, был сторонником идеи общего, стратегического управления страной, отдавая вопросы средней важности на откуп соответствующим чиновникам и военачальникам. То есть не должно быть никакого «ручного управления» государством: механизм должен функционировать без прямых вмешательств великого хана, он лишь осуществляет общий контроль над ситуацией.

Исследователи Д.А. Виноградов, А.Н. Гарявин формулируют это так: «Хан определял лишь принципы и основные направления функционирования государства, не занимаясь конкретными вопросами управления. Центральный аппарат Золотой Орды состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата, различных ведомств и судебного аппарата. Отраслевым управлением заведовали канцелярии. Важным должностным лицом являлся визир – второй после хана глава правительства. Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати» (2). Мы здесь можем провести прямую параллель с Чолой: там также жесткая вертикаль власти была уравновешена относительной самостоятельностью местных сообществ.

Правящий класс был разделен на несколько ступеней подчинения: на вершине социальной лестницы находились хан и царевичи, потом шли представители крупной аристократии. Нижняя ступень этой лестницы – рабы, которые во множестве находились в империи, это было результатом частых захватнических набегов. При этом Чингисхан всячески поощрял то, что сегодня бы назвали «социальными лифтами»: он придерживался принципа меритократии, согласно которому высшие должности должны занимать наиболее способные, а не наиболее родовитые.

Однако использовал великий монгол не только «пряник», но и «кнут». Те, кто добровольно не хотел покориться Чингисхану, часто сталкивались с крайней жестокостью завоевателей. За время его правления монгольской армией с лица земли были стерты многие государства, иные завоеваны и разграблены. Итак, Чингисхан, по-видимому, гибко сочетал щедрость и доброжелательность с непререкаемой волей и жестокостью, верность союзникам и беспощадность к противникам, решительность и бесстрашие с холодным расчетом, абсолютную власть с тщательным исполнением государственных законов, поощрение инициативы и выдвижение наиболее способных с жесткой властной вертикалью.

А теперь коснемся тех империй, которые распались почти сразу после смерти их создателей. Такова китайская империя, созданная Шихуанди. Несколько столетий царство Цинь, правителем которого и был Шихуанди, находилось если не в полном упадке, то его геополитическое значение было весьма скромным. Основанное примерно за восемь веков до нашей эры, это территориальное объединение лишь в V веке до Рождества Христова начала свое возвышение. Впрочем, еще в IV веке до н.э. Цинь не входило в число крупнейших царств Поднебесной.

Возвышение царства в первую очередь связано с такими государственными деятелями, как Чжан И и Шан Ян. Последний считается основоположником легизма. Именно этому человеку было суждено сыграть в китайской истории одну из ключевых ролей. Дело в том, что Шан Ян, хотя и происходил из царской фамилии, не смог у себя на родине продвинуться по службе. И тогда откликнулся на предложение циньского властителя стать одним из чиновников в развивающемся царстве. К тому времени у Шан Яна был готов план преобразований, которые могли бы возвысить приютившее его царство. Не сразу он смог пустить этот план в дело, и тем не менее такая возможность ему представилась.

Что же предложил Шан Ян? В первую очередь – предельную централизацию и милитаризацию страны. Граждане должны были беспрекословно подчиняться властителю. Именно он, первое лицо государства, признавался единственным носителем власти, единственным выразителем закона. Шан Ян создал мощный чиновничий аппарат, продуманное и стандартизированное делопроизводство. Регламентировал все стороны человеческой деятельности. Цинь имело очень гибкую налоговую систему, что позволяло получать налоги в независимости от – как сейчас бы сказали – «рыночной конъюнктуры». Неурожай не снижал поступлений в казну, а ложился бременем на плечи земледельцев.

Развивались ремесла, сельское хозяйство, где серьезно росла продуктивность в том числе и за счет правильной ирригации. Были введены стандарты на продукцию, например, на военные изделия. Ставка делалась на развитие производства и усиление армии. Жестко подавлялось любое инакомыслие, даже за незначительные преступления была установлена смертная казнь. Поэзия, живопись и прочие искусства были объявлены вредными и искоренялись. Ставка делалась на утилитаризм, а философия и прочие «неконкретные вещи» ушли на далекую периферию.

В итоге Цинь, накопив силы, начало вести нескончаемые – при этом успешные – войны с соседями. Со впечатляющей динамикой страна Шихуанди поработила все окрестные княжества, все те территории, где правление было менее жестким, более либеральным, где искусства, религия и философия не были в упадке. В той исторической реальности жесткая централизация и железный порядок оказались более действенными инструментами для достижения господства. Однако Шихуанди смог только лишь создать империю, но не заложил основ для ее существования в будущем. Она, повторим, распалась почти сразу после его смерти. Почему же так произошло? Чтобы это понять, можно попробовать сравнить деятельность Чингисхана и Шихуанди.

Оба отца-основателя империй прошли через трудное детство и юность, полные опасностей и лишений. Оба росли без отцов, оба уже в детстве испытали угрозу смерти в связи с возможными посягательствами на их родовые привилегии. В истории обоих властителей были старшие покровители, которые позволили им возвыситься. В случае с Шихуанди это был богатый купец Люй Бувей, который некоторое время был регентом при малолетнем Ин Чжэне (будущем Шихуанди).

Важным сходством судьбы двух императоров стала и их «погруженность» в военное дело. Будущий Чингисхан с самой молодости вынужден был сражаться с местными князьками за власть, а будущий император объединенного Китая жил в самом милитаристском государстве того региона – Цинь, которое, как мы уже говорили, и стало собирателем китайских земель. И Монголия раннего Чингисхана, и Китай раннего Шихуанди представляли собой множество находящихся в постоянной междоусобной борьбе княжеств. Оба правителя смогли довольно быстро и эффективно победить всех конкурентов и образовать обширные империи.

Когда они становятся императорами, то ведут себя в чем-то похоже. Оба выстроили жесткую вертикаль власти, где ключевую роль играли госслужащие, имевшие не только особые привилегии, но и серьезную ответственность. Оба жестко карали даже за незначительные преступления. Оба правителя проводили жесткую стандартизацию.

Но есть и отличия. Чингисхан, судя по всему, гораздо больше ценил людей. Даже побеждая противника, он стремился нанести ему меньший урон, чтобы, покорив врага, взять новых людей под свое подданство. Шихуанди же выжимал из своих подданных «все соки»: очень сильно увеличил налоги, загнал миллионы в бедность. Это именно он построил Великую китайскую стену, экономическая тяжесть от возведения которой легла на плечи простых работников. Именно он построил ужасающих размеров гробницу с терракотовыми воинами – только для удовлетворения собственного тщеславия. Китайский император не поощрял ученость: много мыслителей его времени были умерщвлены только потому, что были интеллектуалами, не желавшими «ходить строем». Чингисхан, наоборот, стремится насаждать прогресс, например, всячески поддерживал развитие письменности. Возможно, это тоже сыграло свою роль в сохранении империи монголов.

Есть и еще важное отличие между двумя правителями, может быть, самое важное: Чингисхан смог обеспечить мирный и безболезненный переход власти, он понял, что именно младший, третий его сын Угэдэй наиболее способен к государственному управлению. И именно его задолго до своей смерти назначил будущим правителем. Великий хан смог сделать так, чтобы после его смерти не разыгралась схватка за трон, государство продолжило развиваться эволюционно.

Шихуанди, наоборот, мало думал о том, что будет после него. Он искал эликсир бессмертия и, видимо, втайне надеялся жить вечно. Не оставил он заранее и внятных распоряжений касаемо наследника престола, что сразу дало повод его подчиненным начать схватку за трон: старшего сына властителя обманом убедили покончить с собой, а младший при регентстве заговорщиков не показал управленческих талантов и не смог ничего сделать с распадом империи. Как отмечают С. К. Бастемиев, Е.С. Кайырбек: «Ши-хуанди, правитель княжества Цинь впервые в 221 г. до н.э. создал на территории Китая империю, но его потомки в силу “синдрома восьмого поколения” потеряли единство, силу и энергию и в конце концов поголовно были уничтожены своими конкурентами во время борьбы за власть» (3).

Кстати, история Шихуанди во многом повторяет историю Александра Македонского, который тоже не думал о наследниках. К тому же последний рано ушел из жизни, его огромная страна была слишком «скороспелой»: культурно, этнически разрозненной. Кроме того, прославленный завоеватель не разработал плана передачи власти, у него не было половозрелых наследников, не было регента, который смог бы сконцентрировать власть в своих руках и удержать империю от распада. Поэтому в тот момент, когда великий правитель умирает, военачальники бросаются оспаривать друг у друга престол, начинается междоусобица, которая ведет империю к краху.

В завершение повторим тезис, который был озвучен в предыдущей работе: гибель империи – процесс индивидуальный, в каждой конкретной исторической ситуации порожденный своим комплексом причин. Тем не менее есть важные факторы риска, которые могут привести к падению сильного государства. Первый из них – отсутствие внятного механизма передачи власти после правления харизматичного лидера. Если есть сомнения в том, кто должен наследовать трон, начинается тяжелая междоусобица, которая, как правило, заканчивается крахом империи. Кроме того, государство, видимо, не может существовать долго, если правитель для управления использует только репрессивные методы. Если люди живут в страхе и ненависти к власти, то рано или поздно это даст свой плод. То, что хорошо для завоеваний, часто совсем не подходит для налаживания эффективной мирной жизни. Конечно, очень важна и экономическая ситуация, некоторые империи теряют свою силу из-за многолетних неурожаев, хозяйственных просчетов, природных катаклизмов. Ну и внешнеполитическая обстановка тоже является сильным фактором: та же Чола во многом погибла потому, что рядом вырос серьезный конкурент, который смог одолеть империю, занять ее жизненное пространство.

И последнее. Вслед за Питиримом Сорокиным мы склоняемся к тому мнению, что не существует какого-то «железного» закона, отвечающего за расцвет и падение империй, нет существует какого-то строго упорядоченного жизненного цикла империй. Хотя есть точки «пассионарности» (войны, внутренние смуты, смерть правителя…), во время которых империя наиболее уязвима.

Дата публикации 02.12.2024

1. Дробышев Ю.И. Чингисхан о власти (по материалам «Сокровенного сказания монголов») // Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 2 (12). С. 198-207.
2. Виноградов Д.А., Гарявин А.Н. Особенности государственного управления Золотой орды («Яса» Чингисхана) // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского научного конгресса. №3, 2020. С. 75.
3. Бастемиев С.К., Кайырбек Е.С. Цинь – первая империя В Китае // Вестник Торайгыров университета. Юридическая серия. 2022. № 1. С. 185-196. С. 193.

Войти в личный кабинет