Полемика вокруг теории кризисов: С. де Сисмонди, К. Маркс, М.И. Туган-Барановский и др.

В статье рассматривается полемика вокруг кризисов капитализма. Отмечается, что кризисы, которые сопутствуют его развитию, в истории экономики, социологии, философии осмыслялись по-разному. Одним из крупнейших теорий кризисов стало учение, разработанное выдающимся русским экономистом М.И. Туган-Барановским.

Кризис – понятие широкое. Он может затрагивать как жизнь конкретного человека – известно выражение «кризис среднего возраста», так и бытие государств, сообществ, цивилизаций – вплоть до планетарного кризиса, каковые также случались (считается, что первый таковой произошел на мировом рынке в 1857 году). Кризис может быть политическим, экономическим, демографическим, экологическим и т.д. Поэтому так или иначе теории кризисов касались мыслители всех цивилизаций и эпох.

Причины кризисов и социальной неустроенности рассматривали уже античные философы. Например, Платон считал, что ввергнуть государство в кризис (естественно, само слово «кризис» не используется) может пришедший к власти порочный правитель. Худший из возможных руководителей государства, по Платону, это тиран: «Тирания – это крайнее заболевание государства» (из диалога «Государство»).

Не соглашаясь в некоторых других вопросах с Платоном, в плане кризисного состояния государства Аристотель солидаризируется с ним, считая неограниченную власть одного человека худшим вариантом государственного устройства. Кризис может выражаться в виде государственных переворотов. Этим социальным революциям много внимания уделил Аристотель в труде «Политика». Здесь он не только исследует, как бы сегодня сказали, теорию государственных переворотов, но и приводит множественные примеры различных ситуаций насильственной смены власти.

В целом же Аристотель говорит о двух типах переворотов. Первый из них происходит, когда «посягают на существующее государственное устройство, чтобы заменить его другим, например демократическое – олигархическим, олигархическое – демократическим, олигархию и демократию – аристократией и политией или наоборот» (1). То есть перед нами смена формы правления. Второй вариант заключается в следующем: «иногда на существующее государственное устройство не посягают, оно остается прежним, но стремятся сами взять в свои руки правление, например в олигархии или монархии» (1). Причинами социальных кризисов могут быть сразу оба указанных намерения, тогда перед нами не радикальное изменение государственного устройства, а лишь его, условно говоря, «корректировка». И заговорщики тогда пытаются «либо олигархию сделать более или менее олигархической, либо существующую демократию усилить или ослабить, точно так же и при остальных видах устройства, – либо укрепить их, либо ослабить. Иногда государственный переворот имеет целью произвести только частичное изменение в государственном устройстве, например учредить или упразднить какую-нибудь должность» (1).

Впрочем, античность имела объектом своих социальных исследований в первую очередь рабовладельческую реальность. В Новое время более актуальным стало осмысление социальных, государственных, экономических и т.д. кризисов в условиях капитализма. В XVIII-XIX вв. появились важные исследования этой проблемы, были предложены подходы, которые актуальны и поныне. Например, была обоснована цикличность кризисов, их связь с особенностями производств, поведением рынка и т.д.

Одним из наиболее крупных исследователей этой темы позапрошлого века по праву считается швейцарец Симонд де Сисмонди. Вот что пишет о нем в 1903 году М.И. Туган-Барановский (передаем дореформенный текст в современной графике): «Промышленный кризис проистекает не из нарушения свободы конкуренции в сфере товарного обмена, а именно из этой самой свободы конкуренции. Общее перепроизводство товаров есть закономерный результат свободной игры экономических сил в капиталистическом хозяйстве. Такова теория кризисов Сисмонди – теория, оказавшая огромное влияние на развитие экономической мысли. До настоящего времени она может считаться господствующей; наиболее замечательные экономисты примыкают в области объяснения кризисов к Сисмонди» (2, с. 166).

В учении о кризисах этого экономиста следует указать на одну важную черту. Дело в том, что в момент написания основных работ Сисмонди в политической экономии непререкаемым авторитетом был Адам Смит, который предложил концепцию, вошедшую в историю экономики как «невидимая рука рынка». Смысл ее в том, что рынок сам себя отрегулирует: спрос рождает предложение, а значит, и способствует развитию нужных обществу производств. Так вот Сисмонди оспаривал это, считая, что государство, напротив, должно выступать регулятором экономических процессов. Он чуть ли не первым понял и глубоко обосновал невозможность автоматической саморегуляции хозяйственных процессов.

От себя добавим, время показало, что у государства в сфере экономики есть масса задач, которые не может взять на себя рынок. Плюс есть монополии, которые действуют вопреки «свободной конкуренции», варварски извлекая прибыль из своего доминирующего положения… Собственно, Сисмонди именно и выступал против крупного капитала, считая именно мелкое предпринимательство, как бы сейчас сказали, драйвером экономического развития.

М.И. Туган-Барановский, отдавая дань теории Сисмонди, все-таки полемизирует с ним. Он пишет: «Теоретическим центром всех рассуждений Сисмонди о кризисах можно считать его положение, что общественный спрос на продукты определяется общественным потреблением, которое, в свою очередь, регулируется общественным доходом. Отсюда наш автор заключает, что при существующих условиях хозяйственной жизни, благодаря недостаточному потреблению народных масс, должен образовываться избыточный продукт, который не может быть реализован на товарном рынке. Это исходное положение Сисмонди, по нашему мнению, есть теоретическая ошибка – общественный спрос на продукты не регулируется общественным доходом» (2, с. 166).

Кстати, В.И. Ленин поддержал воззрения Туган-Барановского, даже защитил его от критики Б. Эфруси (3). Ленин пишет: «Туган-Барановский <…> с полной точностью указал то основное противоречие, к которому сводит дело новая теория, и выяснил значение Сисмонди, который раньше указал на противоречие, проявляющееся в кризисах, но не сумел дать верного объяснения ему (Сисмонди до Энгельса указывал на то, что кризисы вытекают из современной организации хозяйства)» (4).

Мы также согласимся с мнением Туган-Барановского, потому что его последний тезис (подробно разобранный, к слову, в труде «Промышленные кризисы»), подтверждается множеством позднейших исследований. Да и, собственно, еще К. Маркс указывал на «внеэкономические» факторы потребления, такие, как престиж, социальный статус, соответствие моде и т.д. В экономическо-философских рукописях 1844 года он отмечает: «Вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под которыми находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и ограбления. Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он всё в большей степени нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью, и сила его денег падает как раз в обратной пропорции к массе продукции, т.к. его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег. <…> Даже с субъективной стороны это выражается отчасти в том, что расширение круга продуктов и потребностей становится изобретательным и всегда расчетливым рабом нечеловеческих, рафинированных, неестественных и надуманных вожделений» (7). Обратим внимание на последние слова, в которых заключена суть того, что впоследствии Жан Бодрийяр назовет «иррациональными потребностями».

Соответственно, кризисные явления в экономике могут порождаться далеко не только «объективными» причинами, но и «субъективными», то есть тем, что мы можем назвать общественным сознанием, модой и т.д. Оно не поддается четкой математической объективации, несмотря на все достижения социологии как науки. Непросто, допустим, высчитать влияние моды, рекламного брендирования на кризис перепроизводства или спад реализации того или иного товара.

Вообще М.И. Туган-Барановский многими современными учеными нередко называется создателем первой российской теории кризисов. По крайней мере, в истории нашей науки он – один из самых авторитетных исследователей этой темы. В чем же заключается суть его теории? Первый важный тезис, который отстаивает Туган-Барановский – это познаваемость глобальных кризисных явлений методами науки. Иначе говоря, ученый утверждает, что кризис имеет четкие причины, структуру «развертывания» и определяющие его факторы (такие, как развитие рынка, производства, движение капитала, кредитные товары и т.д.).

Второе, о чем говорит нам теория М.И. Туган-Барановского, это цикличность кризисов, исследователь пишет: «Капиталистическая промышленность принуждена с роковой неизбежностью повторять один и тот же цикл развития: за спокойным состоянием идет оживление промышленности, затем следует промышленная горячка, неизбежно заканчивающаяся крахом и кризисом, после которого та же история начинается сызнова» (2, с. 405). В основе глобальных кризисных явлений часто лежат экономические, даже геополитические причины, связанные с циклическим развитием человеческой цивилизации.

Третье: все кризисы развиваются по сходным алгоритмам. Понятно, что в каждой конкретной ситуации есть свои нюансы, но создать научно обоснованную и главное прогностическую теорию волне возможно. Ученый показывает, как в странах с разными экономиками, с разным положением банковского дела (свободный кредит VS государственная монополия на кредит) кризисы развиваются всё равно по сходным алгоритмам.

Современный исследователь М.С. Мельник так передает положения теории Туган-Барановского: «В поиске прибыльного вложения, свободный денежный капитал осуществляет постоянное давление на производство. Его проникновение туда вызывает цепную реакцию, где расширение одной отрасли вызывает расширение сопредельных отраслей, а они вызывают оживление своих сопредельных отраслей и т.д., охватывая тем самым все народное хозяйство. Приводят в движение этот механизм отрасли, вырабатывающие средства производства, обеспечивающие удовлетворение расширяющегося спроса на основной капитал. В этот процесс втягивается вся кредитная система, превращая свободные денежные средства из потенциальной покупательной способности в реальную, повышая спрос и создавая положительную конъюнктуру. Увеличение спроса прекращается по мере превышения скорости расходования свободного капитала, его накопления и исчерпания имевшегося резерва. Биржевой кризис фиксирует прекращение поступления свободных денежных капиталов. Созданные производственные мощности, из источника формирования спроса, превращаются в источник формирования предложения, изменяя конъюнктуру рынка и вызывая падение цен до такой степени, что они уже не могут возмещать затраты производства, открывая, тем самым, фазу кризиса» (5, с. 25).

Отмечается, что М.И. Туган-Барановский указывал на ряд недостатков, допущенных его предшественниками, и это не только указанный выше Сисмонди, но и А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс (чего стоят хотя бы его слова по поводу теории Маркса: «В своем первоначальном виде, теория эта, очевидно, не может быть поддержана ни одним серьезным экономистом» (2, с. 416)). Туган-Барановский обосновывает ошибочность выводов, к которым пришла, как он ее называет, «классическая школа», исследуя процесс накопления капитала, потребления, распределения прибыли…

Русский ученый предлагает несколько схем, которые показывают либо развитие экономики, либо погружение ее в кризис. Узкие рамки научной статьи не позволяют нам подробно рассмотреть эти схемы, отметим лишь то, что их обоснованность была подтверждена позднейшими исследованиями. М.С. Мельник подчеркивает, что «правильность рассмотренных М.И. Туган-Барановским схем общественного воспроизводства, иллюстрирующих соответствующие пропорции производства и распределения, была математически доказана в 1910 году Н. Бернштейном» (5, с. 21).

Также Туган-Барановский по-новому определяет роль финансовых инструментов, кредитного регулирования в процессе формирования кризисных явлений в экономике: «М. И. Туган-Барановский показывает роль денег как специфического товара в развитии промышленных кризисов. Анализ алгоритмов развития кризисов приводит его к выводу, что деньги в качестве посредников принимают активное участие в обмене: они аккумулируют случаи нарушения равновесия спроса и предложения и, оказывая влияние на изменение ценовых пропорций, способствуют превращению отдельных случаев частичного товарного перепроизводства в общее перепроизводство в масштабе всего народного хозяйства» (6).

То есть Туган-Барановский считает капиталистическую систему отношений сложным механизмом, в котором взаимодействие между хозяйствующими субъектами передается через финансы как посредника. Этот тезис Туган-Барановский в книге «Периодические промышленные кризисы» рассматривает на простом примере. Мы имеем два товара: сукно и хлеб. Сукна произвели нужное количество, а хлеба – с избытком. Цена на хлеб падает, производитель хлеба нищает, его покупательная способность падает. Соответственно, он и сукна станет покупать меньше, спрос на сукно тоже упадет. Как и его цена. А рынок это воспримет как общее перепроизводство товаров. То есть точечный отраслевой переизбыток товара может запустить эффект перепроизводства во всей экономике. А это, в свою очередь, приводит к кризису.

В своих прогностических интуициях Туган-Барановский выступает против неорганизованного капитализма. При этом он считает, что в целом капиталистическая система нерушима, однако она требует совершенствования, ее целью должно стать создание общественных благ, как бы сейчас сказали, повышение качества жизни. То есть ученый высказывает вполне социалистические идеи, притом что серьезно критикует многих экономистов-социалистов.

Значение исследований Туган-Барановского для дальнейшего развития науки трудно переоценить. «Теория циклов Туган-Барановского послужила основой для развития данного направления экономической мысли во всём мире и последующему появлению теории капиталистической конъюнктуры. Важнейшие теории всей экономической мысли, такие как кейнсианская макроэкономическая модель и “длинные волны” Кондратьева, берут свои истоки именно в теории циклов М.И. Туган-Барановского» (8)

Дата публикации 07.08.2024

1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 527.
2. Туган-Барановский М.И. Очерки из новейшей истории политической экономии: (Смит, Мальтус, Рикардо, Сисмонди, историческая школа, катедер-социалисты, австрийская школа, Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Прудон, Родбертус, Маркс). СПб.: Изд. журнала «Мир божий», 1903.
3. Эфруси Б. Социально-экономические воззрения Симонда де Сисмонди // Русское богатство, 1896, № 7 и 8.
4. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма // Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 2. М.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1963. С. 163.
5. Мельник М.С. Теория экономических кризисов М. И. Туган-Барановского и современность // Социально-политические науки. 2013. № 4. С. 19-25. С. 21.
6. Назарова И.А. Конъюнктурная теория денег и промышленных кризисов м. И. Туган-Барановского (к 100-летию памяти ученого) // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020. № 4. С. 252.
7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. т. 42, С. 43-174. http://u-m.narod.ru/literatura/EFR/text09.html
8. Мигунов Р.А., Макарова Е.С. Особенности становления теории кризисов при капитализме: Сисмонди, Маркс, Туган-Барановский // Вопросы политической экономии. 2019. № 3. С. 111.

Войти в личный кабинет