Аннотация. Уникальность китайской цивилизации заключается в ее способности сохранять преемственное развитие с момента появления первых ирригационных систем и до современных технопарков. Поднебесная империя успешно адаптировала внешние материальные и духовные влияния, приспосабливая их к своему цивилизационному коду. Мыслители «осевого времени» в I тыс. лет до н.э. сформировали модель развития, идеально подходившую к природно-климатическим условиям Восточно-азиатской равнины.
Ключевые слова. Китай, конфуцианство, легизм, гидравлическая цивилизация, А. Тойнби.
Введение. Китайская цивилизация, как и ее аналоги на Ближнем Востоке и в Северной Африке, возникла в бассейне большой реки. В IV–II тыс. лет до н.э. на Ниле, Тигре, Евфрате, Инде, Ганге и Хуанхэ люди впервые научились строить ирригационные сооружения и получать обильные урожаи, независимо от капризов природы. Полученный избыток продовольствия позволил земледельцам содержать сословие правителей, воинов и жрецов. Таким образом, в мировой истории возникли первые государства. Если речные цивилизации Египта, Месопотамии и Индии исчезли, оставив потомкам лишь развалины крепостей и храмов, то Китай сохранил историческую преемственность и память о первых государях, строителях и мыслителях.
В 221 г. до н.э. Цинь Шихуанди основал династию Цинь и впервые объединил народы Восточной Азии в едином государстве. Немного позже, в 49 г. до н.э. на другом краю Евразии Гай Юлий Цезарь начал борьбу за ликвидацию одряхлевшей римской республики и за переход к империи. На рубеже тысячелетий Циньская и Римская державы впервые в истории человечества объединили архаичные патримониальные общества единой политической властью и товарно-денежными отношениями, создали взаимосвязанную систему дорог, городов и пограничных форпостов. В римской политической мысли впервые появилось понятие civilis, обозначавшее общественные качества гражданина и горожанина. В китайской мысли аналогичное понятие «благородного мужа» (цзюнь-цзы) сформулировал Кун Фу-цзы (мудрый Учитель Кун или в латинской транскрипции Конфуций).
В Восточной Азии и в Средиземноморье первые интеллектуалы осмысливали происходившие процессы рождения централизованной государственной власти, развития экономики и культуры, противопоставляя новые социумы варварскому окружению. Исследователи в первую очередь выделяли изобретение письменности, урбанизацию, рост населения, совершенствование государственного управления, аграрных, а затем индустриальных технологий. Квинтэссенцией цивилизации был человеческий разум, обеспечивающий развитие материальной и духовной культуры, противопоставленный животным инстинктам и страстям «дикарей». Длительная и кропотливая работа историков, этнологов и антропологов позволила понять, что европейцы не обладают монополией на разумность, и что различные цивилизации формируют различные типы познания человека, общества и окружающего мира. В 1757 г. граф Оноре де Мирабо в своем трактате «Друг законов» определил цивилизацию, как «смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространенные, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития» [1, с. 10]. В 1819 г. в «Словаре английского языка Уэбстера», изданном в Лондоне, впервые говорилось не о единственной европейской цивилизации, а о множестве цивилизаций различных народов. В глобальной Британской империи накопление знаний о культурных достижениях на других континентах, позволило начать долгую и трудную работу по преодолению европоцентризма французских просветителей. Но стандарты цивилизованного образа жизни по-прежнему базировались на европейском историческом опыте.
Факты.
Русский топоним Китай был заимствован у среднеазиатских народов, которые назвали великую восточную страну по имени монгольского этноса китаев, проживавших в X–XII веках на севере восточноазиатской равнины. В Средние века в Западной Европе и на Ближнем Востоке Поднебесную державу называли ираноязычным термином Чин (China), происходившим от империи Цинь Шихуанди. Сами этнические китайцы (ханьцы) в периоды раздробленности обозначали свою страну по имени правивших династий, а при установлении централизованной власти – Срединное государство (Чжун го) или Срединное цветущее государство (Чжун хуа).
Китайская цивилизация возникла в III тысячелетии до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Верхняя часть долины была менее плодородным плато, сложенным из лёсса – рыхлых наносов минеральной пыли, которую зимние муссоны сдували со склонов горных систем Северо-западного Китая. Лёсс содержит органические остатки и легкорастворимые щелочи, позволяющие выращивать зерновые культуры без дополнительных удобрений. Северо-западные районы отличаются засушливым климатом, и поэтому сельское хозяйство требует искусственного орошения. В нижнем течении Хуанхэ преобладают аллювиальные почвы, сформированные из наносов плодородного речного ила. Приморский влажный климат снижал потребность земледельцев в оросительных каналах, но требовал защитных дамб. Хуанхэ по праву заслужила у китайцев печальную славу «реки тысячи бедствий». Течение часто подмывало берега, сложенные из мягких осадочных пород. Хуанхэ изменяла свое русло, а катастрофические наводнения разрушали поселения и губили множество людей.
На рубеже II–I веков до н.э. автор «Исторических записок» («Ши цзи») Сыма Цянь начал свое повествование о китайской государственности с легендарных правителей Яо и Шуня. По более достоверным источникам в XVIII веке до н.э. вождь племени шан Чэн Тан возглавил экспансию с берегов притока Хуанхэ Ишуя (в современной провинции Хэбей) на запад (в современную Шаньси), на юг (в Хэнань) и на северо-восток (к Ляодунскому полуострову). Этот удачливый военачальник покорил племя ся и основал династию Шан и Инь.
Как и на других великих реках, в Китае возникла «гидравлическая цивилизация». Государственная власть организовывала мелкие сельские общины для совместного строительства ирригационных систем. Крестьяне пользовались каналами и дамбами, которые не могли соорудить самостоятельно, но взамен отдавали часть своего урожая и выполняли трудовые повинности. В ходе развития государства усложнялась структура бюрократии, дифференцировались управленческие функции, повышалась степень вертикального социального контроля и принуждения [9, с. 10].
К. Виттфогель определил такую форму государственности, как первый в мировой истории «ориентальный деспотизм». Абсолютная власть монарха-деспота не означала неограниченного произвола. Правитель всегда должен был чувствовать рамки своей власти, учитывать интересы аристократических кланов и податного населения. Пересечение «красных черт» неизбежно вело к росту всеобщего недовольства и к потере управляемости. Китайская цивилизация развивалась в режиме династических циклов, когда основатель нового государства создавал эффективный механизм управления, но затем неизбежные процессы моральной и интеллектуальной деградации вели к нарастанию кризисных явлений, к обострению борьбы за власть, к народным восстаниям, и в конце концов, к краху правящей династии [12].
В XII веке, по данным Сыма Цяня, царство Шан и Инь начало разрушаться. Правитель Шоу Синь (1154–1152) увеличил налоги, народ роптал, знать также была недовольна усилением деспотической власти монарха. После начала народных восстаний и междоусобных войн агонизировавшее царство Шан и Инь рухнуло в 1122 г. от первого внешнего толчка – вторжения племени чжоу, ранее бывших данниками иньской монархии. Эпоха XII–III веков до н.э. стала решающим периодом становления китайской цивилизации. Этапы относительной централизации под властью династии Западного Чжоу (1122–771) и Восточного Чжоу (770–403) сменились всеобщей анархией «воюющих царств» Чжаньго (403–221).
Объяснение.
В теории общественно-экономических формаций К. Маркса – Ф. Энгельса появление первого классового рабовладельческого общества объясняется разделением умственного и физического труда. Монополизировав управленческие и религиозные функции, правящее сословие получало возможность для присвоения прибавочного продукта, т.е. для эксплуатации сословий, занятых в сельском хозяйстве, торговле и ремесле. Марксизм очень плохо объяснял закономерности развития восточных обществ. Неуклюжая конструкция «азиатского способа производства» и замедленного классообразования не помогала понять отсутствия на Востоке «классических формаций», т.е. европейских рабовладения, феодализма и капитализма.
А. Тойнби доказывал, что в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) нарушается диалектический закон развития, как перехода количества в качество. В первобытном обществе изначально существовало разделение труда по поло-возрастному признаку. Мужчины охотились, женщины вели домашнее хозяйство, старики изготавливали орудия труда и передавали свои знания детям. Появление и распространение новых технологий растягивалось на десятки и сотни тысяч лет, и очень трудно было выделить качественные скачки между палеолитом, мезолитом и неолитом.
По мнению Тойнби, дополнением или противоположностью разделения труда является мимесис, т.е. включение в общественную жизнь через подражание учителям. В первобытном или любом другом традиционном обществе, мимесис молодежи ориентирован на авторитет старшего поколения или на память умерших предков. Такое общество выглядит статичным и законсервированным, хотя на самом деле в нем эволюционное изменение производственных технологий и духовной традиции растягивается на десятки поколений и поэтому происходит незаметно. В благоприятных природно-климатических условиях, на условном «острове Чунга-Чанга», где человек без труда получает продукты питания, не нуждается в теплой одежде и жилищах, технологический и социальный прогресс практически останавливается. С такими «застывшими» обществами европейцы столкнулись на островах Тихого океана, а затем в Тропической Африке.
Рождение цивилизации происходит при появлении творческих личностей, ломающих отжившие традиции и начинающих динамичное развитие. Таким качественным рывком в эпоху неолита в V–III тыс. лет до н.э. стал переход от присваивающей к производящей экономике, от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. В Китае этот переход произошел в неолитической культуре Яншао, памятники которой обнаружены в долинах Хуанхэ и ее притоков Вэйхэ и Лохэ, между современными провинциями Ганьсу, Хэнань и Хубэй.
Не менее важным стал перелом в духовном развитии человечества, который К. Ясперс очень точно определил, как «осевое время». Человек впервые осознал себя, как уникальное существо, и выделился из природной среды. От Средиземноморья до бассейна Хуанхэ началось формирование первых философских систем и мировых религий. В китайской философской традиции такое взаимодействие общественной статики и динамики выражается понятиями пассивного женского начала инь и активного мужского начала ян [5, с. 93–94].
Эпоха 1122–221 гг. в истории Китая – это ожесточенное противоборство десятков царств (го или «больших домов»), постоянный калейдоскоп возникавших и распадавшихся коалиций союзников, которые мгновенно превращались в противников. В этой «войне всех против всех» главным, а часто единственным аргументом была военная сила. Никто не чувствовал себя в безопасности. Образованные выходцы из побежденных и разорившихся аристократических семей («малых домов») образовали «сто школ» (бай цзя), которые вели между собой не менее яростные интеллектуальные баталии, чем воины на полях сражений. В этом «питательном бульоне» постепенно выкристаллизовались философско-этические школы Конфуция, Лао-цзы, Мо-цзы, Мэн-цзы и Шан Яна, которые осознали необходимость прекращения этой «войны без правил».
Рост населения и колонизация долины завершили формирование цивилизационного ядра Поднебесной, соединив в едином экономическом, политическом и культурном пространствах бассейны этих великих рек. Плодородные почвы и теплый климат могли обеспечить всем необходимым большие массы населения при условии упорядоченного государственного управления и общественной стабильности. Этика Конфуция воплотила такой идеал гармонии человека и мира в ценностях гуманности (жень), справедливости (и) и ритуала (ли) [3, с. 100–116].
Легизм Шан Яна дополнил уроки Учителя концепцией закона (фа), воплощающим абсолютную волю монарха. Опираясь на его «Книгу правителя области Шан», Цинь Шихуанди создал жесткое авторитарное государство и уничтожил мыслителей, развивавших идеи Конфуция. Если Учитель считал смыслом деятельности правителя («небесного государя» или тянь-вана) поддержание в обществе гармонии, то для Шан Яна, как практика-администратора, главным было создание эффективного и динамичного государства. Легистские технологии позволили монархам Цинь ценой колоссального напряжения труда крестьян построить Великую китайскую стену, защитившую города от грабительских набегов северных кочевников.
Но в IV веке н.э. империя Цзинь распалась, и в Китае начался очередной период «сражающихся царств». Интеллектуальная элита («люди культуры» или вэньжэнь), спасаясь от набегов жестоких варваров, переселялись южнее Янцзы. Северная Хуанхэ и южная Янцзы поочередно становились демаркационными границами между цивилизацией Срединного государства и кочевым варварским миром степной Евразии [3, с. 20–73].
Заключение. Географическая изолированность китайской цивилизации стала основой ее уникальности и преемственности. Создание в эпоху Чжоу первых городов, дорог, дамб и каналов стали основой материального процветания и духовного развития. Конфуций и Шан Ян сформировали два интеллектуальных полюса в философской традиции Поднебесной державы. Конфуцианский идеал гармонии использовался в периоды стабильности династических циклов, а легистские модели авторитарной власти и динамичного развития на исторических переломах, когда было необходимо расставаться с отжившими традициями.
Список источников
1. Ерасов Б.С. Цивилизация: слово–термин–теория // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М.: Аспект-пресс, 1998.
2. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже Средневековья и Нового времени. М.: Наука, 1987.
3. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М.: Алетейа, 2003.
4. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. М.: ИФ РАН, 1996.
5. Рашковский Е.Б. Востоковедная тематика в культурно-исторической тематике А.Дж. Тойнби (опыт критического анализа). М.: Наука, 1976.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1986.
6. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: Владос, 1997.
8. Braudel F. History of Civilizations. N.Y.: Allen Lane; Penguin Press, 1994.
9. Laibman D. China: In the Perspective of Historical Materialism // Sciences & Society. 2020. Vol. 84. Issue 2.
10. Quigley C. The Evolution of Civilizations: An Introduction to Historical Analysis. N.Y.: Macmillan, 1961.
12. Wittfogel K. Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1957.