Открывая обсуждение заявленной в заголовке темы, предлагаем ознакомиться со статьей “Механизм воздействия мифов на развитие общества” к.ф.н., доцента кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала РАНХ и госслужбы при Президенте РФ Андрея Геннадиевича Иванова.

В статье продемонстрирован алгоритм работы мифа, где ключевая роль принадлежит мифотворцам – политической элите.

Автор указывает: “Основными причинами существования мифов в современном обществе являются, с одной стороны, укорененность мифов в общественном и индивидуальном сознании с древнейших времен и, с другой стороны, использование мифа, начиная с античных времен, в качестве инструмента для манипулирования сознанием. Эти причины объясняют природу современной социальной мифологии, представляющей собой совокупность социальных мифов. В ней имеются качественные отличия между повседневной мифологией, представленной на уровне социальной психологии, обыденного сознания, и предельно рационализированной мифологией, содержащейся в идеологических построениях”.

Автор утверждает, что практически все социальные сферы подвержены влияниям мифогенных факторов, и сводит их в Табл. 1.

Табл. 1. Примеры мифогенных факторов в институтах социальных сфер

Социальная сфераИнститутПример мифогенного фактора
ЭстетическаяХудожественная культураОбраз
ЭтическаяМоральТабу
ЭкономическаяРынокБренд
ПолитическаяГосударствоИдеология
ПравоваяПравоЗакон
РелигиознаяЦерковьДогмат
НаучнаяНаукаПонятие

Схематично алгоритм работы мифа представляется следующим образом: (1) мифотворцы (элита) – (2) миф как инструмент реализации властных функций – (3) контекст – (4) миф как призыв и руководство к действию – (5) шаблоны – (6) функционирование мифов – (7) конкуренция мифов / конкуренция мифотворцев (элит) – (1) новые мифотворцы (новая элита).

1. Мифотворцы [элита]

Автор предлагает рассматривать миф с точек зрения 3-х субъектов – живущего мифом [мифичного], создателя мифа [мифотворца] и критика мифа [мифолога].

“Для мифичного социальный миф является безусловной реальностью, неотъемлемой частью его картины мира; миф определяет здесь онтологические основы [существования человека в обществе].

Мифотворец акцентирует внимание на целях социального мифа и степени принятия социального мифа аудиторией (количестве мифичных относи- тельно конкретного мифа); он в некотором смысле определяет этические аспекты мифа.

Для мифолога определяющее значение имеют эпистемологические аспекты, средства познания социального мифа – комбинации различных теорий мифа, теоретические и эмпирические методы исследования; он ищет «истину мифа».

NB! В качестве мифотворцев выступает политическая элита.

Приводится мнение французского социолога Пьера Бурдьё, который “считал, что позиция индивида, социальной группы в социальном пространстве может определяться по их позициям в различных полях, то есть в распределении власти, активированной в каждом отдельном поле. “Это, главным образом, экономический капитал в его разных видах, культурный капитал и социальный капитал, а также символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т. п. Именно в этой форме все другие виды капиталов воспринимаются и признаются как легитимные”.

По всей видимости, лидером общественного мнения, ключевым субъектом мифа становится группа людей, имеющая достаточно весомый символический капитал, и пока еще безупречную репутацию. Именно такая группа может со временем воспользоваться шансом и предстать уже в качестве новой элиты”.

Символическая власть со временем трансформируется во власть политическую и институционализируется, то же самое происходит с социальными мифами: “в определенный момент времени они обретают конкретные очертания, представая в виде слоганов, лозунгов, символов, имен, брендов и т. п. То есть элиты и ассоциирующиеся с ними символы постепенно отождествляются, что в дальнейшем позволяет элитам более грамотно транслировать различные мифы”.

Новая элита приходит к власти, как правило, уже со своей мифологией. “Дальнейшей ее задачей будет являться сохранение «живучести» своих мифов, поддержание с помощью мифов функционирования основных институтов максимально долгое время”.

2. Социальный миф как инструмент реализации властных функций элит

“Основными механизмами внедрения мифов в общественное сознание выступают система образования, СМИ, наглядные примеры (герои, например)”.

С точки зрения мифотворца:

  • сначала происходит апеллирование к самому человеку: “обращение к нему на предмет определения идентичности в изменяющихся условиях”;
  • затем “происходит «переформатирование» исторической памяти человека или даже всего общества”;
  • далее, постепенно приближаясь к конкретным прикладным формам, “осуществляется встраивание новых мифов в идеологические конструкты”;
  • и, наконец, “происходит неявное (латентное) проникновение мифов в структуры функционирующих социальных институтов, чем обеспечивается окончательная легитимация мифов.

При этом социальные институты, вбирая в себя функции социальной мифологии, сами претерпевают определенную трансформацию (сначала – религия, затем – наука); зачастую наиболее кардинальным изменением подвергается государство”.

С позиции адресата мифа алгоритм следующий: мифы воздействуют через обыденное сознание (на уровне социальной психологии) в результате чего “происходит осмысленное восприятие идеологии параллельно с неосознанным восприятием встроенных в идеологию мифов. При этом наиболее важным представляется присутствие мифа в политике, так как наряду с дополнением картины мира (эта функция мифа реализуется во всех социальных сферах), возникает возможность построения новой онтологии (общества, государства, социальной группы и т. п.)”.

3. Контекст

Многие исследователи полагают, что мифы оказывают особое воздействие на общественное развитие именно в кризисные периоды.

В статье цитируется работа А.Н. Кольева “Политическая мифология: Реализация социального опыта” [2003]: «актуальность мифа проявляется только в ситуации социокультурного кризиса. Когда общество находится в фазе стабильности, разговор о мифе в политике может представляться как несерьезный (…) Рождение политического мифа – сигнал, который надо принять и осмыслить».

Автор статьи считает, что “в периоды спокойного общественного развития социальные субъекты склонны скорее разделять мифологии правящего политического класса.

В связи с этим важно определять возможные социальные группы, существующие в обществе в конкретный исторический момент; степень влияния на эти группы господствующих мифов”.

4. Миф как призыв и руководство к действию

Переосмысливая мнение ряда известных исследователей, автор статьи приходит к выводы, что успех мифа заключается “в краткости и апеллировании к чувственному уровню познания. При этом содержание эффективно функционирующих мифологических построений часто оказывается вторичным по отношению к форме”.

5. Шаблоны

“Обретя приемлемую форму, миф затем широко тиражируется. В действительности же зачастую используются удачно найденные шаблоны, клише. При этом в процессе эволюции общества шаблоны становятся все более яркими, изощренными; одновременно с развитием средств массовой коммуникации практикуются новые формы подачи мифа”.

6. Функционирование мифов

Для раскрытия данной темы автор вводит новый термин: «концептуальное понятие – аттрактор мифологического» (далее – КП-АМ).

КП-АМ представляет собой феномен общественной жизни, содержащий мифологическое наполнение. Именно через КП-АМ можно будет определять, что из общественных явлений и процессов является мифологическим или содержит мифологические составляющие, а что – не мифологическим.

Табл. 2. Соотношение КП-АМ с элементами социальной мифологии

Элемент социальной мифологииПримеры концептуальных понятий – аттракторов мифологического
Онтологическая часть социальной мифологии
Представления о причинно-следственной связиЖертва, дар (потлач), обмен, месть
Представления о соотношении части и целогоТотем, сакральный лидер, жрец, медиатор
Представления о времениРитуалы перехода (рождение, инициация, брак, похороны)
Представления о пространствеЦентр / периферия, космос / хаос
Гносеологическая часть социальной мифологии
Архаическое мышлениеСинкретизм
Мифопоэтическое мировосприятиеМузыка, поэзия, литература, мода
Мифологическое сознание (мифологизация и мифотворчество)Историческая память, мифологема / идеологема, утопия
Аксиологическая часть социальной мифологии
Самоидентификация и идентификация с коллективомИндивидуальные мифы / мифы социальных групп
Представления о сакральном и профанномВойна / обычный ход событий, официальное (работа) / неофициальное (быт, досуг)
Мифологическая вераМифологические ценности
Праксиологическая часть социальной мифологии
МифРазные типы социальных мифов, мифогенные факторы (см. табл. 1)
РитуалИгра, этикет

7. Конкуренция мифов / конкуренция мифотворцев (элит)

NB! Общество – это арена постоянной конкуренции политических элит и обслуживающих их интересы мифов.

Автор, ссылаясь на уже проведенные исследования, приводит примеры вытеснения одними мифами других, из которых мы приведем два весьма показательных.

Германия начала 1930-х годов: “Демократия стала обыденностью и поэтому потеряла свой первоначальный блеск, возвышенность, принципиальную новизну и воодушевляющий подъем: действие мифов демократии оказалось не столь устойчивым, им были успешно противопоставлены мифы нации. В принципе, с точки зрения внутренней мифологической природы, нет никакой разницы между мифами демократии и мифами национальными. Разницу можно усмотреть только в том, что они существуют в разных культурах. В разных культурах и разных ситуациях миф всегда был для людей терапевтическим средством от паники и депрессии, строгой конструкцией, организующей беспорядок в систему и дающей опору человеку».

Россия, конца XX – начала XXI в. В рамках типологизации функционировавших в России на стыке XX и XXI вв. мифов, выделяет: 

  • “деструктивные мифы (например, миф о том, что все решит рынок);
  • мифы слепого копирования (сделаем как на Западе);
  • умышленные мифы (например, миф о приватизации);
  • мифы-страшилки (например, миф об угрозе коммунизма);
  • националистические мифы;
  • мифы, созданные по принципу «свой-чужой» и т. п.

Эти мифы, по мнению исследователя, пришли (…) на смену мифам о развитом социализме, о дружбе народов и т. п. То, что с крушением советской идеологии разрушилась и соответствующая советская мифология (хотя миф по своей природе более устойчив в со- знании, чем идеологические догмы), говорит о том, что эти мифы в большей степени относились к конъюнктурному уровню (аспекту) социальной мифологии.

Вместе с тем следует отметить, что среди так называемых классических идеологий (либерализм, консерватизм, социализм), именно разновидности социалистической идеологии, на наш взгляд, используют большее количество мифов, восходящих к архаике (например, миф о герое), то есть таких мифов, которые, казалось бы, должны дольше удерживаться в общественном сознании”.

Автор также упоминает «глобальные» мифы, которые являются предметом глубокого философского анализа. К таким мифам относятся “миф Просвещения, миф о Вечном возвращении. Такие мифы воздействуют на общество как бы на двух уровнях: и на архаическом, и на конъюнктурном; восходят к древней архаике и могут умело использоваться правящей элитой”.

Главный вывод автора состоит в том, что социальные мифы являются феноменом, органически присущем социальному бытию и связанным с элитами; “с приходом к власти новой элиты начинается и новый цикл функционирования мифа в обществе”.

https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-vozdeystviya-mifov-na-razvitie-obschestva

Продолжение следует.

Дата публикации 22.05.2023
Получай знания от профессионалов в области геополитики в нашем Telegram канале
Войти в личный кабинет