СОЦИАЛЬНЫЕ МИФЫ & ОБЩЕСТВО

Открывая обсуждение заявленной в заголовке темы, предлагаем ознакомиться со статьей “Механизм воздействия мифов на развитие общества” к.ф.н., доцента кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала РАНХ и госслужбы при Президенте РФ Андрея Геннадиевича Иванова.

В статье продемонстрирован алгоритм работы мифа, где ключевая роль принадлежит мифотворцам – политической элите.

Автор указывает: “Основными причинами существования мифов в современном обществе являются, с одной стороны, укорененность мифов в общественном и индивидуальном сознании с древнейших времен и, с другой стороны, использование мифа, начиная с античных времен, в качестве инструмента для манипулирования сознанием. Эти причины объясняют природу современной социальной мифологии, представляющей собой совокупность социальных мифов. В ней имеются качественные отличия между повседневной мифологией, представленной на уровне социальной психологии, обыденного сознания, и предельно рационализированной мифологией, содержащейся в идеологических построениях”.

Автор утверждает, что практически все социальные сферы подвержены влияниям мифогенных факторов, и сводит их в Табл. 1.

Табл. 1. Примеры мифогенных факторов в институтах социальных сфер

Социальная сфера Институт Пример мифогенного фактора
Эстетическая Художественная культура Образ
Этическая Мораль Табу
Экономическая Рынок Бренд
Политическая Государство Идеология
Правовая Право Закон
Религиозная Церковь Догмат
Научная Наука Понятие

Схематично алгоритм работы мифа представляется следующим образом: (1) мифотворцы (элита) – (2) миф как инструмент реализации властных функций – (3) контекст – (4) миф как призыв и руководство к действию – (5) шаблоны – (6) функционирование мифов – (7) конкуренция мифов / конкуренция мифотворцев (элит) – (1) новые мифотворцы (новая элита).

1. Мифотворцы [элита]

Автор предлагает рассматривать миф с точек зрения 3-х субъектов – живущего мифом [мифичного], создателя мифа [мифотворца] и критика мифа [мифолога].

“Для мифичного социальный миф является безусловной реальностью, неотъемлемой частью его картины мира; миф определяет здесь онтологические основы [существования человека в обществе].

Мифотворец акцентирует внимание на целях социального мифа и степени принятия социального мифа аудиторией (количестве мифичных относи- тельно конкретного мифа); он в некотором смысле определяет этические аспекты мифа.

Для мифолога определяющее значение имеют эпистемологические аспекты, средства познания социального мифа – комбинации различных теорий мифа, теоретические и эмпирические методы исследования; он ищет «истину мифа».

NB! В качестве мифотворцев выступает политическая элита.

Приводится мнение французского социолога Пьера Бурдьё, который “считал, что позиция индивида, социальной группы в социальном пространстве может определяться по их позициям в различных полях, то есть в распределении власти, активированной в каждом отдельном поле. “Это, главным образом, экономический капитал в его разных видах, культурный капитал и социальный капитал, а также символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т. п. Именно в этой форме все другие виды капиталов воспринимаются и признаются как легитимные”.

По всей видимости, лидером общественного мнения, ключевым субъектом мифа становится группа людей, имеющая достаточно весомый символический капитал, и пока еще безупречную репутацию. Именно такая группа может со временем воспользоваться шансом и предстать уже в качестве новой элиты”.

Символическая власть со временем трансформируется во власть политическую и институционализируется, то же самое происходит с социальными мифами: “в определенный момент времени они обретают конкретные очертания, представая в виде слоганов, лозунгов, символов, имен, брендов и т. п. То есть элиты и ассоциирующиеся с ними символы постепенно отождествляются, что в дальнейшем позволяет элитам более грамотно транслировать различные мифы”.

Новая элита приходит к власти, как правило, уже со своей мифологией. “Дальнейшей ее задачей будет являться сохранение «живучести» своих мифов, поддержание с помощью мифов функционирования основных институтов максимально долгое время”.

2. Социальный миф как инструмент реализации властных функций элит

“Основными механизмами внедрения мифов в общественное сознание выступают система образования, СМИ, наглядные примеры (герои, например)”.

С точки зрения мифотворца:

  • сначала происходит апеллирование к самому человеку: “обращение к нему на предмет определения идентичности в изменяющихся условиях”;
  • затем “происходит «переформатирование» исторической памяти человека или даже всего общества”;
  • далее, постепенно приближаясь к конкретным прикладным формам, “осуществляется встраивание новых мифов в идеологические конструкты”;
  • и, наконец, “происходит неявное (латентное) проникновение мифов в структуры функционирующих социальных институтов, чем обеспечивается окончательная легитимация мифов.

При этом социальные институты, вбирая в себя функции социальной мифологии, сами претерпевают определенную трансформацию (сначала – религия, затем – наука); зачастую наиболее кардинальным изменением подвергается государство”.

С позиции адресата мифа алгоритм следующий: мифы воздействуют через обыденное сознание (на уровне социальной психологии) в результате чего “происходит осмысленное восприятие идеологии параллельно с неосознанным восприятием встроенных в идеологию мифов. При этом наиболее важным представляется присутствие мифа в политике, так как наряду с дополнением картины мира (эта функция мифа реализуется во всех социальных сферах), возникает возможность построения новой онтологии (общества, государства, социальной группы и т. п.)”.

3. Контекст

Многие исследователи полагают, что мифы оказывают особое воздействие на общественное развитие именно в кризисные периоды.

В статье цитируется работа А.Н. Кольева “Политическая мифология: Реализация социального опыта” [2003]: «актуальность мифа проявляется только в ситуации социокультурного кризиса. Когда общество находится в фазе стабильности, разговор о мифе в политике может представляться как несерьезный (…) Рождение политического мифа – сигнал, который надо принять и осмыслить».

Автор статьи считает, что “в периоды спокойного общественного развития социальные субъекты склонны скорее разделять мифологии правящего политического класса.

В связи с этим важно определять возможные социальные группы, существующие в обществе в конкретный исторический момент; степень влияния на эти группы господствующих мифов”.

4. Миф как призыв и руководство к действию

Переосмысливая мнение ряда известных исследователей, автор статьи приходит к выводы, что успех мифа заключается “в краткости и апеллировании к чувственному уровню познания. При этом содержание эффективно функционирующих мифологических построений часто оказывается вторичным по отношению к форме”.

5. Шаблоны

“Обретя приемлемую форму, миф затем широко тиражируется. В действительности же зачастую используются удачно найденные шаблоны, клише. При этом в процессе эволюции общества шаблоны становятся все более яркими, изощренными; одновременно с развитием средств массовой коммуникации практикуются новые формы подачи мифа”.

6. Функционирование мифов

Для раскрытия данной темы автор вводит новый термин: «концептуальное понятие – аттрактор мифологического» (далее – КП-АМ).

КП-АМ представляет собой феномен общественной жизни, содержащий мифологическое наполнение. Именно через КП-АМ можно будет определять, что из общественных явлений и процессов является мифологическим или содержит мифологические составляющие, а что – не мифологическим.

Табл. 2. Соотношение КП-АМ с элементами социальной мифологии

Элемент социальной мифологии Примеры концептуальных понятий – аттракторов мифологического
Онтологическая часть социальной мифологии
Представления о причинно-следственной связи Жертва, дар (потлач), обмен, месть
Представления о соотношении части и целого Тотем, сакральный лидер, жрец, медиатор
Представления о времени Ритуалы перехода (рождение, инициация, брак, похороны)
Представления о пространстве Центр / периферия, космос / хаос
Гносеологическая часть социальной мифологии
Архаическое мышление Синкретизм
Мифопоэтическое мировосприятие Музыка, поэзия, литература, мода
Мифологическое сознание (мифологизация и мифотворчество) Историческая память, мифологема / идеологема, утопия
Аксиологическая часть социальной мифологии
Самоидентификация и идентификация с коллективом Индивидуальные мифы / мифы социальных групп
Представления о сакральном и профанном Война / обычный ход событий, официальное (работа) / неофициальное (быт, досуг)
Мифологическая вера Мифологические ценности
Праксиологическая часть социальной мифологии
Миф Разные типы социальных мифов, мифогенные факторы (см. табл. 1)
Ритуал Игра, этикет

7. Конкуренция мифов / конкуренция мифотворцев (элит)

NB! Общество – это арена постоянной конкуренции политических элит и обслуживающих их интересы мифов.

Автор, ссылаясь на уже проведенные исследования, приводит примеры вытеснения одними мифами других, из которых мы приведем два весьма показательных.

Германия начала 1930-х годов: “Демократия стала обыденностью и поэтому потеряла свой первоначальный блеск, возвышенность, принципиальную новизну и воодушевляющий подъем: действие мифов демократии оказалось не столь устойчивым, им были успешно противопоставлены мифы нации. В принципе, с точки зрения внутренней мифологической природы, нет никакой разницы между мифами демократии и мифами национальными. Разницу можно усмотреть только в том, что они существуют в разных культурах. В разных культурах и разных ситуациях миф всегда был для людей терапевтическим средством от паники и депрессии, строгой конструкцией, организующей беспорядок в систему и дающей опору человеку».

Россия, конца XX – начала XXI в. В рамках типологизации функционировавших в России на стыке XX и XXI вв. мифов, выделяет: 

  • “деструктивные мифы (например, миф о том, что все решит рынок);
  • мифы слепого копирования (сделаем как на Западе);
  • умышленные мифы (например, миф о приватизации);
  • мифы-страшилки (например, миф об угрозе коммунизма);
  • националистические мифы;
  • мифы, созданные по принципу «свой-чужой» и т. п.

Эти мифы, по мнению исследователя, пришли (…) на смену мифам о развитом социализме, о дружбе народов и т. п. То, что с крушением советской идеологии разрушилась и соответствующая советская мифология (хотя миф по своей природе более устойчив в со- знании, чем идеологические догмы), говорит о том, что эти мифы в большей степени относились к конъюнктурному уровню (аспекту) социальной мифологии.

Вместе с тем следует отметить, что среди так называемых классических идеологий (либерализм, консерватизм, социализм), именно разновидности социалистической идеологии, на наш взгляд, используют большее количество мифов, восходящих к архаике (например, миф о герое), то есть таких мифов, которые, казалось бы, должны дольше удерживаться в общественном сознании”.

Автор также упоминает «глобальные» мифы, которые являются предметом глубокого философского анализа. К таким мифам относятся “миф Просвещения, миф о Вечном возвращении. Такие мифы воздействуют на общество как бы на двух уровнях: и на архаическом, и на конъюнктурном; восходят к древней архаике и могут умело использоваться правящей элитой”.

Главный вывод автора состоит в том, что социальные мифы являются феноменом, органически присущем социальному бытию и связанным с элитами; “с приходом к власти новой элиты начинается и новый цикл функционирования мифа в обществе”.

https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-vozdeystviya-mifov-na-razvitie-obschestva

Продолжение следует.

Дата публикации 22.05.2023

Список источников

Войти в личный кабинет