Статья представлена в русле серии тем по философской пропедевтике. В очерке в краткой форме иллюстрируются оригинальные эволюционно-креационистические взгляды священника и ученого-палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена. Взгляды этого замечательного автора хорошо известны в философских и биологических кругах, данная статья в популярном изложении предлагает их для ознакомления более широкому кругу читателей.
Дилемма эволюционизма и креационизма до сих пор является камнем преткновения для теологов и представителей науки. Однако теория эволюции может рассматриваться в контексте совсем не противоречащим теологическому догмату творения сreatio ex nihilo. И оказывается вполне возможно осуществить синтез иудео-христианской религиозной доктрины и теории космической эволюции.
Эта кабалистическая идея, можно сказать, достаточно старая, но глубокое теоретическо-мировоззренческое ее обоснование дал палеонтолог и священник иезуит Пьер Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека». Работа была написана в середине XX века, однако издана только после смерти автора в 1955 году. Католическая церковь первоначально холодно отнеслась к данному труду и вынесла запрет на публикацию, поскольку взгляды сочла близкими к атеизму и как минимум пантеистичными.
П.Т. де Шарден, будучи священником иезуитом, являлся потомком Вольтера, имел хорошее философско-математическое, а также биологическое образование, полученное в Сорбонне и ученую степень доктора естественных наук. Он работал научным сотрудником в «Институте палеонтологии человека», обладал непосредственным опытом полевых исследований в антропологии, являлся первооткрывателем синантропа. Активно занимавшийся естествознанием П.Т. де Шарден считается одним из создателей теории ноосферы, разделяющим монистические взгляды единства материи и сознания. Как философ он позиционировал себя преимущественно через персонализм, прогрессизм и дарвинизм.
Основная идея П.Т. де Шардена состояла в том, что Бог создал и создает этот мир посредством эволюции, а именно через движение от хаоса и разрозненности к точке объединения – Ω (омега). Этой буквой автор символически представил Божество Иисуса Христа с неотъемлемыми атрибутами трансцендентности, автономности, наличности, необратимости.
Всеобщее движение прогресса осуществляется посредством парусии (παρουσία) – великого единения исторического и трансцендентного. Парусия так же означает постоянное мистическое присутствие Христа в мире, а ее кульминацией будет эсхатологическое событие Второго славного Его пришествие и окончательные судьбы мира.
Logos у П.Т. де Шардена, как и у стоиков имманентен природе, то есть понимается весьма пантеистически. Материя же является формой существования энергии, своего рода «матрицей» незримого духовного божественного начала.
Жизнь на планете Земля представляет собой феномен проявления Единого духовно-мирового организма, который находится в процессе последовательных эволюционных фаз движения. Внутренним двигателем этого движения является сила – «ортогенез», который есть разумное целеустремленное сознание. Оно действует именно через эволюцию, посредством естественного отбора и борьбы за существование.
В результате в человеке это духовное начало превращается в «самосознание». Здесь в рассуждениях автора, несомненно, чувствуется влияние Гегеля, который так же являлся пантеистом. Однако П.Т. де Шарден идет еще дальше, используя уже, по сути, трансгуманистические идеи. Он рассуждает о том, что человечество развиваясь и расселившись по земле выработало новые и новые средства связи и общения. Дивергенция «уступает место… конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путём взаимооплодотворения» [5].
Автор ведет речь идет о том, что эволюция человека не закончена и не окончена, она продолжается. Антропологическое сообщество объединяется, а индивидуальные функции отдельных субъектов с возрастающей прогрессией дифференцируются. Эта дифференциация в свою очередь провоцирует усиление взаимосвязей.В результате человеческое сообщество трансформируется в некий единый сверхорганизм – дух Земли. Происходит самоконцентрация ноосферы. Но это в свою очередь не является последним этапом. П.Т. де Шарден говорит о том, что следующим шагом будет своего рода присоединение ноосферы к другому мыслительному центру, уже не интеллектуальному, но сверхинтеллектуальному духовному, который уже не будет нуждаться в материальном носителе.
Будучи эволюционистом и прогрессистом П.Т. де Шарден критикует католицизм за приверженность томизму. Томизм, согласно автору, есть слишком статическая мировоззренческая схема. Она в должной мере не иллюстрирует и не объясняет сложный процесс творения, в котором грехопадение и искупление неразделимы и взаимосвязаны.
Еще одним недочетом томизма и неотомизма П.Т. де Шарден считает концептуальную догматическую конструкциюне коллективного, но индивидуального спасения. Автор, по сути, подспудно реабилитирует Оригена с его трактовкой апокатастасиса. В католицизме и ортодоксии такие взгляды многими признаются как еретические, во всяком случае Ориген был анафематствован на поместном Константинопольском соборе 543 года. Однако каппадокийскими отцами апокатастасис как всеобщее спасение все же признавался возможным.
П.Т. де Шарден рассуждает о том, что после литосферы появляется биосфера, а затем настает черед возникновению уже ноосферы. Ноосфера будет являться уже нематериальным продолжением человека и человечества. В ней будет осуществлен некий «вынос» за пределы биологических носителей.
П.Т. де Шарден определенно был убеждён, что христианская идея коллективного спасения органично согласуется и даже присутствует в святоотеческой традиции. Автор говорит, что современное нам общество находится на переходной фазе от неолита в новое состояние. Благодаря человеческому разуму, эволюция приобрела социокультурный характер.В ней существует ось, к которой движутся все «радиальные силы», она направлена к большей сложности и большему сознанию – «мегасинтезу». В результате способности и духовное развитие человека должны бесконечно вырасти. На промежуточном уровне это должно произойти в том числе благодаря научно-техническому прогрессу, коммуникации и урбанизации. В результате люди соединятся в единый организм, некий коллективный разум и Земля «обретает душу». Это событие по масштабу будет соотносится с рождением Вселенной. Произойдет соборность желаний всех элементов Духа Земли и положит начало актуализации Парусии – Второму Пришествию Христа. Произойдет «Конец света», который будет внутренним возвратом к себе целиком всей ноосферы. Мир к тому моменту достигнет крайней степени сложности и сосредоточенности. «Конец света» будет переворотом равновесия, отделением сознания от своей материальной матрицы.
Такой вариант развития эволюционных событий реализуется в том случае, если зло на завершающем этапе Земли будет в min. Однако возможно обратное, а именно что зло, возрастая, достигнет финала своей высшей ступени. Тогда ноосфера, достигшая точки объединения, «снова разъединится на две зоны, притягиваемые двумя антагонистическими полюсами поклонения. На зону мысли, которая никогда не была единой. И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и… выделяющую, чтобы её завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится «сделать шаг» за пределы себя, в другое» [5].
Подобного рода эсхатология у традиционного христианского теолога может вызвать недоумение, поскольку «последние времена» в святоотеческой традиции прописаны достаточно однозначно и альтернативы там не просматриваются, даже при пристальном внимании. Тем не менее позиция и взгляды французского священника-иезуита, ученого-естествоиспытателя, мистика науки представляют несомненный интерес.
***
Де Шарден, несомненно, что-то интуитивно ухватил и во многом предвидел современное научно-техническое развитие. Его эволюционно-эсхатологическая доктрина с трудом согласуется с церковной. Кроме того, она порой видится как что-то похожее на трансгуманизм и даже на неолюциферианство. Однако подобного рода эволюционно-рациональная теология являет собой весьма оригинальный и вместе с тем востребованный взгляд на многие религиозные, социальные и биологические процессы.
Философские и научные труды П.Т. де Шардена есть грандиозная попытка синтеза теологии и веры с академической наукой и естествознанием. Такого рода синтетическое обобщение и осмысление не может не вызывать интереса у человека современности.
Список источников
1. «Феномен человека». Энциклопедия Кругосвет //crystalbook.ru/wp-content/uploads/2021/07/де-Шарден-Пьер. Феномен-человека.pdf
2. Быховский Б. Э. Тейяр де Шарден // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 672-673. 840 с.
3. Вандерхилл Э. Мистики XX века. Энциклопедия / Пер. с англ. Д. Гайдук. М.: МИФ: Локид, 1996. — 522 с.
4. Гильдебранд Д. фон. Тейяр де Шарден: на пути к новой религии // Новая вавилонская башня. Избранные философские работы / Гильдебранд Д. фон. СПб., 1998.
5. Де Шарден Пьер. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. 296 с.
6. Ермоленко М. Т. К критике теоретико-эволюционных основ тейярдизма // История и теория эволюционного учения. Вып. 3. Л., 1975. С. 152-160.
7. Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция. Актовая речь в Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1970 г. (машинопись). Л., 1970.
8. Тейяр де Шарден // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 3: Р-Я.
9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса. Созидать Землю, Гимн Вечноженственному. М.: Айрис-Пресс. 2002. 352 с.