В чем смысл главного афоризма философии?

Аннотация. На протяжении тысячелетний существования философии возникало множество научных школ, которые разрабатывали проблему научной (философской) рациональности. Итогом этой многовековой полемики стал сакраментальный тезис «cogito ergo sum», который предложил французский философ, математик, естествоиспытатель Рене Декарт. Именно ему и суждено будет создать, пожалуй, ключевой афоризм в истории философии. 

Еще в античности появилось такое направление в философии, как скептицизм. Для развития науки оно было, безусловно, продуктивным: мыслитель и не должен ничего принимать на веру, каждое теоретическое положение должно быть проверено – в первую очередь эмпирически. Впрочем, не только: ряд открытий делался, что называется, “на кончике пера”, то есть умозрительно. Впрочем, все равно именно скептицизм дал науке рациональность, которая позволила сделать практически все те открытия, которые мы сейчас имеем. Но философский скептицизм не есть нигилистическая позиция отрицания всего и вся, наоборот, это методологический подход, напряженно взыскующий истинности. То есть скептицизм не против “производства научного знания”, просто он предъявляет к этому процессу особые требования. Но для нашей темы важно то, что философы-скептики еще с античности ставили под сомнение познавательные способности человека, по крайней мере, указывали на их ограниченность, что, безусловно, в истории науки сыграло важную роль.

Мы знаем, что основной вопрос философии – это вопрос о том, что первично: материя или сознание. Но если посмотреть на задачи философии с позиции герменевтики, то возникают два взаимосвязанных вопроса: как мы понимаем мир и как мы понимаем себя и друг друга? С ним связаны и еще два вопроса: можно ли понять мир вообще? И понимаем ли сам человек? Эти вопросы были заданы еще в античности. По легенде, Сократ увидел на храме Аполлона в Дельфах надпись: «Познай самого себя», это высказывание и стало для него своеобразным девизом, который он развивал в своих многочисленных беседах. Сегодня, кстати, эту фразу ошибочно приписывают самому Сократу.

Таким образом, со времен античности философия пыталась найти общие и непротиворечивые основания для изучения мира и человека. Вопросы рациональности и достоверности знаний были глубоко проработаны еще древними. Известный познеантичный историк философии Диоген Лаэртский писал, что у истоков философского направления скептиков стоял еще Гомер, который в своих творениях не раз высказывает мысли о непознаваемости сущего. У ранних античных мыслителей также используются эти воззрения, так что мы можем сказать, что идея научного скептицизма веками буквально “витала в воздухе”.

Впрочем, создателем стройной системы скептицизма считается Пиррон, который жил в IV-III веках до н.э. Сам он, насколько сегодня известно, не писал философских сочинений, его воззрения дошли до нас в пересказах современников. Например, важным пирроновским источником стало сочинение Секста Эмпирика “Пирроновы положения”. Ключевая мысль этого труда заключается в том, что мышление истинного скептика адогматично. “Основное же начало скепсиса лежит главным образом в том, что всякому положению можно противопоставить другое, равное ему; вследствие этого, как кажется, мы приходим к необходимости отказаться от всякого рода догм”, – так пересказывает воззрения Пиррона Секст Эмпирик (2). Но это не значит, что не существует позитивного знания, это значит лишь, что скептики отказываются от догм, которые строятся на неочевидных предпосылках.

То есть скептики ничего догматически не утверждают и ничего не опровергают, просто ко всему относятся с недоверием. Известный исследователь античной философии А.Ф. Лосев об истоках скептицизма пишет следующее: “Если начать с самого раннего представителя греческого скептицизма, а именно, как сказано у нас, с Пиррона, то действительно самым главным является у него резкое противопоставление догматического знания, основанного на научных данных и доказательствах, и феноменализма, т.е. опоры на то, что нам является в субъективном смысле слова и должно нами пониматься как чистая кажимость. Отсюда прежде всего следует то, что мы ничего не знаем, даже того факта, знаем ли мы или не знаем, и вообще, существует ли что-нибудь или нет” (1). В этом скептики, кстати, смыкаются с таким философским направлением, как солипсизм.

Создателем первой философской доктрины, согласно которой всё иллюзорно и ничего не может быть доказано в принципе, является, видимо, Горгий из Леонтины, который жил две с половиной тысячи лет назад. Судя по всему, именно он – создатель концепции солипсизма, смысл которой в том, что внешнего мира не существует, что реально только наше сознание. То есть разум индивида – это единственная реальность, доступная для восприятия. Всё, что мы видим, ощущаем – лишь продолжение этой субъективной реальности. Ничего достоверно узнать об окружающем мире нельзя. В самом деле, как проверить, что наши представления о мире истинны? Как верифицировать наш опыт, который может вполне оказаться лишь «игрой матрицы» (вспомним популярный голливудский фильм)?

Однако есть исследователи, которые считают, что концепция солипсизма появилась в Новое время и что ее автором стал Беркли. Такого мнения придерживается, например, Е.А. Волкова: «Основатель солипсизма Джордж Беркли считает, что понятия материи в философском понимании не существует. Он утверждает, что в тот момент, когда мы не воспринимаем материальный мир, физические вещи все еще продолжают существовать, потому что в этот момент они воспринимаются другими людьми. Важно отметить, что Беркли был епископом, и для него наиболее важным было то, что мир существует в сознании бога» (3).

Конечно, история философии (да и не только философии) знает множество логических опровержений солипсизма. Но нельзя не признать, что некое рациональное зерно в этом учении есть: действительно, наше восприятие мира весьма ограниченно; действительно, мы до конца не можем узнать – верно ли мы видим, слышим, чувствуем. Впрочем, современные ученые выходят из этой апории, используя логический аппарат. Например, И.А. Карпенко так опровергает основы солипсизма: «Даже если всё нами воспринимаемое есть воображаемое, само воображение должно подчиняться неким правилам (воображение выстраивает относительно низкоэнтропийную реальность). Таким образом, поскольку сознание определенным образом упорядочено (позволяет делать сложные функциональные операции, локально понижающие энтропию), это означает, что оно само должно подчиняться неким закономерностям. То есть за процессами сознания должна стоять некая физическая реальность, которая задает принципы, которыми руководствуется сознание в своей деятельности. Следовательно, появляется возможность редуктивного нахождения подлинной реальности – путем анализа сознательных процессов и поиска фундаментальных принципов, которые обусловливают эти процессы» (4).

Однако солипсизм – это лишь один из философским плюсов. Есть и обратный ему, имя которому – сенсуализм. Среди первых сенсуалистов называют античных авторов: Протагор, Эпикур и др. Впрочем, есть мнение, что сенсуализм как философская доктрина был обоснован только в новое время – в первую очередь Джоном Локком. Сенсуалисты выдвинули тезис: ощущения и восприятия – это единственная для нас достоверная реальность. Да, наши чувства не идеальны, они не способны открыть нам мир в его полноте, но именно рецептивно-чувственный опыт есть единственный «островок объективности». Поэтому и название у этого направления философии – сенсуализм (от латинского sensus – чувство, восприятие, ощущение).

Органы чувств влияют на наши мысли, формируют их строй, то есть создают не только «внешнюю картинку», но и внутренний, ментальный континуум. Знаменитой формулой сенсуалистов стали слова Джона Локка: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Есть и еще один похожий афоризм: «Судить (то есть рассуждать) – значит, чувствовать» (Гельвеций).

То есть разум, получается, вторичен по отношению к чувствам, с которых начинается познание и само образование нашего Я. Соответственно, сенсуалисты связаны с различными философскими школами, которые во главу угла ставят эмпиризм, только перед нами – рецептивно-чувственный эмпиризм. Сенсуалистов часто обвиняют в излишней субъективности. Получается, что, солипсизм и сенсуализм – две крайние точки на некоей «градационной линейке» осмысления нашего рецептивно-чувственного опыта. Первый его начисто отрицает, второй – абсолютизирует. Понятно, что в небольшой статье нет возможности остановиться на всех аспектах изучения философской онтологии, герменевтики, антропологии и т.д. Мы лишь хотели показать, какой опыт осмысления реальности накопила философия к моменту наступления нового времени.

И вот, как бы подводя итоги этой многовековой полемики между разными философскими школами, со своим оригинальным учением возникает французский философ, математик, естествоиспытатель Рене Декарт. Именно ему и суждено будет создать, пожалуй, ключевой афоризм в истории философии. Сегодня всем, даже далеким от философии людям, известно его сакраментальное высказывание: «cogito ergo sum», то есть «мыслю, следовательно – существую».

Почему же это высказывание имеет все основания считаться главным афоризмом в истории философии? А дело в том, что в этом утверждении – начало всякой достоверности, потому что оно, если так можно выразиться, «сверхдостоверно». Именно оно является отправной точкой для любых дальнейших рациональных умозаключений. Это высказывание стало вершиной декартовского рационализма, смысл которого в следующем: всё, что я могу доподлинно знать, так это то, что у меня есть мысли. А если я мыслящее существо – значит, существующий субъект.

Вот что говорит Декарт в своем фундаментальном сочинении: «Принимая во внимание, что наши чувства нас нередко обманывают, я предположил, что все познание предметов, получаемое нами через внешние чувства, есть ложное <…> Но после этих предположений я тотчас заметил, что, откидывая все суждения как ложные, по необходимости должен признать то, что я-то сам, думающий так, что-нибудь да есть, и вследствие того признать истину: я мыслю, следовательно, я существую. Этот вывод, как могущий устоять против всех возражений скептиков, я счел возможным, не колеблясь, принять за первое основание той философской системы, которую отыскивал» (5).

Декарт размышляет о объекте действительности и о нашем представлении о нем. Но может ли в принципе у нас быть адекватное представление о некоей вещи? Собственно, еще Горгий говорил о глубоких разрывах: между реальностью и нашим ее восприятием; между нашим восприятием и выражением этого восприятия (например, словесного описания). «Целью “Размышлений” <Декарта – ред.> является достижение региона или хотя бы точки абсолютной достоверности, которая понимается как непосредственная адекватная данность, т. е. как несомненность» (6). И эта несомненность обретается именно в философском афоризме: «cogito ergo sum».

Этот афоризм также связан с проблемой времени, длительности, последовательности, ведь мышление есть процесс, который разворачивается во времени. Как отмечает К. Шевцов: «Этот ранний вариант Cogito очерчивает область очевидности, лишенной прошлого, и потому не нуждается ни в памяти, ни даже в Боге как гаранте непрерывности собственного существования. Только там, где мы переходим от абсолютных вещей к относительным, от интуиции к дедукции и тем более к эннумерации, мы направляем внимание нашего взгляда от чистого ума к сфере опыта и потому не можем обойтись без опоры на память» (7).

Декарт считается чуть ли не главным скептиком в западной философии нового времени. Он приводит изощренные логические доводы, чтобы опровергнуть некоторые топосы философской мысли. Так, «основываясь на воззрениях Декарта, можно вывести три пункта отрицания: 1) отрицание того, что основано на чувствах, поскольку ясно, что чувства иногда обманывают нас и что неразумно доверять тем, кто однажды обманул нас; 2) отрицание того, что предстает во сне, поскольку нет убедительных доказательств того, что мы можем отличить бодрствование от сна, и поэтому мы не можем знать, спим ли мы сейчас или бодрствуем; 3) отрицание математических парадигм» (8).

Таким образом, благодаря Декарту мы получили важную отправную точку для любых размышлений в области онтологии и антропологии. Отталкиваясь от нее, можно уже идти дальше по пути научной (философской) рациональности. Так что в истории философии Рене Декарт навсегда останется первооткрывателем.

Дата публикации 29.05.2025

1. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Общ. ред. А.Ф. Лосева. Пер. с древнегреч. Т. 1. М., «Мысль», 1976. С. 22.
2. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Общ. ред. А.Ф. Лосева. Пер. с древнегреч. Т. 2. М., «Мысль», 1976. С. 209.
3. Волкова Е.А. Философская концепция: солипсизм // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. Материалы III-й международной научной конференции, в 2 т. Санкт-Петербург, 2020. С. 148.
4. Карпенко И.А. Критика солипсизма в контексте многомировых моделей // Философия науки и техники. 2021. Т. 26. № 1. С. 86.
5. Декарт Р. Рассуждения о методе; Начала философии; Страсти души. М.: Эксмо, 2019. С. 52.
6. Савин А.Э. Открытие cogito в «Размышлениях о первой философии» Декарта // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2007. Т. 5. № 2. С. 124.
7. Шевцов К. Зеркало для cogito: проблема памяти в философии Декарта // Sententiae. 2011. № 2 (25). С. 46.
8. Олифиренко А.А., Кащеев С.И. Осмысление высказывания Рене Декарта «cogito ergo sum» // Мир культуры: искусство, наука, образование. Сборник научных статей. Сер. «Год науки и технологий – 2021». Челябинск, 2021. С. 87.

Получай знания от профессионалов в области геополитики в нашем Telegram канале
Войти в личный кабинет