Введение
Эта статья открывает небольшой цикл из двух работ, рассматривающих японское экономическое чудо. Настоящее исследование будет посвящено разным аспектам этого примечательного исторического явления, когда страна, находясь в полной разрухе, смогла всё преодолеть и в короткий срок войти в тройку ведущих экономик мира. Однако в первую очередь нас будут интересовать не политические и экономические, а культурные и социальные причины японского чуда.
Гипотезой этого двухчастного исследования является тезис о том, что мужественность, коллективизм, особую воинскую честь японский народ после сокрушительного поражения во Второй мировой войне перенес на «трудовой фронт». Поняв, что в экономическом, технологическом, демографическом отношении японцы не могут «потянуть» серьезную войну с более крупными противниками, местные элиты сконцентрировались на иной победе и иной чести – на достижении небывалого расцвета страны, на выпуске лучших товаров, на коллективном преодолении трудностей на пути к процветанию.
Японский национальный дух
2 сентября 1945 года подписано соглашение о полной и безоговорочной капитуляции Японии. Вторую мировую войну эта страна окончила в числе проигравших, что очень негативно сказывалось не только на экономике, но и на самосознании нации. Более того, именно на территории страны – в городах Хиросима и Нагасаки – было испытано невиданное доселе оружие: ядерная атака также была серьезным негативным фактором, влиявшим на самоощущение страны.
Экономическая мощь была подорвана военными расходами и последствиями бомбардировок: «После окончания войны Япония столкнулась со множеством социальных проблем. Приток большого количества репатриированных солдат и мирных граждан вкупе с интенсивными бомбардировками привели к тому, что людям буквально стало негде жить. Увеличилось число бродяг и бездомных. В связи с закрытием предприятий, работавших на военную промышленность, многие люди потеряли работу, что привело к увеличению числа безработных в Японии к октябрю 1945 до 14 млн. человек» (1). Страна после поражения в войне была оккупирована победившими ее союзниками, в первую очередь – американцами. Главой оккупационных властей стал генерал армии Соединенных Штатов Дуглас Макартур. По сути, он стал неформальным правителем Японии.
Трудно давалась воинственной японской нации осознание новой реальности. Однако правящие круги Японии вынуждены были демилитаризовать не только экономику, но и сознание людей. Все мы знаем о самурайской культуре японцев, о бесстрашных камикадзе, о том, как японцы самоотверженно сражались на протяжении всей своей истории. При этом они нередко допускали ужасающую жестокость – не только по отношению к врагу, но и даже по отношению к своим.
Потрясает, например, такая история. Идет война Японии против союзников. Все японские мужчины рвутся в бой, но не всем это дозволяется. Например, лейтенанту и преподавателю военного авиационного училища Хадзимэ Фудзии не разрешили воевать, потому что у него на иждивении была супруга и двое малолетних детей. Он готовил будущих камикадзе, его ученики гибли за родину, а он не мог последовать их примеру! Его честь была задета: складывалось впечатление, что его патриотический пафос – лишь слова. Пока они не подкреплены действием – они остаются словами. Видя, как сокрушается супруг по этому поводу, его жена Фукуко нашла «выход» из ситуации: пока муж был на работе, она утопилась сама и утопила двоих малолетних детей, чтобы муж был свободен от обязательств перед семьей! Ну и, соответственно, в 1945 году Хадзимэ Фудзии разрешили стать летчиком-камикадзе. В итоге он погиб, потопив американское судно, врезавшись в него на самолете.
Этот пример показывает не только самоотверженность японцев, но и весьма странный для европейца национальный менталитет. Кстати, в Японии есть понятие «Дух Ямато», который вольно можно перевести как «загадочная японская душа». Образ истинно японского духа вызревал в недрах японской культуры столетиями. Он может быть охарактеризован как храбрый, вольный и неукротимый характер японского народа. Тезис об особости японцев, о том, что они – высшая нация, был очень популярен и распространен – особенно в милитаристской среде. Во многом свое отражение он нашел в знаменитом кодексе самураев «Бусидо», но и, конечно, не только здесь.
Итак, даже того немногого, что мы сказали выше, достаточно, чтобы показать особенности японского национального характера. И понятно, насколько же горьким для коллективного самосознания страны восходящего солнца было поражение в большой войне, окончившееся безоговорочной капитуляцией и оккупацией чужаками.
Император Хирохито – о новых принципах существования страны
Несмотря на то, что фактическое руководство страны осуществляли американцы, император Хирохито оставался важнейшей политической фигурой Японии. Его почитание было незыблемым, несмотря даже на поражение в войне. Многие из победителей хотели наказать, даже казнить императора за множественные военные преступления, которые он санкционировал, однако хозяин ситуации Макартур воспротивился этому. Он настоял на «амнистии для императора», потому что тот тщательно выполнял все указания американской власти и был ей удобен.
Одним из ключевых документов эпохи стал императорский рескрипт, который был издан Хирохито в 1946 году и вошел в историю как «Декларация о человеческой природе». Это сочетание требует объяснения. Традиционно японский император считается богом на земле, так вот Хирохито, видимо, под давлением оккупационных властей, отрекается от своего божественного статуса – поэтому у рескрипта и такое странное название.
Но в контексте нашей темы важно другое – те демократические основы, которые были заложены в этом важном для своей эпохи документе. Вот император делает шаг в сторону признания всех людей Японии равными: «Всем простым людям, не менее чем гражданским и военным чиновникам, будет разрешено осуществлять свои справедливые желания, чтобы между ними не было никакого недовольства» (4).
Важен в документе и антивоенный пафос. «Мы построим новую Японию, проявляя полную миролюбивость», – пишет император. А также добавляет: «Разрушения войны, нанесенные нашим городам, страдания обездоленных, застой торговли, нехватка продовольствия и растущее число безработных действительно колоссальны. Но если нация будет тверда и едина в своей решимости преодолеть нынешние испытания…, то, несомненно, нас ждет светлое будущее» (4). Обратим внимание здесь на важный тезис: император предлагает нации сплотиться ради единой цели – ради счастья в грядущем. Причем надо отметить, что политически на момент поражения Япония не была такой уж однородной: здесь сильны были коммунисты, с которыми, к слову, власть боролась; также были либеральные высшие круги; но еще оставались в руководстве люди старой закалки – милитаристы, иногда скрытые.
Хирохито четко заявляет, что Япония больше никогда не будет настаивать на том, что янский народ особый, избранный. Кроме того, император подчеркивает, что Япония никогда не будет стремиться к мировому господству, что эта идея гибельна для нации. Ведется речь об отказе от изоляционизма: «Мудрость и знания следует искать по всему миру с целью содействия благосостоянию Империи» (4). Что и будет претворено в жизнь в ближайшем по историческим меркам будущем.
Но главное, император обращается к нравственной стороне вопроса. Он пишет, что из-за поражения в войне в японском обществе растет пессимизм, деградирует нравственное начало, а также происходит то, что Булгаков назвал «разрухой в головах». Всё это можно преодолеть, «действуя на основе солидарности, взаимопомощи и широкой толерантности в гражданской жизни» (4).
Это воззвание к народу – призыв сплотиться ради великого будущего Японии, для того, чтобы преодолеть все негативные последствия поражения. В принципе, именно с «Декларации о человеческой природе» можно отсчитывать новый социальный и культурный курс Японии, который, по нашей гипотезе, и привел страну восходящего солнца к невидному экономическому росту.
Преобразования в Японии в 40-50-е годы
Одним из требований союзников было превращение Японии в парламентскую демократию, что в итоге и осуществилось. Демократическая, мирная и толерантная Япония, по мысли американцев, не будет и в отдаленной перспективе соперником и врагом США и их союзников. Убеждать японский народ в гибельности оголтелого милитаризма, в бесчеловечности идей фашизма (Япония была ближайшим союзником гитлеровской Германии) не нужно было: результаты войны были налицо.
Император оставался национальным символом, но власть он фактически потерял. Был отменен синтоизм как государственная религия, то есть государство становится светским. Идет либерализация многих сторон общественной жизни, в частности, были выпущены политзаключенные (например, японские коммунисты), женщины получают право избирать и быть избранными.
Также было принято новое трудовое законодательство, которое защищало работника, было направлено на гуманизацию труда. В частности, издается закон о профсоюзах, который был призван уравнять в правах и возможностях работодателя и работника. Была реформирована система образования, сельское хозяйство, бизнес и многие другие сферы. Например, из обучения выведена старая система подачи истории, которая была раньше предельно милитаризирована, насаждала идеи избранности японской нации. Все старые учебники «пошли под нож».
Однако в позиции американцев по отношению к Японии скоро заметно смещаются акценты. Если вначале оккупационные силы были настроены на то, чтобы обеспечить полную демилитаризацию не только японской экономики, но и идеологии, то после 1946 года эти цели стали меняться. Точнее, перестали быть приоритетом. Дело в том, что после Фултонской речи Черчилля началась т.н. «холодная война», нарастал масштаб противостояния между западным буржуазным миром и коммунистическим блоком. А главным проводником коммунистической идеи в Азии был исторически заклятый соперник Японии – Китай. К концу 40-х годов американцы поняли, что им нужен сильный союзник и противовес «красной угрозе», распространяющейся по Азии (это ведь не только Китай, но Вьетнам, Северная Корея…).
Соответственно, экономическое развитие Японии стало важным фактором, который бы обеспечил США сильного союзника в регионе. В этой связи в 1951 году издается важный государственный документ Японии – т.н. «Доктрина Ёсида» (иногда пишут: «Доктрина Ёсиды»), Ёсида – премьер-министр Японии в 40-50-е годы. Главным в этом документе был пацифистский пафос, который, к слову, соответствовал конституции Японии, в которой был прописан отказ от создания вооруженных сил. В качестве военного гаранта Японии доктрина называла Соединенные Штаты Америки. Проще говоря, ради достижения быстрого экономического роста Япония полностью отказывалась от военных амбиций. Отсутствие военных расходов, как показало будущее, стало эффективным драйвером для развития японской экономики.
Удивительно, но есть сведения, что американцы даже хотели скорректировать этот пацифистский статус Японии, который был закреплен в конституции 1947 года в девятой статье. Выглядит она так: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как способа осуществления государственного суверенитета, а также от угрозы вооруженной силой или применения ее как средства разрешения международных споров.
Для достижения цели, указанной в предыдущей части, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие виды военного потенциала. Право государства на ведение войны не признается» (5).
Американцы так и не смогли убедить японцев хотя бы частично изменить свою позицию! И это написал в своей конституции один из самых воинственных народов мира, где на протяжении веков воинская доблесть почиталась как высшее проявление духа! То есть японцы снова как нация проявили твердость, только теперь не в войне, а в своей приверженности мирному курсу.
США начинают активно помогать Японии выходить из кризиса, повторим, в первую очередь из антикоммунитических соображений. Американцы имели богатый опыт построения мощного индустриального общества, сами проходили через жесткие кризисы и действительно имели возможность помочь не только финансовыми ресурсами и технологиями, но и управленчески.
Вот что они сделали: «Правящие круги США провели либерализацию цен, стабилизировали бюджет и ввели фиксированный валютный курс. Также первоочередной задачей для американцев стала программа демонополизации экономики, которая включала роспуск довоенных концернов во главе с семейными холдингами (дзайбацу). Цель этой программы состояла в том, чтобы ликвидировать чрезмерную концепцию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию» (6). Эти и некоторые другие меры в значительно степени стабилизировали экономику.
Частичная деоккупация
В апреле 1952 года происходит значимое событие в жизни страны: вступает в силу подписанный в 1951 году Сан-Францисский мирный договор, который означает деоккупацию Японии со стороны союзников. Однако деоккупация фактически осталась только на бумаге. На самом деле, американский контингент хоть и был сокращен, но вооруженные силы США не ушли из страны восходящего солнца. И сегодня японцы имеют несколько десятков тысяч американских военнослужащих и множество военных баз США на своей территории. Например, на острове Окинава находится около 25.000 американских военных, а еще члены их семей, обслуживающий персонал из Америки… Так японцы платят частью своего суверенитета за право не иметь собственную армию и пускать все доходы на социальные, экономические и т.д. нужды.
Юридически оформлено такое сотрудничество в 1960 году, когда был подписан Американо-японский договор о взаимном сотрудничестве и безопасности. Этот документ дает правовое обоснования присутствия американского военного контингента в стране восходящего солнца. Сегодня многие японцы выступают за выведение войск США из своей страны. Периодически вспыхивают протесты, демонстрации, например, связанные с жестокими преступлениями американских военнослужащих. Но правительство Японии не меняет политического курса. То есть для нас важно зафиксировать следующее: японцы радикально изменили взгляд на внешнюю политику, на цели государства, но во многом сохранили свой особый менталитет, который просто перестроили под мирное строительство.
Итак, мы рассмотрели важные предпосылки к тому, чтобы Япония могла сделать свой экономический прорыв реальностью. В следующей статье мы коснемся самого Японского экономического чуда, которое во многом было обеспечено невиданной консолидацией социума перед решением общенациональной задачи.
Список источников
1. Лушков К.О. Религиозная и социальная ситуация в Японии после поражения во Второй мировой войне // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2012. С. 406.
2. Японское «экономическое чудо» // Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/c/iaponskoe-ekonomicheskoe-chudo-10737c
3. Historynet (исторический портал). https://www.historynet.com/american-proconsul-how-douglas-macarthur-shaped-postwar-japan/
4. Imperial Rescript. http://www.chukai.ne.jp/~masago/ningen.html
5. Конституция Японии. https://easytravel.jp/constitution/
6. Малышкина Ю.А. Роль США в восстановлении экономики послевоенной Японии // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство. Материалы восемнадцатой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Старый Оскол, 2021. С. 104.