В той или иной степени все знают историю Древней Руси и славянских племен, но на территории современной России и ближнего зарубежья существовали и другие культуры, о которых говорят не так часто, хотя они имеют богатую историю и культурное наследие, сохранившееся до наших дней благодаря уникальным природным условиям. В данной статье мы поговорим о культуре скифов (в  первую очередь, на примере скифов, которые относятся к Пазырыкской группе).

Несмотря на то, что источники, которыми располагают ученые, относятся к материальной культуре, они несут много информации о культуре духовной и мировоззрении людей, так как различные предметы обихода выполняли не только какую-либо утилитарную функцию, но также имели определенное культовое предназначение.

В конце VIII – начале VII вв. до нашей эры на территории от Придунавья до Прибайкалья сформировалась единая культурно-историческая область, которую именуют «скифским миром». Географическое расположение племен, составляющих эту культуру, описал Геродот в своей «Истории». Скифы-номады занимали степной Крым, царские скифы – бассейн нижнего Днепра, борисфениты – нижнее Поднепровье, алазоны жили по Бугу, скифы-пахари обитали севернее алазонов, восточнее царских скифов обитали савроматы, а к северу от савроматов – тиссагеты, а юго-восточнее тиссагетов – иирки, а вот к востоку от иирков (в северном Казахстане, на территории горного Алтая) жили как раз интересующие нас скифы, название племен которых неизвестно. Они и составляют интересующую нас Пазырыкскую культуру.

Все вышеперечисленные племена отличались друг от друга. Они говорили на разных языках, имели разный физический тип, занятия, общественный строй, образ жизни и культ, но они все же объединяются в единый «скифский мир». Эти племена объединяет специфический комплекс вещей, относительно единая скифская культура, так называемая «скифская триада» (термин был введен в 1954 году советскими археологами Б. Н. Граковым и А. И. Мелюковой, изучавшими скифский мир). «Относительное единство этой культуры объясняется известной общностью основного занятия — пастушеского скотоводства — и обусловленными им производственными отношениями» [2, c. 21]. Одни и те же природные условия, хозяйственная база, подвижный образ жизни – все это делало возможным сближение культур, придавало единый облик.

В «скифскую триаду» входят определенные формы конского снаряжения, вооружения и скифский «звериный стиль» – специфическое зооморфное прикладное искусство.

Лошадь была основным животным в скифском хозяйстве, так как только лошади могли добывать себе корм из-под снега, также скифы разводили овец, которые подъедали корм вслед за лошадьми. Крупный рогатый скот был только у тех племен, которые проводили зиму на одном месте, где и заготавливали корм. Лошадь служила средством передвижения, ее мясо употребляли в пищу, из молока готовили сыр и кумыс. Огромным значением лошади в жизни скифов и определялось относительное единство типов узды и седел и особое украшение конской упряжи.

Появление меновой стоимости на скот и продукты скотоводства превратило скот в «первую форму денег, легко отчуждаемое богатство», захватить или уберечь которое можно было только с помощью оружия. В результате война стала для кочевников обыденным делом, «видом труда», нормой жизни [4, c. 123], в связи с этим вооружение также было важной частью «скифской триады».

Соответственно образу жизни складывалась и социальная структура скифского общества, которая была представлена царями (военная аристократия), жречеством, рядовыми свободными воинами, а также рабами. Погребальные обряды скифов Алтая отличались в зависимости от социальной принадлежности.

Археологические материалы выявляют важность военной деятельности для скифского общества, что подтверждается находками оружия в 70-73% мужских погребений, в большинстве погребений мальчиков-подростков и, отчасти, женщин. Тема войны есть в петроглифах (сцены сражений, боевые колесницы, всадники, оружие), «оленных камнях» (памятниках погибшим воинам), элементах декоративно-прикладного искусства, используемых для украшения оружия, головных уборов и одежды воинов [4, c. 124].

Подобный образ жизни влиял и на культовые практики. На сегодняшний день известен ряд письменных источников и данных археологических исследований, которые прямо или косвенно свидетельствуют о культе воина-зверя у скифов. Животные-хищники (волк, медведь, лев, рысь) имели чрезвычайно большое мифологическое значение. Зверь представлял собой олицетворение воина, являлся покровителем военного дела. Сведения античных источников позволяют утверждать, что такой военный культ был очень распространен у племен степной зоны Причерноморья и Приазовья – у скифов-кочевников и «царских» скифов [1, c. 154].

Главным элементом «скифской триады» является «звериный стиль». Этот стиль у разных племен имел свои особенности, которые определялись различиями во флоре и фауне и контактами с другими культурами, но основные элементы и формы этого искусства имели сходные черты, что и дает возможность объединять эти племена в единую культурную общность.

Характерные черты этого стиля: уделение особого внимания воспроизведению головы (часто изображается только голова животного или, когда животное изображается целиком, голова сильно преувеличивается в размерах), подчеркивание и выделение существенных признаков данного вида  животного (подчеркиваются рога, часто они такого же размера, как и все тело животного, в изображении хищников особое внимание уделяется клыкам и пасти, когтистости лап), также часто подчеркивались наиболее выдающиеся мускульные контуры животного, для чего использовалась система вихреобразных линий и завитков, которые неизвестны у других племен.

И самая важная черта: «Изображение или животных, или их частей воспроизводится в заранее заданной форме, отвечающей назначению данного предмета» [3]. То есть поза животного определялась формой того предмета, на который наносилось это изображение. В зависимости от того, в какую форму нужно было вложить изображение, древние мастера прибегали к различным приемам.

Пазырыкская культура скифов Алтая особенно интересна тем, что благодаря особым условиям в горноалтайских скифских курганах, сохранился материал, который в любых других условиях подвергся бы разрушению. Сохранились изделия из меха, кожи, дерева, войлока, всевозможные украшения и домашняя утварь. Сохранность этих материалов дает нам возможность судить о других особенностях древнеалтайского искусства. И одной из этих особенностей является многокрасочность. «Комбинации чёрного, коричневого и белого материала (войлока и кожи) в сочетании с ярко окрашенным в красный, синий и жёлтый цвета. Окрашивался не только войлок и мех, но и конский волос» [3].

Если говорить о культуре скифов в целом, то среди общего количества изображений большую часть составляют хищники (около 30% всех изображений). Для архаического периода характерны изображения так называемого «мирного» хищника – животное пребывает в статической позе, с закрытой пастью. С конца VI в. до н. э. хищники изображаются с подчеркнутой агрессивностью.

В это время «мирный хищник» стал частью ритуала женского культа Великой Богини. С эпохи первобытности у древних народов существовало поклонение этому божеству, возрождающему жизнь. Символом материнского начала Вселенной является погребение скифской «жрицы» на плато Укок. Основные знаки-символы образа Великой Богини сосредоточены на причёске и головном уборе. Это позолоченные фигурки двух оленей и пятнадцати птиц, прикрепленные к высокому войлочному лепестку, символизирующему Мировое древо – символ плодородия [1, c. 155].

Так как искусство скифов в большой степени связано с бытом населения, а большая его часть связана с их основным занятием – скотоводством, то и изображения животных в искусстве значительно преобладают. В искусстве горноалтайцев (Пазырыкская культура) представлены животные преимущественно местной фауны. Это говорит о самобытности искусства этих племен.

Чаще всего изображали лосей, оленей, лошадей, горных баранов и козлов. Также часто встречаются хищники: тигры, леопарды, степные кошки, барсы, иногда встречаются львы (скорее всего этот зверь стал известен горноалтайцам по иноземным изображениям). Изображений медведей не было обнаружено.

Изображение преимущественно диких животных говорит о том, что охота была основным занятием древних горноалтайцев.

Отдельную группу изображений составляют фантастические животные. Это звери иноземного происхождения (грифоны, орлиные и львиные; существа, сочетающие в себе признаки, типичные для различных семейств.).

Что касается фантастических животных, то горноалтайцы изображали не только заимствованные сюжеты, но также собственных, которые, возможно, появились в подражание переднеазиатским, фантастических животных. (Ушастые и рогатые птицы, кошка с клыкастой головой или рогами, хищники с грифовыми головками на шее, олени с кошачьими хвостами и самые разнообразные животные, сочетающие в себе признаки оленя, тигра и грифа).

Основной задачей этого искусства было украшение утилитарных вещей, изготовленных из самого разного материала. Это разнообразные псалии конской узды, всевозможные украшения конской сбруи, украшение одежды, домашней утвари, оружия и ритуальных вещей. Также изображения могли носить и символический характер.

Локализация знаков-символов (изображения хищных птиц, зверей, фантастических животных, выполненные в «зверином стиле») на мужской и женской одежде различна, и соответствует представлениям скифов о строении Вселенной. Верхний мир, согласно скифскому зооморфному коду, был связан с хищными птицами, средний – с копытными животными, а нижний – с рыбами, хищными зверями и фантастическими существами [4, c. 124].

Также различные изображения и символы говорили о социальном статусе человека. Например, символом власти военной аристократии были позолоченные резные шейные гривны и наборные пояса. На концах гривн укреплялись фигурки хищников – барсов, львиных грифонов, волков. Основными сюжетами пряжек наборных поясов – атрибутов власти, были готовящиеся к прыжку звери кошачьей породы, борьба двух сопоставленных хищников или борьба копытного с хищным зверем [4, c. 125].

Оружие украшалось изображениями хищных зверей, интерпретируемых исследователями как обереги-талисманы, охраняющие воинов и отпугивающие врагов и злых духов.

Таким образом, несмотря на то, что скифская культура была распространена на огромной территории, схожие условия существования благоприятствовали возникновению единого культурного пространства и похожего мировоззрения. «Звериный стиль» является неотъемлемой частью культуры скифо-сибирского мира и его отличительной чертой, а различные уникальные украшения носили не только утилитарный, но и символический характер, отражали мировоззрение скифов.

Дата публикации 05.10.2023

Список источников

1. Бондаренко А. А. Культ воина-зверя у правящих сословий древних киммерийцев, скифов, сарматов // Colloquium heptaplomeres, 2014 (1). С. 153-162.
2. Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. (Итоги и проблемы современной науки). М.-Л. 1952, 268 с.
3. Руденко С. И. и Н. М. Искусство скифов Алтая. М. 1949, 92 с.
4. Щеброва С. Я. Искусство скифов Алтая и картина мира // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2007. С. 123-127.

Войти в личный кабинет