Ариане: крупнейшая ересь в истории христианства?

Аннотация. В христианстве было много ересей, не так просто понять – какая из них крупнейшая. Однако именно ариане могут полноправно претендовать на это «первенство», потому что по влиянию на историю Церкви эта еретическая школа представляется важнейшей. О понятии «ересь», об истории христианских ересей наша статья.

Что такое ересь?

В христианстве есть частные вопросы, которые не слишком значимы в контексте церковной жизни. Например, к таким вопросам относится теория эволюции: создавались ли новые животные в готовом виде или медленно эволюционировали, направляемые рукой Божьей? Для дела спасения души этот вопрос третьестепенный, поэтому, допустим, священникам разрешается иметь на этот счет разные мнения. Таких сфер, в которых разногласия допустимы, гораздо больше, чем тех, где строго требуется единомыслие. Этот небольшой по объему, но важнейший по содержанию объем христианства (да и многих других религий) называется догматикой.

Вот как понимается догматика в христианстве: «Догматы веры начали формулироваться и определяться в непростое для Церкви время. Причина этому – возникновение ересей. Поэтому основная цель догмата – защита церковного учения от еретических искажений. Греческое слово “орос” и соответствующее ему латинское “терминус” буквально означают “предел”, “граница”. Таким образом, можно сказать, что догматы – это те границы и пределы, которые устанавливает Церковь для человеческого разума, чтобы последний оставался в этих рамках и не уклонился от правильного богопочитания. Это пределы, которые отделяют истину от еретических искажений и указывают человеку, как он должен правильно мыслить о Боге» (1).

Из этого фрагмента понятно, что ересь есть нарушение догматики, то есть тех принципиальных установлений, на которых держится Церковь. Соответственно, смысловым синонимом слова «ересь» является «отпадение», то есть разрыв живой связи человека с Церковью, а значит, и с Богом, который эту Церковь создал. Но и это ещё не всё. Вне Церкви могут быть те, кто просто еще не слышал об истинном Боге, кто-то только готовится к крещению (по-церковному они называются «оглашенные») и т.д. Еретик же, как правило, был в Церкви, он крещен, он знает истину, то есть он покушается на Церковь изнутри, являясь не внешним оппонентом, а предателем. Отсюда такое жесткое отношение к еретикам в христианстве. Общим местом церковного предания стала мысль о том, что грех ереси не смывается даже кровью, пролитой за Христа. Единственный выход – это покаяние с последующей переменой мнения и, соответственно, жизни.

Создателями ересей являются, как правило, видные церковные деятели. Их называют ересиархами. Существует множество причин, по которым появляются и расцветают ереси: богословские, политические, да и просто жажда наживы, желание расправиться с оппонентом. Церковь на протяжении всего своего существования вела с ересями непримиримую борьбу. Ведь, по большому счету, именно ереси более опасны для христианства, чем, допустим, язычество, потому что они искажают облик истинной веры. Иерей И. Степанов отмечает: «Из истории христианской Церкви видно, что христианство неоднократно подвергалось нападкам еретиков, но несмотря на все попытки исказить истинную веру во Христа все ереси были осуждены на Вселенских Соборах, а главные ересиархи и их последователи либо каялись и возвращались к Матери-Церкви, либо убегали из городов» (3).

Таким образом, ересь – злонамеренное искажение истинного христианского понимания веры, страшный грех, чуть ли ни самый тяжелый в христианстве. Нередко ереси использовались правителями прошлого для того, чтобы ослабить христианство, внести расколы в ряды последователей Христа. Обычно это случалось, когда Церковь приобретала особый авторитет у широких народных масс: некоторые правители искали в этом политическую подоплеку, угрозу своему всевластию.

Интересен эпизод из жития святого Агафона, который раскрывает отношение Церкви к ересям: «Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: “Ты – Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец”. “Да, это правда”, – отвечал он. Они опять спрашивают его: “Ты, Агафон, клеветник и пустослов?” “Я”, – отвечал он. И еще говорят ему: “Ты, Агафон, еретик?” “Нет, я не еретик”, – отвечал он. Затем спросили его: “Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?” Он отвечал им: “Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога”. Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание» (4).

Крупнейшие ереси христианства

История Церкви – это во многом история борьбы с ересями, которые возникали на протяжении всей ее истории. Наиболее крупными ересями были: арианство, несторианство, монофизитство, ересь Македония. Чаще всего эти и другие ереси были связаны с неверными пониманием Троицы: кто-то не чтил Святого Духа, кто-то Иисуса Христа (например, не считая Его Сыном Божиим), кто-то вообще отрицал догмат о Пресвятой Троице.

Так, ересь Македония, или духоборчество отрицает божественность Святого Духа. Соответственно, относится к ересям антитринитарным, то есть покушающимся на догмат о Святой Троице. Монофизиты полагали, что у Христа только одна ипостась – божественная. Если предположить, что человеческое естество в Христе было поглощено божественным, значит, Он – уже не Богочеловек. Если человеческой природой Он не наделен, то как мог Он страдать на Кресте?.. Цепочка подобных вопросов приводит к отрицанию некоторых догматов христианства, более того, противоречит Евангелиям, которые считаются главной канонической книгой христианства.

В Библии слово «ересь» прочти не встречается. Собственно, в Ветхом завете его вообще нет. Впервые этот термин появляется в «Деяниях святых апостолов», где говорится о ересях: саддукейской, фарисейской, назорейской. Здесь следует заметить, что саддукеи и фарисеи порицаются в Евангелиях Христом и Иоанном крестителем, но не с еретической точки зрения. Речь идет не об искажении учения, а о невыполнении его. Что же касается назореев, то это и вообще люди, которых можно назвать ветхозаветными монахами.

Они – посвященные Богу, выбранные для особо ревностного служения Ему. Причем это служение могли проходить как мужчины, так и женщины. Мы знаем, что священство в авраамической традиции – дело исключительно мужское. Соответственно, здесь проходит четкий водораздел между священниками и назореями, это две разные формы служения Богу. Собственно, и сегодня в христианстве это деление сохраняется, с одним только уточнением: монах может как быть священником (иеромонах), так и не быть им.

Сам Бог устанавливает традицию назорейства. В книге «Числа», в 6 главе Он говорит израильскому законодателю Моисею, что назорей не должен употреблять в пищу никаких продуктов, в составе которых есть виноград: ни напитков на основе виноградного сока (среди них, как мы знаем, есть и алкогольные), ни даже сушеных виноградных ягод. Второе требование: «Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей» (6:5). Некоторые исследователи утверждают, что раввины и христианские священники не стригут волос и бороды именно по причине этого ветхозаветного установления.

Третье требование: «Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу» (6:6). В этой же главе книги «Чисел» говорится и об отношениях между священником и назореем, чем еще раз подчеркивается их принципиальная разница.

Для чего же нужно было назорейство? Для сугубого служения Богу через самоотвержение. Назореи были как бы «высшей кастой» израильского общества (если не брать отделенное от него священство). Смысл назорейства – верность Богу, уход от мирской суеты ради духовных благ. Соответственно, назорейская ересь – это лженазорейство.

И еще одна ересь упоминается в Новом Завете. В Откровении ап. Иоанна Богослова (2:6) Бог говорит о ереси николаитов: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». По толкованию Откровения, эти николаиты были одной из ветвей еретического учения агностиков. Последние часто отличались развратным поведением, а также говорили об истинности многих религий, соответственно, пытались соединить различные вероучения в синтетическое религиозное движение, весьма далекое от догматов христианства. Рассуждая о нравах николаитов, П.М. Бородин отмечает: «Для чего, восклицают эти несчастные, ослепленные болотными огнями естественного разума, но мнящие себя великими умами, не считать сладострастия следствием возраста и простить сей порок юности, как будто есть позволительное время для страстей и беспорядков! Это лжеучение – мерзость пред Господом» (2).

Мы уже говорили о ересях саддукейской, фарисейской, назорейской, которые имеют своих «легитимных» двойников. Впоследствии также было много учений, которые не всеми признавались как ереси. Примером такого спорного, «полуеретического» учения можно назвать хилиазм (корень у этого слова греческий, означает – «тысяча»). В 20 главе Откровения Иоанна Богослова сказано, что когда-то настанет момент, когда на Земле воцарится тысячелетнее царство праведников. И только после окончания этой тысячи лет наступит эра зла: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откров. 20:6-7).

Хилиасты, соответственно, начали говорить о рае на Земле. Сразу скажем, что хилиазм был заклеймен как учение ошибочное. Согласно мнению христианской Церкви, никакого «предварительного рая на Земле» не будет. Андрей Кесарийский говорит, что тысяча – это символическое число, означающее неопределенное множество, полноту времен. В Библии не раз под тысячей понимается именно огромное неопределенное количество. Вот как трактуется этот фрагмент: «Тысяча лет – это время от воплощения Христа до пришествия антихриста».

В Евангелиях, в Откровении Иоанна Богослова, да и в некоторых книгах Ветхого Завета не раз говорится о конце времен, о величайших бедствиях, которые будут сопровождать это событие. Причина этого в том, что иссякнет в людях любовь и благочестие. И когда уже человечество полностью отвергнет Бога, наступит «мерзость запустения», тогда и явится антихрист, он будет править три с половиной года, после чего наступит конец мира и день гнева (который в народе часто называют Судным днем). После второго пришествия и последнего суда вся вселенная преобразится на новых, блаженных началах. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», – отмечает апостол Павел (1 Кор 2:9).

Так вот некоторых христианских источниках говорится, что хилиазм – просто заблуждение, а в некоторых – что ересь: «Наиболее известным распространителем и популяризатором хилиазма в этот период стал калабрийский аббат Иоахим Флорский (1132–1201), который разрабатывал учение о христианстве Третьего Завета. Согласно этому учению, история человечества разделяется на Ветхий Завет (Царство Бога-Отца), Новый Завет (Царство Бога-Сына) и Третий Завет (Царство Святого Духа). Третий Завет как раз и должен был стать, по мнению Иоахима Флорского, периодом Тысячелетнего царства. IV Латеранский собор Римо-Католической церкви окончательно осудил данное учение как ересь, что косвенно повлияло на негативное католическое восприятие всего хилиазма в целом в последующие века в католическом богословии» (9).

Святой Димитрий Ростовский, много трудов положивший на изучение жития святых, повествует о святом Дионисии Александрийском, который обратился «с пастырскою заботливостью к успокоению волнения, произведенного Арсинойским епископом Непотом, который проповедовал ересь, названную хилиазмом. Святой отец не только написал в духе любви сочинение против Непота, но в том же духе вел соборные совещания с защитниками сей ереси и достиг того, что все они обратились к единению церковному» (6). То есть мы и в православных источниках можем найти упоминания хилиазма, где он также называется ересью. Впрочем, далеко не везде так пишут.

Поэтому количество ересей – вопрос дискуссионный. Некоторые учения находятся как бы в пограничном состоянии. Видимо, это объясняется и разными толкованиями понятия «ересь», иногда – это просто заблуждение, а иногда – злонамеренное искажение истинной веры. Однако по вопросу арианства таких споров сегодня у христиан нет. Однозначно Арий и его последователи заклеймены как еретики.

Что же проповедовала арианская ересь?

Арианская ересь (арианство) – пожалуй, наиболее масштабное в истории Церкви еретическое учение. Считается, что оно зародилось на Востоке римской империи в начале IV века нашей эры. Создателем этого учения был ересиарх Арий, который был пресвитером, то есть священником Александрийской христианской церкви. В те времена утвержденные сегодня догматы Церкви находились, как это принято говорить сегодня, «в стадии становления». Жестких столпов веры еще не было, еще не проводились Вселенские соборы. Собственно, они и были организованы в первую очередь для того, чтобы опровергнуть ересь Ария.

Многие вопросы, связанные с арианством, пока наукой не решены. Например, не ясны истоки арианского учения: «Известно, что ересиархом арианства был протопресвитер Арий, который принадлежал к школе Лукиана Антиохийского, однако также известно, что взгляды Лукиана и Ария не совпадали и в самом учении ариан можно найти больше элементов Александрийской школы, чем Антиохийской. Полемика по вопросу истоков этой ереси ведется достаточно долго, и на сегодняшний день не дан какой-либо окончательный ответ» (5).

Мы не станем здесь погружаться в богословскую полемику, выясняя, на кого опирался и от какого внутрицерковного учения или авторитета отталкивался Арий. Для нас важно показать, что в ранней Церкви было множество мнений, некоторые из них впоследствии были признаны ошибочными, но не еретическими. Отдельные ошибки в толкованиях могут встречаться даже у святых отцов. Главное – чтобы не были поколеблены сами основы христианской веры.

Итогом ряда вселенских соборов стало верное изложение христианского богопочитания. Для того, чтобы это сделать, собор епископов в 325 году в Никее (Малая Азия) составил первый Символ веры. Этот Собор был назван Первым Вселенским. Однако из-за распространения опять же еретических учений потребовалось расширить Никейский Символ веры, чтобы более подробно раскрыть учение о Пресвятой Троице. В 553 году созван Второй Константинопольский собор, Пятый Вселенский, где в том числе был принят и Символ веры, который теперь считается каноническим. Он получил название Никео-Константинопольского и стал своеобразным «догматическим противоядием» от целого ряда ересей.

Так в чем же смысл арианства? Еретик Арий считал, что Иисус не является Богом, что он сотворен подобно другим живым существам. Соответственно, многие высказывая Евангелия арианами как бы «нивелируются», например Иисус говорит: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30), подчеркивая тем самым Божественную природу Сына Человеческого. То есть арианство – антитринитарная ересь, которая «отменяет» догмат о Боге – Троице. А еще ее иногда называют христологической ересью – то есть связанной с неверным пониманием Бога-Сына, Иисуса Христа.

Вот что пишет священник В. Соколов: «Арианство было ересью, которая захватила чуть ли не весь христианский восток. Арианский тезис о тварности Сына фактически ниспровергал христианство, уничтожал главное его содержание – воплощение Сына Божия и спасение Им падшего человечества, ибо спасение в христианстве понималось как приобретение богоподобия, как обожение человека. А подобие Христу в арианстве становится не подобием Богу, а подобием твари. Это была духовная язва, грозившая поглотить самую душу христианства, уничтожить Церковь в самой ее сердцевине» (7).

Причем в истории был период, когда арианство фактически победило. Более 20 лет в византийской столице Константинополе не было ни одного православного храма! Во многом распространению арианства способствовали «политические игры»: правителям и епископату для решения сиюминутных вопросов порой было выгодно нападать на тринитариев. И по меркам человеческой истории верное христианское учение о Троице должно было бы исчезнуть: «Только чудом можно назвать то, что после Миланского собора 355 года, закончившегося победой ариан, и победного шествия арианства по христианскому миру, последнему удалось уцелеть. (В 356 году указом императора Констанция низложен Афанасий Великий – последний защитник православия). В 361 к власти в Империи приходит Юлиан Отступник, откровенно заявивший о себе как о друге евреев. К этому времени ариане уже уверенно доминируют во всей Церкви. Так что с православным учением, казалось, покончено навсегда» (8).

Однако упомянутые выше вселенские соборы смогли восстановить истину и обосновать правильное почитание Бога – единого в Трёх Лицах. Некоторые исследователи считают, что арианство потом еще много веков будет заявлять о себе. Так, ересь жидовствующих на Руси учеными нередко называется продолжением арианства. Сегодня от ереси Ария почти ничего не осталось: лишь несколько малочисленных сект. Так что можно сказать, что христианство эту ересь в целом преодолело. Ну, по крайней мере, на данный момент.

Дата публикации 18.02.2025

1. Злобин А.Н. Значение догматов в жизни православного христианина // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2021. № 2 (15). С. 44.
2. Бородин П.М. «Последняя година мира и Церкви Христовой на земле. На основании учения Священного Писания и творений святых отец». М.: Изд. И.А. Морозова, 1890. Цит. по: https://ekzeget.ru/bible/otkrovenie-ap-ioanna-bogoslova/glava-2/stih-6
3. Степанов И. Христианские еретические учения как источники нетрадиционного толкования образа Иисуса Христа в исламе // Вестник Оренбургской духовной семинарии. Вып. 1 (10), 2019. С. 98.
4. Древний патерик. 1914. № 4. С. 27.
5. Игнатьев В.А. Вопрос происхождения арианства // Христианство и мир. Сборник материалов V Всероссийской студенческой научно-богословской конференции. 2020. С. 89.
6. Св.Димитрий Ростовский. Жития святых. Книга вторая. М., 1904 г., с.133. Цит. по: https://ruskline.ru/analitika/2011/01/22/o_eresi_hiliazma
7. Соколов В. Мистика или духовность? Ереси против христианства // https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mistika-ili-duhovnost-eresi-protiv-hristianstva/9_5
8. Можегов В. Бомба под христианский мир // https://usprus.ru/component/k2/item/5409-bomba-pod-khristianskij-mir
9. Давыденков О. Хилиазм. https://azbyka.ru/hiliazm

Получай знания от профессионалов в области геополитики в нашем Telegram канале
Войти в личный кабинет