В древности Великая Армения была не той маленькой страной, которая имеет место быть на карте мира в настоящий момент. На заре нашего эры она простиралась от Средиземного и Черного до Каспийского морей и представляла собой одну из мощных политических держав, являлась культурным центром того времени.
В 43 году от Рождества Христова сюда, в Армению, прибыли из Сирии и проповедовали Благую Весть апостолы Фаддей и Варфоломей. Они же считаются первыми просветителями армянского мира и основоположниками Армянской Апостольской Святой Церкви. Эта церковь является одной из самых первых и древних среди всех имеющихся христианских церквей. Первые общины верующих образовались здесь в начале II века, в это время христиане еще были вынуждены тайно жить и проповедовать в языческой стране. Как государственная религия христианство было принято несколько позднее и все же армяне – это первый народ в истории, официально принявший эту религию.
В 301 году благодаря парфянину Григорию Просветителю царь Трдат III из династии Аршакуни трудами святого подвижника обратился в христианство, и вся Армения повелением царя была крещена. Данное знаменательное событие произошло за 12 лет до миланского эдикта Константина I Великого и за 24 года до I Никейского вселенского собора. С этого момента для армян начались новой отсчёт времени и новая самобытная история. Языческие капища со временем были разрушены, а на их месте были воздвигнуты храмы и церкви, в которых до сих пор сохранились элементы древней дохристианской архитектуры.
Армянская религиозная и определяемая ей национальная культура уникальна тем, что цивилизационный вектор ее развития был задан еще древней дособорной христианской традиции. Это произошло в те времена, когда официальной христологической доктрины еще не было. Армянская церковь поэтому развивалась по своему собственному уникальному пути. На протяжении истории она как бы находилась в собственных автономных границах в окружении иных традиций, других народов и верований.
Территория восточной Анатолии и Закавказья всегда была перекрестием культурных миров и контактной зоной различных политических сил. Поэтому история армянской церкви и ее народа не была простой. Свою веру и самобытную целостность (древневосточное христианство) пришлось выстрадать. Армян в 330-340 гг. притесняли Персы, далее после официальной автокефалии 366 г — Византийцы, затем после 661 года Арабы, далее египетские Мамлюки, Тюрки и др. Армян гнали со своей земли, уничтожали, подвергали геноциду. Во многом все это происходило именно потому, что они были самобытными и особенными христианами. При этом армянское христианство сумело выжить и с честью отстояло право исповедовать свою веру, которой в течении многих столетий армяне не изменяли.
Армянскую Церковь часто именуют Григорианской. Данное название произошло, не от известного календарного летоисчисления, принятого в XVI веке при папе Григории XII. Но от уже упомянутого Григория Просветителя, крестившего царя Трдата III. Сами армяне себя григорианской церковью никогда не называют. Официальным названием для них является следующее – Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь или более коротко – «Армянская Апостольская Православная Церковь ААПЦ». Этот гордый народ называет себя ни много, ни мало как истинные христиане.
ААПЦ – одна из ведущих христианских конфессий мира, она ни от кого не зависит и подчинена своему собственному главе «Католикосу» (что означает – высший соборный предстоятель). Не стоит проводить смысловые аналогии с католиками. Армяне – это не католики, армяне – это армяне. Конвертизм (переход в другую веру) среди армян крайне редкое явление. С другой стороны, случаи перехода в армянскую церковь из других конфессиональных групп также редки. Однако таким редким исключением был, к примеру Владимир Высоцкий, который некогда принял христианство армянского толка. Армяне в целом довольно автономны и абсолютно самодостаточны в догматическом и культурном планах.
Армянский первоиерарх – католикос, обладая высшей духовной властью, может благословлять на новые законы, основывать новые епархии, освещать мирро. Каталикос своей личностью являет религиозный символ армянской культуры, также как личность Папы Римского у католиков.
Центр и резиденция духовного лидера армян находится в Первопрестольном святом Эчмиадзине (Вагаршапате), – древнем религиозном центре, который еще называют Армянским Ватиканом. Эчмиадзинский собор, находящийся примерно в двадцати километрах от Еревана был построен в 303 г. нашей эры. Это цивилизационно-географический центр армян всего мира.
В подчинении у главы армянской церкви находятся четыре патриархата: Эчмиадзинский католикосат; Киликийский с епархиями Кипра, Ливана и Сирии; Константинопольский с церквами Турции и Греции; Иерусалимский с Епархиями Израиля и Иордании.
Армянская диаспора самая многочисленная в мире и проживает практически по всему свету. Епархии ААПЦ расположены во всех частях света. В нашей стране официально существуют Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. В какой бы части или уголке мира не появились армяне, армянская община в данном месте воздвигает свой особый монументальный крест в знак доброй воли и своего присутствия.
Догматические различия
Помимо чисто культурной самобытности ААПЦ придерживается несколько иной, чем русское православие, догматики. В предыдущем очерке, описывая коптскую церковь, мы уже достаточно подробно останавливались на различиях между православными (диафизиты) и дохалкидонскими древневосточными церквами, которых часто еще называют монофизитами (от др.-греч. μία — «единая» + φύσις – «природа» –слова «одна природа»). Однако о том, можно ли называть, в частности, ААПЦ монофизитской, остается вопросом в большей мере открытым, чем закрытым. Есть смысл еще несколько более подробно остановиться на этом моменте, поскольку сами армяне себя монофизитами не считают.
Армяне, как и все древневосточные ориентальные церкви признают не семь вселенских собора, а три: Никийский (325г), Константинопольский (381г), Эфесский (431г). С момента Халкидонского раскола с V века армянская и православная церкви не имеют евхаристического общения. Центральным моментом размежевания послужили христологические споры о природе и волях Иисуса Христа.
Давайте попробуем остановиться на этом вопросе. Итак, согласно постановлению Халкидонского собора, Христос единосущен нам по человечеству и единосущен Богу Отцу по Божеству. IV cобор принял вероопределение (орос) о двух природах (диафизиты), сходящихся в одно лицо и в одну ипостась. То есть халкидониты (православные) исповедуют во Христе одну личность. Они же признают две природы и две воли во Христе — Божественную и человеческую. При этом две воли находятся в единстве и вне конфликта между собой. Иисус мог совершать божественные чудеса и при этом по-человечески страдать, иметь естественные потребности. Тело было человеческим, таким же, как и у всех нас, а не эфирным.
Надо сказать, что это признают и армяне. Но не совсем. Есть все же различия. В частности, они как собственно все дохалкидонские христиане настаивают на том, что в Иисусе Христе одна Богочеловеческая природа, состоящая из двух природ Божественной и Человеческой. Именно так понимается единство воплощенного слова в человеке Иисусе. По сути, такие взгляды воспроизводят учение египетского экзегета и полемиста Кирилла Александрийского, оратора-богослова, который был главным действующим лицом на III Вселенском соборе. Суть в том, что две природы слились в единое гармоническое начало, обладающее одной волей. Обе природы и обе воли таким особым образом смешались меж собой, что разграничить их стало попросту невозможно.
Так в чем же, собственно, заключается монофизитская ересь? В том, что ее представители в Иисусе Христе признают только божественную природу и одну божественную волю, поглотившую собой волю человеческую, подобно тому, как капля меда растворяется в водах огромного океана. На армянское богословие определенное воздействие оказало течение афтартодокетизма (согласно которому тело Иисуса Христа нетленно с момента Воплощения). Представители этой христологии считают, что тело Христово не единосущно человеческому, но нетленно, бесстрастно, эфирно, несотворённо, небесно. Надо сказать, что это очень радикальное учение в монофизитстве.
Не приняв халкидонских постановлений и находясь под влиянием монофизитов армяне себя самих таковыми не считают, по причине того, что их церковь предала анафеме таких еретиков как Несторий и Евтихий. Кто это такие?
Несторий – представитель Антиохийской богословской школы; архиепископ Константинопольский в 428—431 учил исходя из крайнего ошибочного мнения о том, что в Иисусе Христе было как бы два субъекта — Бог Слова и человек Иисус. И первый вселился во второго как в дом. Несторианское учение о двух лицах дух ипостасях и двух природах категорически осуждается как православными, так и армянами. На самом деле как армяне, так и православные считают, что Бог Слово и человек Иисус — это одно и то же лицо.
Монофизитство появилось как реакция на ересь несторианства. Евтикихий Константинопольский архимандрит, игумен монастыря Святого Иова в Евдоме — будучи основоположником монофизитстства впал в противоположную крайность. Он учил, что человеческая природа полностью поглощена божественной. Получается, что Иисус Христос как бы не был полноценныйм человеком — это и есть монофизитство. Однако в древних ориентальных церквах на данный момент не сомневаются, что Христос есть Бог и человек одновременно. Собственно монофизитство, как доктрина в христологии, окончательно оформилось благодаря трудам богослова VI века Севира Антиохийского.
Еще раз, справедливости ради, надо отметить, что лжеучителя Евтихий и Несторий и даже Севир Антиохийский анфиматствован как армянами, так и халкидонитами.
Таким образом, армян, как и коптов, и эфиопов, и сирийцев, неправильно называть монофизитами. И это вопреки весьма расхожему среди русского клира мнению. Более подходящий термин не монофизиты, а миофизиты – согласно этой позиции, невозможно отделить человека Иисуса Христа от его божественного начала. Подобной позиции придерживаются, как мы уже писали ранее в предыдущем очерке: Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сиро-Яковитская и Маланкарская.
Еще раз резюмируем — монофизиты считают, что человеческая природа поглощена божественной, а миофизты, что природы слились в единую. Армяне любят говорить: «едино лице, един вид, и соединен в едином естестве».
Позиция ААПЦ такова что она признают одну волю, одно лицо и одно божество в Иисусе Христе. Между тем РПЦ признает две природы и две воли — человеческую и Божественную. В этом, пожалуй, и есть центральные догматические основополагающие различия между церквами.
Различия в обрядовости
Надо отметить, что миряне современной ААПЦ не очень-то разбираются в тонкостях догматики и идентифицируют себя более через национальный фактор и своеобразную армянскую обрядовость. Перечислим эти отличительные особенности обрядовости.
Армянское священство обличено в характерные, присущие только им фиолетовые ризы. Фиолетовый цвет – цвет Армении, армянской церкви и в целом армянской нации.
Существуют различия в церковной иерархии. В православной церкви три сана священства: епископ, пресвитер, дьякон. У армян пять санов: католикос, епископ, священник, дьякон, чтец.
Армяне на литургии используют не квасную просфору, но пресную (Ншхар). Данный пресночный хлеб преподносится для причастия с неразбавленным вином. У православных вино разбавляется водой.
Соборование у православных доступно мирянам. В армянской церкви оно проводится исключительно над духовенством и сразу после смерти.
Красное знамение армяне накладывают не справа-налево, а слева-направо.
Крест у армян особый — он символизирует жизни, в чем-то похож на мальтийский. Он четырехконечный имеет особую вытянутую форму с ласточкиными хвостами на концах. На нем изображен растительный орнамент и нет распятия Спасителя.
Обряд в ААПЦ собственный армянский. Обрядовая автономия проявляется, в том числе, в том, что существуют некоторые аналогии с мусульманами, например матах – жертвоприношение животных.
Богослужения ведутся на грабаре, очень старом армянском диалекте, сохранившимся в письменности Месропа Машотца аж с конца IV века. На грабар переведена армянская Библия и написано творение Святых Отцов, а также значительная часть святоотеческой армянской церковной литературы.
В храмах, как и у католиков, присутствуют скамейки, во время службы можно сидеть. Мало икон, в сравнении с русскими их практически нет. Нет иконостаса, вся служба проходит на глазах у прихожан, кроме служб на Страстной седмице. Дома у армян также нет икон в таком количестве, как это принято у нас.
Архитектура имеет свой собственный стиль, присущий только армянским храмам. Храмы скромны в оформлении, нет броской красоты и отделки, все без роскошной утвари и вместе с тем уютно.
В великий пост по воскресениям в армянской церкви допускается употребление сыра и яиц. Пост начинается за семьдесят дней до Пасхи и называется Арачаворк.
Используется Армянский церковный календарь. Большинство праздников церкви является кочующими и переходными. По преимуществу, как и католики, армяне ориентируются на григорианский календарь. Рождество Спасителя армяне празднуют 6 января.
Практически нет женского монашества, женщинам предписывается рожать армян для спасения нации, а не пребывать в монастырях.
Межконфессиональное общение и диалог
Отсутствие евхаристического общения подразумевает невозможность, недозволительность православному молиться и причащаться из единой чаши в армянском христианском храме. Однако армянину переход в православие возможен без крещения. То есть таинства церквами признается, но необходимо краткое покаяние. Армянин может молиться в русской церкви при благословении иерея.
Надо отметить, что на Руси издавна армян считали монофизитами. Это произошло с подачи Митрополита Киприана (1330- 1406), называвшего армян отпавшими от православия и «гнуснейшими еретиками». У русского клира, с тех пор сформировалось некоторое негативное отношение. До сих пор некоторые русские священники грешат пафосной критикой по отношению к армянам, что мол не настоящие христиане и во всяком случае вовсе не православные, что своим богословием и верой оскорбляют православных святых. При этом не все из представителей уважаемого клира могут отличить монофизитов от миофизитов. Есть все основания полагать, что с подобного рода радикализмом и клириканством пора заканчивать и занять более терпимую позицию по отношению к древневосточным церквам.
Тем не менее армяне органично вплетались в русскую культуру. Они издревле компактно селились на Дону и в Москве. С петровских времен армяне стали проникать в военную и политическую элиту Русского государства. Армяне всегда надеялись на освобождение своей страны из-под власти мусульман и связывали свои чаяния именно с Россией. В конце концов Восточная Армения была освобождена из-под власти персидских Шахов и к настоящему моменту эта территория является современной Арменией.
ААПЦ, армяне учат своих верующих с уважением и почтением относиться к иным конфессиональным доктринам, дружить со всеми христианами, независимо от конфессиональной принадлежности.
Современная русская православная церковь поддерживает дружеские отношения с армянской церковью. Родство идеалов и ценностей очевидно, различия не мешают верующим чувствовать обоюдную духовную близость и единство, в котором прибывают христианские народы.
Существует богословский и межконфессиональный диалог. Итогом его являются так называемые Шамбезийские соглашения, где в качестве документа прописаны согласования христологической доктрины, а также алгоритм восстановления связи между двумя христианскими семьями.
В Москве находится армянский кафедральный собор. Между РПЦ и ААПЦ существуют взаимопонимание и ощущение как единоверных народов.
Список источников
1. Зуттер Э. Х. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления их единства. – Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2004. – С. 49. – 312 с.
2. Епископ Езник Петросян. Армянская Апостольская Святая Церковь. Часть III. Глава I. Проблема соединения двух естеств во Христе (http://www.armenianhouse.org/petrosyane/church-ru/part3.html).
3. Самуэль В. Ч. Христология Севира Антиохийского // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 5–83.