Копты – наследники фараонов

Название «копт» происходит от несколько искаженного греческого «айгюптос» -«египтянин». Копты – это не арабы, заселившие и завоевавшие Египет в 639 году, но потомки и наследники тех самых, настоящих древних египтян, которые строили пирамиды, возводили Большого сфинкса. Копты многократно упоминаются в Библии. Это народ, к жрецам которого ездили на обучение величайшие греческие философы: Пифагор, Фалес, Платон и другие. На земле коптов, в красивейшем из древних городов – Александрии, писал свои трактаты непревзойденный Филон и Адомантий Ориген. Письменное, культурное и цивилизационное наследие египтян восхитительно «волшебно», потрясающе грандиозно, а архитектура и произведения искусства продолжают вдохновлять воображение самых изощренных эстетов и интеллектуалов современности.

Египтяне называли свою страну Та-Кемет, копты – Ке́ми, евреи и арамеи – мицраим (ивр:מִצְרַיִם / מִצְרָיִם). Эта цивилизация буквально теряется в веках, она очень-очень древняя. Только пирамидам насчитывается более 4600 лет. Она представляет собой не только грандиозную архитектуру, но и грандиозную духовную матрицу и колыбель человечества. Ее древность весьма себе жива и по сей день. Можно с уверенностью сказать, что Египет является прародиной Западной и Европейской культуры и всех монотеистических религиозных доктрин.

Один из известных и авторитетных специалистов по египтологии профессор Мейэффи следующим образом высказывается по данному поводу: «Едва ли есть в иудаизме и в христианской религии хоть одна великая идея, нечто аналогичное которой нельзя было найти в вере египтян. Проявление Единого Бога в Троице; воплощение божества, являющегося посредником, от девы; его борьба с темными силами и его временное поражение; его частичная победа (так как враг не уничтожен); его воскресение и основание им вечного царства, которым он правит вместе с праведниками, достигшими святости; его отличие и вместе с тем тождество с несотворенным, непостижимым отцом, форма которого неизвестна, и который живет в храмах нерукотворных, – всеми этими богословскими понятиями проникнута древнейшая религия Египта. Точно также и контраст, и даже явное противоречие между нашими нравственными и богословскими взглядами – объяснение греха и виновности то нравственной слабостью, то вмешательством злых духов и подобным же образом, объяснения праведности то нравственными заслугами, то помощью добрых гениев и ангелов; бессмертие души и страшный суд; чистилище, муки осужденных – со всем этим мы встречаемся в текстах, описывающих египетские обряды, и в египетских нравственных трактатах» [1].

Надо отметить, что тот самый Моисей, который 33 века назад получил откровение на горе Синай и вывел Избранный народ из Египта, одинаково чтим во всех трех авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе – был принцем Египта, почти всю жизнь находился в статусе сына дочери фараона и имел право на престол фараона. Как говорится в писании: «И научен был он (Моисей) всей премудрости Египетской, был силен в словах и делах», распространил эту премудрость «по наследству», передав ее не только евреям, но и христианам, и мусульманам, которые в Мусе чтят пророка и видят «живой дух древнего ислама». Древнеегипетские религиозные традиции также в чем-то весьма сходы с христианскими. Это касается не только того, что так справедливо заметил профессор Мейэффи: монотеизма Эхнатона, декады Каббалы, тринитарной доктрины и, фактически, всего догматического перечня соборного богословия. Особо примечательным фактом для христианского читателя является то, что символ египетского иероглифа ☥ «анкх», означавшего «жизнь», из-за поразительного сходства с крестом стал в последствии называться «коптским крестом» и широко применяется по сей день вместо канонического христианского изображения. Эту интереснейшую тему можно развивать и продолжать, но, к сожалению, мы ограничены лимитом и рамками данной статьи.

Царственный Дух «Ка» Древнего Египта жив не только в величественном лике Сфинкса и в грандиозности пирамид, он жив в сердцах всех верующих традиции монотеизма как доктринальной Картины мира духовного и мира земного. Примечательно, что монотеизм ввел в Древнем Египте фараон Эхнатон, муж великолепной Нефертити. С определенной точки зрения все мы немножко египтяне, немножко копты. Так или иначе в духовном отношении «мы все вскормлены Египтом», грудью Изиды, кормящей Хора (Известный образ «дохристианской Богородицы»).

Язык. Относительно коптского языка нужен отдельный предметный разговор. Действительно, от древних египтян у коптов остался древний язык, который исследователи-египтологи использовали и продолжают использовать при расшифровке старинных египетских иероглифов. Язык, как поговаривал старик Хайдеггер – есть «Дом бытия», «Бытие в себе», где все его (бытия) компоненты связаны в единую знаково-символическую Картину мира. Истинный язык, дает возможность слышать Бытие. Гениальный полиглот Жан-Франсуа Шампольон первым смог расшифровать и прочитать систему древнеегипетского письма. В начале своей работы еще не знал ничего о Розеттском камне, который позволяет провести аналогии с тремя языками. Юный гений отталкивался не от математики, которая была ключом для взлома кодов, но сугубо от коптской лингвистики. Пятнадцать лет размышлений не прошли даром. Шампольон понял, что иероглифы есть идеи и звуки букв одновременно, а в египетские символы вшиты несколько смыслов, и один глубже другого. Это открытие дает ключ к экзегетике прочтения многослойных смысловых перспектив коптских христианских икон, фресок, мудрости древних пустынных патериков, где живут те самые глубокие смысловые перспективы. Современные языки с линейными логическими связями, существующей грамматикой и синтаксисом сильно ограничили пределы и возможности хранения и высказывания смыслов. У современного человека существует семантический барьер с древней языковой традицией. В значительной степени коптский язык как прямой наследник египетской графологии и криптографии открывает новые возможности действия для лучшего преодоления таких барьеров и интерпретации прошлого в настоящем. Надо сказать, что эта работа в полной мере еще не проделана, ранняя смерть Шампольона не позволила ему закончить свои труды, а в лингвистике, к сожалению, не так много таких как он одержимых гениев-интеллектуалов. Одно после него осталось ясным и очевидным – в религиозных традициях коптов и их языке живут древние и сакральные смыслы. На данный момент, к великому сожалению, коптский язык становился лишь языком богослужебной традиции. Его современный статус подобен нашему церковнославянскому. Он остаётся сакральным языком традиции, но все больше уходит из мирского употребления, так проповеди священников все чаще нуждаются в пояснении для паствы поскольку в быту копты говорят на арабском.

Язык не единственная жемчужина Египетского христианства, чье наследие весьма богато. Древняя Александрийская церковь родина иконописи, монашества, аскетического пустынножительства, ставшего неотъемлемой частью нашей русской культуры. На просторах Египта разворачивались дебаты тринитарных и христологических споров, происходило догматическое становление христианской веры. Жемчужина ортодоксии – исихазм в своей традиции уходит корнями в египетское пустынножительство. Александрийская Церковь подарила миру великих личностей. Вот только несколько из самых известных среди них: Макарий Египетский, Пахомий, Василий, Антоний, Афанасий Великие, Григорий, Николай Мерликийский, Кирилл Александрийский, Климент Александрийский, св. Екатерина, Мария Египетская, Орегон, Пантен, Павел Фивейский. Многие из перечисленных входят в пантеон святых Русской Православной Церкви.

Литературные памятники первохристиан – «Сказание о египетских черноризцех», знаменитый «египетский патерик» и многая другая коптская литература с описанием истории о мучениках (мартирии) и отцов коптской церкви – являются уникальными жемчужинами христианства. Эти источники важнейшие и уникальные артефакты для изучения не только коптской и египетской церкви, но всей ранней истории христианства.

Итак, обратимся же к ней. В 332 году до н.э. Александр Македонский завоевал Египет. Была основана Александрия, резиденция великолепной династии Птолемеев. Птолемей I по преданию приходился Александру Великому единокровным братом, что позволяло подвластным им землям находится в культурном и финансовом достатке. С этого момента произошла эллинизация, а несколько позднее романизация почти всех земель северо- и северо-востока Африки.

На заре нашего летоисчисления Египет являлся богатой, самобытной в цивилизационном отношении провинций грекоримского мира, с весьма большой иудейской диаспорой. Александрийское культурное и философское наследие, люди, писания и мемфисские мистические традиции послужили благотворной почвой для проникновения на «Древнюю землю пирамид» Благой вести.

С самого начала христианской эпохи, около 47-48 года н.э. на севере дельты реки Нил проповедовал апостол и евангелист Марк. Его же копты считают своим первым патриархом. К концу III века христианство активно распространилось на юг и большинство египтян стали христианами. Постепенно христианство получило официальный статус, а Александрийская кафедра проявляла себя в качестве одной из самых авторитетных на Востоке. А собственно коптами же стали называть не просто египтян (как не греков и не римлян), а египетских христиан.

С распространением ислама, коптская церковь подвергалась притеснениям и гонениям, некогда полностью христианская территория попала под власть магометан. В сравнении с великими и страшными гонениями на христиан при Диоклетиане 303–313г.г., мусульманское владычество над Египтом не было столь жестоким. Однако годы правления Арабского (640-1250) и мамлюкского периода (1250-1517) не могли не отразится на исконной коптской традиции. Христианская вера хоть и давала в исламском мире статус «людей книги», все же оттесняла коптов на периферию общественной жизни. В условиях культурно-религиозного доминирования ислама, копты постепенно вытеснялись из руководящих, ответственных чиновничьих постов и должностей. При этом копты вовсе не ассимилировались, но напротив, их социальная группа становилась все более закрытой и автономной.

На данный момент копты составляют около 10-20% населения Египта (еще около двух миллионов, живут в диаспорах по всему миру), они так и не стали мусульманами, но сохранили конфессиональную автономию и самобытность. Копты продолжают быть одной из самых «древних церквей» и крупнейшей христианской общиной среди исламского мира на Ближнем Востоке. Надо отметить, что и сейчас в окружении мусульман они стараются жить обособлено, христианская вера не просто их религиозная традиция (мировая религия), но более того – это их онтологическая национальная идентичность. Она волшебным зонтиком надстроилась над их узкой этнической принадлежностью и не только позволила выжить, но и сохранить древние сокровища. Собственно исламское окружение в чем-то было и полезным, оно позволило подвижнической древности как бы «закапсулироваться», тем самым защититься от византийских культурных и догматических влияний. Таким образом, до сих пор на древней земле Египта остается неумирающий, навеянный из седой истории мистический дух и особая древняя христианская набожность.

Каноническое право коптов и их церкви зиждимо на Кормчей, составленной епископом Михаилом Дамиеттским только лишь в XIII в. Кормчая включает в себя древние апостольские постановления, интерпретированные через миофизитскую традицию первых трех Великих соборных деяний: Никейскую, Константинопольскую и Эфесскую. Мы еще вернемся к тонкостям догматических различий между коптами и православным. Это будет тема отдельного очерка.

Духовным и традиционным центром Коптской православной церкви (КПЦ) является Александрия. Здесь находятся часть мощей основателя александрийской кафедры апостола и евангелиста Марка, а также других святых: святого Анании, святого Аполлона, святых Диоскора и Эскулапа.

Официальный Административный центр коптской церкви расположен в Каире. Коптский Патриарх престола св. Марка носит титул Папы. Этот титул гораздо раньше принят в Александриской кафедре нежели в Риме. Папа у коптов избирается пожизненно и не из епископов, как это принято в других христианских традициях, но из самых авторитетных подвижников пустынников. После избрания, духовный авторитет его среди коптов становится еще более высок и незыблем. При этом глава церкви не отгораживается от паствы в своей резиденции. Он ведет весьма социально-активный образ жизни. К нему достаточно несложно попасть на прием, в отличие от иерархов западных христианских церквей он весьма доступен. При подобной демократии, устройство коптской церкви весьма монархично, только папа может возглавлять епископские хиротонии и статус его в отношении других епископов коптской церкви несравненно более высок.

Несмотря на очевидное доминирование ислама в Александрии довольно много христианских храмов, их более двадцати, а в столице Египта их еще больше, более ста, и это не считая пригородов. Общие число епископов около 100, а епархий на данный момент превысило пятьдесят. В середине 90-х годов прошлого века в Коптской Церкви на территории Египта официально числилось уже около 15 мужских (примерно 1,3 тысячи монахов) и 6 женских (около 400 монахинь) монастырей.

Говорить о том, что Коптская церковь лишена развитого богословия, как считают многие священники в России, не верно, она имеет свои учебные заведения. Много воскресных школ. Главная духовная семинария находится в Каире рядом с собором Св. Марка. Большинство священников КПЦ являются ее выходцами. Миряне также получают здесь духовное образование, изучая теологию и Священное Писание. Коптский институт высших исследований при патриархате также является центром по изучению древней христианской традиции.

Помимо знаменитых монастырских лавр, основанных Павлом Фивейским, Антонием Великим и Макарием Великим, строятся новые и восстанавливаются старые храмы. Коптская церковь продолжает окормлять и питать духовной пищей свою паству. Происходит возрождение религиозной жизни, открываются обители.

Столь благополучное положение было не всегда. К середине ХХ века коптская церковь оказалась в кризисе, к 60-м годам монашество почти выродилось и превратилось в пустую форму.

Современное активное возрождение КПЦ произошло после избрания Кирилла VI, причем до избрания он даже не имел священного сана. После долгого упадка церковь активно преображается, за последние 40 лет начало с видимым успехом возрождаться монашество. Монастыри по преимуществу находятся в оазисе Вади-эн-Натрун. Есть совсем маленькие обители, зачастую не имеющие официального статуса, где живут вместе только несколько человек. Бывает, что подобного рода поселения образуются по частной инициативе. Образ жития сугубо аскетичный, питание скудное и непрестанная молитва. Никаких благ современной цивилизации: сотовых телефонов, телевизоров, кондиционеров. Монахи часто при жуткой жаре не моются по несколько месяцев и даже лет. Коптские монастыри закрываются на время постов от простых мирян для более усердной молитвы и поста. В них царит отшельнический дух первых веков христианства, с сохранившимся до сих пор подвижничеством одиночек-пустынножителей с весьма характерным укладом. Древние храмы со своеобразным куполом и внутреннем убранством наполнены удивительным и восхитительным духом.

Христианская религиозная жизнь в Египте проявляется не только во внешнем церковном возрождении. По сей день происходят самые настоящие чудесные явления. Так, в пригороде Каира в апреле 1968 года стало наблюдаться ни что иное как явление святой Девы Марии в Зейтуне. На протяжении более трех лет можно было его наблюдать, в особенности в утреннее время. Документально зафиксированы исцеления и не только христиан, но и мусульман. Это явление появлялось в 1971 году.

Многие священники и глубоко верующие коптской церкви говорят, что продолжают видеть «Самое красивое зрелище в своей жизни» – деву Марию в белом облачении и голубом покрове, окутанную дымом ладана и окруженную сиянием и светом. Иногда видения длятся довольно долго (до 20 минут). При всем современном светском и научном скептицизме «взять на веру» эти картины весьма сложно. Сложно их интерпретировать и объяснить также и в ракурсе предписанной осторожности к подобного рода опыту в святоотеческой традиции. Однако то, что происходило и происходит, имеет многочисленные личностные, юридические и визуальные подтверждения. Имеется огромное число очевидцев, которые свидетельствуют о наличии данных видений, однако сколь-либо внятное научное объяснение всех этих явлений и феноменов никто не может дать до сих пор.

Дата публикации 10.05.2023

Список источников

1. Постников М. М. Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3
2. Зуттер Э. Х. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления их единства. – Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2004. – С. 49. – 312 с.
3. Самуэль В. Ч. Христология Севира Антиохийского // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2010. – № 2. – С. 5–83.

Войти в личный кабинет