Первая статья цикла, посвящённого проблеме смысла жизни и ее основным решениям в истории и современности. Обсуждаются социокультурные факторы, влияющие на эти решения. Рассматривается сущность понятия «смысл жизни».
Введение
Если не бояться парадоксов, скажем так: мы склонны думать, что думаем сами. Что точек зрения столько же – сколько и нас, людей. Однако история культуры и социальная психология убеждает нас в обратном: наши мысли сильно зависят от эпохи и общества, в которых мы живем.
В этом нет ничего удивительного: общество нуждается в единстве наших мыслей и действий, поэтому через систему воспитания и образования мы получаем от социума, в котором родились и выросли, некий набор истин. Эти истины касаются не только политических или экономических вопросов, но и вопросов сугубо личных – таких, как вопрос о смысле жизни. Кажется, что ответ на этот вопрос у каждого исключительно свой. Да, он, в определённом смысле свой, поскольку мы его выбрали и как-то для себя обосновали. Однако, как правило, не мы сами его придумали.
В истории философии и культуры не так уж много вариантов ответов на вопрос о смысле жизни. Как минимум, гораздо меньше, чем нас с вами. Еще меньше тех, которые востребованы в данный момент времени. Например, большинство наших современников, отвечая на вопрос о смысле жизни, скажет, что он заключается в достижении личного счастья. Именно такое решение «на блюдечке с голубой каемочной» преподнесло вам наше современное общество и наша современная культура. Брать или нет – дело личного выбора. Большинство, конечно, берет: мы все есть продукт воспитания и социализации.
Многим даже не приходит в голову, что смысл жизни может заключаться в чем-то ином. Правда, старшее поколение помнит свои школьные сочинения на тему: «смысл жизни – в служении обществу…». Было ли это о чем-то другом – не о счастье? Или все же о нем?
К теме счастья мы обратимся в следующей статье. В этой же попытаемся уточнить ключевое понятие: что же такое – «смысл жизни»? Что мы ищем, когда ищем смысл жизни?
1. Смысл и цели жизни
В своем обыденном сознании люди часто путают вопрос о смысле с вопросом о цели. Поэтому на вопрос о смысле жизни отвечают, например, так: «Смысл моей жизни – получить высшее образование (вырастить детей, выйти замуж, заработать много денег и т. п.). Очевидно, что одна и та же цель может иметь разный смысл. Например, один стремится поступить в вуз, чтобы получить специальность, другой – чтобы получить знания, третий – чтобы продолжить семейную династию и т. д.
Итак, смысл жизни – это не просто цель жизни, а высшая, конечная цель жизни. При этом данная цель выступает также и предельным основанием нашей жизни, первопричиной наших действий: Аристотель назвал бы смысл жизни целевой причиной человеческого бытия.
2. Смысл и ценности
Но почему мы ставить те или иные цели? Это зависит от нашей мотивационной сферы, прежде всего – от нашей системы ценностей. Поэтому смысл жизни можно определить еще и через понятие «ценность». Это высшая ценность в ряду наших всех ценностей, вершина нашей личной ценностной пирамиды. Не удивительно, что культура пытается транслировать, «вживить» эту систему каждому из нас.
Ну, а откуда берутся ценности? Они есть предметы удовлетворения наших потребностей. Собственно, любая деятельность направлена на удовлетворение той или иной потребности, то есть на создание (индивидуальное или коллективное) некой ценности (материальной или духовной). Так в итоге создается культура как «мир ценностей» или «вторая природа» – искусственный мир, созданный человеком.
Иерархия потребностей задает соответствующую иерархию ценностей. Тут мы выходим к тому, что высшие ценности (то есть те, что могут стать смыслом жизни) должны задаваться нашими высшими потребностями. Согласно теории А. Маслоу – это потребность в самоактуализации [2]. Но что значит – «само»? Основой любого «само» (то есть, индивидуальности) является человек, как таковой. Поэтому, продвигаясь к вопросу о смысле жизни, мы сначала должны ответить на «вечный» вопрос философии: «кто есть я человек»?
3. Смысл жизни и сущность человека
Действительно, решение проблемы смысла жизни напрямую зависит от решения проблемы сущности человека.
Точек зрения тут немного. Поэтому проблема смысла жизни имеет конечное число своих рациональных решений. Конечно, эту проблему каждый человек решает сам, но число решений не бесконечно.
Итак, ища смысл своей жизни, мы ищем свою сущность. Другим словами – ищем то целое, частью чего мы являемся. Таков путь логики, как бы этому ни сопротивлялось современное индивидуалистическое сознание, жаждущее быть самодостаточным и независящим ни от кого и ни от чего. Поэтому индивидуалист обречен остаться без ответа на вопрос о смысле жизни, зафиксироваться в ощущении бессмысленности всего происходящего – именно потому, что не хочет замечать: он существует на этом свете только в силу того, что является элементом какой-то более глобальной системы, чем он сам.
Листочек, висящий на дереве, может сколь угодно мнить себя «ни от кого не зависящим» и «никому ничего не должным». Однако при этом его питают соки дерева, само дерево – почвой и т.д. Если же листочек, действительно «сепарируется» от дерева, то есть, оторвется от него, то очень быстро и бесполезно засохнет.
Поэтому нахождение смысла жизни – это установление живой связи между своей индивидуальной жизнью и каким-либо универсумом: обществом, Богом, космосом, родом и т. д.
Одновременно это нахождение и того, что объединяет (может объединить) всех людей – Высшей ценности, Абсолюта. Поэтому это также вопрос об истине: проблема смысла жизни – это проблема поиска истинной жизни. Если о вкусах не спорят, то по проблеме смысла жизни мыслящие люди все-таки склонны спорить, не удовлетворяться чисто субъективной уверенностью в своей правоте.
Тоска по единству с мировым целым лежит в основе страдания от суеты и бессмысленности жизни. Бессмысленность существования невыносима для человека: «Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек в самом деле не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле…», – писал Ф. М. Достоевский [1]. «Не так уж страшна смерть, по большому счёту, а страшна жизнь, лишенная смысла», – считал основатель «Логотерапии» Виктор Франкл [4].
4. Смысл жизни и значение нашей жизни для мира
Тут следует сделать одно важное различение: есть смысл нашей жизни, а есть объективная значимость нашей жизни для других людей и мира в целом. Тут тема смысла жизни перекликается с темой призвания и долга. Смысл жизни – это наше субъективное видение себя и своей конечной цели, но есть еще и объективный аспект: мы реально являемся частью некой целостности – не зависимо от того: мыслим ли мы себя в связи с нею или нет. Эта целостность нуждается в нас, как и мы в ней. Поэтому жизни просто ради жизни никогда не бывает: листок дерева объективно значим для функционирования всего дерева, для окружающей среды, в которой много организмов, существование которых зависит от кислорода, который этот листок дерева синтезирует.
Отсюда следует вывод, который очень непопулярен в современном менталитете: жизнь – это не столько право, сколько долг: перед родителями и всеми, кому ты дорог, перед страной, перед родом человеческим и… даже, возможно, Богом (которого можно назвать и иначе: закономерное начало Вселенной, вселенский разум, Абсолютная идея, супер-система – у Бога много философских «ников»). Поэтому поиск смысла жизни – это все же не произвольное блуждание среди ценностей и целей, но осознание – частью какой целостности ты являешься (в чем твоя сущность). Это попытка понять: что ты должен делать, чтобы быть и дальше элементом этой системы, и что эта система дает тебе, чтобы ты жил и был дальше…
Если принять экзистенциалистскую тему «заброшенности» человека в мире [3], то предельно общая система, в которой мы живем, нам неведома. Только в этом смысле мы выбираем себя и свой смысл жизни, а не познаем: решаемся на нечто в ситуации неопределенности, принципиальной неполноты информации.
В общем, как писал В. Франкл, «дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас» [4].
5. Нужно ли искать смысл жизни?
Возможно, есть люди, которые изначальное находят в единстве с неким универсумом (целым), уже изначально знают свою сущность и свое призвание, им нечего «искать» смысл жизни – они его не «теряли». Таково сознание традиционного человека. Так, в частности, Л.Н.Толстой, считал, что поиски смысла жизни – это признак того, что человек живет неправильно. Как мы помним, идеалом правильной жизни была для него именно простая жизнь крестьянина, который точно знал – чьего он роду-племени, и что он «ходит под Богом». Однако современный человек живет на развилке множества дорог и культур: то, что для традиционного человека решал коллективный разум, придется решать его индивидуальному разуму самостоятельно.
Некоторые считают, что над проблемой смысла жизни вообще думать не стоит или даже думать вредно. Можно, конечно, и не думать. Однако в этом случае человек становится заложником своего времени и его стереотипов: если он не решит проблему смысла жизни самостоятельно, то будет более или менее сознательно следовать тому решению, которое уже есть в данной культуре и усваивается человеком через систему воспитания и образования как единственно возможное.
В обыденном сознании существует еще один предрассудок относительно нашей проблемы: многие считают, что над этой проблемой надо задумываться не в молодости, а в старости. Некоторые считают, что эту проблему вообще нельзя разрешить. Однако если человек на вопрос о смысле жизни отвечает: «Не знаю, еще не решил», это не значит, что у него нет смысла жизни – все его поступки и действия совершаются на какой-то основе. Если он не осознает предельной основы своих поступков и их конечной цели, то это свидетельстует не о неразрешимости проблемы, а о неглубине его самосознания.
Выводы
Итак, смысл жизни – это не просто цель, а конечная цель. Не просто ценность, а высшая ценность.
Выяснение высшей ценности нашей жизни упирается в необходимость предварительного решения вопроса о сущности человека, а для этого надо решить предельно общий философский вопрос – частью чего, какой системы мы, люди, являемся: только ли социальной или какой-то более глобальной?
Нахождение смысла жизни – это установление живой связи между своей индивидуальной жизнью и каким-либо универсумом: Богом, космосом, родом и т. д.
Необходимо различать проблему смысла жизни (которая предполагает субъективное решение) и объективную значимость нашей жизни для других людей и мира в целом. Проблемы эти, конечно, взаимосвязаны: принимая решение о смысле своей жизни, мы думаем, как правило, так же о своем призвании и долге.
Нужно ли искать смысл жизни? Может, отложить этот вопрос до старости? Нет, решать надо и уже в ранней юности, чтобы не стать заложником своего времени и его стереотипов.
Дальнейшие исследования
Следующая статья данного цикла будет посвящена эвдемонизму – концепции, которая смыслом жизни человека считает счастье.
На материале античной философии будут рассмотрены и сопоставлены основные теории эвдемонизма. Также будет предпринята попытка выявить социокультурные основания этой концепции.
Список источников
1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы [Электронный ресурс] / Ф. М. Достоевский. (дата обращения: 07.05.2023).
2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2008. 352 с.
3. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм [Электронный ресурс] / Scepsis.net.(дата обращения: 07.05.2023).
4. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере / Пер. с нем. М. : Альпина нон-фикшн, 2021. 239 с.
Сведения об авторе:
Мосиенко Лилия Ивановна, к.ф.н., доцент каф. ИФиСК ОмГТУ, г. Омск
E-mail: Mosienko_liliya@mail.ru