Тайные общества русского средневековья: ересь «жидовствующих»

В статье дается понятие ереси, рассказывается об основных ересях, возникавших на протяжении двух тысяч лет существования христианства. Затем раскрывается суть учения «жидовствующих», почему с точки зрения церковных догматов – это ересь. Третья часть статьи – история распространения ереси жидовствующих, а также борьба с ней Русской православной церкви.

Что такое ересь?

История Церкви – это во многом история борьбы с ересями, которые возникали на протяжении всей ее истории. Наиболее крупными ересями были: арианство, несторианство, монофизитство, ересь Македония. Чаще всего эти и другие ереси были связаны с неверными пониманием Троицы: кто-то не чтил Святого Духа, кто-то Иисуса Христа (например, не считая Его Сыном Божиим), кто-то вообще отрицал догмат о Пресвятой Троице.

Например, еретик Арий считал, что Иисус не является Богом, а монофизиты полагали, что у Христа только одна ипостась – божественная. Если предположить, что человеческое естество в Христе было поглощено божественным, значит, Он – уже не Богочеловек. Если человеческой природой Он не наделен, то как мог Он страдать на Кресте?.. Цепочка подобных вопросов приводит к отрицанию некоторых догматов христианства, поэтому логично, что Церковь борется с этой и другими ересями. Ересь Македония, или духоборчество отрицает божественность Святого Духа. Соответственно, относится к ересям антитринитарным, то есть покушающимся на догмат о Святой Троице.

В Откровении ап. Иоанна Богослова (2:6) Бог говорит о ереси николаитов: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». По толкованию Откровения, эти николаиты были одной из ветвей еретического учения агностиков. Последние часто отличались развратным поведением, а также говорили об истинности многих религий, соответственно, пытались соединить различные вероучения в синтетическое религиозное движение, весьма далекое от догматов христианства. Рассуждая о нравах николаитов, П.М. Бородин отмечает: «Для чего, восклицают эти несчастные, ослепленные болотными огнями естественного разума, но мнящие себя великими умами, не считать сладострастия следствием возраста и простить сей порок юности, как будто есть позволительное время для страстей и беспорядков! Это лжеучение – мерзость пред Господом» (1).

Для того, чтобы верно изложить христианское вероучение, собор епископов в 325 году в Никее (Малая Азия) составил первый Символ веры. Этот Собор был назван Первым Вселенским. Однако из-за распространения опять же еретических учений потребовалось расширить Никейский Символ веры, чтобы более подробно раскрыть учение о Пресвятой Троице. В 553 году созван Второй Константинопольский собор, Пятый Вселенский, где в том числе был принят и Символ веры, который теперь считается основным. Он получил название Никео-Константинопольского и стал своеобразным «догматическим противоядием» от целого ряда ересей.

Церковь на протяжении всего своего существования вела с ересями непримиримую борьбу. Ведь, по большому счету, именно ереси более опасны для христианства, чем, допустим, язычество, потому что они искажают облик истинной веры. Иерей И. Степанов отмечает: «Из истории христианской Церкви видно, что христианство неоднократно подвергалось нападкам еретиков, но несмотря на все попытки исказить истинную веру во Христа все ереси были осуждены на Вселенских Соборах, а главные ересиархи и их последователи либо каялись и возвращались к Матери-Церкви, либо убегали из городов» (2).

Таким образом, ересь – злонамеренное искажение истинного христианского понимания веры, страшный грех, чуть ли ни самый тяжелый в христианстве. Общим местом святоотеческого наследия является мысль о том, что грех ереси не смывается даже мученической кровью за Христа. Нередко ереси использовались правителями прошлого для того, чтобы ослабить христианство, внести расколы в ряды последователей Христа. Обычно это случалось, когда Церковь приобретала особый авторитет у широких народных масс: некоторые правители искали в этом политическую подоплеку, угрозу своему всевластию.

Интересен эпизод из жития святого Агафона, который раскрывает отношение Церкви к ересям: «Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: “Ты – Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец”. “Да, это правда”, – отвечал он. Они опять спрашивают его: “Ты, Агафон, клеветник и пустослов?” “Я”, – отвечал он. И еще говорят ему: “Ты, Агафон, еретик?” “Нет, я не еретик”, – отвечал он. Затем спросили его: “Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?” Он отвечал им: “Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога”. Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание» (3). 

2. Кто такие «жидовствующие»?

Даже беглое рассмотрение еретических учений показывает, что они имеют ряд точек соприкосновения с иудаизмом. Например, чуть ли не важнейшим отличием между христианством и иудаизмом является разное понимание Бога: христиане (хотя и не все) считают Господа троичным, состоящим из Трех Лиц. Судя по христианскому учению (и, кстати, по некоторым высказываниям Иисуса Христа) Бог-Отец – это Тот, Кого иудеи называют единственный Господом. Ср.: «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш, и вы не познали Его» (Ин. 8:54-55).

И второе важнейшее различие христианства и иудаизма заключается в разном понимании времени пришествия Мессии (по-еврейски – Мошиаха). Для христиан Он уже явился миру, этот Мессия – Иисус Христос, для приверженцев иудейской религии явление Мессии – дело будущего. Кстати, некоторые исследователи проводят прямую параллель между еврейским Мошиахом и Антихристом, считая их одним лицом.

Прежде чем рассматривать такой феномен русского сектантства, как «ересь жидовствующих», необходимо отметить, что в XV веке, когда эта ересь зародилась, слово «жид» не было наделено тем негативным смыслом, с которым оно используется в данный момент. Слово было нейтральное, не более обидное, чем сейчас слово «еврей» или «иудей». Кстати, поначалу «жидом» называли именно представителей религиозного верования, связанного с иудейской религией. То есть речь не шла об этнической идентификации. Лишь позднее за словом «жид» закрепилась национальная прикрепленность.

Термином «жидовствующие» в русской христианской традиции обозначались различные еретические движения XV– XVI веков, так или иначе связанные с древними иудейскими верованиями. Причем не обязательно это были люди, каким-то образом связанные с самими современными им иудеями как религиозной организацией. Это могли быть «стихийные иудеи», самостоятельно изучающие Ветхий Завет и различные иудейские священные книги (типа Талмуда), а также отвергающие Иисуса Христа как Мессию.

Если кратко охарактеризовать учение жидовствующих, то они не считали Иисуса Христа Сыном Божиим, соответственно, не верили в его непорочное зачатие и рождение от Девы Марии. Также он отрицали Воскресение Христово, не признавали церковных таинств (в частности, Причастия). «На собраниях жидовствующих совершалось богохульство: осквернялись иконы, вино и просфоры для таинства Евхаристии (в вино вливали “скверную воду” и проч.). Особенно многочисленными, согласно соборному определению 1490 года, были факты иконоборчества», – указывает Открытая православная энциклопедия (4)

Некоторые из еретиков, подобно саддукеям, отрицали даже всеобщее воскресение. Подобно иудеям, мусульманам и некоторым христианам-еретикам они отвергали иконы, то есть были иконоборцами. Пасху праздновали по иудейскому календарю, более чтили субботу, чем воскресенье, и вообще в своих взглядах более придерживались Ветхого Завета. Отрицали монашество как богоустановленный институт особого благочестия вне мира, а также поклонение святым и мощам святых.

Сегодня главным историческим источником, проливающим свет на воззрения жидовствующих, остается «Книга на еретиков» Иосифа Волоцкого. Здесь раскрывается идейная суть учения, а также дается его опровержение в духе православной традиции. Ни один из первоисточников, которые идут от еретиков, некогда создававших данное учение, не сохранился.

3. История ереси жидовствующих

Источники сходятся в том, что родоначальником ереси жидовствующих был некто «жидовин Схария» (хотя есть исследователи, которые считают это лицо вымышленным). Он был человеком известным и ученым, был вхож в высшие властные и церковные круги. Схария в 1470 году приезжает из Киева в Великий Новгород. Там он покоряет умы своей мудростью и видимым благочестием, ему удается, по сути, создать тайную организацию, в которую входит в первую очередь новгородское духовенство.

Исторические источники сообщают, что число совращенных в ересь было велико. В.Н. Татищев в «Истории российской» так пишет об этом событии: «Сия ересь началась, когда был в Новгороде князь Михаил Олелкович киевский. Тогда пришел с ним жидовин, именем Схарина, тот проклятый имел язык свой, словно уд, весьма сладкоречивый, и слова его все Библиею были преисполнены, образ жития его являлся целомудренным и кротким, но внутри полон смрада и нечистоты. Тот злоковарный многих тогда в Новгороде слабых смутил и жидовствовать прельстил. И хотя тот враг в Новгороде с иными казнен был от великого князя Иоанна Васильевича всея Руси, но еще не угас огонь тот ядовитый, ибо не все те богоотступники во время гнева погибли», казнь состоялась в 1491 году (5).

Для осуждения ереси в 1490 году был созван архиерейский собор. Его работа была затруднена рядом обстоятельств, создаваемых еретиками, среди которых были весьма знатные персоны. К этому времени не только в Киеве и Новгороде, но и в Москве ересь набрала силу. Тем не менее на соборе было осуждено 9 человек, которым объявлена анафема. Но все они были представителями Новгорода, многие из еретиков ушли от суда.

Московская «ячейка» затронута не была, более того, сторонником ереси был глава Русской церкви – митрополит Зосима. При дворе у еретиков были влиятельные заступники, некоторые источники в числе них называют даже самого великого князя Ивана III. Правда, глава государства лишь знал о существовании ереси, сам к ней не принадлежал, но и до поры не препятствовал росту ее популярности.

Важным фактором при распространении ереси был календарь, составленный на основе Библии. Дело было в том, что в 1492 году заканчивались просчитанные православные пасхалии: год был юбилейным – как считалось, 7000-ым от сотворения мира. Соответственно, в народе были распространены апокалипсические ожидания, многие думали, что с окончанием семи тысяч лет наступит конец света. Жидовствующие активно пользовались и этими суевериями для продвижения своего учения. В частности, так они опровергали истинность христианства: после 1492 года отмечая, что тысячелетие завершено, конца света нет, значит, и Второго пришествия не будет, и христианство ложно.

Однако в декабре 1504 года при покровительстве Ивана III, который изменил свою позицию в отношении еретических воззрений, в Москве все-таки состоялся церковный собор, который снова поставил вопрос о еретиках. На сей раз разобраны уже были дела московских «жидовствующих». Всего по этому «делу» осуждено около 50 лиц, наиболее, как сейчас бы сказали, одиозные из еретиков были сожжены. Основными борцами с ересью выступили архиепископ Новгородского Геннадий (Гонзов) и игумен Иосиф Волоцкий (Санин).

На протяжении российской истории ересь в тех или иных формах возрождалась. «Особенно сильно стала распространяться ересь жидовствующих со времени царствования имп. Екатерины II, когда дозволено было баптистам и меннонитам, а вместе с ними и «жидам», свободно селиться в России по Заволжью и губерниям Екатеринославской, Таврической и Саратовской. Евреи увидели для своей пропаганды удобную почву среди русского населения, особенно у молокан. Последние, охотно принимая воззрения жидовствующих, во множестве становились последователями секты» (6). Сегодня к жидовствующим исследователи относят представителей некоторых сект иудейского толка. При этом традиционный иудаизм стремится от них дистанцироваться, для него они – своеобразные «раскольники».

Дата публикации 24.05.2023

Список источников

1. Бородин П.М. «Последняя година мира и Церкви Христовой на земле. На основании учения Священного Писания и творений святых отец». М.: Изд. И.А. Морозова, 1890.

2. Степанов И. Христианские еретические учения как источники нетрадиционного толкования образа Иисуса Христа в исламе // Вестник Оренбургской духовной семинарии. Вып. 1 (10), 2019. С. 98.

3. Древний патерик. 1914. № 4. С. 27.

4. Древо: Открытая православная энциклопедия.

5. Татищев В.Н. История российская.

6. Азбука веры. Православная библиотека.

Войти в личный кабинет