В данной статье предлагаем рассмотреть на часто цитируемый афоризм британского премьер-министра (в 1979 – 1990 гг) Маргарет Тэтчер: “Маркс и Спенсер победили Маркса и Энгельса”.
Для понимания: компания Marks & Spencer – крупнейший британский производитель одежды с уже почти 140-летней историей, имеющий огромную сеть одноименных торговых комплексов в Британии и 40 странах мира.
Этот афоризм “Железной Леди” намного глубже, нежели расхожая метафора о “невидимой руке рынка”, – Тэтчер в образной форме констатирует тот объективный факт, что в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века западное общество потребления победило советское общество.
Как и почему это произошло, – вопрос выходящий за рамки нашей темы. Нас интересует формальное понимание высказывания британского премьер-министра о победе либерализма над марксизмом.
Здесь мы готовы не просто не согласиться с Маргарет Тэтчер, но и провозгласить эпатажный тезис – именно крушение СССР ознаменовало начало победы марксизма над либерализмом.
В связи с тем что оба “-изма” распространяют действие своих принципов на большинство областей жизнедеятельности общества, мы локализуем наш тезис только сферой производства и потребления. Где, собственно говоря, и имел успех упомянутый Marks & Spencer.
Карл Маркс показал, что в отсутствие внешней торговли стоимость годовой продукции предметов потребления в некой стране равна сумме всех доходов рабочих и капиталистов. Можно сказать, что это – “закон сохранения материи” для сферы производства и потребления.
Проблема рыночного капитализма состоит в том, что обмен заработанного на произведенное возможен лишь теоретически. На самом же деле, производители и продавцы остаются c частично нереализованной продукцией, а потребители – с частично неизрасходованными средствами, именуемыми сбережениями.
В отличие от марксовской теоретической модели, на практике внешняя торговля коренным образом меняет ситуацию, – неизрасходованные на отечественную продукцию средства могут быть потрачены на импорт, непроданные внутри страны товары пойдут на экспорт. И чем объемнее внешние рынки, тем больше продукции можно производить без оглядки на покупательную способность собственного населения.
Распад СССР открыл для западных производителей новые рынки сбыта своей продукции. И это был момент триумфа “коллективного Marks & Spencer ”, который и отметила “Железная Леди”.
Вот только вершина – это не только успех, но и точка, откуда все дороги ведут вниз.
И так как мир стал глобальным, то в нем всё заработанное должно обмениваться на все произведенные предметы потребления [в самом широком смысле, включая услуги]. Потому что внешней торговли с Альфой-Центавра пока что нет.
Маркс, вернувшийся благодаря глобализации в общество потребления, безжалостен, – такой обмен в условиях рыночных отношений возможен только теоретически. На практике же мы имеем где-то избыток товаров или услуг на которые нет платежеспособного спроса, где-то – избыток денег, под которые нет предложения.
Только это самое “где-то” начало бродить не просто по миру, а конкретно по “коллективному Западу”. И не как пугающий призрак, а как суровая реальность.
Кстати, как там сегодня дела у Marks & Spencer?
В прошлом году компания выбыла из индекса FTSE 100, т.е. из ТОП-100 компаний с наибольшей капитализацией из списка Лондонской фондовой биржи.
Чтобы выжить, Marks & Spencer закрыла более 100 магазинов по всему миру, уволила 7 тыс. сотрудников, снизила затраты на производство и, соответственно, цены, а также включила в ассортимент продаж своих магазинов одежду других брендов.
Карл Маркс, который любил демонстрировать взаимоотношения труда и капитала на примерах производства одежды, этому бы не удивился.