Изучение мнений науки о неизбежности победы жадности и тщеславия

На протяжении всей своей жизни человек стоит перед выбором поступков. Одни предпочитают путь, основанный на ценностных понятиях, обретая в обществе одобрение. Другие придерживаются совершенно противоположенной линии поведения, получая противоречивое мнение общества. Что руководит нашими решениями? Возможно ли понять причину поступков других людей? 

Начинания рассуждение о мотивационной модели человека и его созидательной деятельности, рассмотрим базисные понятия рассматриваемого вопроса. Чтобы не возникало путаницы, для каждого элемента модели существует собственное определение.

Активность, направленная на созидание чего-либо, представляет собой единство мотивации оптимального уровня, определенные способности, умения, проявляющиеся в самостоятельности и самоорганизации [6]. 

Если представить созидательную активность в виде модели, то она будет иметь следующие составляющие: цель, содержание, организацию, оценку результатов. Любая деятельность характеризуется направленностью, то есть имеет устойчивые цели, потребности, мотивацию. Она выражает личностные факторы деятельности, направленной на создание и дает возможность оценить степень заинтересованности в выполнении данной деятельности и отношения к ней. 

Теперь рассмотрим мотивацию, так как это очень важный психо-физиологический процесс, влияющий на человеческое поведение, а также на деятельность для удовлетворения собственных потребностей. 

Побудительной причиной активности человека, мотивами поступков выступают потребности. Мотив отличается от потребности направленным характером активности. Когда потребность обретает конкретизацию, она становится мотивом. 

Многие авторы [1; 5; 6; 9; 11] заявляют о том, что мотивационно-потребностная сфера образует ядро личности, объясняя это утверждение тем, что мотивы и потребности определяют деятельность человека.

Мотивация неразрывно связана с ценностным содержанием, тем что наиболее важно и имеет смысловую значимость в жизни. Личностные ценности становятся элементом духовной культуры, регулируя поведение в той степени, в которой они важны для личности. Они образуются в результате жизненного опыта, отделяя важное от второстепенного; выступают центральным звеном сознания, выражая направленность потребностей и мотивов. 

Принципиально важным моментом является, когда ценностно-смысловые ориентации имеют тенденцию к смещению, что выражается в уступке социально значимых ценностей личностно значимым. Это свидетельствует о доминировании направленности на собственное благополучие, часто игнорируя социальные ценности, что неизбежно ведет к понижению созидательного личностного потенциала. 

Э. Гартман определяет взаимосвязь между личностными ценностями и поступками людей. В сознании человека ценности существуют в двух формах: должное и личная цель. Но не все ценности становятся личной целью субъекта. Человек имеет право выбора в своих поступках [3]. 

Дальнейшее осмысление мотивационной структуры не может обойтись без понимания мотивации выбора, которая представляет собой направления, обусловленные предрасположенностью личности к определенному варианту поведения. 

Конечно же, целей у человека бывает несколько, поэтому они имеют определенную иерархию. Важным элементом для понимания человеческого поведения является факт иерархии мотивов. Личность можно рассматривать как структуру смыслов, в которой выражается то, что наиболее и наименее ценно для конкретного человека.

Личность человека представляет собой сложную, многоуровневую структуру, в которой далеко не последняя роль принадлежит эмоциональной составляющей. Этот психический процесс представляет субъективную оценку происходящего и может выполнять мотивирующую функцию. О значении эмоций в механизме принятия решений указывал А.Н. Леонтьев [6].

Проявляемые эмоции тесно связаны с личностным смыслом, который выражается в индивидуальном отношении к объектам, ради которых осуществляется деятельность. 

Важно учитывать, что личностный смысл образуется по двум направлениям: либо деятельность осуществляется преимущественно под воздействием эмоций, либо принимаемые решения и действия зависят от сознательно поставленных целей, которые имеют определенную значимость (в таком случае отмечается волевая регуляция личности).

Подходя к разбору вопроса преобладания отрицательных, но выгодных для личности свойств над созидательной моделью в мотивационной структуре, следует отметить полимотивированный механизм управления при достижении возникшей потребности. Здесь может быть задействован низший психический уровень управления (когда решение возникает спонтанно, руководствуясь главным образом эмоциональной составляющей). Иной вариант – мотивация, отраженная в осознанном психическом образе желаемого (присутствует роль оценки). Третий вариант – решение с выраженным волевым усилием, основанное на личностных убеждениях и осознании высшим уровнем управления. 

Указанные выше уровни согласованы друг с другом, но оказывают разное влияние на поступки человека, что свидетельствует о наличии иерархии процессов, обуславливающих деятельность человека [5]. 

Психика человека – это отражение мозгом окружающего мира. Формируется субъективный образ объективного внешнего мира. И.М. Сеченов указывал на то, что причиной поступка является возбуждение чувств из внешнего мира, при этом имеются в виду не только возбудители в настоящем времени, но и предыдущий опыт человека [7].

Данная теория позволяет понять взаимосвязь физиологических и психологических процессов, что очень важно для регуляции поведения. Предполагаемый результат действий в центральной нервной системе существует в виде модели из нейронов, именно с нее начинается процесс реализации потребности.

Информация о действии передается в центральную нервную систему, где происходит сопоставление с предполагаемым результатом, что сопровождается эмоциями. В случае положительных эмоций действие завершается, если они негативны, то продолжение действия осуществляется с коррективами. 

Мышление является многоуровневым психическим процессом, содержание которого определяется деятельностью конкретного человека. Каждая личность является носителем определенных психических качеств, некоторые из которых имеют не только отрицательную, но разрушительную силу [9]. 

Жадность представляет собой чрезмерное желание обладать чем-либо. Часто желание иметь власть, влияние на других тесно взаимосвязано с богатством, которое является средством получения желаемого. Так деньги оказывают влияние на поведение человека. 

Жажда богатства связана с тщеславием, когда человек рад незаслуженному им успеху. Собственная значимость доказывается через манипулирование другими людьми [5]. 

Мозг человека состоит из множества нервных клеток – нейронов, которые обмениваются между собой информацией с помощью химических молекул. Вся информация, которая воспринимается человеком, располагается в определенном отделе головного мозга в виде нейронной сети. Память содержится и в подкорковых структурах головного мозга (гиппокамп, миндалины), и в коре головного мозга (лобная, височная, теменная, затылочная доли). Память бывает разных видов: двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, эмоциональная, осязательная. Поэтому ее сохранение происходит в разных отделах мозга [9]. 

Из выше сказанного получаем следующее: люди, которые видят смысл своей жизни в богатстве и славе, поглощены эмоциями, которые они когда-то испытали (возможно, наблюдая за другими людьми), пережитые впечатления прочно сохранились в их памяти. Подкорковые миндалины головного мозга (расположены над гиппокампом) кодируют эмоциональные воспоминания. При воспоминаниях о том, что имеет личностную значимость (когда богатство и слава выступают доминирующими ценностями), нейронные связи начинают свою активность, под их влиянием вырабатываются гормоны счастья. В таком состоянии человеку многое кажется дозволенным и реально осуществимым.

 Иной вариант доминирования жадности – это пережитое безденежье, память о котором не позволяет человеку воспринимать реальность адекватно (сказывается опыт эмоциональных переживаний). Память о страхе локализуется в подкорковых миндалинах головного мозга. В таком случае накопительство (но не созидание) превращается в страсть. 

Если стремиться удовлетворить жажду богатства и тщеславия путем построения созидательной модели, то мыслительные процессы встречаются с осознанием множества сложностей, которые возникнут на этом пути. Это вызывает негативные эмоции, человек начинает искать более простые варианты достижения желаемого. Когда мозг начинает работать в угоду жадности и тщеславия, блокируя волевые качества, все кажется гораздо более вероятным, легко достижимым. Личность, не готовая бороться за успех, прикладывая собственные усилия, идет по пути наименьшего сопротивления. В таком случае жадность и тщеславие занимают доминирующую позицию в мотивационной модели человека, игнорируя созидательный вариант достижения цели.

Дата публикации 23.03.2023

Список источников

  • Бороздина Л. В. Различие личности и характера // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложения. М., 2002. Т. 9, вып. 2. С. 222-225
  • Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 143 с.
  • Гартман Э. Сущность мирового процесса, или философия бессознательного / Э. Гартман – Москва: Ленанд, 2015. – 305 с. – ISBN: 978-5-9710-1643-4
  • Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психол. журнал. 2005. Т. 26, №3. С. 15-24
  • Лазурский А.Ф. Психология индивидуальных различий / А.Ф. Лазурский – Москва: ЧеРо, 2000. – 320 с. – ISBN: 5-88711-119-4
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – Москва: Смысл: Академия, 2004. – 304 с. – ISBN: 5-89357-153-3, 5-7695-1624-0
  • Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные труды/ И.М. Сеченов. – Москва: Юрайт, 2016. – 320 с. – ISBN: 9785991695954
  • Сидоров А.В. Физиология межклеточной коммуникации. – Минск: БГУ, 2008. – 215 с
  • Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга: потребностно-мотивационная теория высшей нервной деятельности. М., 2001
  • Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. С. 95.
  • Якобсон, Павел Максимович. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – Москва: Просвещение, 1969. – 316 с.
Войти в личный кабинет