Миф как «реликтовая программа» современной культуры. Часть 1. Что такое миф?
Третья статья цикла, исследующего «реликтовые программы» современной культуры, посвящена самому архаическому пласту любой культуры – мифу.
В статье рассматривается сущность мифа, а также особенности мифологического мировоззрения и мышления.
Ключевые слова: культурная программа, мировоззрение, миф, мифология, религия.
Введение
Предыдущие статьи были посвящены тем «программам» нашей современной культуры, которые были запущены в ней православием, а вместе с ним и христианством как таковым. Однако в истории всех культур, как и в нашей, появлению развитой религии предшествовали языческие верования. В этой статье мы не будем погружаться в изучение древнеславянского язычества, а пойдем еще глубже – к основам основ любой культуры: к мифу. «Мифология составила материнское лоно, отправную точку для возникновения ранних форм религии, совокупность которых впоследствии была обозначена апологетами теизма как “язычество” – термин, который в религиоведении обычно заменяется другим – “политеизм”» [6].
Миф – самая первая, архаическая форма мировоззрения человечества – к ней восходят не только политеистические и монотеистические религии, но также философия и наука древнего мира. Он был уже у первобытных людей. Но можно ли отыскать следы «мифологических программ» в современной культуре – может быть, их уже давно нет?
В данной статье мы попытаемся доказать, что эти программы не просто есть, но они играют важную роль в современной культуре. Вот только их сложно увидеть. Нет, лупа нам не понадобится. Чтобы их увидеть нам нужно «всего лишь» правильное понимание того, что такое миф.
За словом «миф» к настоящему времени закрепилось много значений, затемняющих его смысл. С мифом связан целый ряд устойчивых предрассудков. Поэтому начать данную статью нам придется с рассмотрения этих многочисленных «мифов» о мифе, продолжить описанием мифологического мировоззрения и завершить выявлением специфики мифологического мышления. Этим трем задачам будет посвящена вся первая часть статьи. И только после этого мы сможем перейти (уже во второй части) собственно к выявлению форм присутствия мифа в современной культуре.
В общем, за основу мы возьмем не обыденное, а современное научное понимание мифа. Надо отметить, что миф стал предметом исследования только с XIX века. К настоящему времени сформировалось несколько научных школ по изучению мифа. Наиболее влиятельные из них: лингвистическая (А. Кун, В. Манхардт, Ф.И. Буслаев); антропоритуалистическая (Дж. Фрезер, Ф. Корнфорд, С. Хук), французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль). Символическая теория мифа развивалась Э. Кассирером, теория архетипов – К. Юнгом, структуралистская – К. Леви-Стросом.
Среди наших отечественных исследователей надо назвать в первую очередь А.Ф. Лосева, автора восьмитомной «Истории античной эстетики», а также А. А. Потебню, П.А. Флоренского, Е.М. Мелетинского и Я.Э. Голосовкера.
«Мифы» о мифе
Рассмотрим наиболее стереотипные представления о мифе, бытующие в обыденном сознании, и покажем – в чем они не соответствуют современной научной концепции мифа.
- «Миф – этот просто сказка, выдумка, небылица; то, что не соответствует реальности или существенно искажает ее».
Сложно сказать, почему за мифом закрепилось такое значение: в обыденном словоупотреблении он стал фактически синонимом лжи, в лучшем случае – добросовестного, то есть очень наивного, почти детского по своему характеру заблуждения. Возможно, это эхо тех времен, когда христианская религия, пришедшая на Русь, боролась с языческими верованиями: народные сказания о славянских богах и героях надобно было объявить ложными.
Часть этих преданий и сказаний была литературно обработана и стала сказками. Слово «сказка» звучит уже не так негативно, как «миф», но тоже означает реальность выдуманную – фантазию, не соответствующую реальности. Оба эти слова – лишь оценка неких воззрений, решительно ничего не говорящая нам об их особенностях. Эти слова свидетельствуют только о том, что сам говорящий придерживается совершенно иных представлений. Если бы древний грек пришел в современную школу на урок физики или астрономии, то он наверняка тоже бы сказал, что мы вкладываем в голову школьникам «мифы», то есть совершенно неправильное представление о мире. Наоборот – та реальность, в которой он жил (со всеми его богами – от Зевса и Посейдона до мойр и муз) была для него совершенно бесспорной и очевидной, как для современного школьника реальность электрона или молекулы.
Итак, отойдем от оценочного-обыденного словоупотребления слова «миф» и зафиксируем, что миф – это не чистая фантазия, но реальность, в которой живет человек мифологического сознания. «Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность» [4, с. 24]. Пребывая в ней, носитель такого сознания совершает соответствующие поступки, идёт даже на кровавые жертвы или на самопожертвование. - «Миф – это попытка древнего человека объяснить явления природы, когда еще не было науки»: второе расхожее заблуждение о мифе, которое мы выносим, обычно, из младших классов средней школы.
Нет, миф – это не протонаука. Древний человек не думал – он просто жил. Интеллектуальная функция не была выделена в особую деятельность. Даже шаманы и жрецы были не «интеллектуалами», а скорее «практиками». Архаическое сознание не служит удовлетворению любознательности индивида или коллектива. «Основная функция мифа не познавательно-теоретическая, а социально-практическая, направленная на обеспечение единства и целостности коллектива» [1, c.45].
Миф возникает не на основе рационального постижения действительности, а как результат интуитивно-чувственного ее восприятия. Интуиция – это знание непосредственное, самоочевидное, а потому не требующее доказательств. Философы различают чувственную, интеллектуальную и мистическую интуицию. В мифе мы имеем дело с чувственной интуицией. Нужны ли нам доказательства, что это стул, если мы видим стул? Нет. Так и древнему греку не нужны были доказательства существования, например, бога Гелиоса, когда он грелся на солнышке. Существование Посейдона было тоже предельно очевидным: вот же оно море – плещется перед ним! Сегодня море спокойное – значит, у Посейдона хорошее настроение. Вчера же море было бурным и хмурым – ну, что же: у богов, как и у людей, тоже бывает мрачное расположение духа! Мы склонны воспринимать мир и людей по аналогии с собой. Древний грек не был исключением: своё эмоциональное отношение к объекту он часто отождествлял со свойствами, объективно присущими самому объекту. Таким образом, для мифа характерен анимизм – одушевление природы. Только пришедшая на смену мифа религия убедит людей, что есть природа одушевленная, а есть неодушевленная, то есть живая и неживая.
Итак, миф – это результат непосредственного, интуитивно чувственного восприятия действительности, осознаваемой в виде одушевленных вещей и персонифицированных существ. - «Миф – это совокупность преданий, сказаний о богах и героях» – это представление о мифе является не столько заблуждением, сколько его чисто описательным определением. Это филологический подход к мифу: фактически – простой перевод слова (от греч. μῦθος – предание, сказание). С него можно начинать изучение мифа, но никак не исчерпывать.
Проблема в том, что исследователи мифа, сопоставляя «предания и сказания» разных времён и народов, обнаружили удивительно много совпадений. Если отвлечься от того – как по-разному называют богов солнца или грозы те или иные национальные мифологии, от разночтений в понимании того – из воды или их хаоса возник космос и т.п., то мы увидим предельно стройную и универсальную картину мира. Эта картина мира была как у древних греков, так и у древних китайцев и древних египтян. Она была как у американских индейцев, так и у австралийских пигмеев, когда на эти континенты высадились европейцы.
Сравнительный анализ мифов разных времен и народов привел ученых к выводу: миф – это не просто предание или сказание, это в сущности своей целостное мировоззрение и специфический способ мышления. У него есть своя собственная – мифологическая – логика (да, сильно отличная от нашей формальной логики!), свой собственный набор стереотипов («архетипов», как потом уточнит К. Юнг). - «Миф – пережиток прошлого, его давно нет в современной культуре». Опровергать этот тезис на конкретных примерах мы будем в другой части статьи, но, полагаем, что все выше сказанное о мифе уже подвело нас пониманию того, что этот тезис неверен.
Напротив, миф – это основание всякой культуры, в том числе и современной. Именно к такому выводу пришли многочисленные исследователи мифа: К. Леви-Строс, Р. Барт, А.Ф. Лосев и многие другие. Некоторые из них (например, современный немецкий философ К. Хюбнер [8]) считают даже, что именно мифологическое понимание мира является наиболее истинным, а пришедшие ему на смену религия, наука и философия утеряли целостное видение мира, которое было присуще мифу.
Оставляя в стороне вопрос об истинности мифа, рассмотрим подробней его мировоззрение и мышление.
Мифологическое мировоззрение
Мировоззрение – это целостное представление о мире, человеке и месте человека в нем. Рассмотрим особенности этих представлений, опираясь на то общее, что есть в мифах разных времен и народов.
- Происхождение мира. Все космогонические мифы повествуют о происхождении мира (космоса) из хаоса путем его упорядочивания. Хаос часто олицетворяет вода (в частности, в мифах Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая). Космос – это антитеза хаосу, то есть упорядоченный, гармоничный и прекрасный мир. (Встречающееся в философских текстах выражение «космичность мира» надо понимать как гармоничность, единство, целостность мира.) [5].
- Мифологическое пространство. Упорядочить бесконечность нельзя, поэтому космос конечен: его пространство ограничено и чувственно обозримо. Границы космоса совпадают, как правило, с границами национальными или политическими. Космос для древнего китайца – это его Поднебесная. Космос для грека – та часть мира, где живут эллины. За границами космоса остался хаос: он полон опасностей и непригоден для жизни. Древнекитайские мифы о дальних странах повествуют о «стране собакоголовых людей», «стране однокрылых птиц» и т.п. Одиссей, путешествуя за границами эллинистического мира, встречает много чудесных, но безобразных (Циклоп) или просто опасных (сирены) существ. Аналогичный характер имеют путешествия «за тридевять земель» в русских народных сказках.
Космос организован иерархически: он имеет сакральный центр (место, где живут боги – например, гора Олимп) и периферию, граничащую с хаосом. Чем дальше от сакрального центра, тем больше хаоса, беспорядка. В рамках такого иерархически организованного космоса вполне органичной является также идея паломничества в сакральный центр и идея высылки из сакрального центра как наказания. - Мифологическое время. Для человека, вовлеченного в бесконечно сменяемый природный цикл (весна-лето-осень-зима, жизнь-смерть), очевидно, что время движется по кругу [7]. Древнему человеку не свойственно переживание прошедшего как того, что уже никогда не повторится. Осирис (Дионис) умер, но рано или поздно он воскреснет; природа умерла (зима), но когда-нибудь она вновь оживёт (весна). У древнего человека нет абсолютной уверенности, что так будет всегда, но у него есть знание о том, что так уже неоднократно было, и у него есть надежда на то, что такое осуществится вновь. У древнего человека есть также чувство своей сопричастности этому процессу: от него тоже зависит победа сил добра над силами зла, поэтому он ежегодно становится участником соответствующих мистерий (праздников весны): у греков они связаны с богом Дионисом, у египтян – с Осирисом; славянская масленица – с богом солнца Ярилой.
Время делится на два периода – сакральное и профанное. Сакральное время – это период становления космоса, когда рождались боги и герои, «золотой век». Именно об этом времени повествует миф. Всё остальное время – профанное, в нём не происходит ничего особенного: космос уже принял свои нынешние очертания, все драконы и гиганты побеждены. Главная задача жителя профанного времени – поддержание космичности мира, то есть установленного порядка (социального, нравственного, политического) и сохранение памяти о сакральных событиях. - Представление о богах и природе. Мифологические божества – это предельно обобщённые и олицетворённые природные стихии. Например, китайский дракон обобщает водную стихию: все надземные (дожди), подземные (колодцы, фонтаны) и все земные (реки, моря, озера) воды. Иногда боги олицетворяют еще какой-нибудь вид деятельности: покровительствуют ремеслам или искусствам.
Природа – это тело богов. Грек, идущий по земле, попирает тело богини Геи. Купаясь в море, он попадает в объятия Посейдона и т.д. Боги находятся внутри мира, а не вне его: они естественны, а не сверхъестественны как боги развитых религий [5]. Все в космосе живое и одушевлённое. Вещей неодушевлённых в мифе просто нет. - Место человека в мире. Человек в мифе – исключительно природное существо: он «зверь среди зверей и вещь среди вещей» [5]. Особенно отчётливо природность человека прочитывается в архаических (родоплеменных) мифах: не только дарвинизм, но и они тоже повествует о том, что прародителями людей были животные (они же считаются богами). После смерти человека душа его вселяется в тела растений или животных. Идея переселения душ обычно приписывается только восточным культурам, но, на самом деле, она была характерна для всех архаических мифов.
Отношение человека к богам носит в мифе вполне прагматический характер: я тебе – жертвоприношение, ты мне – помощь в делах. Духовные отношения, предполагающие нравственный отчет человека перед своим богом, появятся только в развитых религиях.
У каждого человека есть своя судьба. Судьба есть и у младшего поколения богов, следующего после Зевса. В античной мифологии «нити судьбы» прядут, отмеряют и обрезают три богини – мойры. Отменить предначертания судьбы невозможно. Попытки убежать от судьбы лишь выявляют её неизбежность (см. миф об Эдипе).
Мифологическое мышление
- Синкретизм. Синкретизм – это единство, слитное сосуществование каких-либо начал до всякого их будущего разъединения. Эти начала незрелы, не вполне развиты, поэтому они ещё не могут существовать отдельно друг от друга, вне этого единства. Пример синкретизма: беременная женщина как единство матери и ребенка.
В случае мифологического мышления мы видим неразделенными практически все бинарные оппозиции, которые философия, религия и наука будут не только различать, но и противопоставлять. Мифологическое сознание не различает материальное и идеальное, вещь и образ, знак и означающее, часть и целое. При этом человек не противопоставляет себя как субъекта мышления объективному миру, не отделяет себя от него: склонен (что мы видели на примере анимизма) переносить на природу свои человеческие качества. Результатом синкретичного мышления является исключительно целостное восприятие мира. - Образность. Инструментами освоения мира выступают не понятия или категории (как в науке и философии), а образы. В отличие от понятия, образу свойственна многозначность, символичность, чувственность. При этом образы мифа – несколько иные, чем образы искусства: «мифические образы (титаны, циклопы и т.д.) мыслятся буквально, существуют на самом деле, это – живые существа особого типа» [2, с. 55].
- Миф – дорефлексивная форма мышления. Как уже отмечалось, он строится на чувственной интуиции. Это мир очевидностей, в которых никто не сомневается. Рефлексия как движение к основам мысли, как выстраивание обоснований и доказательств появится уже позже, по мере развития рационального познания и понятийного мышления. Философия и наука античности возникнут как рефлексия над мифологическими образами, что будет означать разрушение мифа, перетекание его мировоззренческого содержания в рациональные формы освоения мира.
- Трансдуктивность. Мифологическое мышление имеет свою логику, однако в отличие от формальной, где используются индуктивное и дедуктивное умозаключения, мифологическая логика носит трансдуктивный характер [3]. Она допускает переходы от общего – к другому общему, от единичного – к другому единичному. Она движется не по вертикали, а по горизонтали. Это «логика» ассоциаций, так как миф оперирует образами, а не понятиями. «В мифе возможны цепи ассоциаций: стол может быть равен небу (престол) или преисподней, живому существу, мертвому человеку, а человек может быть слит со зверем, вещью, растением. Такие образы не противоречат друг другу. В целом мифологическое мышление вообще безразлично к противоречиям» [2, с. 55].
Выводы
Современное научное понимание мифа отвергает обыденные представления о нем как о чистой выдумке, не имеющей отношения к реальности; как о преднаучной попытке объяснения природы; как о простой совокупности преданий и сказаний о богах и героях; как о явлении сугубо архаическом, навсегда ушедшем в прошлое.
Напротив, миф – это реальность, в которой живет человек мифологического сознания; это результат непосредственного, интуитивно-чувственного восприятия действительности, осознаваемой в виде одушевленных вещей (анимизм) и персонифицированных существ. Миф рассматривается как целостное мировоззрение и специфический способ мышления. Понятый таким образом, он оказывается не «пережитком прошлого», а основанием, исходным пунктом развития всякой культуры, ее «архэ», в том числе и современной.
В мифологическом мировоззрении человек – часть природы, природа – тело богов, боги – олицетворённые и обобщённые природные стихии. Космос никто не создал: он возникает из хаоса через его упорядочение. Космос конечен в пространстве (за его пределами – область хаоса) и иерархически структурирован. Время имеет начало, движется по кругу и делится на сакральное и профанное.
Мифологическому мышлению свойственна образность, нерефлексивность, синкретизм, логическая трансдуктивность.
Дальнейшие исследования
Рассмотрев сущность мифа, особенности мифологического мировоззрения и мышления, мы подготовлены к тому, чтобы увидеть присутствие мифа в современной культуре, выявить формы такого присутствия. Этому будет посвящена вторая часть данной статьи: «Миф как реликтовая программа современной культуры. Часть 2. Актуальные формы мифа».
Список источников
1. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М.: Мысль, 1972. 312 с.
2. Кузнецов Р.И. Проблемы соотношения мифологии и религии в религиозной культуре // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. №3. С. 50-59.
3. Леви-Строс К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970. № 7.
4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. (Мыслители ХХ века).
5. Мелетинский Ε.Μ. Мифология // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М.: Мысль, 2010. [Электронный ресурс] // ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH8a57269d62237a055c348a (дата обращения 14.11.2023).
6. Митрохин Л.Н. Религия // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2010. [Электронный ресурс] // ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01c5f2fc7c579f33e84aabc5 (дата обращения 14.11.2023).
7. Федчук Д. А. Религия и миф как принципы культуры и переживание времени. Журнал интегративных исследований культуры, 2021. т. 3. № 1. С. 24-33.
8. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с. (Мыслители XX века).