Понятие Антисистемы ввел Лев Николаевич Гумилёв, определяя ее как системную целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос.
Антисистема вырабатывает для своих членов общее мировоззрение, в основе которой лежит объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей.
Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое – ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего.
Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой традиции [Гумилев в первую очередь имеет в виду этническую традицию, но Антисистема может носить и глобальный характер], под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, а не только традиционных мировоззренческих установок.
Конструкция “премодерн – модерн – постмодерн” в качестве описания линейного социального времени “прошлое – настоящее – будущее” предполагает, что модерн является антитезой премодерна, соответственно постмодерн – антитезой модерна.
И, в рамках, например, гегелевской диалектики, мы могли бы попробовать смоделировать постмодерн в рамках “закона отрицания отрицания”.
Однако, для нас важным является тот момент, что отрицание или антитеза являются важнейшим элементом Антисистемы.
Важнейшим, но не единственным.
Прежде всего, в рамках Антисистемы “точкой отсчета” берется не сам модерн, а “парадигмальный переход”, в котором мы живем, что позволяет зачислить уже и сам модерн в категорию “уходящего в небытие”.
А далее мы видим все признаки Антисистемы “по Гумилеву”:
- социальные ценности модерна, сформированные в нем социальные нормы, стереотипы и роли провозглашаются не просто “отжившими”, но и главным тормозом перехода к новому справедливому миру, что предполагает ускоренное избавление от них, включая репрессивные методы;
- новый мир характеризуется разрушением большинства существующих социальных связей, вплоть до семейных, и минимизацией оставшихся – как по объему, так и по продолжительности [речь идет об уничтожении “общества” в нашем понимании этого слова];
- абстрактная цель – создание идеальных для проживания человека условий с высокой продолжительностью жизни, без болезней и страданий, с перспективой бессмертия [программой реализации данной абстрактной цели является “трансгуманизм” – см. ПРИЛОЖЕНИЕ I]. При этом цели предполагается достигнуть уже при жизни нынешнего поколения “миллениалов” / “поколение Y” [года рождения: 1984 – 2000].
Кроме всего прочего, многие психологические особенности “поколения Y” [ПРИЛОЖЕНИЕ II] делают из него целевую аудиторию Антисистемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Трансгуманизм по Антонио Диегасу
Из интервью философа Антонио Диегеса, эксперта в области трансгуманизма, испанскому изданию ABC от 3 сентября 2022 года
“Если продолжительность жизни станет длиннее на пару десятилетий, социальные изменения будут огромными. Если в развитых странах большая часть населения будет жить дольше ста лет, то демографическая пирамида изменится. Мы не сможем уйти на пенсию в том возрасте, в котором обычно уходим, не будет таких пенсий, как сейчас. К тому же пожилые люди более консервативны. Они могут поддерживать партии, которые будут вести более выгодную для них и менее выгодную для молодёжи политику.
“Фактор, который больше всего определяет долголетие, — это не генетический код, а почтовый индекс. Разрыв между районами одного города может составлять десять лет. Он может увеличиться с появлением дорогих лекарств. Если старость станут считать болезнью, то службы социального страхования должны будут субсидировать затраты на эти препараты”.
“В тот день, когда мы сможем проводить манипуляции с геномом и иметь потомство по заказу, начнётся социальное разделение, которое перерастёт в разделение биологическое. А это как раз антиутопия, ведь генетические различия приведут к появлению новых форм жизни с совершенно иными физическими и интеллектуальными характеристиками (…) Социальные классы станут биологическими классами. Элиты станут несменяемыми. У них не просто будут деньги. Этот привилегированный класс будет дольше жить, он будет умнее и здоровее.”
“Вместо того чтобы изменить манеру производства и потребления, нам предлагают биологически изменить человека, чтобы он лучше адаптировался к токсичному и обедневшему миру”.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
“Миллениалы” или “Поколение Y”
“Поколение Y» выросло на технологиях сетевой коммуникации, таких, как электронная почта, служба коротких сообщений, средства мгновенных сообщений и других новых медиа-ресурсов, наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal, MySpace, Facebook, Twitter и т. д.).
Это, с одной стороны, стимулирует “многозадачность” представителей “миллениалов” [способность делать в Сети несколько дел одновременно], с другой минимизирует привычное человеческое общение.
Ярко выражена тенденция «быть не таким, как все”, что порождает стремление к самовыражению. Это стало доступно в “виртуальном мире” в массовых многопользовательских играх и онлайн-сообществах [в том числе – анонимных].
Выходом из “виртуала в реал” являются флэш-мобы, – разовые коллективные действия незнакомых людей, что во многом является для “миллениалов” моделью социальных связей [при этом абсолютное большинство флэш-мобов происходит в Сети].
Работодатели обеспокоены тем, что у “миллениалов” слишком завышены ожидания от своего трудоустройства, но, с другой стороны, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот.
Это поколение сложно адаптируется к иерархическим структурам и бюрократическим способам принятия решений. Они ожидают профессионального развития своих навыков и не хотят долго оставаться на одной и той же должности.