Христианизация Римской империи и иудейский вопрос

Христианизация Римской империи не являлась одномоментным всеобщим процессом, как можно было бы сделать вывод, исходя из источников христианского происхождения, повествующих о «триумфальном шествии христианства». Это был долгий процесс, процесс борьбы с язычеством, которое вскоре было запрещено и преследовалось; процесс борьбы с внутрихристианскими разногласиями; а также процесс определения места иудеев в империи: запретить иудаизм было проблематично, учитывая общее прошлое двух религий, но необходимо было провести четкие границы между двумя конфессиями и их практиками, отделиться от «матери-синагоги» (Contr. Faust., XII, 8), в том числе для формирования собственной христианской идентичности. Учитывая эти обстоятельства, иудео-христианские взаимоотношения были актуальным вопросом для светских и церковных властей того времени, а сейчас они являются актуальной темой для исследований. 

Цель данной работы – проследить изменение положения иудеев в империи в связи с христианизацией. 

Итак, в масштабах всей империи границы между христианами и иудеями проводились на законодательном уровне. IV век начался с Миланского эдикта (313 год), который провозглашал религиозную терпимость в Римской империи, а заканчивался принятием эдикта «О католической вере», который утвердил никейское христианство официальной религией, остальные направления были объявлены еретическими и преследовались, языческие культы также ограничивались, а затем были запрещены. 

Единственной разрешенной законом религией, помимо христианства, был иудаизм. Иудеи были обычными гражданами (с 212 года все свободные люди империи получили гражданство), единственным аспектом вмешательства государства в жизнь иудеев был прозелитизм: он был запрещен. Но с началом процесса христианизации империи положение иудеев изменилось.

Основным источником, который сообщает нам об изменениях в их положении, является Кодекс Феодосия, составленный во второй четверти V века, который содержит императорские постановления со времени правления Константина, с 312 года. Этот Кодекс устанавливает правовое положение иудеев и также регулирует иудео-христианские взаимоотношения, которым посвящены 8 и 9 титулы 16-ой книги Кодекса, а также некоторые другие постановления. Книга 16 Кодекса долгое время пользовалась уникальным статусом, будучи принятой Церковью в качестве авторитетного источника канонического права.

В целом, Кодекс Феодосия как ограничивает иудеев в определенных сферах деятельности, так и защищает (как обычных граждан), предоставляет некоторую автономию. 

В законе от 409 года CTh. 16.8.19 было объявлено, что «иудейская извращенность» чужда Римской империи, и было установлено правило, что «все, что отличается от веры христиан, противоречит христианскому закону». В конечном итоге, такая политика привела к ограничению гражданских прав иудеев:

1. Военная и административная служба

Иудеям была запрещена военная и административная служба (CTh. 16.8.16, 404 год), за исключением муниципальных курий и адвокатуры. Этот закон говорит о том, что государство считало, что иудеи занимают особую (явно низшую) ступень юридической и политической иерархии.

2. Прозелитизм

Одним из главных вопросов, к которым власти относились с особым вниманием, являлся вопрос обращения в иудаизм и из иудаизма в христианство. Кодекс Феодосия подтверждал запрет прозелитизма (CTh. 16.8.1.1, 315 год; 16.8.26, 423 год), обращение в иудаизм наказывалось изъятием имущества (CTh. 16.8.7), рабов также нельзя было обращать в иудаизм (CTh. 16.9.1), затем было запрещено иметь рабов-христиан вообще (CTh. 16.9.2, 399 год; 16.9.4, 417 год; 16.9.5, 423 год). Опасность обращения христианских рабов действительно существовала, так как по иудейским традициям некоторые обязанности в доме могли исполнять только иудеи, видимо, это было распространенной практикой, с которой христианские власти активно боролись. Хотя запрет на владение христианскими рабами регулярно нарушался, как минимум, вплоть до VII века: например, папе Григорию Великому (590-604) несколько раз приходилось вмешиваться, чтобы освободить христианских рабов.

Обращение в христианство, наоборот, поощрялось. Крестившиеся иудеи были защищены от насилия (CTh. 16.8.1, 315 год; 16.8.5;), новообращенных нельзя было лишить наследства (CTh. 16.8.28), даже если они совершили «величайшее преступление против отца или матери», они имеют право на долю в наследстве «по крайней мере, в честь религии, которую они выбрали». Исходя из этих законов, можно сделать вывод, что обращение иудеев в христианство происходило нередко, что вызывало недовольство (в законе 16.8.1 говорится о ярости иудеев и избиении камнями новообращенных), и в свою очередь требовало контроля со стороны государства.  

Были запрещены межконфессиональные браки (CTh. 16.8.7, 339 год; 3.7.2; 9.7.5). Возможно, брак рассматривался как один из способов распространения иудаизма, с чем имперские власти активно боролись.

3. Куриальная деятельность

Было отменено прежнее освобождение иудеев от куриальной деятельности (CTh. 16.8.3, 321 год; 16.8.2, 330 год). Это решение было вполне справедливым. Их прежняя привилегия основывалась на неспособности в языческие времена занимать должность, которая включала принесение жертвы. В связи с христианизацией империи это препятствие было устранено, поэтому вполне логично, что иудеи также привлекались к этой деятельности, поэтому эта мера не может рассматриваться как антииудейская. 

Стоит также отметить, что и христиане, и иудеи, которые занимали религиозные должности, были освобождены от куриальной деятельности (CTh. 16.8.4, 331 год). Таким образом, в данном случае не было намерения быть более суровым по отношению к иудеям, чем к остальному населению. 

4. Строительство, разрушение синагог

Было также запрещено строительство новых синагог (CTh. 16.8.27, 423 год), разрешалось разрушение синагог в пустынных, безлюдных местах (CTh. 16.8.22, 415 год).

Несколько законов были направлены на защиту евреев от незаконных преследований. В этих случаях к ним относились так же, как и к остальным гражданам империи. Синагоги были защищены от разрушения. (СTh. 16.8.9). В одном из законов (CTh. 16.8.12, 397 год) отмечалось, что наместники провинций должны следить за их сохранностью. Особенно интересно постановление СТh. 16.8.21, 412 (8) года, оно защищает не только синагоги, но и частную собственность иудеев, и запрещает самосуд, так как, если иудей нарушил закон, он должен быть наказан по закону; это косвенно говорит нам, что такие случаи были. 

Запрет на разрушение синагог повторялся, как минимум, пять раз за тридцать лет, что косвенно говорит нам о неисполнении этих законов. Упоминания захвата и разрушения синагог относительно часто встречаются в источниках периода поздней Античности. Пожалуй, самым известным случаем является разрушение синагоги в Каллинике, когда император Феодосий приказал возместить ущерб иудеям за счет христиан, но потом отступил под давлением Амвросия Медиоланского, о чем нам и сообщают письма последнего.

5. Традиции иудеев

Также стоит отметить, что государство с уважением относилось к традициям иудеев, они были освобождены от всякой деятельности в субботу (16.8.20.1, 412 год). Как уже отмечалось, иудейское религиозное руководство было освобождено от личных и гражданских литургий (CTh. 16.8.2, 330 год; 16.8.4, 331 год). Иудеи имели собственный рынок (CTh. 16.8.10, 396 год) и суд, в который было запрещено вмешиваться имперской администрации (CTh. 16.8.8, 392 год). Но его полномочия постепенно ограничивались, по закону 415 года судебные тяжбы между иудеями и христианами должны были передаваться на рассмотрение наместников провинций (CTh. 16.8.22). 

Таким образом, с начала V века иудеям было запрещено занимать административные должности, хотя практика отставала от предписаний (например, в письме Севера Меноркского упоминается иудей, который был дефенсором, а эпиграфические данные сообщают об упоминании иудеев как maiores civitatis, что, как минимум, говорит о высоком социальном статусе и положении в городской общине) запрещено строительство новых синагог и всячески пресекался прозелитизм, что является продолжением еще языческой имперской политики.

Но при этом, начиная с конца IV века, имперское правительство неоднократно осуждало и объявляло вне закона насильственные действия в отношении иудеев. Были подтверждены привилегии, связанные с религиозной практикой, с синагогой как ядром религиозной и общинной деятельности. Иудейские общины оставались под защитой законодательства.

Соборное законодательство

Не только имперские власти устанавливали правила. Церковь также принимала активное участие в определении границ дозволенного поведения христиан и иудеев, она шла еще дальше, и в постановлениях различных церковных соборов, помимо уже упомянутых запретов, были и другие. Например, 4 из 81 правила Эльвирского собора, состоявшегося в начале IV века в Испании, относились к иудеям: «собор в Эльвире (Испания), созванный около 305 г., принял ряд запретов, направленных на изоляцию евреев от христиан, — последним возбранялись совместные трапезы с евреями, вступление с ними в брак, соблюдение субботы и приглашение евреев для благословения полей христиан». Ваннский собор в Галлии (ок. 465 года) утвердил, что «клирикам было запрещено участвовать в брачных пирах и пирах, организованных евреями». 

Исследователи отмечают, что «главной целью как соборного, так и светского законодательства было запереть евреев в пределах их собственной общины в той мере, в какой это касалось религиозных вопросов, и удалить их привилегированное положение в том, что касается их гражданских прав и обязанностей».

Также стоит отметить, что суровость законов (и церковных канонов) сглаживалась тем, что они зачастую не исполнялись, а власти либо не могли контролировать ситуацию на местах, либо закрывали на нарушения глаза. Тем временем иудеи продолжали занимать административные должности, владеть христианскими рабами (с этим активно боролась церковь), и мирно взаимодействовать со своими соседями-христианами, несмотря на иногда возникающие конфликты.  

Такая ситуация сохранилась и после падения Западной Римской империи и образования варварских государств, которые переняли римское право и всячески пытались демонстрировать преемственность с Римом, в том числе и в регулировании иудео-христианских взаимоотношений. Но такая практика отгораживания от иудеев и укрепления рамок, в которых им было позволено существовать, возможно, стала началом той политики, которая проводилась в отношении иудеев уже в средневековой Европе.  

Дата публикации 08.03.2023

Список источников

  1. Письмо Севера Меноркского / Пер. с лат., коммент. В. М. Тюленева, В. Е. Цивилевой // Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. Иваново, 2020. C. 14–35.
  2. Святитель Амвросий Медиоланский. Собрание творений: На латинском и русском языках. T. IV. Ч. 2. Пер. с лат. Александровой Т. Л., Афиногенова Д. Е., Кульковой Н. А., под ред. Головниной Н. Г. и Кульковой Н. А. М., Изд-во ПСТГУ, 2015. 512 с.
  3. Соборы церковные // Краткая еврейская энциклопедия. Гл. ред. Орен И., Занд. М. Том 8. Общество по исследованию еврейских общин. Еврейский Университет в Иерусалиме. Иерусалим, 1996 //
  4. Солодовников В. В. Первые Галльские соборы. IV-V в.в. М., Духовная академия Содружества евангельских христиан России, 2008. 208 с.
  5. Augustine, Contra Faustum. Translated by Stothert R. Nicene and Post-Nicene Fathers, First Series, Vol. 4. Edited by Schaff Р. Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1887. Revised and edited for New Advent by Knight K. //
  6. Gregorii I papae Registrum epistolarum. T. 1-2. Ed. P. Ewald, L. M. Hartmann / Monumenta Germaniae Historica //
  7. Imperatoris Theodosii Codex //
  8. Noy D., Jewish Inscriptions of Western Europe. Volume 1. Italy (excluding the City of Rome), Spain and Gaul. Cambridge University Press, 1993, 385 p.
  9. Parkes J. The conflict of the church and the synagogue: A study in the origins of antisemitism. Cleveland and New York. The Jewish publication society of America, Philadelphia, 1961. 434 p.
  10. The Jews in Roman Imperial Legislation. Edited with Introductions, Translations, and Commentary by Linder A. Wayne State University Press, Detroit, Michigan, 1987. 437 p.
Войти в личный кабинет