Христианизация Римской империи не являлась одномоментным всеобщим процессом, как можно было бы сделать вывод, исходя из источников христианского происхождения, повествующих о «триумфальном шествии христианства». Это был долгий процесс, процесс борьбы с язычеством, которое вскоре было запрещено и преследовалось; процесс борьбы с внутрихристианскими разногласиями; а также процесс определения места иудеев в империи: запретить иудаизм было проблематично, учитывая общее прошлое двух религий, но необходимо было провести четкие границы между двумя конфессиями и их практиками, отделиться от «матери-синагоги» (Contr. Faust., XII, 8), в том числе для формирования собственной христианской идентичности. Учитывая эти обстоятельства, иудео-христианские взаимоотношения были актуальным вопросом для светских и церковных властей того времени, а сейчас они являются актуальной темой для исследований.
Цель данной работы – проследить изменение положения иудеев в империи в связи с христианизацией.
Итак, в масштабах всей империи границы между христианами и иудеями проводились на законодательном уровне. IV век начался с Миланского эдикта (313 год), который провозглашал религиозную терпимость в Римской империи, а заканчивался принятием эдикта «О католической вере», который утвердил никейское христианство официальной религией, остальные направления были объявлены еретическими и преследовались, языческие культы также ограничивались, а затем были запрещены.
Единственной разрешенной законом религией, помимо христианства, был иудаизм. Иудеи были обычными гражданами (с 212 года все свободные люди империи получили гражданство), единственным аспектом вмешательства государства в жизнь иудеев был прозелитизм: он был запрещен. Но с началом процесса христианизации империи положение иудеев изменилось.
Основным источником, который сообщает нам об изменениях в их положении, является Кодекс Феодосия, составленный во второй четверти V века, который содержит императорские постановления со времени правления Константина, с 312 года. Этот Кодекс устанавливает правовое положение иудеев и также регулирует иудео-христианские взаимоотношения, которым посвящены 8 и 9 титулы 16-ой книги Кодекса, а также некоторые другие постановления. Книга 16 Кодекса долгое время пользовалась уникальным статусом, будучи принятой Церковью в качестве авторитетного источника канонического права.
В целом, Кодекс Феодосия как ограничивает иудеев в определенных сферах деятельности, так и защищает (как обычных граждан), предоставляет некоторую автономию.
В законе от 409 года CTh. 16.8.19 было объявлено, что «иудейская извращенность» чужда Римской империи, и было установлено правило, что «все, что отличается от веры христиан, противоречит христианскому закону». В конечном итоге, такая политика привела к ограничению гражданских прав иудеев:
1. Военная и административная служба
Иудеям была запрещена военная и административная служба (CTh. 16.8.16, 404 год), за исключением муниципальных курий и адвокатуры. Этот закон говорит о том, что государство считало, что иудеи занимают особую (явно низшую) ступень юридической и политической иерархии.
2. Прозелитизм
Одним из главных вопросов, к которым власти относились с особым вниманием, являлся вопрос обращения в иудаизм и из иудаизма в христианство. Кодекс Феодосия подтверждал запрет прозелитизма (CTh. 16.8.1.1, 315 год; 16.8.26, 423 год), обращение в иудаизм наказывалось изъятием имущества (CTh. 16.8.7), рабов также нельзя было обращать в иудаизм (CTh. 16.9.1), затем было запрещено иметь рабов-христиан вообще (CTh. 16.9.2, 399 год; 16.9.4, 417 год; 16.9.5, 423 год). Опасность обращения христианских рабов действительно существовала, так как по иудейским традициям некоторые обязанности в доме могли исполнять только иудеи, видимо, это было распространенной практикой, с которой христианские власти активно боролись. Хотя запрет на владение христианскими рабами регулярно нарушался, как минимум, вплоть до VII века: например, папе Григорию Великому (590-604) несколько раз приходилось вмешиваться, чтобы освободить христианских рабов.
Обращение в христианство, наоборот, поощрялось. Крестившиеся иудеи были защищены от насилия (CTh. 16.8.1, 315 год; 16.8.5;), новообращенных нельзя было лишить наследства (CTh. 16.8.28), даже если они совершили «величайшее преступление против отца или матери», они имеют право на долю в наследстве «по крайней мере, в честь религии, которую они выбрали». Исходя из этих законов, можно сделать вывод, что обращение иудеев в христианство происходило нередко, что вызывало недовольство (в законе 16.8.1 говорится о ярости иудеев и избиении камнями новообращенных), и в свою очередь требовало контроля со стороны государства.
Были запрещены межконфессиональные браки (CTh. 16.8.7, 339 год; 3.7.2; 9.7.5). Возможно, брак рассматривался как один из способов распространения иудаизма, с чем имперские власти активно боролись.
3. Куриальная деятельность
Было отменено прежнее освобождение иудеев от куриальной деятельности (CTh. 16.8.3, 321 год; 16.8.2, 330 год). Это решение было вполне справедливым. Их прежняя привилегия основывалась на неспособности в языческие времена занимать должность, которая включала принесение жертвы. В связи с христианизацией империи это препятствие было устранено, поэтому вполне логично, что иудеи также привлекались к этой деятельности, поэтому эта мера не может рассматриваться как антииудейская.
Стоит также отметить, что и христиане, и иудеи, которые занимали религиозные должности, были освобождены от куриальной деятельности (CTh. 16.8.4, 331 год). Таким образом, в данном случае не было намерения быть более суровым по отношению к иудеям, чем к остальному населению.
4. Строительство, разрушение синагог
Было также запрещено строительство новых синагог (CTh. 16.8.27, 423 год), разрешалось разрушение синагог в пустынных, безлюдных местах (CTh. 16.8.22, 415 год).
Несколько законов были направлены на защиту евреев от незаконных преследований. В этих случаях к ним относились так же, как и к остальным гражданам империи. Синагоги были защищены от разрушения. (СTh. 16.8.9). В одном из законов (CTh. 16.8.12, 397 год) отмечалось, что наместники провинций должны следить за их сохранностью. Особенно интересно постановление СТh. 16.8.21, 412 (8) года, оно защищает не только синагоги, но и частную собственность иудеев, и запрещает самосуд, так как, если иудей нарушил закон, он должен быть наказан по закону; это косвенно говорит нам, что такие случаи были.
Запрет на разрушение синагог повторялся, как минимум, пять раз за тридцать лет, что косвенно говорит нам о неисполнении этих законов. Упоминания захвата и разрушения синагог относительно часто встречаются в источниках периода поздней Античности. Пожалуй, самым известным случаем является разрушение синагоги в Каллинике, когда император Феодосий приказал возместить ущерб иудеям за счет христиан, но потом отступил под давлением Амвросия Медиоланского, о чем нам и сообщают письма последнего.
5. Традиции иудеев
Также стоит отметить, что государство с уважением относилось к традициям иудеев, они были освобождены от всякой деятельности в субботу (16.8.20.1, 412 год). Как уже отмечалось, иудейское религиозное руководство было освобождено от личных и гражданских литургий (CTh. 16.8.2, 330 год; 16.8.4, 331 год). Иудеи имели собственный рынок (CTh. 16.8.10, 396 год) и суд, в который было запрещено вмешиваться имперской администрации (CTh. 16.8.8, 392 год). Но его полномочия постепенно ограничивались, по закону 415 года судебные тяжбы между иудеями и христианами должны были передаваться на рассмотрение наместников провинций (CTh. 16.8.22).
Таким образом, с начала V века иудеям было запрещено занимать административные должности, хотя практика отставала от предписаний (например, в письме Севера Меноркского упоминается иудей, который был дефенсором, а эпиграфические данные сообщают об упоминании иудеев как maiores civitatis, что, как минимум, говорит о высоком социальном статусе и положении в городской общине) запрещено строительство новых синагог и всячески пресекался прозелитизм, что является продолжением еще языческой имперской политики.
Но при этом, начиная с конца IV века, имперское правительство неоднократно осуждало и объявляло вне закона насильственные действия в отношении иудеев. Были подтверждены привилегии, связанные с религиозной практикой, с синагогой как ядром религиозной и общинной деятельности. Иудейские общины оставались под защитой законодательства.
Соборное законодательство
Не только имперские власти устанавливали правила. Церковь также принимала активное участие в определении границ дозволенного поведения христиан и иудеев, она шла еще дальше, и в постановлениях различных церковных соборов, помимо уже упомянутых запретов, были и другие. Например, 4 из 81 правила Эльвирского собора, состоявшегося в начале IV века в Испании, относились к иудеям: «собор в Эльвире (Испания), созванный около 305 г., принял ряд запретов, направленных на изоляцию евреев от христиан, — последним возбранялись совместные трапезы с евреями, вступление с ними в брак, соблюдение субботы и приглашение евреев для благословения полей христиан». Ваннский собор в Галлии (ок. 465 года) утвердил, что «клирикам было запрещено участвовать в брачных пирах и пирах, организованных евреями».
Исследователи отмечают, что «главной целью как соборного, так и светского законодательства было запереть евреев в пределах их собственной общины в той мере, в какой это касалось религиозных вопросов, и удалить их привилегированное положение в том, что касается их гражданских прав и обязанностей».
Также стоит отметить, что суровость законов (и церковных канонов) сглаживалась тем, что они зачастую не исполнялись, а власти либо не могли контролировать ситуацию на местах, либо закрывали на нарушения глаза. Тем временем иудеи продолжали занимать административные должности, владеть христианскими рабами (с этим активно боролась церковь), и мирно взаимодействовать со своими соседями-христианами, несмотря на иногда возникающие конфликты.
Такая ситуация сохранилась и после падения Западной Римской империи и образования варварских государств, которые переняли римское право и всячески пытались демонстрировать преемственность с Римом, в том числе и в регулировании иудео-христианских взаимоотношений. Но такая практика отгораживания от иудеев и укрепления рамок, в которых им было позволено существовать, возможно, стала началом той политики, которая проводилась в отношении иудеев уже в средневековой Европе.
Список источников
-
Письмо Севера Меноркского / Пер. с лат., коммент. В. М. Тюленева, В. Е. Цивилевой // Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. Иваново, 2020. C. 14–35.
-
Святитель Амвросий Медиоланский. Собрание творений: На латинском и русском языках. T. IV. Ч. 2. Пер. с лат. Александровой Т. Л., Афиногенова Д. Е., Кульковой Н. А., под ред. Головниной Н. Г. и Кульковой Н. А. М., Изд-во ПСТГУ, 2015. 512 с.
-
Соборы церковные // Краткая еврейская энциклопедия. Гл. ред. Орен И., Занд. М. Том 8. Общество по исследованию еврейских общин. Еврейский Университет в Иерусалиме. Иерусалим, 1996 //
-
Солодовников В. В. Первые Галльские соборы. IV-V в.в. М., Духовная академия Содружества евангельских христиан России, 2008. 208 с.
-
Augustine, Contra Faustum. Translated by Stothert R. Nicene and Post-Nicene Fathers, First Series, Vol. 4. Edited by Schaff Р. Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1887. Revised and edited for New Advent by Knight K. //
-
Gregorii I papae Registrum epistolarum. T. 1-2. Ed. P. Ewald, L. M. Hartmann / Monumenta Germaniae Historica //
-
Imperatoris Theodosii Codex //
-
Noy D., Jewish Inscriptions of Western Europe. Volume 1. Italy (excluding the City of Rome), Spain and Gaul. Cambridge University Press, 1993, 385 p.
-
Parkes J. The conflict of the church and the synagogue: A study in the origins of antisemitism. Cleveland and New York. The Jewish publication society of America, Philadelphia, 1961. 434 p.
-
The Jews in Roman Imperial Legislation. Edited with Introductions, Translations, and Commentary by Linder A. Wayne State University Press, Detroit, Michigan, 1987. 437 p.