Личная информация как товар информационной эпохи


1. Личная информация и «большие данные»

Одним из самых перспективных направлений развития информационных технологий является работа с большими данными (по-английски: big data). Под этим термином понимают колоссальные массивы структурированных и неструктурированных данных, обладающих многообразием как с точки зрения форматов, так и требуемых алгоритмов для работы с ними (например, считывание данных, их распаковка и т.д.). Проще говоря, big data – это огромное количество разношерстной информации, работа с которой значительно затруднена ее объемом и разнообразием. Однако иногда указанным термином называют ресурсы, способные такими объемами информации справляться, структурировать их, обеспечить поиск внутри этих массивов.

Для глобальных систем управления самым важным ресурсом становится именно информационный. Если ХХ век был веком технологий, то XXI имеет все шансы стать веком информации. Слова: «кто владеет информацией, тот владеет миром» приписывают банкиру Натану Ротшильду, сказаны они еще в XIX веке, но именно сегодня они стали актуальными как никогда. Информация становится самым востребованным товаром, позволяющим компаниям увеличивать свою капитализацию, а политическим силам завоевывать симпатии электората, а в конечном итоге – выигрывать выборы, чтобы получить власть. То есть информация – ценность как с позиции политики, так и с позиции экономики. В своей работе «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» Владимир Ленин обронил фразу, которой суждено было стать сакраментальной: «Политика есть концентрированное выражение экономики». И именно с этих позиций и необходимо сегодня рассматривать личную информацию, которая стала составляющей общемировых информационных потоков, ключевым ресурсом глобализации. 

В докладе «Использование больших данных в финансовом секторе и риски финансовой стабильности», подготовленном по итогам 2021 года Департаментом финансовой стабильности Банка России отмечается, что финансовый сектор при работе с big data активно использует личную информацию пользователей (1). 

Здесь же называются виды больших данных. Первый из них – информация из социальных сетей, блогов и интернет-сообщений. Если на заре существования «глобальной паутины» она служила в основном для поиска данных, то сегодня практически любой «юзер» в Интернете использует его как канал коммуникации. На данный момент существуют ресурсы, которые позволяют даже обычному пользователю «шпионить» за кем-то из знакомых, друзей, родственников и т.д.: где исследуемый ставит лайки, какие делает репосты и т.д. Что уж говорить о возможностях крупных компаний и глобальных корпораций в деле сбора личных данных.

Вторым видом больших данных называют поисковые запросы и сведения о тех сайтах, на которые заходит пользователь. С точки зрения аналитической эта информация крайне важна, так как открывает наши личные предпочтения, которые потом могут учитываться при маркетинговых «атаках» на каждого из нас.

Третий вид связан с финансовой информацией: сегодня Интернет превратился в глобальную торговую и финансовую площадку. Из года в год растет число людей, заказывающих товары и продукты через глобальную сеть. Например, по данным агентства We Are Social и сервиса Hootsuiteв, в 2021 году потребительские онлайн-расходы в категориях продуктов питания и напитков выросли более чем на 35% по сравнению в предыдущим годом. Покупатели во всем мире тратят в среднем более $1 тыс. на человека в год (2). Искусственный интеллект, таким образом, мониторит информацию о транзакциях, покупках, заказах, платежах, регистрации клиентов, банковских операциях и тому подобном. При этом нужно понимать, что капитализация Интернета растет стремительно: «по данным консалтингового агентства Emarketer, в 2018 году оборот рынка рекламы в интернете составил $283,4 млрд – это почти в семь раз больше, чем мировые кассовые сборы всех американских фильмов ($41,1 млрд)» (3).

Четвертый вид больших данных – сведения государственных организаций (например, административные налоговые, медицинские данные и т.д.). Это тоже – личные сведения, многие из которых, кстати, защищены в России 152 федеральным законом «О персональных данных».

Наконец, пятый тип больших данных – это сведения, получаемые из различных гаджетов, которыми мы пользуемся. Сюда входят данные о геолокации, о трафике, данные систем типа «умный дом», контент с камер видеонаблюдения, данные сенсоров, трекеров и прочее. Не трудно заметить, что все пять видов больших данных связаны с нашей личной информацией и могут использоваться для продвижения товаров, услуг, идеологии, ценностей и т.д.

2. Личные данные как предмет для глубокой аналитики

Таким образом, наше сознание – глобальное поле битвы разных сил, стремящихся извлечь ту или иную выгоду (опять же: политическую или экономическую) из нашего прогнозируемого и направляемого поведения. Причем речь идет не просто об аналитике потребностей и возможностей, но и о попытке увидеть «сокровенного человека», максимально понять, что каждый из нас представляет собою как личность. Вот что в этой связи отмечает исследователь С. Митрович: «В современном мире постоянно меняются методы ведения бизнеса, что во многом определяется экономическим развитием, информационными технологиями и глобализацией. При этом меняется и поведение самих потребителей. В современных условиях для повышения конкурентоспособности компании стремятся в реальном времени обладать знаниями о том, что и когда их клиенты покупают, где они осуществляют покупки, и даже что они могут думать перед тем, как зайти в торговый зал или на сайт компании» (4). Обратим внимание на слова «даже что они могут думать»: это уже из области контроля над сознанием. 

В 2020 году автор настоящей статьи участвовал в конференции, посвященной информационным технологиям и глобальным вызовам, которая была организована московским Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. Один из докладчиков в контексте глобального управления сознанием рассказал о таком случае. Однажды ему довелось ехать в одном купе с крупным функционером «Сбербанка», который имел с собой ноутбук. Они разговорились о защите личных данных, и представитель банка предложил эксперимент: по фамилии, имени, отчеству и дате рождения рассказать об основных интересах, пристрастиях, личностных качествах собеседника. Нажатием нескольких клавиш аналитик нашел виртуальное досье на своего визави и, по словам последнего, выложил настолько глубокую и многообразную информацию, что он и сам бы с трудом припомнил о себе столько подробностей. Таким образом, чем лучше современная компания знает характеристики как целевых ауторий в целом, так и каждого их представителя в отдельности, тем эффективнее можно выстраивать маркетинговую стратегию. Причем функцию «индивидуального подхода к клиенту» возьмет на себя искусственный интеллект. 

Такое положение вещей беспокоит очень многих, люди стремятся максимально закрыть личную информацию. Сегодня в браузерах есть вкладка «Приватность и защита», которая в какой-то степени снижает поток утекающей личной информации. Но лишь – «в какой-то степени». Некоторые компании стремятся использовать общественный запрос на приватность в рекламных целях, позиционируя свои программные продукты как обладающие некой особой защитой от сбора личных данных. Подобная риторика в свое время позволила мессенджеру Telegram стать одним из самых популярных в мире. То же делают и разработчики поисковиков. Например, недавно разработчик поисковика You Ричард Сокер заявил, что создал продукт, который обезопасит пользователей от сбора их личной информации в целях генерирования контекстной рекламы. «Он взял на себя обязательство никогда не предлагать «таргетированную рекламу, нарушающую конфиденциальность». Это прямое противопоставление You поисковому сервису Google, чего Сокер не скрывает» (5). Среди «самых анонимных» и наиболее надежно скрывающих личные данные браузеров обычно называется Tor, использующий особые алгоритмы шифрования данных.

3. Об отмене понятия «частная жизнь»

Но дело не только в наших запросах, которые мы делаем, пользуясь поисковиком или браузером. Шпионские программы анализируют практические все возможные данные, которые так или иначе могут открывать нас как личность, узнавать наши привычки, особенности, предпочтения. Как утверждают специалисты, «Google знает обо всех контактах, адресах своих пользователей и их состоянии здоровья. Microsoft – еще и почерк идентифицирует по «образцам рукописного ввода». Бесплатные антивирусы (да и многие платные тоже) вообще могут законно отправить своим разработчикам любой файл в качестве подозрительного. Браузеры на этом фоне выглядят не шпионами, а относительно безобидными вуайеристами. Однако и от их подглядываний могут быть ощутимые последствия» (6).

Что же эта теория означает на деле? Она означает конец «эре приватности», по сути, означает отмену понятия «частная жизнь». В этой связи приведу несколько примеров из своей практики: эти наблюдения может сделать любой внимательный пользователь современных гаджетов. Достаточно долгое время я не обращался к учебному курсу «делопроизводство», ни с кем его не обсуждал, не трогал документы по этой дисциплине. Наконец, возникла необходимость переработать текстовые файлы, связанные с этим учебным курсом. Не открывая браузера, я провел некоторое время с указанным научно-методическим текстом в редакторе «ворд». Естественно, самым частотным словом этого текстового массива было «делопроизводство». После этого я открыл браузер, и тут же в контекстной рекламе мне начали предлагать курсы повышения квалификации по программам «делопроизводство».

Второй пример. 15 лет я не видел свою однокурсницу Валентину Р. Случайно встретил ее в автобусе, перебросились несколькими словами. Вернувшись домой, обнаружил, что первого, кого соцсеть предлагает мне в качестве друга, – именно ее. Нетрудно сделать вывод, что ее смартфон считал мой голос (а тембр, как известно, уникален как отпечатки пальца), идентифицировал меня и, соответственно, предложил вариант, который повлечет расширение объемов сети: каждый новый контакт – это потенциальное общение, соответственно, увеличивающее время нахождения в аккаунте. 

Третий пример. Общеизвестно, что наушники работают не только на воспроизводство звука, но и на его прием – то есть как микрофон. Однажды коллега, с которой я сидел в кабинете, сказала, что ей нужно забрать на почте посылку с собачьим кормом. Кроме того, она отметила, что заказать корм из Китая куда выгоднее, чем покупать его у российских распространителей. То есть в нашей речи несколько раз прозвучало ключевое сочетание, которое до этого я, не имея собаки, никогда не использовал. И вот, открыв браузер, я увидел, что контекстная реклама предлагает мне приобрести пресловутый «собачий корм». 

Таким образом, можно утверждать, что не только наше поведение в Интернете становится предметом анализа «умных систем», но и каждое действие, выполняемое на ПК: начиная от работы с текстовыми редакторами и заканчивая словами, произносимыми «в присутствии» компьютера. Соответственно, не нужно объяснять, как можно монетизировать эту личную информацию, сбор и анализ которой производят множественные электронные «шпионы».

Поэтому в настоящее время любая структура с серьезной капитализацией стремится иметь свою электронную аналитику, для которой используется искусственный интеллект. Инструменты сбора, анализа, структурирования данных в конкурентной борьбе становятся все более действенным средством. Вероятно, именно от возможности получить и «переварить» пользовательские данные будет зависеть уже не только благополучие той или иной компании, банка и т.д., но и их выживание. Что же касается самих пользователей, то им нужно смириться с тем, что часть личной информации утекает в чужие руки. Можно лишь уменьшить этот поток данных, но вряд ли возможно его остановить. 

Все сказанное выше свидетельствует, что человечество вступило в новый этап своего существования. Каждое наша покупка с использованием банковской карты, каждый наш шаг в Интернете, каждое появление перед камерами наружного слежения, каждое действие в смартфоне – все это где-то и кем-то фиксируется. И у того, кто будет обладать всей совокупностью этих данных, будет полная картина нашего повседневного поведения, наших интересов и запросов, в конце концов – нашей личности. А это знание – уже идеальный инструмент для потенциальных манипуляций. Будущее, предсказанное фантастами, наступило.

1. Использование больших данных в финансовом секторе и риски финансовой стабильности. Доклад для общественных консультаций. М., 2021.

2. Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях – главные цифры // https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html

3. Кузаве М. Мобильные приложения сливают ваши данные // ТАСС https://tass.ru/obschestvo/7040239

4. Митрович С. Рынок «больших данных» и их инструментов: тенденции и перспективы в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9. № 1. С. 77.

5. Программист создал поисковик без рекламы и слежки и грозится уничтожить Google https://zoom.cnews.ru/news/item/538657

6. Веб-серфинг под надзором. Какие данные собирают о нас разработчики браузеров. https://xakep.ru/2017/03/15/browsers-audit/

Дата публикации 09.03.2023

Список источников

Войти в личный кабинет