“Артхашастра” [можно перевести как “правила власти”] – древнеиндийский политический и экономический трактат, традиционно приписываемый Каутилье – главному советнику императора Чандрагупты Маурьи [321—297 года до н. э.].
«Артхашастра» — очень обширный свод наставлений царю для разумного и правильного управления страной, в каком-то смысле – энциклопедия индийского политического искусства.
Например, очень интересны по сей день – спустя примерно 2300 лет с момента написания – предлагаемые принципы назначения министров. Ведь многие руководители высокого звена сталкиваются с необходимостью сделать назначения, и всегда встает вопрос критерия таких назначений.
NB! Документ написан в виде полемики между представителями различных подходов, поэтому для упрощения восприятия мы позволили себе немного “осовременить” подачу материала, передав его в виде вопросов и ответов.
Стоит ли царю назначить министрами “своих соучеников, так как он узнал их честность и пригодность к делу, они ведь будут пользоваться его доверием?”
Нет, “ведь, как его прежние соучастники игр, они будут пренебрежительно относиться к нему”.
Стоит ли царю назначить министрами “тех, у которых с ним общие тайные дела, потому что у них с ним общие добродетели и пороки. Они ведь не предадут его из боязни, что он знает их слабые стороны?”.
Нет, “этот недостаток — общий у царя и у министров. Боясь того, что они знают его слабые стороны, он станет следовать им в правильных и неправильных поступках. Скольким людям царь обнаружит свои тайны, от стольких он будет в зависимости, рискуя потерять власть из-за этого поступка”.
Стоит ли царю назначить министрами “тех, кто в опасностях, угрожающих его жизни, помог ему, потому что так обнаруживается их преданность?”
Нет, “это преданность, но не проявление ума”.
Стоит ли царю назначить министрами “тех, кому поручены дела по счетной части и по доходам, и которые их выполнили, как им было указано или с избытком, ибо на этом выявилась их пригодность?”
Нет, “ибо эти люди не обладают другими нужными для министров свойствами”.
Стоит ли царю назначить министрами “людей, отцы и деды которых были министрами, так как ему известны их дела? Они его не покинут, даже в случае ошибок с его стороны, благодаря близкому знакомству. Подобное явление наблюдается и у животных: ведь коровы, минуя чужое стадо коров, остаются со своими”.
Нет, “ибо эти люди, забрав все, станут поступать как господа”.
Стоит ли царю назначить министрами “новых людей, опытных в политике? Новые люди будут смотреть на держателя жезла как на Яму [Бог смерти и справедливости – ред.] и не совершат против него [злых] поступков”.
Нет, “знающий историю, но не знающий практики потерпит неудачу в делах”.
И в качестве резюме:
“Пусть царь назначает министрами людей благородного происхождения, обладающих умом, честностью, мужеством, преданностью, так как [человеческие] достоинства стоят на первом месте.
Все это вполне подходит, так как пригодность человека создается из пригодности его к делу вообще и из его специальной пригодности”.