Щит Олега на вратах Царьграда, или рождение Русской земли
Аннотация. В статье анализируется внутренняя и внешняя политика Олега. Второй князь в династии Рюриковичей военными и политическими методами объединил славянские племена от Ильменя до Днепра и впервые сформировал геополитическую систему вдоль торгового пути «из варяг в греки». В походе Олега к Константинополю выходцы из Скандинавии и славянские племена впервые объединились как единая организация, принявшая название Русской земли. Договор князя-регента и императора Льва VI Философа стал первым внешнеполитическим актом нового государства, протянувшегося от Балтийского до Черного моря.
Основатель первой династии русских князей Рюрик, правивший в 862–869 (879?) гг., поселился в Старой Ладоге, его брат Синеус в землях угро-финских племен, чуди и веси в Белоозере, а Трувор у кривичей в Изборске. Пришельцы из Скандинавии викинги или, как их назвали славяне, варяги были храбрыми и опытными воинами, но их было очень мало. Сам Рюрик был приглашен в качестве верховного военного вождя и арбитра в спорах между славянскими племенами, но имел крайне мало влияния на их внутреннюю жизнь. Первый русский князь чувствовал себя среди свободолюбивых и воинственных племен довольно неуверенно. Поэтому он расположился со своей дружиной в Ладоге – в крепости рядом с устьем Волхова, чтобы в случае какой-либо передряги уйти за море.
После смерти Синеуса и Трувора Рюрик усилил свою власть и переселился в «новый город» (Новгород) у истока Волхова, на берегах озера Ильмень. Никоновская летопись сообщает о восстании новгородцев под предводительством Вадима против варягов. Еще при жизни Рюрика его воины начали уходить из суровых северных краев на благодатный, теплый и плодородный юг. В 867 г. «избежаша от Рюрика из Новгорода в Киев много новгородских людей». В летописи сохранились имена Аскольда и Дира, которые пришли в земли полян в Среднее Поднепровье. Легендарные братья Кий, Щек и Хорив основали город на холмах возле удобной переправы, там где Днепр после слияния с Десной и Припятью, поворачивает из Полесья в Великую степь Причерноморья. По замечанию С.М. Соловьева, во времена Аскольда и Дира Киев был «притоном варягов, всякого рода искателей приключений», промышлявших разбоем на берегах Черного и Азовского морей [13, c. 113–114]. Они взяли под опеку местных полян (жителей степей), постоянно враждовавших как с северными соседями, угличами и древлянами, так и с южанами – дунайскими болгарами. Еще более опасными врагами были печенеги и хазары, постоянно совершавшие набеги с Волги и Дона.
В 866 г. Аскольд и Дир на 200 ладьях отправились в поход к Константинополю, но этот плохо подготовленный и неорганизованный набег закончился неудачей. Шторм разбил флотилию варягов и славян, после чего уцелевшие незадачливые воины вернулись в Киев. Аскольд и Дир могли собрать ватагу для рейда за военной добычей, но они не были государственными деятелями и политиками. В 869 (879?) г. после смерти Рюрика военный лидер и старший в роде варягов Олег (Хельг) стал регентом и опекуном малолетнего наследника престола, сына Рюрика Игоря (Ингвара). Олег завершил дело Рюрика и основал Древнерусское государство.
Во-первых, Олег объединил северных славян и их финских соседей, чудь и весь. Во-вторых, он превратил Новгород и Киев в главные политические центры в едином государстве. В 882 г. Олег оставил малолетнего Игоря в Новгороде и двинулся в поход на юг. Перейдя через волок в верховья Днепра и подчинив центр кривичей Смоленск, затем князь-регент захватил Любеч в землях северян. Олег двинулся «из варяг в греки» не ради грабежа, а для объединения разрозненных и беззащитных земель. В Киеве он приказал казнить Аскольда и Дира не как соперников в грабеже славянских племен, а как узурпаторов, не принадлежавших к роду Рюрика и незаконно захвативших власть над полянами. После неудачного похода в Византию поредевшая киевская дружина не могла сопротивляться многочисленным войскам с севера и была вынуждена подчиниться Олегу.
Князь-регент сразу же оценил преимущества Киева в сравнении с Новгородом. Знаменитая фраза Олега, оставшаяся в «Повести временных лет»: «се буди мати градом русским», выражала как экономическую, так и геополитическую важность новой столицы. Киев располагался среди плодородных черноземных степей, которые могли обеспечить всем необходимым многочисленную княжескую дружину. Новая крепость была удобной базой для походов против степных кочевников и для налаживания прочных связей с Византией. Северяне и радимичи легко подчинились новой власти, согласившись платить дань варягам, а не хазарам. Гораздо труднее было подчинить племена, жившие в Северном Полесье, хорошо защищенные лесами от набегов и не платившие дани кочевникам. Только к концу IX века Олег обложил данью древлян, хорватов, дулебов и тиверцев. Одним из главных аргументов для новых славянских подданных стала привлекательная возможность участия в походах на Константинополь (Царьград).
Если Аскольд и Дир двинулись в поход на 200, то в 907 г. Олег разместил своих воинов по 40 человек на 2000 ладьях. Разумеется, количественные данные летописей не отличаются большой точностью. Гораздо важнее, что из Киева вышла не очередная разбойничья банда варягов, а объединенное войско полян, ильменских славян, радимичей, кривичей, северян, древлян, хорватов, дулебов, тиверцев, чуди и веси. Упорнее всех сопротивлялись угличи, дреговичи и полочане, которые не пошли в этот поход.
Император (базилевс) Лев VI Философ не имел войск для отражения внезапной атаки огромных полчищ «варваров». «Русы», как в это время стали называть варягов и славян [6, c. 540–541], вытащили лодки на берег, начали опустошать пригороды и готовиться к осаде Царьграда. Лев VI отправил послов, передав, что соглашается на мир и выплату дани. Коварные греки-«ромеи» предложили «варварам» отравленное вино и изысканные яства, но Олег хорошо знал их обычаи и не притронулся к угощению. По выражению С.М. Соловьева, «самый хитрый из народов не успел обмануть мудрого князя» [13, c. 120].
Олег отправил к базилевсу своих послов – Карла, Фарлофа, Велмуда (Веремуда), Рулава и Стемира. Они потребовали дань в размере 12 гривен на корабль и дополнительные «уклады» для русских городов – Киева, Чернигова, Полоцка, Переяславля, Любеча и Ростова. При заключении договора Лев VI целовал крест, а Олег и его воеводы клялись по русскому закону оружием и главными богами – Перуном и Велесом. Предание гласит, что не только Олег, но и все победители повесили свои щиты на воротах Константинополя. Позже исследователи разошлись в толковании этой красивой легенды. Одни считали это знаком унижения греков, сдавшихся без боя, а другие свидетельством великодушия варягов, которые теперь брали под свою защиту великий город.
Именно после возвращения Олега в Киев без потерь и с богатой добычей он получил прозвище Вещего, т.е. «мудрого», способного предугадывать будущее и побеждать противников не только силой оружия, но также разумом политика и искусством дипломата. В переговорах с греками князь-регент впервые говорит от имени Русской земли, хотя «русь» (варяги) и славяне еще не прошли взаимную ассимиляцию. При возвращении на ладьях «руси» были подняты паруса из шелка, а у славян из простого полотна. Но в походах Олег начал принимать в свою дружину и славянских воинов – гридней, которые постепенно объединялись с пришельцами в единую военную корпорацию.
В 911 г. Олег отправил в Константинополь новое посольство, которое 2 сентября этого года заключило с базилевсом детальный договор, регламентировавший как торговлю, так и все пребывание северян в Константинополе. Они получали право свободного доступа, проживания и беспошлинной торговли на городских рынках. Русь должна была жить в городском предместье в монастыре Св. Мамы и предоставлять свои поименные списки в администрацию императора. Греки требовали от гостей входить в город через одни ворота, в сопровождении уполномоченного чиновника, группами не более 50 человек и без оружия. Ромеи явно побаивались руси, хорошо зная, как легко они из мирных купцов превращались в опасных грабителей. Но теперь послы Олега брали на себя обязательство прекратить налеты на прибрежные греческие города и торговые корабли.
Следующие пункты договора регламентировали правовые отношения:
1. Разбор преступлений в суде осуществлялся на основании доказательств и свидетельств, подтвержденных клятвами;
2. убийца, грек или русин, наказывался смертной казнью на месте преступления или подлежал розыску по приговору суда;
3. за удар мечом или другое увечье налагался штраф в пять литр серебра по русскому закону;
4. хозяин имел право безнаказанно убить вора, пойманного за кражей и сопротивлявшегося; если вор не сопротивлялся, то он должен был заплатить втрое больше похищенного;
5. за грабеж налагался штраф втрое больше захваченного;
6. греческие торговые корабли, потерпевшие крушение в Русской земле, получали охрану, помощь в ремонте и в возвращении домой;
7. военнопленные и рабы подлежали выкупу и возвращению на родину;
8. русь получала право добровольной наемной военной службы у императора;
9. украденные или беглые рабы возвращались хозяевам;
10. при смерти русинов на императорской службе его имущество отправлялось родственникам на Русь или передавалось наследникам на месте службы;
11. беглые русские и греческие преступники возвращались на место преступления для суда.
Греки были вынуждены подписать равноправный договор с послами Олега, т. к. хорошо понимали слабость стареющей Византийской империи в противоборстве с молодым Русским княжеством. Теперь ромеи рассчитывали не на военную силу, а на хитроумную дипломатию. Они хорошо видели уязвимость русских поселений в открытых степях Поднепровья и Северного Причерноморья. Выйдя из северных лесов, славяне столкнулись с мощными противниками – волнами кочевых народов, накатывавшихся на Восточную Европу из Центральной Азии. Византийцы унаследовали от своих предшественников-римлян классическую формулу имперской политики: «разделяй и властвуй» над покоренными народами. Теперь они хотели стравить варягов и славян с печенегами.
Константин Багрянородный писал: «когда царь Ромейский живет в мире с печенегами, то ни Русь, ни турки не могут совершать враждебных нападений на Ромейскую державу, не могут они и требовать от ромеев чрезвычайно больших денег и вещей в уплату за мир… А печенеги, связанные дружбой с императором и побуждаемые им посредством посланий и даров, легко могут нападать на землю руссов и турков, брать в рабство их женщин и детей, опустошать их земли» [7, c. 6].
Послы вернулись из Константинополя в Киев осенью 912 г. накануне смерти Олега. А.С. Пушкин обессмертил летописное предание о смерти Олега от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего любимого коня. В этот раз мудрость князя оказалась бессильной перед предсказаниями кудесников-волхвов. По южному преданию, князь-регент похоронен в Киеве на горе Щековице, а по северному в Старой Ладоге. Таким образом миф окончательно соединил два важнейших пункта, Новгород и Киев, Славию и Куявию на пути «из варя в греки».
Византия из объекта для грабежей превратилась в торгового партнера и источник культурных достижений. Киевские князья начали движение из Среднего в Нижнее течение Днепра, откуда можно было выйти в Крым и Тамань. Молодое княжество еще не было устойчивым. Сразу после смерти Олега древляне заявили о своей независимости, бросив вызов молодому князю Игорю Рюриковичу. Но щит Олега на вратах Царьграда остался символом рождения Древнерусского государства.
Список источников
1. Васильев А.А. О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика и откуда пришел Рюрик и его варяги. 1858. М.: Икс-хистори, 2015. 144 с.
2. Венелин Ю.И. Истоки Руси и славянства. М.: Институт русской цивилизации. 2011. 864 с.
3. Вернадский Г. История России. Древняя Русь. М.: Аграф, 1999. 448 с.
4. Волков В. Войны и дружины Древней Руси. М.: Прометей, 2016. 468 с.
5. Горский А.А. Политические центры славян и Киевской Руси: проблемы эволюции // Отечественная история. 1993. № 6. С. 157–162.
6. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 671 с.
7. Константин Багрянородный. Об управлении государством. М.-Л., 1934.
8. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб.: Алетейя, 2000. 398 с.
9. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. Сб. ст. СПб.: Алетейя, 2001. 608 с.
10. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и в раннем Средневековья. М.: Знак, 2004. 416 с.
11. Петрухин В.Я. Русь в IX–X веках: от призвания варягов до выбора веры. М.: Форум: Неолит, 2014.
12. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. С.: ОЛМА–ПРЕСС, 2002. 479 с.
13. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15 кн. И 29 т. Книга I. Русь изначальная. Тома 1–2. М.: АСТ, 2005. 943 с.