Сельская община в протогосударственной Древней Руси как форма взаимопомощи

Аннотация. В статье рассматривается древнеславянская сельская община в период от расселения славян на территории Древней Руси до формирования и укрепления российского государства. Исследуются формы взаимопомощи в древнерусской общине, ее эволюция.

Сегодня социальная помощь гражданам – одна из важнейших функций государства. Однако как справлялись люди с социальными проблемами, когда современных форм социального обеспечения еще не существовало? В древности гуманизм и ценность человеческой жизни воспринимались совсем не так, как сегодня, а «людей без цивилизации» называли «варварами» и «примитивными». Однако вместе с открытием идей гуманизма в XVIII в. также появился и архетип «благородного дикаря». Это образ чистого, доброго человека, не испорченного цивилизацией. И появился этот образ не на пустом месте. Рассмотрим на примере древнерусских сельских общин социальное устройство архаического общества, попробовав разобраться, к чему же были ближе племена славян: к агрессивными и самолюбивым «варварам» или к великодушным  «благородным дикарям».

Основные источники для изучения древнеславянской сельской общины – это сохранившаяся материальная культура и письменные свидетельства. Так как славянские общества в I тысячелетии н.э., видимо, не обладали письменностью, то картину приходится воссоздавать по крупицам, используя данные археологии, а также зарубежные путевые заметки, хронографы и т.д.

Для начала необходимо определиться, что мы понимаем под «общиной» (синоним – вервь). Община у древних славян – «самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив надсемейного уровня, основанный на совместном владении (и/или распоряжении) средствами производства, коллективистских принципах солидарности и взаимопомощи» (1). К моменту расселения славян на территории Древней Руси община уже трансформировалась из родовой в  соседскую (2, С. 266). Соседскую общину мы и будем исследовать. Однако тут нужно разобрать несколько нюансов.

Во-первых, в Древней Руси не существовало чистой «соседской общины», она совмещала в себе как элементы кровной (родовой), так и соседской. Одним из пережитков родовой общины считается право на кровную месть, закрепленное даже в Русской правде (1016 г.). Во-вторых, сама по себе соседская община нередко воспринимается исследователями как предтеча, прототип государства. В своем исследовании мы делаем акцент на то время, когда общину уже можно назвать развитой и соседской, но еще не существует сформировавшегося государства. Учитывая это, перейдем к древнеславянским сельским общинам.

По свидетельству древнего историка Прокопия Кесарийского, «славяне не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии» (2, С. 266). Это закономерно, ведь важной частью общины являлось самоуправление, основой которого была совместная производственно-трудовая деятельность (3, С. С. 64). Общину составляли небольшие образования семейного типа. Семьи обитали в полуземлянках 6-20 кв.м., в которых проживало по 10-12 человек (2, С. 267). У славян встречались семьи и с большим числом людей, но такие случаи были редки. Кроме этого, в славянских общинах господствовала экзогамия. То есть девушку брали замуж строго из другого рода, после женитьбы она переходила в род мужа.

Один из видов взаимопомощи в общине – «помочи», то есть бескорыстная поддержка нуждающихся семей. Например, в строительстве или жатве. Существовал также специфический вид «помочи» – «наряд миром»: в случае болезни взрослых в семье, являвшейся членом общины, вервь содействовала в управлении хозяйством, пока занедужившие не поправлялись (4).

Также община помогала старикам, женщинам и детям. Когда представители старшего поколения уже не могли обрабатывать землю, а их родичи не имели возможности их содержать, они опекались общиной: «пенсионер» попеременно жил по несколько суток в домах членов общины, где ел и спал. Детям, оставшимся без родителей, помогал институт «приймачества». Пожилые люди без наследников могли усыновить сироту, полноценно принять ее в свою семью. В других случаях сироты так же, как и неимущие старики, жили поочередно в семьях членов верви, или же мир назначал им «общинных» родителей до совершеннолетия.

Для женщин тоже существовали свои формы поддержки. Например, одним из обычаев было «хождение за навальным». В дом к неимущей женщине приглашали гостей, а они приносили продукты и организовывали застолье. Вдовам община предоставляла небольшие земли и мирское презрение по аналогу со стариками и сиротами, если их некому было содержать (5, С. 391-392).

Еще был распространен «супряг», то есть общее использование скота для пахоты. Этой «льготой» также пользовались неимущие члены общины, у которых не было своей пахотной скотины. К тому же существовала и форма помощи в виде «складчины». Она заключалась в общей заготовке корма для скота. Стоит отметить, что первоначально «помочи» обладали ритуальным, сакральным статусом, нередко освящались как трудовой праздник и были связаны с традициями общин.

При этом не стоит думать, что подобные нравы были у всех европейских этносов без исключения. Например, в это же время в некоторых немецких и литовских племенах существовал обычай убийства престарелых родителей своими же детьми, также было и принято жертвовать младенцами-сиротами (5, С. 392). Это было распространено среди воинственных и бедных племен с культом физической силы, где грабеж нередко был одним из немногих способов спасения от голода и накопления богатства. Но почему тогда этого не было у древних восточных славян?

Возможно, причина тому – особая ментальность славянских народностей.  Древние путешественники, оставившие письменные свидетельства о славянах, говорят об их дружелюбии. И не только друг к другу, но и к чужеземцам. Они не жестоки к пленникам и готовы за выкуп вернуть их на Родину или даже принять в свою вервь (5, С. 391). И не просто принять, а дать полную свободу и наделить их всеми правами членов общины.

Откуда же пошло славянское миролюбие, которое отмечали разные иноземцы? Возможно, причина этого добродушия кроется в особенностях географического расположения славянских племен. Славяне I тысячелетия жили на обширных территориях, которые по историческим меркам недавно заселили (3, С. 63). Причем в лесистой местности и около болот. Для освоения таких больших территорий требовалось много людей, поэтому славяне были заинтересованы в притоке новой силы, даже в виде пленников. Проблема собственности на землю не стояла так остро, как на некоторых других территориях Европы. Понятно, что это не означает, что славяне были чужды завоевательным амбициям. Подобно другим народам того времени, они тоже ходили в военные походы с целью получения богатой добычи.

Заметим, что по мере роста населения и формирования городов агрессивность славян возрастала. К моменту формирования древнерусского государства и легендарного призвания варягов в IX веке славяне уже обладали разветвленными родо-племенными структурами. Племенные союзы активно воевали друг с другом, договориться кланам было не так просто: каждый проталкивал в центральную власть своего ставленника. Видимо, приглашение на княжение легендарного Рюрика, чужеземца, судьи «извне» оказалось решением этой проблемы, устроившим всех. Со временем формирование протогосударственного образования на территории Древней Руси серьезно изменит рассмотренные выше общинно-родовые отношения.

Во-первых, Русь к IX-X вв. станет одним из активных участников работорговли: отдельным промыслом станет захват рабов, даже из славян, они будут продаваться за рубеж, в том числе и на Восток (6). Во-вторых, из-за обнищания общин их возможности по взаимопомощи к этому времени сильно ослабнут, в том числе из-за поборов со стороны князя. В итоге вместо получения традиционного подаяния и презрения многие сироты и бедняки уходили в города или шли к князьям в холопы, закупы, смерды и т.д., меняя свою свободу на хлеб. Этот процесс упадка общины растянется на столетия, однако крестьянские верви будут стараться сохранить свои функции по взаимопомощи вплоть до XX в.

Итак, община как институт взаимопомощи прошла длинную эволюцию и особенно изменилась после формирования централизованного государства, однако сохраняла свои социальные функции вплоть до своего полного исчезновения. Социальная структура сельских общин, их нравы, особенности оказания взаимопомощи и социальной поддержки неимущим зависят от географического, геополитического, материального и численного положения этих социумов.

Дальнейшие перспективы исследования. История общины не ограничивается Древней Русью. Во-первых, кроме восточных славян, есть и другие: южные, западные и полабские. Интересно выяснить, на каких основах существовали общины у этих народов. Во-вторых, история развития сельской общины продолжалась вплоть до XX в., и любопытно прояснить эволюцию общинных отношений в нашей стране на протяжении веков.

Дата публикации 08.02.2024

1. Община. Большая российская энциклопедия — электронная версия. URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2675971 (дата обращения 10.10.2023).
2. Киреева О.В. До города, до государства: культура восточнославянской общины // Управленческое консультирование. 2016. № 4 (88).
3. Опрятный С.Н. Зарождение общинного местного самоуправления у восточных славян // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. №
4. Возмилкина Е.Н. Формы взаимопомощи в древнеславянской общине // Теоретические и практические проблемы развития современной науки, Махачкала, конференция 31 марта 2016 г. С. 64.
5. Чеснокова Ю.В. Возникновение и развитие социальной помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1 (22).
6. Толочко А.П. Очерки начальной Руси. Киев; Санкт-Петербург: Лаурус, 2015. С. 219-238.

Войти в личный кабинет