Либерализм: “Quo vadis?”. ЧАСТЬ II. Первая апологетика

Общепризнанным предтечей либерализма стал британский моралист и экономист Бернард де Мандевиль [1670 – 1733], примерно на столетие опередивший появление первой стройной либеральной концепции.

Его главное произведение – «Басня о пчелах, или Пороки частных лиц — блага для общества» [в 1705 году вышла под названием «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными»].

С беспредельной честностью, совпадающей с крайней формой цинизма, Мандевиль поставил вопрос о том, что успешное капиталистическое общество несовместимо с моралью – в целом и религией – в частности.

Именно “Басня о пчёлах” во многом завершила процесс десакрализации английского буржуазного государства и общества, начавшийся с создания Генрихом VIII национальной англиканской церкви в XVI веке из-за отказа   Папы Римского расторгнуть его брак с Екатериной Арагонской [а что, – вполне убедительная причина!] и казни короля Якова I в XVII веке [по итогам гражданской войны победивший парламент в ходе суда признал короля мятежником; лидер парламентской армии Оливер Кромвель откровенно признал, что казнь короля была “жестокой необходимостью”].

«Басня о пчелах» стала поэтическим первоисточником аксиомы либерализма о том, что в рыночной экономике эгоистичные намерения каждого ведут к росту всеобщего благосостояния. По сути, именно Мандевиль первым написал апологию “невидимой руке рынка”.

В басне речь идёт о богатом улье, в котором пчёлы обладают большой свободой, защищённой законом: «и множились науки в нём и шёл промышленный подъем».

Обратной стороной жизни улья была очевидная несправедливость, – те пчёлы, которые имели капитал, не работали, но получали прибыли. Другим приходилось всю жизнь на них работать.

На каждом шагу жизни пчелиного сообщества присутствовали обман и плутовство, а пчёлы-чиновники были отъявленными мздоимцами.

Но, как доказывает автор, одно от другого было неотделимо:

“Такой здесь был гражданский строй,

Что благо нес изъян любой

И, вняв политики урокам,

Дружила нравственность с пороком;

Тут и преступница-пчела

Для пользы общества жила”.

Далее, в наказание за ропот пчёл, осуждавших многочисленные пороки своего улья, боги решили наказать этих наглых насекомых, сделав их добродетельными [!! – как говорится, “инквизиции на него нет!”].

Первые последствия были позитивны: «За полчаса по всей стране продукты снизились в цене», все пчёлы начали работать, исчезли обман и коррупция, чиновники стали жить на одну зарплату, суды и тюрьмы оказались ненужными.

Но, в итоге: «Торговлю честность погубила, осталась уйма пчел без дел, и улей быстро опустел», а пчёлы перебрались в дупло дерева, где стали жить, гордясь своей честной бедностью.

Мораль:

“В мирских удобствах пребывать,

 Притом пороков избежать –

 Нельзя; такое положенье

 Возможно лишь в воображенье”.

Перевод “Басни о пчёлах” с предисловием / комментарием Бернарда де Мандевиля ко второму изданию [1714] – по ссылке.

PS. Как мы уже указывали ранее, избирательное право в Англии XVIII века было уделом немногих, в потому эти самые “немногие” могли себе позволить открыто излагать свои мысли о “многих”.

Приводим фрагмент произведения Мандевиля, в котором он описывает главный секрет “счастливого общества”, под которым он понимает исключительно класс тогдашних собственников.

“Для свободной нации, у которой рабство не допускается, самое верное богатство заключается в массе трудолюбивых бедняков. Не говоря уже о том, что они служат неиссякаемым источником для комплектования флота и армии, без них не было бы никаких наслаждений и невозможно было бы использовать продукты страны для извлечения доходов.

Чтобы сделать общество счастливым, а народ довольным даже его жалким положением, необходимо, чтобы огромное большинство оставалось невежественным и бедным. Знания расширяют и умножают наши желания, а чем меньше желает человек, тем легче могут быть удовлетворены его потребности».

No comments!

Дата публикации 06.04.2024

Список источников

Войти в личный кабинет