Общепризнанным предтечей либерализма стал британский моралист и экономист Бернард де Мандевиль [1670 – 1733], примерно на столетие опередивший появление первой стройной либеральной концепции.
Его главное произведение – «Басня о пчелах, или Пороки частных лиц — блага для общества» [в 1705 году вышла под названием «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными»].
С беспредельной честностью, совпадающей с крайней формой цинизма, Мандевиль поставил вопрос о том, что успешное капиталистическое общество несовместимо с моралью – в целом и религией – в частности.
Именно “Басня о пчёлах” во многом завершила процесс десакрализации английского буржуазного государства и общества, начавшийся с создания Генрихом VIII национальной англиканской церкви в XVI веке из-за отказа Папы Римского расторгнуть его брак с Екатериной Арагонской [а что, – вполне убедительная причина!] и казни короля Якова I в XVII веке [по итогам гражданской войны победивший парламент в ходе суда признал короля мятежником; лидер парламентской армии Оливер Кромвель откровенно признал, что казнь короля была “жестокой необходимостью”].
«Басня о пчелах» стала поэтическим первоисточником аксиомы либерализма о том, что в рыночной экономике эгоистичные намерения каждого ведут к росту всеобщего благосостояния. По сути, именно Мандевиль первым написал апологию “невидимой руке рынка”.
В басне речь идёт о богатом улье, в котором пчёлы обладают большой свободой, защищённой законом: «и множились науки в нём и шёл промышленный подъем».
Обратной стороной жизни улья была очевидная несправедливость, – те пчёлы, которые имели капитал, не работали, но получали прибыли. Другим приходилось всю жизнь на них работать.
На каждом шагу жизни пчелиного сообщества присутствовали обман и плутовство, а пчёлы-чиновники были отъявленными мздоимцами.
Но, как доказывает автор, одно от другого было неотделимо:
“Такой здесь был гражданский строй,
Что благо нес изъян любой
И, вняв политики урокам,
Дружила нравственность с пороком;
Тут и преступница-пчела
Для пользы общества жила”.
Далее, в наказание за ропот пчёл, осуждавших многочисленные пороки своего улья, боги решили наказать этих наглых насекомых, сделав их добродетельными [!! – как говорится, “инквизиции на него нет!”].
Первые последствия были позитивны: «За полчаса по всей стране продукты снизились в цене», все пчёлы начали работать, исчезли обман и коррупция, чиновники стали жить на одну зарплату, суды и тюрьмы оказались ненужными.
Но, в итоге: «Торговлю честность погубила, осталась уйма пчел без дел, и улей быстро опустел», а пчёлы перебрались в дупло дерева, где стали жить, гордясь своей честной бедностью.
Мораль:
“В мирских удобствах пребывать,
Притом пороков избежать –
Нельзя; такое положенье
Возможно лишь в воображенье”.
Перевод “Басни о пчёлах” с предисловием / комментарием Бернарда де Мандевиля ко второму изданию [1714] – по ссылке.
PS. Как мы уже указывали ранее, избирательное право в Англии XVIII века было уделом немногих, в потому эти самые “немногие” могли себе позволить открыто излагать свои мысли о “многих”.
Приводим фрагмент произведения Мандевиля, в котором он описывает главный секрет “счастливого общества”, под которым он понимает исключительно класс тогдашних собственников.
“Для свободной нации, у которой рабство не допускается, самое верное богатство заключается в массе трудолюбивых бедняков. Не говоря уже о том, что они служат неиссякаемым источником для комплектования флота и армии, без них не было бы никаких наслаждений и невозможно было бы использовать продукты страны для извлечения доходов.
Чтобы сделать общество счастливым, а народ довольным даже его жалким положением, необходимо, чтобы огромное большинство оставалось невежественным и бедным. Знания расширяют и умножают наши желания, а чем меньше желает человек, тем легче могут быть удовлетворены его потребности».
No comments!