Византия и Русь: аспекты культурного влияния

Наследница Римской империи и античного мира, Византия имела большое влияние на развитие Древней Руси – это положение является общеизвестным, но что за ним стоит? Мало кто, кроме специалистов, подробно изучает вопрос этого влияния. Византия была главным торговым партнером Руси? Византия влияла на формирование политической и духовной культуры Древней Руси? Попробуем дать ответы на эти и другие вопросы в данной статье.

       Древняя Русь и Византия имеют определенную историю отношений, и российское государство на первых этапах своего развития, несомненно, находилось под влиянием Византии. Но в оценке характера, масштабов и значения византийского влияния на культуру Древней Руси в науке существуют диаметрально противоположные точки зрения. Одни ученые считали византийскую цивилизацию главным источником культуры Древней Руси, а древнерусское художественное творчество — провинциальной ветвью рафинированного искусства Константинополя, говорили об отсутствии самобытности (в частности это касается ученых начала XX века [2], когда не все известные на сегодняшний день исторические памятники были открыты и не все современные методы исторического исследования существовали). Другие исследователи, наоборот, отстаивают самостоятельность древнерусской культуры и исключают какое-либо серьезное внешнее влияние [9, с. 26]. Византия, конечно, влияла на культуру Руси, но это не лишало древнерусский этнос самостоятельного самобытного развития.

       Византийская империя и в политическом, и в культурном отношении была одной из ведущих сил средневекового мира, по крайней мере, до начала крестовых походов. Ее влияние на соседние (и не только) страны, в том числе Древнюю Русь, было значительным. Конечно, ключевым моментом во взаимоотношениях Руси и Византии было крещение древнерусского государства, хотя контакты были и до этого.

       Изначально связи Руси с Византией имели торговый или военный характер. Договор 911 года говорит о некоторой предыстории мирных контактов [6, с. 32-33], но об этом сообщают только полулегендарные источники. Так или иначе, исходя из многочисленных походов славянских князей, можно сделать вывод, что Русь не упускала момента поживиться за счет Византии, при этом выбирая удобный момент. Например, походы князя Олега были успешными, в том числе, потому, что византийские власти в это время были заняты внутренними распрями. Эти походы обычно заканчивались выгодными для Руси торговыми соглашениями.

Но стоит отметить, что во время становления древнерусского государства Византия не была самым главным торговым партнером Руси, о чем сообщают археологические данные, согласно которым торговля с арабами и Востоком велась намного интенсивнее (учитывая многочисленные находки кладов арабских монет) [4, с. 37-38].

Это связано, в том числе, и с тем, что между Русью и наследницей Римской империи пролегала степь, которую населяли различные племена: сменяли друг друга хазары, печенеги, половцы, татары. Караваны древнерусских купцов во время своего сплава по Днепру подвергались постоянным набегам степняков [3]. Именно там, на днепровских порогах, и был убит князь Святослав в 972 году.

       Но все же с IX века торговля с Византией активно развивается. Договоры, составленные в результате походов славян, сообщают важную информацию о торговых связях и предметах купли-продажи. Например, Русь продавала классические воск, мед, меха и рабов, а заинтересована была в предметах роскоши, шелке и вине. В остальном, и в славянских, и в византийских источниках сообщается, главным образом, о военных столкновениях, набегах славянских племен на византийские города.

       Что же касается принятия Русью «греческой веры», то летопись сообщает об определенных эстетических мотивах при выборе религии. Но, бесспорно, это оказалось выгодно и для самой Византии. Миссионерство было обычной практикой для расширения своего влияния, принятие христианства часто превращало врагов империи в ее союзников и вассалов [4, c. 76].

Например, Болгария была крещена в 864 году, также Византия отправляла миссионеров и в другие страны, с чем, в частности, была связана деятельность известных Кирилла и Мефодия, которая стала фактором, подготовившим принятие Русью христианства во второй половине IX века. Константин-Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году. Они создали славянскую азбуку и славянскую письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания [5, c. 267].

       Так или иначе, князь Владимир выбрал христианство, что, безусловно, повлияло на дальнейшее развитие древнерусского государства. Но сами византийцы не проявляли активного участия в крещении Руси. Хоть принцесса Анна и была отдана в жёны Владимиру, с ней даже не были отправлены священники, а киевская митрополия появится только полвека спустя.

       Несомненно, христианизация Руси (которая продолжалась не одно столетие) отразилась на развитии культуры, появилось множество переведенных книг, которые сначала привозили, в основном, из Болгарии, затем русичи стали переводить самостоятельно. Развивались книжность и образование, которые непосредственно были связаны с христианской культурой. Хотя бытовая грамотность была на достаточно высоком уровне (о чем говорят новгородские грамоты), церковная «книжность» по большей части была культурой самих книжников, переводчиков, переписчиков и узкого круга людей, которым это было доступно. Светская литература почти не переводилась.

       Контакты же на уровне простого населения Византии и Руси также продолжали осуществляться через торговлю, там происходил и культурный обмен, что проявилось, например, в заимствовании различных слов (литавры, финифть, хрусталь и т.д.).

       Христианизация древнерусского государства повлияла и на другие сферы. Например, древнерусские зодчие переняли от Византии навыки каменного строительства, которое ранее было неизвестно на Руси, хотя это не означало полное заимствование архитектурного стиля (кроме Десятинной церкви в Киеве, которая была построена греческими мастерами). Уже София Киевская (1037-1054) отличается самобытными архитектурными элементами, не говоря об искусстве северных земель. Еще больше это влияние ослабевает с наступлением этапа раздробленности и формированием самобытного искусства во многих княжествах. Что нельзя сказать об иконописи, которая долгое время повторяла византийскую, следовала усвоенным канонам.

       Влияние Византии прослеживается и в славянском праве. Например, исследователи считают, что такой византийский источник права, как «Закон судный людем Константина Великого», который имел широкое хождение на Руси, оказал значительное влияние на Русскую Правду. Хотя некоторые ученые считают создателем этого памятника болгарского царя Симеона (893-927) [1, c. 45], вопрос авторства остается спорным, но влияние, в целом, признается.

       Правда, не стоит и преувеличивать уровень этого влияния. Часть права в христианских странах, в частности, регулирование брачно-семейных отношений, была в юрисдикции Церкви. То же самое произошло и на Руси после ее крещения. В остальных сферах древнерусского законодательства основой служил правовой обычай. Например, не была воспринята византийская система наказаний, казни и другие жестокие меры были заменены штрафами и церковными санкциями [1, c. 46].

       Что касается политической культуры, здесь тоже наблюдаются заимствования, хотя они снова, в первую очередь, связаны с христианизацией древнерусского государства. Российская политическая культура унаследовала у Византии идею сакральной власти абсолютного монарха [7, c. 81]. Византийская законность носила инструментальный характер, она была «подчинена задачам и велениям Власти». Такое соотношение монархической власти и законности во многом повлияло и на древнерусское представление о государстве [8, c. 199].

       В Византии на протяжении длительного времени складывался образ идеального правителя, к главным чертам которого относились: милосердие, благочестие, справедливость, мудрость и ряд других характеристик. Это отразилось и на образе киевского князя, хотя ему были присущи и черты, которые были унаследованы от образа славянского «князя-воина»: мужество, честность, близость к народу.

       В целом, влияние византийской политической доктрины на формирование политической культуры в Древней Руси отразилось в принятии двух основных положений: идеи божественного происхождения власти монарха и идеи социальной покорности [8, c. 199].

       При этом, если в Византии между церковью и правителем иногда возникали конфликты по поводу верховенства, то в Древней Руси ни о каком противоречии, а тем более об открытом конфликте речи не идет. Закрепляется идея, что принятие народом божественной благодати, утверждение христианства осуществлялось через княжескую власть. Именно князь является хранителем правды на земле и проводником божьей воли.

       Таким образом, некоторое влияние Византии прослеживается на экономическую и политическую сферу древнерусского государства, но самое масштабное влияние наблюдается в сфере духовной. Это влияние непосредственно связано с принятием христианства, именно оно стало проводником византийской культуры, которая во многом была культурой христианской.

При этом Русь не являлась исключением. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма – все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие [9, c. 25].

       Но масштаб этого влияния не стоит преувеличивать, особенно в отношении светской культуры. Оно больше сказывалось на привилегированных слоях общества, в широкие массы распространялось в меньшей степени. Также это зависело от месторасположения, большее соприкосновение с византийской культурой происходило на юге и юго-западе государства.

        И также стоит отметить, что влияние Византии не остановило (хотя иногда замедляло) формирование древнерусского самобытного искусства, произведения которого приобретали совсем иные черты под воздействием национальных творческих начал. Наиболее ярко это проявилось в сфере изобразительного и прикладного искусства Древней Руси.

Дата публикации 12.12.2023

1. Бондаренко Ю.В. О влиянии византийской культуры на политико-правовое пространство Киевской Руси и Болгарии // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2014. С. 44-46.
2. Зорина А.А. Проблема византийского влияния на древнерусскую культуру в трудах Н.П. Кондакова // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее: Материалы II научной конференции. Ижевск, 1997. С. 27-29.
3. Константин Багрянородный. Об управлении империей / пер. под ред. Литаврина Г.Г., Новосельцева А.П. М., Наука, 1989, 496 с.
4. Левченко, М.В. Очерки по истории Русско-Византийских отношений. М., 1956. 553 с.
5. Назех А. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X-XII веках // Преподаватель ХХI век, 2017. С. 263-271.
6. Полное собрание русских летописей. Том. 1. СПб., Типография Эдуарда Праца, 1846, 267 с.
7. Притчина Е.В. Политическая культура в циклах российской модернизации. Барнаул, 2005. 244 с.
8. Тананушко Д.Н. Традиции Византии и процесс формирования политической культуры Древней Руси // Известия Алтайского государственного университета, 2008. С. 198-200.
9. Удальцова З.В. Культурные связи Древней Руси и Византии // Византийский временник, том 42, 1974. С. 25-34.
10. Удальцова З.В. Как была крещена Русь. М., 1989. 320 с.

Войти в личный кабинет