“Адвокат дьявола” или апология западного либерального проекта


Целью этой краткой полемической заметки не является доказательство непоколебимости Западного Либерального Проекта. Автор хочет показать необходимость очень серьезного и глубокого анализа этого Глобального Проекта для эффективному противостояния ему.

Великий древнегреческий философ Парменид (знаменитый ученик которого Зенон сформулировал свои знаменитые парадоксы / апории в поддержку концепции учителя) считал, что Бытие едино и двух “Бытий” быть не может, а мышление и мыслимое и есть Бытие.

По аналогии мы выдвигаем пусть и спорный, но многое объясняющий тезис: в мире имеется лишь один единый Глобальный Проект – Западный Либеральный, в практическом воплощении которого мы сейчас живем. Все остальное, именуемое альтернативными Глобальными Проектами, является либо нереализуемым мыслеблудием (= “Небытием”), либо частью Западного Либерального Проекта.

Западный Либеральный Проект в рамках принципа “единства и борьбы противоположностей” с необходимостью и неизбежностью порождает целый ряд парных социально-экономических категорий: капитал – труд, финансовый капитал – промышленный капитал, общемировое – национальное, индивидуальный интерес – общественное благо, индивидуальная свобода – следование социальным ролям и т.д., в которых мы можем назвать первые “доминантными”, а вторые – “рецессивными”. Попытка выстроить новые Глобальные Проекты на базе некоторых из “рецессивных” категорий наивны; более того, важно понять, что с развалом Западного Либерального проекта (что вполне возможно) будут автоматически разрушены и все его псевдо-альтернативы.

Проблемы уже возникшие, а также объективно нарастающие как снежный ком, вполне понятны бенефициарам Западного Либерального Проекта и они, несомненно, рассматривают пути его сохранения – как через эволюционные (в финансово-экономической сфере) , так и революционные (в области сознания) процессы.

Так, например, увеличить устойчивость Западного Либерального Проекта должен уже активно идущий и вполне объективный процесс географического перераспределения условного “золотого миллиарда”. Вполне логичным следствием этого процесса может стать полицентричная мировая финансовая система и, соответственно, иное географическое представительство региональных элит в мировой элите .

Проблему отсутствия новых “физических” рынков Западный Либеральный Проект в значительной мере решает через стимулирование виртуального потребления в различного рода “Мета-Вселенных”. Вместо обмена “деньги – товар/услуги” начинают работать схемы “виртуальная валюта – эмоции”; рост виртуального потребления неизбежно сокращает реальное потребление, что должно несколько сократить существующие диспропорции в мировой экономике.

Проблемы, возникающие в силу неизбежных противоречий между собственниками капитала и менеджментом, предполагается решить через “капитализм стейкхолдеров” – концепцию, вполне близкую и понятную “миллениалам” и “поколению Z”, особенно – из числа причастных к IT-сфере.

Самое главное заблуждение противников Западного Либерального Проекта – утверждение об отсутствии у него привлекательного “образа будущего”. Вот это как раз у него имеется, и рассчитан этот образ, с одной стороны – на наиболее “продвинутую” часть молодежи, связанной с IT-сектором, с другой стороны – на наиболее богатых людей планеты. Речь идет о трансгуманизме, который является по сути квази-религией и соединяет философско-идеологическую концепцию крайнего либерализма с научно-техническими исследованиями, направленными на создание симбиоза биологических систем и информационных технологий. Квази-религией это направление мысли делает обещание устранения нежелательных аспектов человеческого существования – страданий, болезней, старения и, даже! – смерти. По утверждениям публичных лидеров трансгуманизма, “новые люди”, обладающими сверхспособностями на базе генной инженерии, биохакинга, нейропротезов и прямых сопряжений «компьютер—мозг» могут появиться уже к 2050-му году, что, несомненно, вдохновляет как “миллениалов” и “поколение Z”, так и миллиардеров.

Сам трансгуманизм, представляя достаточно широкий диапазон возможных воплощений будущего, сразу же формирует конкурентную идеологическую среду, de facto – принципиально новую партийно-политическую систему [в привычной нам терминологии], в которой в центре дискуссии будет не построение справедливого общества, а создание счастливого человека. Активно внедряемая на Западе “социальная деконструкция” в виде избавления от ключевых социальных стереотипов уничтожает существующую социальную реальность и создает tabula rasa под новую систему ценностей и, соответственно – новые механизмы манипулирования ими. Очень привлекательной для молодого поколения являются концепции крайнего релятивизма, отвергающие в принципе категорию истины: все мнения допустимы. Это дает мощный инструмент манипулирования молодежью на стадии естественного поколенческого конфликта “отцы – дети”. Еще один важный привлекательный элемент образа будущего – возможность “подключения” глобальных баз данных непосредственно к мозгу и использование искусственного интеллекта для выработки оптимальных алгоритмов как на базе накопленного человечеством опыта, так и выходящих за его рамки. Все это (теоретически) минимизирует образовательный процесс, сокращая его время в десятки раз.

NB! Трансгуманизм четко укладывается в либеральную концепцию социального времени “премодерн – модерн – постмодерн”. Так, например, наука не вытесняет Бога из мировосприятия, как это было при переходе из премодерна в модерн, а заменяет его; секулярное общество модерна превращается в некое общество стейкхолдеров, где взаимодействие между индивидами осуществляется практически только в рамках реализации совместных проектов и т.д.

Любое рассуждение об альтернативном Глобальном Проекте должно начинаться с ответа на вопрос – предлагает ли он более привлекательный образ будущего?

Дата публикации 09.10.2022

Список источников

Войти в личный кабинет