“Марш Флага”

“МАРШ ФЛАГА” [1898] как квинтэссенция американского империализма

Когда мы говорим об англосаксонской геополитике, которая тождественна геополитике Держав Моря, то всегда обращаем внимание на изначально заложенное в ней чувство морального превосходства: морская цивилизация свободы, демократии и торговли противостоит несвободным, идеократическим и неторговым континентальным цивилизациям.

Чтобы понять истоки такого подхода, мы предлагаем вам ознакомиться с фрагментами выступления американского сенатора Альберта Бевериджа [1862 – 1927], получившее название “Марш флага”. Речь была произнесена 16 сентября 1898 года накануне промежуточных выборов в Конгресс, Беверидж изложил в ней основные тезисы внешней политики республиканского президента Уильяма Мак-Кинли, позже продолженной Теодором Рузвельтом.

Считается, что именно эта речь сыграла заметную роль в решении Сената утвердить аннексию Филиппин по итогам американо-испанской войны и способствовала популяризации основ экспансионистской внешней политики США в начале XX в.

Альберт Беверидж является автором таких до сих пор распространенных в американской политической лексике терминов, как «божественная миссия», «превалирующий интерес», «политическая близость», «географическое предопределение», «самооборона», «присвоенное свыше звание»…

С полным текстом речи “Марш флага” вы можете ознакомиться по ссылке

Первый, и важнейший тезис – “сакральный”, который объявляет американскую нацию новым богоизбранным народом, что в рамках доминирующего тогда Штатах “протестантского фундаментализма”, который рассматривает материальные блага как форму божественной благодати, является достаточно естественным выводом. Между строк читаем: США – это новая Земля Обетованная, “земля текущая молоком и мёдом” [Исх. 3:17 и еще 21 упоминание в Библии]:

“Бог одарил нас прекрасной землей; землей, которая может накормить и одеть мир; землей, чья береговая линия могла бы охватить половину стран Европы; землей, стоящей, подобно часовому, между двумя величественными океанами земного шара; более великой Англией с более благородной судьбой. Он поселил на этой земле могущественный народ – народ, возникший из самого решительного в истории человеческого рода; народ, постоянно пополняющийся зрелыми, мужественными, работящими людьми со всего мира; народ высшей категории в силу своего могущества, по праву созданных им институтов, властью продиктованной им свыше цели – пропагандистов, а не попрошаек истории. Бог даровал своему избранному народу славную историю – историю героическую, исполненную веры в нашу миссию и в наше будущее: историю государственных мужей, распространивших границы нашей Республики на неизведанные земли и дикие территории; историю солдат, пронесших знамя через пылающие пустыни и гряды враждебных гор к вратам заходящего солнца; историю постоянно умножающегося народа, прошедшего в течение полувека сквозь весь континент; историю пророков, предвидевших последствия зол, унаследованных от прошлого, и мучеников, умерших во имя нашего спасения от этих зол; историю божественно логичную, в процессе творения которой мы сегодня участвуем.”

Второй тезис состоит в особой миссии американского народа, – несение “благой вести” о свободе всему миру. Это опять-таки является следствием особенностей протестантизма, развившегося на американской почве и достаточно органично сочетающего Ветхий и Новый Завет: “богоизбранность” заимствована из Ветхого, а мессианство – из Нового завета.

“Должен ли американский народ продолжать свой марш к торговому господству над миром? Должны ли свободные институты расширять свое благословенное царствование, по мере того как дети свободы обретают силу, пока система наших принципов не овладеет сердцами всего человечества? Разве нет у нас миссии, которую следует выполнить, разве нет долга перед нашими собратьями, который следует исполнить? Разве Бог наделил нас дарами за пределами наших пустынь и отметил нас как народ, пользующийся Его особым благоволением, лишь для того, чтобы мы загнивали в нашем собственном эгоизме, как поступают люди и государства, избравшие трусость своим уделом, а себя – в качестве божеств, как поступают Китай, Индия и Египет? […] Будем ли мы пожинать плоды, ожидающие нас по выполнении нами наших высоких обязанностей? Будем ли мы завоевывать новые рынки для продукции, взращиваемой нашими фермерами, производимой нашими фабриками, продаваемой нашими коммерсантами, да и, с Божьей помощью, новые рынки для всего того, что будут нести в своих трюмах наши суда?”

NB! Впервые столь четко указано на то, что продвижение Штатами либеральных ценностей и захват американским бизнесом новых рынков это даже не параллельные и/или взаимосвязанные процессы, это один процесс, в котором можно выделить экономический базис и идеологическую надстройку.

Третий тезис – в силу “богоизбранности” и особой божественной миссии, у американского народа есть право управлять другими народами.

Это соединяется с четвертым тезисом: есть народы, неспособные к самоуправлению. Интересно, что сейчас та же мысль продвигается Штатами в мягкой форме – в виде различного рода рейтингов свободы, демократии, эффективности государственного управления и т.д.

Беверидж откровенно утверждает: “Гавайи стали нашими; Пуэрто-Рико будет нашим; молитвами ее народа Куба в конечном счете будет нашим; острова Востока вплоть до врат в Азию будут, по меньшей мере, нашими угольными базами; флаг либерального правительства будет развеваться над Филиппинами […]”, после чего обосновывает подобные претензии: “[…] правило свободы, гласящее, что любое законное правление черпает свою власть в согласии тех, кем оно правит, применимо лишь к тем, кто способен к самоуправлению. Мы правим индейцами без их согласия, мы управляем нашими территориями без их согласия, мы управляем нашими детьми без их согласия. Откуда им было бы узнать, каким было бы наше правительство, если бы они не дали своего согласия? Разве не предпочел бы народ Филиппин справедливое, гуманное, цивилизованное правительство нашей Республики дикому, кровавому правлению грабителей и вымогателей, от которого мы его освободили? И, независимо от этой формулы, предназначенной для просвещенного, самоуправляемого народа, разве мы не в долгу перед миром? Следует ли нам возвратить эти народы в дурно пахнущие руки, из которых мы их вызволили?”

Согласитесь, – логика действий Штатов никак не изменилась за прошедшие почти 125 лет, только риторика стала менее откровенной.

Пятый тезис – мировой порядок могут обеспечить только Соединенные Штаты благодаря торговому [мы бы сказали – экономическому] превосходству.

“Торговое превосходство Республики означает, что нашему государству предназначено стать фактором мира во всем мире, поскольку будущие конфликты обязательно будут торговыми конфликтами – борьбой за рынки, торговой войной за существование. А золотым правилом мира является прочность занимаемого положения и гарантии военной готовности”.

Шестой тезис – единение внутренней и внешней политики. Альберт Беверидж четко указывает, что весь американский народ является бенефициаром торгово-экономической экспансии американского правительства, – выполнение божественной миссии приносит в числе прочего и материальные блага.

“Сейчас настало время вспомнить о нашем долге перед нашими домашними очагами. Настал час осознания возможностей, открытых перед нами судьбой. Следовательно, настал час, когда нам следует сплотиться вокруг правительства. Мы не можем уклониться от выполнения нашего долга перед миром; мы должны исполнить повеление судьбы, приведшей нас к высотам, на которые мы и не рассчитывали. Мы не можем покинуть землю, на которой Провидение развернуло наше знамя; нашим долгом является спасти эту землю для свободы и цивилизации”.

Дата публикации 28.12.2022
Войти в личный кабинет