Античная “цивилизация” против Германского и Славянского “варварства”

В IV веке н.э. античная цивилизация распалась на две части, Западную и Восточную Римские империи. Из общего корня проросли два побега, превратившиеся в самостоятельные культурные миры, взаимодействующие и противоборствующие до настоящего времени. В драматических событиях Великого переселения народов и краха Западной Римской империи можно увидеть зерна многих современных проблем. Мудрая, но одряхлевшая античность столкнулась с новыми соперниками, молодыми, наивными, но полными жизни народами. Древние Греция и Рим исчезли, но передали свои идеи преемникам. В хаосе кровавых войн выживали учителя и ученики, сумевшие найти друг друга.

Античность стала фундаментом всей европейской и российской культуры. В древнегреческих полисах возникла рациональная логика, философия и искусство, сделавшее своим идеалом гармонично развитого человека. Римляне создали право, как основу организации общества и государства на основе принципов разума и справедливости. Римская империя стала первым в истории государством, организованным с помощью бюрократии, закона и порядка. Дисциплинированные легионы прошли по дорогам и мостам, построенным инженерами, от Сирии до Испании и Британии. Проконсулы противопоставили свое управление деспотиям в Азии и первобытным племенам в Западной Европе.

Античная мысль всегда строилась, как иерархическая система. Платон создал теорию идеального государства, разделив сословия мудрых философов-управленцев, храбрых стражей и трудолюбивых демиургов – ремесленников и земледельцев. Аристотель различал разумных граждан и рабов, подчинявшихся страстям, не способным отвечать за последствия своих поступков и поэтому нуждавшихся во внешнем управлении. Оба мыслителя противопоставляли Элладе «варварское» окружение неразумных дикарей, годных только для тяжелого физического труда. Римляне усложнили систему мироустройства своих греческих учителей, разделив империю на метрополию, т.е. Рим (Urbs Romana), провинции (Pax Romana), союзные государства (dominia), фиксированные границы (limiti) и фронтиры или области военных поседений (limitrophi fundi).  

В I веке н.э. Плиний Старший, опираясь на свой опыт военной службы в Германии, описывал племена, жившие по соседству с германцами, северо-восточнее Эльбы, на юго-восточном побережье Скифского (Балтийского) моря – сарматов, скифов, гирров и венедов. Его современник Тацит в своей «Истории» подчеркивал сходство венедов (славян) с оседлыми земледельцами – германцами и их отличие от кочевников – сарматов. Однако для греческих и римских авторов все эти «варвары» сливались в одно аморфное население южной Тавро-Скифии и северной Гипербореи.

Во II веке Птолемей уточнил географию Северо-западной Европы. Германские племена жили западнее Вислы, а сарматы восточнее, вплоть до побережья Балтийского моря – Сарматского океана. Птолемей назвал юго-восточную часть балтийского побережья Венедским заливом. Среди венедских племен он упоминал и славян (стлаван или суовенов). В «Скифии» готского историка VI века Иордана упоминаются венеды, склавины и анты. Он отмечал обширность территорий, занятых славянскими племенами в Восточной Европе «от города Наветунского» в дельте Дуная и озера Муршанского у р. Дравы до Днепра и Вислы. По мнению Иордана, «могущественнейшие из антов живут близ Лукоморья Понта от Днестра до Днепра». Б.А. Рыбаков полагал, что анты стали одним из этносов – основателей Древнерусского государства в среднем течении Днепра и бассейне р. Роси, ставшим топонимом и этнонимом новой социокультурной общности.

Современные историки, опирающиеся на археологические и лингвистические данные, проделали большую и важную работу, устанавливая точное местоположение очага этногенеза славян, определяя характеристики их материальной и духовной культуры. По-прежнему трудно установить, где появился славянский этнос, на Висле или на Дунае, не ясны пути миграций первых славянских племен в круговерти Великого переселения народов. Можно лишь сказать, что в I–V веках среди восточных славян родовая община постепенно замещается соседской.

Славяне были оседлыми земледельцами, селились в укрепленных поселках, состоящих из больших патриархальных семей с собственным хозяйственным инвентарем, местами для ремесленных мастерских и хранения запасов. Племя управлялось общим собранием, советом старейшин и выборным военным вождем. Эти маленькие коллективы жили простой и трудной жизнью, постоянно воевали, часто переселялись, спасаясь от опасных врагов, но были готовы всеми силами отстаивать свое право на существование. Римский писатель VI века Маврикий отмечал, что славяне (анты) «любят свободу и не поддаются порабощению и господству».

В этом «разрыве времен» (говоря словами Уильяма Шекспира) умиравшей Античности и рождавшегося Средневековья важнейшей проблемой являются итоги противоборства «цивилизации» и «варваров». Почему совершенные оборонительные пограничные сооружения, отлаженная организация военной службы и хитроумная дипломатия оказались бессильными против натиска племенных дружин и ополчений с их примитивным вооружением? Плутарх и Светоний самыми яркими красками описали социальную и моральную деградацию императорского Рима. Сибаритская культура, материальный гедонизм и изысканная роскошь высших сословий привели к пресыщению жизнью, безудержным излишествам и генетическому вырождению. Слабые и безвольные потомки могли только вспоминать об основателях Вечного города – простых земледельцах, ставших мужественными самоотверженными воинами и мудрыми государственными деятелями.

Крестьянские хозяйства уступили место латифундиям, основанным на труде рабов. Т. Моммзен и другие историки досконально изучили кризис этой рабовладельческой экономики. О. Шпенглер убедительно доказал, что смена мелких сельских производителей паразитическим городским плебсом (пролетариатом), требовавшим от императоров только «хлеба и зрелищ», приводила к гибели самые могущественные государства. К IV веку Римская империя превратилась в «колосса на глиняных ногах», готового рухнуть от малейшего толчка.

Во II веке германские племена готов мигрировали с побережья Балтийского моря в Юго-восточную Европу. В Причерноморье они создали крупный племенной союз, в который входили западные племена (вестготы), жившие в бассейне Нижнего Дуная, а также восточные племена (остготы), поселившиеся в Приднестровье. Толчок к миграции готов дали кочевники-гунны, пришедшие из Центральной Азии. В 375 г. они вторглись на земли остготов, уничтожая все на своем пути. Спасаясь от гуннов, вестготы с разрешения императора Валентиниана II в качестве союзников империи переселились во Фракию. В дружинах готов и гуннов появились первые славяне. Эти искатели военной удачи и добычи стали разведчиками новых путей для колонизации Балкан и других земель на Юго-востоке Европы.

Римляне уже не могли оборонять свои границы без наемных войск «варваров», но не рассматривали их, как равноправных союзников. Они не предоставили готам достаточных земель для ведения хозяйства. Среди готов вскоре начался голод и в ответ на требование римлян стать рабами в их имениях они подняли восстание. К внешним «варварам» охотно присоединились местные рабы, сформировав «гремучую смесь», которая разрушила границу Римской империи на юго-востоке.

Историк Аммиан Марцеллин описывал нарастающую угрозу римлянам от готов на Балканах: «со дня на день присоединялось к ним множество земляков из тех, кого продали в рабство купцы, или тех, кто в первые дни перехода на римскую землю, мучимый голодом, продавал себя за глоток скверного вина или за жалкий кусок хлеба. К ним присоединилось много работников золотых рудников, которые не могли сносить тяжести оброков; они были приняты с единодушного согласия всех и сослужили большую службу блуждавшим по незнакомой местности готам, которым они показывали скрытые хлебные магазины, убежища жителей и тайники». В 378 г. готы разгромили римскую армию при Адрианополе и сполна отомстили своим угнетателям. Знатные патриции мгновенно лишились своих семей, богатств и привилегий. По словам Аммиана Марцеллина, «их гнали бичами, связанных, как как диких зверей… В миг лишался богатый семьи и дома, тлевшего в пепле».

24 августа 410 г. армия короля Алариха захватила и разграбила Рим. Император Гонорий был вынужден предоставить готам земли для поселения между побережьем Атлантического океана и Пиренеями с центров в Тулузе. Это государство вестготов просуществовало до 519 г. и стало первым «варварским королевством» на территории Западной Европы. Великое переселение народов принесло на запад континента «темные века», разрушив города – центры культурной жизни.

Еще в 324 г. император Константинперенес столицу империи из Рима в Константинополь – древний греческий город Византий на берегу Босфора. В 395 г. Римская империя формально разделилась на Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе. Наследники Константина умело использовали эту выгодную стратегическую позицию и подчинили Малую Азию, Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину и Египет. Северной границей империи стало Северное Причерноморье с опорным пунктом в Херсонесе (современном Севастополе).

Восточная (Византийская) империя сохранила античное интеллектуальное наследие, и включив новые народы, обрела вторую жизнь. Константинополь (Царьград) стал центром распространения цивилизации (уже без кавычек) и христианского просвещения среди окружавших народов. В 578 г. славянские племена переправились через Дунай и вторглись в Грецию и Фракию, а в 581 г. в Македонию и Фессалию. К середине VII века славяне расселились на всей территории Балканского полуострова. На Балканах, в Эпире они вступили в контакты с иллирийскими племенами (предками современных албанцев), а на южных отрогах Балканского хребта – с дако-фракийскими племенами.

В начале византийской истории авторы еще плохо различали соседние народы. Лев Диакон описывал северных славян («русь»), как «тавро-скифов». Анна Комнина писала о русских поселенцах на Дунае, как о каком-то «скифском племени». «Ромеи» часто путали гуннов, авар и славян. В V веке славяне ограничивались грабительскими набегами, но в V–VI веках уже пытались заселить опустошенные и обезлюдевшие земли в нижнем течении Дуная.

Историк Византийской империи Ф.И. Успенский подчеркивал различие взаимоотношений Западной и Восточной Римских империй с их «варварским окружением». Если готы сумели создать «варварские королевства» и полностью разрушили остатки античной государственности, то славянские племена еще не могли сформировать даже слабые и неустойчивые государства. Они «оказались не в состоянии стереть Византийскую империю и образовать на ее землях национальные княжения, напротив, подчиняясь чарам высшей культуры, и становясь послушным орудием изощренной в искусстве обращения с варварами византийской дипломатии, частью слились с империей в один организм, частью приняли на себя поручение оберегать ее от новых варварских нападений».

Но этот процесс был взаимонаправленным обогащением и усилением. Славяне получили от «ромеев» христианство и письменную культуру, но взамен дали им живую энергию, восстановив вкус к жизни и способность сопротивляться невзгодам. Лев Гумилев в своей теории циклического этногенеза описывал подобные процессы формулой «конец и вновь начало». Византийские греки извлекли уроки из краха надменных и близоруких римлян. Они поняли, что с «варварами» необходимо обращаться не только и не столько «кнутом», сколько «пряником».

В VII в. в Византийской империи были окончательно ликвидированы остатки рабовладельческих отношений. Крупное землевладение, основанное на рабском труде, сменилось землевладением свободных крестьянских хозяйств. В соответствии с «Земледельческим законом» конца VIII в. основной социальной категорией сельского населения стали свободные крестьяне, объединенные в соседских общинах. Пахотные земли были разделены в частных землевладениях, луга, леса и другие угодья находились в общем пользовании. «Варваризация» Византийской империи стала залогом ее жизнеспособности, обеспечившей еще тысячелетие трудной, но славной истории.

Дата публикации 22.01.2024

Список источников

Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М.: изд-во МГУ, 1973. 330 с.
Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М.: Наука, 2000. 544 с.
Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. СПб.: Алетейя, 2001. 320 с.
Васильев М.А. Славяне и анты: к проблемам этногенетических и раннеэтноисторических процессов в славяноязычном мире // Славяноведение. 1993. № 2. С. 7–14.
Васильев М.А. Анты, славяне, немцы, греки: славянский культурно-лингвистический мир и его соседи в раннесредневековое время // Славяноведение. 2005. № 2. С. 3–19.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 671 с.
Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М.: Наука, 1973. 167 с.
Курбатов Г.Л. История Византии: от античности к феодализму. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1984. 207 с.
Литаврин Г.Г. Византия и славяне. Сб. ст. СПб.: Алетейя, 2001. 608 с.
Моммзен Т. История Рима. В 4 томах. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979. 156 с.
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М.: Наука, 1991. 269 с.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 1. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. 624 с.

Войти в личный кабинет