Китай и Тайвань: история непростых взаимоотношений

Будет ли Китай пытаться вернуть Тайвань? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале прояснить политический статус Тайваня. В с двадцатых по сороковые годы ХХ века в Китае шла тяжелая гражданская война между  правительством Китайской Республики (т.н. Гоминьдан) и военными силами Коммунистической партии Китая. То есть боролись две силы, которые можно условно обозначить, как буржуазные и коммунистические. Впрочем, это оппозиционирование представляет позиции обеих сторон в довольно упрощенном виде. Тот же Гоминьдан как политическая сила представлял собою крайне консервативную, если не сказать националистическую партию, идеология которой далека от нынешнего курса Тайваня. Более того, в одно время Гоминьдан сблизился с СССР, после чего его политика начала “леветь”. Так что воззрения этой политической силы нельзя назвать однозначными и устойчивыми.

В 1948 году Гоминьдан распался на две структуры: условное “правительство в изгнании” (тайваньский Гоминьдан) и Революционный комитет Гоминьдана.

С 1927 года боевые действия между оппонентами то затихали, то возобновлялись вновь. Было несколько вариантов развития событий. Например, всё могло бы пойти по корейскому сценарию, когда условные “красные” и “белые” создают два автономных государства, каждое из которых поддерживается своим идеологическим лагерем. Однако китайские коммунисты смогли – хоть и не сразу – перетянуть чашу весов на свою сторону.

Важным событием в этом контексте стала война с Японией, которая началась в 1936 году. Две партии, два идеологических оппонента смогли договориться о перемирии – ради совместного отражения внешней агрессии! Трудно себе представить, как большевики и белые сообща сражаются с интервентами, а вот в Китае такой поворот событий оказался возможен. Впрочем, хрупкое гражданское единство продержалось недолго.

После поражения Японии во Второй мировой гражданская война в Китае вспыхнула с новой силой. Но на сей раз коммунисты смогли правильно организовать армию, хозяйственную деятельность, заручились поддержкой широких масс, и к 1949 году Гоминьдан был в целом разбит. Впрочем, поначалу казалось, что у гражданской войны будет другой исход. Лидер Гоминьдана Чан Кайши имел куда больше ресурсов и территорий. Одно время при посредничестве союзников по Второй мировой войне двум политическим оппонентам удалось даже договориться о создании правительства народного единства, куда бы на равных входили представили обеих партий. Но уверенный в своих силах и ресурсах Чан Кайши не хотел делиться властью, решив взять ее в свои руки.

Однако грамотная политика Коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном и политические, экономические просчеты Гоминьдана создали условия для изменения ситуации. К 1949 году весь материковый Китай (за исключением небольших территорий, присоединенных в 1950-ом) оказался под властью коммунистов. Правительство Гоминьдана отступило на Тайвань. С тех пор в его юрисдикции остаются Тайвань и несколько мелких островов.

После этого сложилась интересная правовая коллизия: обе стороны считали себя легитимным Китаем, то есть речь о двух независимых государствах не шло. Понятно, что материковый Китай не собирался мириться с тем, что часть его территории находится не под его контролем. Но и Тайвань не отказывался от своих притязаний на всю территорию Китая! До 1991 года тайваньские власти считали себя единственной законной силой в Китае. Лишь спустя сорок лет они признали очевидное.

Кстати, такая совместная позиция двух сторон не позволила создать два независимых государства, что, в конце концов, сыграло на руку именно Китаю, который может вполне заявлять свои права на Тайвань как на часть своей суверенной территории. Собственно, позиция Китая по Тайваню выглядит просто: нынешняя власть в Китае и условный “тайваньский Гоминьдан” – две политические силы одной страны (повторим, что и сам Тайвань долго это утверждал), значит, Китай един. И на международном уровне должен присутствовать только один субъект, представляющий китайскую нацию.

В 1992 году была предпринята попытка наиболее мягкого, паритетного разрешения тайваньского вопроса. Между сторонами были определены принципы мирного существования и намечены пути будущей интеграции. Однако идиллии не получилось. В новейшей истории “поворотный момент в отношениях между сторонами пролива произошел 17 мая 2004 года, когда было опубликовано заявление Управления по делам Тайваня Государственного совета КНР. В этом заявлении Пекин впервые дал понять, что предотвращение независимости Тайваня де-юре является главным приоритетом политики Пекина в отношении Тайваня” (1).

Китайское руководство ссылается и на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, согласно которой представители правительства Китайской Народной Республики являются единственными законными представителями Китая в Организации Объединенных Наций. Значит, никакого “второго Китая” нет и быть не может. Еще один аргумент Поднебесной: притязания Китая на Тайвань признаны большинством государств мира. При установлении дипломатических отношений Китай требует от сторонних государств не оспаривать его суверенитет над Тайванем. Поэтому с точки зрения международного права, вероятно, следует признать притязания материкового Китая на остров обоснованными.

Дипломатические отношения у Тайваня установлены лишь с десятком государств. Среди них почти одни карлики: Белиз, Маршалловы острова, Науру, Палау, Сент-Китс и Невис и т.д. Правда, есть еще такая страна, как Парагвай. Совсем недавно подобных государств было больше, однако Китай “медленной удавкой” методично проводит стратегию на политическую изоляцию Тайваня. Например, “Сальвадор разорвал отношения с Тайванем в августе 2018 года при бывшем президенте Сальвадоре Санчесе Серене. Вскоре после этого Пекин согласился выделить Сальвадору $150 млн. во время дипломатического визита Серена в Китай” (2).

Подобная же тактика применяется Китаем и в отношении Парагвая. Не так давно в газете “Коммерсант” вышла статья “Парагвай просит от Тайваня $1 млрд в обмен на сохранение дипотношений”. Как видим, Парагвай не прочь разыграть тайваньскую карту, чтобы получить существенные вливания в экономику, и уже не так важно, кто раскошелится: Китай или Тайвань: “Президент Парагвая Марио Абдо Бенитес призвал Тайвань инвестировать в страну $1 млрд, чтобы помочь ей противостоять «огромному давлению» со стороны Китая” (3). Что это, если не прямой шантаж? В любом случае, мы видим, что Китай медленно, но поступательно идет к своей цели.

Если мы обратимся к истории конфликта, то увидим, что было как минимум три военных кризиса в Тайваньском проливе между КНР – с одной стороны и Тайванем и США – с другой (1954-1955, 1958, 1996). Итог у них один: Китай заявлял свои права на Тайвань или, по крайней мере, хотел расширить здесь свое влияние, но американцы каждый раз не давали это сделать. В случае с кризисами 50-х годов в западных источниках говорится о реальной возможности применения США ядерного оружия против Китая – чтобы защитить Тайвань.  Соответственно, понятно, почему не было силового решения со стороны КНР в 2022 году, когда Тайвань посетила спикер палаты представителей США Нэнси Пелоси. Этот визит вызвал протест Китая, и его можно понять: де-факто его территорию самовольно посещает видный государственный деятель другой страны – да еще и с официальным визитом. Тем не менее Китай дальше заявлений не пошел.

В любом случае этот визит – одно из звеньев в череде недружественных действий Тайваня в отношении материкового Китая. Ситуация обострилась несколько лет назад, и это было связано со сменой власти на Тайване. Дело в том, что эта территория политически неоднородна. Здесь есть силы, которые выступают за скорую и глубокую интеграцию с КНР, а есть изоляционисты, делающие ставку на независимость Тайваня. “Приход в 2016 г. к власти на Тайване Демократической прогрессивной партии, стоящей на позициях подталкивания Тайваня к обретению независимости, повлек за собой почти полное «обнуление» всех достигнутых в 2008–2016 гг. результатов нормализации отношений между двумя сторонами Тайваньского пролива, развеял надежды на мирное решение тайваньской проблемы и вызвал очередной виток обострения обстановки в Тайваньском проливе”, – отмечает Я.В. Лексютина (4).

На фоне новой реальности во взаимоотношениях между островом и КНР 4-5 марта в Китае прошло главное политическое событие страны, что-то наподобие Съезда КПСС. Журналисты отметили, что по тайваньскому вопросу наметились очень интересные сдвиги: “Премьер-министр КНР Ли Цян, выступавший с докладом перед парламентом, заявил о необходимости воссоединения с Тайванем, но опустил определение «мирное», которое обычно сопровождало любое высказывание китайских властей по теме. Вместо этого политик отметил, что Китаю необходимо проявить «твердость» в этом вопросе” (4). Мировые СМИ сразу заговорили о том, что готовится военный вариант решения проблемы. К тому же на том же “съезде” во всеуслышание было объявлено о том, что Поднебесная будет увеличивать расходы на армию и вооружение.

На руку Китаю играет тот факт, что США – многолетние союзники Тайваня, благодаря которым, собственно, мятежный остров и имеет суверенитет – сегодня втянуты как минимум в два масштабных военных конфликта: на Украине и в Израиле. Кроме того, серьезную угрозу западным торговым потокам представляют хуситы, по которым Соединенные Штаты наносят удары. Это может восприниматься как третья горячая точка, к которой имеют отношение американцы. Потянут ли они четвертый вооруженный конфликт, если Китай всё же решится на военное вторжение в Тайвань? В принципе именно сейчас ситуация очень удобна для вторжения: США придётся растягивать свои силы на несколько конфликтов.

Впрочем, возможно, нынешние угрозы со стороны руководства КНР – это лишь политический ход, направленный на то, чтобы соперник почувствовал себя более уязвимым и стал сговорчивее. Китайская Народная Республика не раз пыталась мирно интегрировать Тайвань в общекитайский контекст. Например, Тайваню была официально предложена формула “Одна страна, две системы”, то есть остров де-факто имел бы широчайшую автономию, но де-юре был бы встроен во властную систему КНР. Однако такая модель объединения была отклонена тайваньским правительством.

В завершение укажем на то, что Мао Цзэдуну приписывают слова: “Мудрая обезьяна сидит на вершине горы и наблюдает за схваткой двух тигров в долине”. Часто это изречение трактуют так: пока сверхдержавы США и СССР изнуряют друг друга (взаимными “санкциями”, гонкой вооружений, участием в локальных военных конфликтах и т.д.), Китай направляет все свои ресурсы для развития и обеспечения будущего геополитического рывка.

Это высказывание вообще очень хорошо увязывается с созерцательным восточным менталитетом. Вспомним здесь и сакраментальное японское высказывание: “Медленно ползи улитка по склону Фудзиямы до самых высот”. Русский аналог звучит так: “поспешишь – людей насмешишь”. Словом, дальневосточные культуры – это культуры медленных, но неуклонных и поступательных действий. В этом и может крыться ответ на заданный в заголовке вопрос. “Мудрая обезьяна” выжидает, когда наступит такой исторический момент, когда Тайвань, словно созревший плод, сам упадет ей в лапы. Пока же резкие действия в отношении мятежной провинции могут дорого стоить Китаю в плане внешнеэкономическом и геополитическом.

Возможно, США как раз и ждет атаки на Тайвань, чтобы склонить мировую общественность против Китая, чтобы ввести против Поднебесной уничтожающие санкции. Вероятно, американская возня вокруг Тайваня (визиты, военные учения и т.д.) нужны США, чтобы найти формальный повод для полноценной экономической войны против своего главного стратегического оппонента. И в случае китайской военной операции против Тайваня множественные западные союзники США с радостью присоединятся к санкциям против КНР, да и общественное мнение западных стран (да и, наверное, не только западных) будет на стороне жертвы, то есть Тайваня.

В любом случае, тайваньский вопрос – это множество пересекающихся факторов, каждый из которых может стать ключевым в той или иной геополитической реальности. В свое время Китай пожертвовал хорошими отношениями с СССР и отказался от “правоверного коммунизма” ради выхода на международные рынки, ради получения инвестиций и технологий. Ставка Дэн Сяопина на открытость и “буржуазность” (правда, под управлением КПК) дали невиданный экономический рост. Стоит ли терять эту открытость, эту золотоносную жилу для решения пусть и болезненного, но всё же локального, регионального вопроса? Ведь прямое столкновение с Западом – это полновластное заявление на мировое господство. Вряд ли Китай готов на это лидерство сегодня. Впрочем, кто знает…

Дата публикации 19.04.2024

Список источников

1. Сунь Ц. Принцип «одного Китая» как основной политический вектор в отношении Китая с Тайванем // Беларусь в современном мире. Материалы XX Международной научной конференции, посвященной 100-летию образования Белорусского государственного университета. Редколлегия: Е.А. Достанко (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 673.
2. The Epoch Times. Как Китай изолирует Тайвань в Латинской Америке. https://www.epochtimes.ru/mnenie/vzglad-na-chine/kak-kitaj-izoliruet-tajvan-v-latinskoj-amerike-152091/
3. Коммерсант. Парагвай просит от Тайваня $1 млрд в обмен на сохранение дипотношений. https://www.kommersant.ru/doc/5583691
4. Лексютина Я.В. Стратегия и тактика внешней политики Тайваня в условиях обострения напряженности с Китаем // Международная аналитика. 2022. Т. 13. № 4. С. 76.
5. РБК. Тайвань ответил на отказ Китая от «мирного воссоединения». https://www.rbc.ru/politics/05/03/2024/65e72ae89a794789b7a8fb04?from=copy

Войти в личный кабинет