Нет народа, который обладал бы абсолютными правами на свою территорию. Все люди – временные гости на Земле, когда-то пришедшие и неизбежно уходящие. Но все они нуждаются в понимании своего места во времени и в пространстве. Память о предках, обожествленных героях, великих царях и мудрецах дает ощущение прочности и смысла бытия.
Скифы стали первым народом, участвовавшим в славянском этногенезе, о котором повествуют не только мифы и археологические артефакты, но и письменные источники. В VII веке до н.э. скифы, обитавшие на восточном побережье Каспийского моря, потерпели поражение в войне с массагетами, пришедшими из Центральной Азии. Спасаясь от победителей, скифы обошли по южному побережью Каспийское море, преодолели Большой Кавказский хребет и вышли в степи Северного Причерноморья. Они изгнали с побережья Меотиды (Азовского моря) древнейших обитателей этих мест – племена киммерийцев, а затем завоевали Крым и двинулись на запад по побережью Понта Эвксинского (Черного моря).
«Отец истории» Геродот рассказывал, что вожди киммерийцев вместо того, чтобы объединиться для отпора многочисленным и грозным завоевателям, перессорились и в междоусобной войне перебили друг друга. В 678 г. уцелевшие воины похоронили своих незадачливых предводителей в курганах на берегах Борисфена (Днепра) и двинулись в изгнание через Колхиду на южное побережье Черного моря в район Синопа. Киммерийцы хорошо знали эти места, куда ранее часто вторгались для грабежа и разбоя. Они поселились в Малой Азии, растворились среди местного населения и в дальнейшем историки о них ничего не рассказывали. Часть киммерийцев остались в Тамани в районе Кубанской дельты и в предгорьях Кавказа, подчинились, а затем смешались со скифами.
В четвертой книге «Истории» («Мельпомене») Геродот, посетивший Скифию около 450 г. до н.э., изложил две легенды о происхождении местного народа. Первый скиф Таргитай был сыном Зевса и Борисфены (давшей имя реке). Три его сына Липоксаис, Арпоксаис и младший Колаксаис стали царями скифов. Боги сбросили с неба на землю плуг, ярмо, секиру и чашу, изготовленные из золота. Когда старшие братья попытались взять в руки драгоценные подарки, они раскалились добела. Только при появлении Колаксаиса пламя погасло, и он сумел унести их домой. Старшие братья признали волю богов и передали верховную власть младшему. Липоксаис стал прародителем племени авхатов, Арпоксаис – катияров и траспиев, а Колаксаис – паралатов. Эта новелла Геродота легла в основу рассказа Л.Н. Толстого «Много ли человеку нужно».
По другой легенде, рассказанной Геродотом, Геракл пригнал упряжки быков и коней Гериона, жившего на острове в Океане за Геракловыми столпами (современный Гибралтар), в страну Гилея на северном побережье Черного моря. Расположившись на ночь в холодной неприветливой степи, он пустил быков и коней пастись, но утром они исчезли. Отправившись на поиски, Геракл обнаружил полуженщину-полузмею, которая сказала, что отдаст животных, если герой вступит с ней в любовную связь. Герой выполнил желание таинственного существа, и женщина-змея отдала коней, когда у нее родились три сына. Геракл оставил им в наследство свой лук и пояс, а затем вернулся в Элладу. Достигнув совершеннолетия, по завещанию отца сыновья попробовали натянуть его лук. Старшие Агафирс и Гелон не смогли этого сделать, и были изгнаны на чужбину. Младший по имени Скиф натянул богатырский лук и стал прародителем скифских царей. В варианте Диодора Сицилийского скифы произошли от союза женщины-змеи не с Гераклом (Геркулесом), а с самим Юпитером.
Ф.А. Щербина понимает первый миф, как повествование о долгом и трудном переходе от охоты и собирательства к производящему хозяйству. Кочевникам было очень трудно перейти от примитивного выпаса скота и грабежа соседей к распашке полей и от временных шатров – к постоянным домам. Только «культурный герой», научивший своих сородичей владеть плугом и секирой, получил царскую власть. Мотив второй легенды – овладение оружием, создание могущественной военно-политической организации, способной контролировать степи Северного Причерноморья. Историк обратил внимание на противоречие в повествовании Геродота. Сам Геракл научился стрелять из лука у скифа Тевтара. Это выглядит более достоверным. Лук и стрелы было главным оружием кочевников-скотоводов, а не греков – земледельцев, ремесленников и торговцев-мореходов.
Общее название народа, сколоты, т.е. «царские люди», греки произносили, как скифы. Они считают, что от правления Таргитая до вторжения в Северное Причерноморье персидских войск Дария I в 514–513 гг. до н.э. прошло около тысячи лет. Именно тогда цари скифов Скифавр и Иданей впервые применили свою тактику заманивания и изматывания многочисленной армии в бескрайних степях. Не собираясь вступать с хорошо вооруженными агрессорами в открытое сражение, они постоянно тревожили их ночными налетами, обстреливали издалека из луков, поджигали степи и засыпали колодцы. Лишенные снабжения, потеряв без проводников ориентиры в степном океане, измученные и голодные персы повернули назад. Эта неудача сильно подорвала военный авторитет Персидской державы.
В V веке до н.э. Ферикид Лерийский рассказал, что Иданей послал Дарию в качестве предостерегающих символов мышь, лягушку, птицу, стрелу и плуг. Военачальник Оронтопач, желая польстить повелителю, истолковал их, как готовность подчиниться, но грек Ксифодор, лучше знакомый со скифами, оказался более проницательным. По его мнению, Иданей давал понять своим врагам, что если персы не взлетят в небо подобно птицам, не спрячутся в под землю, как мыши или в болота, как лягушки, то их ничто не спасет от скифских стрел и они не смогут завладеть их землей.
Гомер описал путешествие Одиссея между скалами Босфора Киммерийского (Крыма) и низменными берегами степной Киммерии (Тамани). Для теплолюбивых греков «печальная область киммериян, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков», была преддверием Аида – «царства теней». Грязевые вулканы с постоянно клокочущими дымными кратерами и горящей нефтью были очевидными входами в подземное царство мертвых. Гомер определял киммерийцев как «справедливейших людей», и с легкой руки великого поэта это определение перешло к скифам. Эсхил в «Освобожденном Прометее» писал об авиях (племени скифов) как о народе «самом справедливом и гостеприимном из всех смертных».
В IV–II веках до н.э. многие кочевые племена переходят к оседлому образу жизни, совмещая скотоводство и земледелие. На Нижнем Днепре и Южном Буге (Гипанисе) появляются первые укрепленные городки. Между Днепром и его притоком Пантикапою (современной Конкой) жили скифы-земледельцы, а на Гипакарисе (Молочной реке) – скотоводы. Приток Днепра Герр отделял кочевые племена от оседлых или «царских скифов». Дон был границей скифов и сарматов (савроматов). Но самой развитой областью Древней Скифии становится Степной Крым, где вчерашние кочевники строят каменные дома с черепичными крышами, не уступающие жилищам греческих колонистов.
Во II веке до н.э. при царе Скилуре и его сыне Палаке своего расцвета достигает столица «царских скифов», Неаполь-на-Салгире (современный Симферополь). Во II веке Скилур завоевал Ольвию, располагавшуюся в устье Южного Буга, бывшую центром торговых и культурных контактов скифов и греков. Таким образом, скифы сумели подчинить первую греческую колонию. Металлургические и оружейные предприятия этого города начали работать для нужд скифского войска. Греки-ольвиополиты избавились от грабительских набегов племен калипидов и алаэзонов.
Во второй половине III веке скифы увеличивают давление на Херсонес, греческую земледельческую колонию на Гераклейском полуострове южнее Большой Севастопольской бухты. В 179 г. военный союз между Херсонесом и Фарнаком позволил несколько ослабить натиск скифов. В 110 г. Палак, унаследовавший престол после смерти Скилура, со своими воинами захватил Керкинитиду (Прекрасную гавань) на северо-западном побережье Крымского полуострова. Чтобы сохранить самостоятельность, греки в Херсонесе признали зависимость от понтийского царя Митридата IV, признав его своим защитником (по-гречески «простатом»).
В 109 г. Палак привлек на помощь в качестве союзников сарматское племя роксоланов, но степная конница оказалась бессильной против первоклассной крепости с высокими каменными стенами и мужества ее защитников. Через два года скифы и сарматы отступили с гористого южного побережья в северные степи. В середине I века до н.э. вторжение гетов сокрушило Ольвию, а скифские земли подчинились Боспорскому царству.
Во всех исторических перипетиях испорченные античной цивилизацией греки и римляне сильно завидовали «варварам» с их нерушимыми простыми нравами и обычаями. Николай Дамаскин, родившийся в 64 г. до н.э., писал о кочевых скифах: «Они весьма справедливы, имея общее имущество и женщин, так что старших себе считают отцами, младших сыновьями, а сверстников братьями… у скифов неизвестны ни завидующий, ни ненавидящий, ни боящийся». «Отец географии» Страбон (64 г. до н.э. – 24 г. н.э.) также высоко оценивал патриархальную простоту пастушеской жизни скифов. Когда одного из этих номадов греки спросили, стал ли бы он более счастливым, если бы ему подарили большой каменный дом, тот покачал головой. Скиф ведь не мог погрузить такой дом на повозку и уехать в любимые степи.
В войнах кочевники были опасными, жестокими и беспощадными противниками, но Страбон справедливо отмечал, что они, как и «каждый народ в отдельности коварен, в сношениях же с другими простодушен и не имеет торгашеской хитрости». Греческий географ не проводил резкого различия между скифами-кочевниками и земледельцами, которые часто совмещали оба рода занятий. По его мнению, номады обычно ограничивались небольшой данью со своих оседлых соседей и воевали, только если те отказывались ее платить. Зато земледельцы часто начинали войны ради грабежа и разбоя. Эфор писал: «Скифы, ведя простой образ жизни и не зная корыстолюбия, как во взаимных отношениях руководствуются добрыми правилами… так и для внешних врагов неодолимы».
Знаменитый военный историк Фукидид (460–400 гг. до н.э.) утверждал, что «в Азии нет народа, который мог бы противостоять один на один скифам, если они все будут единодушны». Плутарх приписывал Скилуру один из мифологических сюжетов, известный различным народам. Пред смертью царь собрал своих восемьдесят сыновей, рожденных многочисленными женами, и приказал сломать связку дротиков. Никто из сыновей не смог этого сделать. Тогда Скилур стал вынимать дротики из связки и ломать их по одиночке. Ввод был очевиден: только дружба и взаимовыручка помогут его наследникам сохранить скифскую державу сильной и независимой.
Ф.А. Щербина справедливо отмечает, что античные ученые и путешественники плохо различали кочевые народы Северного Причерноморья. Гекатей Милетский относил к скифам миргетов, матигетов, исинов, идов, ямов и иссидонов. Степан Византийский считал скифами авиев, ахатов, будинов, элуров, эвергетов, меотов, саков и тирмениев. Сам Страбон смешивал скифов с сарматами-роксоланами, аорсами, сираками, даями и массагетами. Тимонакт насчитывал в Скифии 55 народов. Немецкий историк античности Б.Г. Нибур (1776–1831) в трехтомной «Римской истории» определял границы «Геродотовой Скифии» от Дуная до Днепра и Дона, т.е. от современной Молдовы до Киева, Курска и Воронежа.
Великая Скифия – это первое государство, объединившее степи Северного Причерноморья от Нижнего Дона до Южного Буга. Главным геополитическим наследием скифских царей стало доказательство возможности контроля «степного океана» через установление контролируемых границ. Города на побережье Крыма и Тамани превратились в торгово-ремесленные центры и естественные «окна» во внешний мир античной цивилизации. Синтез достижений древнегреческой культуры, воинского искусства, доблести и мужества скифов образовывал прочный фундамент первого государства на северном побережье Черного моря.
Список источников
Абрашкин А. Да, скифы мы! «Откуда есть пошла Русская Земля». М.: Яуза; Эксмо, 2022. 284 с.
Геродот. История. В 9 кн. / Пер. Г.Н. Стратановского. М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2002. 752 с.
Гуляев В.И. Скифы: расцвет и падение великого царства. М.: Новый Акрополь; Алетейа, 2005. 400 с.
Гуляев В.И. Скифы Северного Причерноморья в VII–VI вв. до н.э. (старые проблемы – новые решения). М.: Институт археологии РАН, 2019. 654 с.
Крымская Скифия в системе культурных связей между Востоком и Западом (III в. до н.э. – VII в. н.э.). М., Симферополь: Институт всеобщей истории РАН, 2017.
Плутарх. Избранные жизнеописания. В двух томах. М.: Правда, 1986.
Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 1. История края. 1910. Краснодар: Советская Кубань, 1992. 700 с.