Русь: от племен до государственности. Рубеж I-II тысячелетий

В прошлой статье мы описывали истоки и происхождение протославян от времен энеолита и раннего бронзового века, через рубеж второго тысячелетия до н.э. и славянской экспансии середины первого тысячелетия до завершения этого периода. В настоящей статье будут представлены события преобразования древней родовой Гардарики в Новгородско-Киевскую русскую государственность. Через княжескую консолидацию, борьбу за власть и военные походы постараемся проиллюстрировать изменение общественно-политического строя молодой страны.

Ссылка на статью Гардарика: от племен до государственности

«Варяги» летописца Нестора

Весомая часть ранней русской истории известна из повествования «Повести временных лет» Киево-Печерского монаха и летописца Нестора (1113 г.). Многие авторы ставят под сомнение ее «антирусские» интерпретации. Речь идет о пресловутой «норманской гипотезе», согласно которой исключительно варяги были единственной стабилизирующей силой на славянских землях.  Оттеснение северян восвояси в IX веке сопровождалось всеобщей хаотизацией порядка в регионе с усилением разбоев и междоусобиц. В силу суровых климатических условий, непроходимости лесов и отдаленности селений друг от друга, состоящий из замкнутых родовых общин славянский люд приобрёл весьма гордый нрав и на обширной Среднерусской равнине. Из-за чего участились междоусобные конфликты, процветали набеги на купеческие караваны. На торговых путях стало опасно продвигаться и совершать сделки. Согласно нормандской трактовке, варяги были призваны обратно.

Славянская же гипотеза трактует эти события иначе. Гипотеза была изначально сформулирована В. Н. Татищевым [1] и М. В. Ломоносовым. Последний доказывал славянскую сущность народа русь (россы) через их аналогию с пруссами, которых определял как славян [2].

Надо отметить, что антинорманская концепция в современных исторических работах все более набирает силу. Скажем лишь, что все антинорманисты исходят из собственного толкования «Повести временных лет». Дословно летописец следующим образом описывает события: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги называли себя русью, как другие зовутся свеи, а иные – норманны, другие – готы, так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи, весь: – Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами…» [3]. Так к «варягам» или к «руси», было адресовано это обращение? Или, возможно, это были «русские варяги», проживавшие к северу и западу в германо-балтийском регионе?

Речь идет о полабскиих славянах, селившихся вдоль реки Эльба на территории современной Германии. Отсюда, собственно, происходит название «полабские» (вдоль Эльбы). Вопреки многим желающим «отнять у нас нашу европейскость», отметим, что описываемый географический регион – самый центр Европы, и подчеркнем, что славяне – это европейцы искони. Здесь происходило выделение нашего протонарода из общего индоевропейского корня, а ранние славянские поселения известны и доказательно верифицируются с V века. Вместе с другими славянами (восточными и южными) полабские и балтийские русы составляли единый лингвистический и этнокультурный организм с общими мировоззрением, знаниями и антропологическим типом.

Напомним, что после миграционного периода, начавшегося с I века, славяне переместились на Запад и заселили места вдоль многочисленных рек центральной и северной Европы. Исследования показывают, что этногенез славян изначально происходил в том числе и даже весьма активно в данных местах [4]. Славяне умело приспособились к местному климату и переняли от окружающих их воинственных скандинавов норманнов и германцев многие полезные инновации, в частности, их военное искусство и образ раннего монархического (княжеского) социального устройства. Основным полабским племенем были ободриты, кроме того, вокруг них конфедеративно объединились травнийцы, древанцы, варноверы, велеты и др. Есть многочисленные данные о смешанной славяно-кельтской пшеворской археологической культуре. Существуют и сторонники исключительной славянской автономности в данной историко-географической зоне. Об этом свидетельствует, в частности, генетические исследования [5], а также этнографические изыскания в автохтонных славянских поселениях Польши, Словении и Чехии. Славяне всегда хранили свою самобытность и культуру. Бонифаций восторгался венедскими женщинами, которые в случае смерти мужа выбирали добровольную смерть, не жилая вдовствовать [6].

Известно, что после всеобщей европейской христианизации славяне несколько раз возвращались к язычеству. Жители некоторых северных прибрежных немецких и польских территорий до сих пор верят в своих языческих богов. Лишь после окончательной христианизации произошла постепенная ассимиляция полабов в немецкую культуру. Последними пали ране (руджане) – те, что населяли остров Рюген (пушкинский Буян). На острове располагался мощнейший языческий культовый анклав Аркона. «Языческий остров» пал в 1168 г. под натиском христиан-датчан. Последний носитель полабского языка умер относительно недавно – в XVIII веке. Однако сорбы (один из народов данной географической зоны) до сих пор остались в русле традиции древних полабских славян.

Весомая часть Германии до сих пор хранит в себе печать славянских топонимов. Так, в частности, многие немецкие города были основаны славянами и в их этимологии можно найти славянские корни. К таким городам относятся Берлин (Росток), Шверин (Цверин), Нойбрандербург (Бранибор), Гистров (Гусцеров), Висмар (Вышемир), Нойштрелиц (Стрелица), Ольденбург (Стариград), Любек (Любице), Баутцен (Будысин), Котбус (Хошебуз), Лукау-Каменц (Каменица) и многие другие. В скобках приводится оригинальное славянское название города. Впечатляет, не правда ли? На самом деле Германия в значительной степени населена славянами, и северные балтийские русы-венеды сыграли немаловажную роль в формировании ее культуры и нравов. Но справедливости ради надо сказать не только Германии…

Славный Рюрик и его «наследство»

Итак, приглашенного к себе на княжение восточными племенами (чудь, словены, кривичи, мерь, весь и др.) князя звали Рюрик. По-видимому, он уже был правителем объединённых ладожских племён с центром в Ладоге. Это был не швед, как принято был считать в «норманской гипотезе», а балтийский славянин из тех самых венед-русов, о чем недвусмысленно говорит летописец. Он пришел и поселился с дружиной на реке Волхов в 862 году в прибрежной древней крепости. Так Рерик (или Рарог, в переводе сокол) стал Новым городом. Город быстро набрал силу, начал активно торговать, развивать ремесла и в конечном итоге стал известен как Новгород. И уже через семнадцать лет межславянские распри в регионе серьезно поутихли.

Рюрик оставил власть Олегу. В.Н. Татищев [1] считает его шурином – братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Некоторые авторы считают его сыном Рюрика, что мало вероятно. Тем не менее Олег унаследовал не только власть с княжеским троном, но и управленческие таланты Рюрика.

 Вещий Олег стремился расширить свое влияние и власть, обратив свой взор на юг, в том числе на иудейский Хазарский Каганат. Это было обширное государство от юга Украины, включая Крым, и до территории Прикаспия. Большинство близлежащих славянских племен платило дань хазарам. Так началось русско-хазарское противостояние. Однако закрепиться на Донском и Османском бассейнах, победив хазар, суждено будет только потомку Олега – князю Святославу Игоревичу.

Олег же, удачно объединив под своим началом все племена северных славян, с большой армией двинулся на юг, захватил Смоленск и Любечу в 882 году, затем прибыл в Киев, который управлялся боярами и дружинниками Рюрика, Аскольдом и Диром. В византийских источниках (по слову патриарха Фотия) указывается, что после похода Фотий направил к русам епископа, крестившего их [7]. По данным церковной традиции, крещены были Аскольд, Дир c некоторым количеством «бояр» и народа [8]. Прецедент был еще до Владимирова крещения.

Претендуя на всевластие в русских землях, Олег же, обратившись к Аскольду и Диру, сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», после чего они были убиты, а Киев сделан столицей Руси и наречён Олегом – Матерью городов русских.

Олег объявил себя Киевским князем и стал оттуда править своим обширным царством. Город благодаря своему выгодному положению на Днепре занимал выгодное геостратегическое и торговое положение.

К 885 году Олег уже объединил под своей властью подавляющее большинство славянских племен, которые отчисляли дань в Киев и поставляли воинов для военных походов. Русь тем самым находилась под единой властью и порядком и, несмотря на последующие междоусобицы, порядок этот оставался.

В 866 году был совершён знаменитый рейд славян на Константинополь. К слову, на фоне Русско-Византийских войн, всего походов на Царьград было целых девять. Византийский философ-монах Михаил Пселл писал: «Это варварское племя всегда питало яростную и бешеную ненависть к гегемонии ромеев; при каждом удобном случае изобретая то одно, то другое обвинение, они создавали предлог для войны с нами» [9].

Известно, что в ходе череды войн Русь была крещена, и вся эта эпопея закончилась к 1046 году заключением мира, скреплённого браком князя всея Руси Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина Мономаха. Брак грандиозно усилил престиж Древнерусской страны. От этого союза родился Владимир Мономах – будущий Великий князь.

Общественно-политический строй на Руси при Рюриках

Общественно политический строй русского государства претерпел колоссальные изменения, после прихода на княжение Рюриков приобрёл княжеско-монархическую форму правления. Общество от родового перешло в феодальную фазу своего развития. Свободные общинники постепенно меняли свою жизнь, адаптируясь под новые порядки. Во главе стоял Великий князь, он собирал дань (такое «налогообложение» означала подданство князю), диктовал законы, обеспечивал защиту подданных и заключал договоры с другими государствами.

Княжеское единовластие не означало полную смерть славянской демократии. Большинство русских городов в средневековой истории имело в качестве политической организации народный сход – вече. Каждый отец семейства там мог иметь право голоса, однако у влиятельных купцов и бояр влияние было, конечно, больше, чем у других. Вече имело серьезное политическое и экономическое влияние в обществе: разрешало споры, военные и организационные вопросы, а в Новгороде и Киеве одно время даже превалировало над княжеской властью. В целом княжеская власть сосуществовала с народной самоорганизацией вечевого собрания. Общественные отношения постепенно оформлялись юридически через свод Русская Правда.

Христианизация серьезно повлияла на социальное устройство. Появились монастыри, постепенно менялись мировоззренческие конструкты и вера. После крещения Руси в 988 году из Византии пришли новые (старые римские) порядки. Общество постепенно приобрело сословные формы: бояре, купечество, дружинники, духовенство, крестьянство. По понятным причинам последних было больше всего и со временем их стали называть смердами. Как и во всяком феодальном обществе крестьяне подпадали под боярскую землевладельческую власть. А нередко и в долговую кабалу (закупы), тем самым становясь холопами с минимумом социальных прав. Стал использоваться повсеместно подневольный труд. Для ранней русской государственности были характерны различные формы свобод и зависимостей. Социальное положение и богатство определяло землевладение, вотчину, что соответствовало феодальным порядкам других частей средневековой Европы. Появились промысловые хозяйства и феодальные формы производства.

Непременным условием государственного существования была военная составляющая княжеская дружина. Последняя пополнялась из боярского и воинского сословия по наследству, а также из наиболее сильных и выносливых молодых людей от крестьянства. Дружина имела иерархичную организацию – знать (старшая дружина) и гриди (младшая). Так или иначе статус дружинников в обществе был высок и почетен. При Рюриках стали появляться особые поселения, обеспечивающие жизнь и быт дружин. Число воинского сословия увеличилось, и уже не каждый мужик подпадал под это почетное звание. При военных походах войска пополнялись из числа лиц, не занимающихся военной деятельностью непосредственно. Из наиболее сильных и выносливых мужчин отбирались ратники-дружинники, нередко промышлявшие набегами, в том числе и на Византию. Армии собирались достаточно крупные, порой более двух тысяч человек.

При всем описанном Русь в Средневековье не была абсолютно монолитна и политически едина. Единство династии Рюриков не всегда позволяло сохранять целостность государства. Феодальный гнет нередко провоцировал народные восстания. Так, в результате голода в 1024 году в городе Суздаль языческие волхвы возглавили восстание против «новых порядков». Знаменательно также восстание в 1113 году в Киеве.

Тем не менее древнерусское государство при Рюриках стало активно развиваться в культурном, экономическом и политическом планах. Политическое устройство все более опиралось на христианскую ортодоксию, склонялось к монархическому единоличному правлению, постепенно отходя от форм вечевой народной демократии. Так стала кристаллизироваться и зародилась нация, ставшая одной из мощных и процветающих в средневековой Европе.

***

Военное и культурное доминирование славян над окружающими племенами в столкновениях и торговле на речных путях Среднерусской равнины постепенно привели к образованию центра силы, сокрушившего Хазарский Каганат, соизмеримого с мощью Византийской империи и являющегося в конечном итоге прямым духовным наследником Восточного Христианского Рима. 

Эта страна, сохранив с того времени свою пассионарность и пережив бурное тысячелетие с многочисленными войнами и потрясениями, существует до сих пор. Время уже засвидетельствовало, что невзгоды и трансформации, включая те, что мы наблюдаем в современности, слишком хорошо знакомы тысячелетней истории России и во все времена делали ее только сильнее и мощнее.

Дата публикации 14.12.2023

Список источников

1. Татищев В.Н. История Российская с самых Древних времён. М., 1768. Кн. I, ч. I.
2. Ломоносов М.В. Древняя Российская история. Древняя российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской Шведской академий наук печатается по изданию: Ломоносов М.В. Полное Собрание Сочинений. М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. Т.6. 100 с.
3. Нестор Летописец. Повесть временных лет. М., 2022. 222 с.
4. Frank A. Worzalla Publishing Company, 1976. 250 p.
5. Малярчук Б. А. Следы балтийских славян в генофонде русского населения Восточной Европы. The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия). 2009. Т. 1. №1. С. 23-27.
6. Трухачев Н.С. Попытка локализации прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIII вв. Славяне и Русь: проблемы и идеи. 4-е изд. М., 2001. С. 324.
7. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 59-60.
8. Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славяно-россов и его значение в предыстории Крещения Руси // Богословские труды. № 29. 1989. С. 27-40.
9. Пселл М. Богословские сочинения / Пер. с греч. пред. и прим. архимандрита Амвросия (Погодина). СПб., 1998. С. 33-45.
10. Цветков С.В. Князь Рюрик и его время. СПб.; М., 2012. 294 с.

Войти в личный кабинет