Об истории древнерусского «торгового бизнеса»

Русское купечество глубоко вошло не только в нашу историю, но и в нашу культуру, в частности, в фольклор. Всем известен мудрый и смелый Садко – былинный герой-купец из Великого Новгорода. Да и в русской литературе не один тип героя-купца. Наверное, самым известным купеческим сюжетом стала сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек», где отец главной героини Настеньки именно купец.

По сути дела, вся история Руси, закрепленная в летописях, так или иначе связана с купечеством. Уже в самых ранних сообщениях присутствуют «гости» – так в древности называли купцов, занимающихся внешней торговлей. Например, в «Повести временных лет» за год по нашему исчислению 882-й сообщается, что смерть Аскольда и Дира связана с нашей темой: убийцы выманивают князей, представившись купцами.

Н.М. Карамзин в своем капитальном труде «История государства Российского» относит первые свидетельства о славянских купцах к VIII веку. «Сии купцы, пользуясь совершенною безопасностию в землях Славянских, привозили им товары и меняли их на скот, полотно, кожи, хлеб и разную воинскую добычу. В VIII веке Славяне сами ездили для купли и продажи в чужие земли. Карл Великий поручил торговлю с ними в Немецких городах особенному надзиранию своих чиновников. В средних веках цвели уже некоторые торговые города Славянские» (1, Том I. Глава III).

В летописях часто о русском купечестве говорится по случаю его контактов с «греками», то есть с Византией. Тогда было время правления варяжских князей, именно они, как сказали бы сейчас, представляли внешнеполитические интересы Древней Руси. Разумеется, одним из крупнейших центров мировой торговли был Царьград, куда стекались бессчетные «гости» со всего света, в том числе и из Руси. Более того, есть свидетельства, что в Царьграде был целый русский квартал, понятно, что в его жизни русское купечество играло ключевую роль.

Чем же торговали русичи? Нетрудно догадаться, что большой популярностью у южан пользовались специфические товары северных территорий: воск, мёд, меха. Собственно, они и были главным предметом торговли со стороны отечественных купцов. Соответственно, на Русь они везли специфические южные товары: разные плоды, которые не произрастали на севере, вино, специи, особые ткани и материалы (пурпур, сафьян, дорогое сукно), ну и, разумеется, товары производственной группы. Конечно, не обходилось из без торговли рабами.

Кстати, историки свидетельствуют, что во времена зарождения российского государства не было у русичей еще своей монеты, обмен происходил за счет драгоценных металлов. Но и их не хватало для тогдашнего объема товарооборота, поэтому в ходу была «пушная валюта» (т.н. куны). Согласно Карамзину, наиболее тесные торговые контакты с Византией имели следующие города: Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов и Вышегород. Карамзин даже подробно восстанавливает пути русского купечества на юг, указывая на особое снаряжение, необходимое для такого долгого перехода (см. 1, Том I. Глава Х). Разумеется, жизнь купца была сезонной: было время осенью – сбор плодов, была зима, когда можно было по рекам путешествовать, охватывая русские территории и закупая здесь товары, была весна – время удобное для перехода в Царьград, лето – время торговых дел.

Интересен и облик древнерусского купца («гостя»). Чаще всего «гостями» были люди сильные, умелые в ратном деле. То есть купец нередко сочетал в себе несколько «профессий»: был воином-дружинником, мореплавателем, предпринимателем, даже нередко разбойником и работорговцем. Н.М. Карамзин отмечает, что в IX – X вв. наши предки (он их называет «россиянами») нередко нападали на торговые суда, если имели такую возможность. В противном случае, могли просто «позиционировать себя» в качестве мирных купцов. Урон от российских полукупцов-полуразбойников был настолько велик, что Византия заключила с князем Игорем специальный договор, согласно которому вход в Черное море русским мореплавателям будет открыт только после того, как они предъявят княжеское письменное свидетельство о том, что не являются разбойниками. Таким образом, видимо, греки хотели связать древнерусское торговое сословие с русской же властью, чтобы она тоже несла ответственность за поведение своих «верноподданных».

Не трудно понять, почему эта профессия в древние времена привлекала к себе самых крепких, волевых и смелых: доходность ее была весьма существенной. Это оправдывало даже серьезные риски. Понятно, что и власть должна была иметь с купеческих капиталов свою долю. Б.В. Перхавко указывает, что в древней Руси «с момента зарождения она <международная торговля> совершалась при активном участии и под строгим контролем государства. Лишь с ведома великих киевских князей (при их прямом участии и под их контролем) организовывались в IX–X вв. дальние торговые экспедиции воинов-купцов в Византию, страны Востока и Запада» (4).

Поэтому тогда молодое государство, которое мы сегодня называем древнерусским, было кровно заинтересовано в развитии внешней торговли. Для этого использовались различные инструменты, один из которых – война. Многие историки считают, что походы древних русичей на Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию во многом были обусловлены именно продвижением торговых отношений, точнее, попыткой сделать внешнеэкономические сношения более выгодными. Показателен в этой связи тот самый «щит на вратах Цареграда»: Вещий Олег не только за данью шел на Византию. Все древние источники, которые упоминают об этом походе, свидетельствуют, что русские получили от греков невиданную доселе привилегию: беспошлинную торговлю в Византии (в летописи сказано: «не платяче мыта ни в чем же», мыто – родственное слову «мытарь», то есть сборщик налогов).

Значительны были политические позиции купцов в древнерусском государстве. Показательный здесь пример – текст договора, составленного между греческими царями и русскими посланниками. Вот как он отражен в «Повести временных лет», см. сообщение за год 945-й: «Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы – от рода русского послы и купцы…». То есть мы видим, что государство на равных представляют два «сословия»: люди посольские и купечество. Далее в тексте этого документа идет перечисление имен, среди них купцов – 26 человек! И это один из множества примеров, когда купечество участвует в переговорах и визитах самого высокого уровня: во многих ситуациях власть и торговые люди идут «рука об руку». Да и нередко сами князья выступали в роли купцов: сами участвовали в торговых походах, чтобы, по примеру скандинавских правителей, умножить свою казну. Причина этого еще и в том, что, как уже указывалось выше, на Руси не было достаточного количества драгметаллов для того, чтобы вести с их помощью полноценный обмен. Поэтому подати князю платились натуральными продуктами, у правителя, таким образом, скапливалось огромное количество товара, часть из которого требовала скорой реализации.

Однако в разное время и в разных местах купцы имели не одинаковое влияние. В некоторых случаях они были строго подчинены власти и не могли предпринимать серьезных начинаний без ведома и участия князя. Но иногда они приобретали существенную власть. Со временем в древнерусском государстве зарождается класс, который мы бы сегодня могли назвать «аристократией». Это были привилегированные дружинники, которые считали уже ниже своего достоинства пробираться опасными торговыми путями. Они получали имения, особые территории, от которых кормились, поэтому предпочитали уже не рисковать. То есть государство, по мере того, как набирало мощь, обзаводилось социальными стратами, после чего начинается и профессиональная специализация этих стратов. По мнению историков, всё это происходит в XI-XII веках. Тогда же выделяется особый класс людей – уже не таких знатных – которые занимались внешней торговлей. То есть формируется особое купеческое сословие, которое отстаивает свои интересы сообща. Причины объединения этих людей понятны: большой группой куда безопаснее путешествовать, удобнее продвигать свои инициативы, влиять на власть имущих. Поэтому логично, что на Руси создаются крупные купеческие объединения.

Например, историки большое внимание уделяют исследованию такого сообщества, как «Иванское сто». Это была особая купеческая гильдия, особый «клуб избранных», который существовал в Великом Новгороде в XII–XV веках. Торговые люди объединились вокруг церкви Ивана Предтечи на Опоках, считая ее своим духовным центром, который их окормлял. Считается, что термин «Иванское сто» введен историками М.Н. Тихомировым и А.В. Арциховским. Вот что говорит первый из них об этом объединении, указывая, что далеко не только воском занимались эти купцы: «Компетенция Иванского ста с самого начала приняла более широкие размеры, чем собирание пошлин за взвешивание воска. Из устава Всеволода о церковных судах можно заключить, что Иванское сто совместно с новгородским епископом держало в своём ведении «мерила торговаа, скалвы вощеный, пуд медовой, и гривенку рублевую, и локоть еваньскый». Устав всюду говорит о совместном заведовании торговыми мерилами как владыки, так и иванских старост» (3, С. 117.).

Объединение купцов вокруг церкви Ивана Предтечи на Опоках считается первым купеческим союзом Руси. До нас дошло два варианта устава этой купеческой гильдии, в которых прописаны ключевые моменты, связанные с самоуправлением купечества. Это важно еще и потому, что на сегодня нет достоверных свидетельств о создании других «профессиональных союзов» в древней Руси, например, союзов ремесленников. Такой особый статус дал купцам огромные привилегии: ни бояре, ни посадники не могли вмешиваться в жизнь купеческой общины! То есть, по сути, торговые люди становились неподсудны обычным судебным органам. В.Л. Рассказов говорит «об Уставной грамоте, данной новгородским князем Всеволодом Мстиславичем церкви Иоанна Предтечи купцам одного из района Новгородского княжества в первой половине XII в. <…> Этим документом предусматривается решение возникающих споров между ними самими купцами. Регламентировался и состав суда. <…> Можно предположить с известной долей осторожности, что этот суд и справедливо считать прообразом будущих торговых судов, поскольку о разрешении именно торговых дел говорилось в данном документе» (5).

Правда, «иваньское сто» – единственное купеческое сообщество древней Руси, о котором мы имеем такие подробные сведения. В целом летописцы не останавливаются на «купеческих корпорациях», по крайней мере, подробно не описывают их самоорганизацию. Тем не менее, гильдии явно существовали не только в Новгороде. М.Н. Тихомиров подчеркивает: «О существовании купеческих объединений в других русских городах, помимо Новгорода, сказать значительно труднее, хотя в крупных городах, подобных Киеву и Полоцку, их существование не только вероятно, но почти обязательно». (3, С. 123).

Понятно, что торговля шла не только с греками. Варяжские князья, конечно, имели тесные контакты со Скандинавией, что, собственно, отражено и в летописях скандинавских народов. Кроме того, тесные торговые связи были с другими славянскими территориями, германцами, балтами. В более поздние времена между купеческими «корпорациями» разных стран заключались договоры. Например, новгородская купеческая гильдия и Ганзейский союз (Ганза – город в Германии) в 1259–1263 годах подписали торговое соглашение, где детально регламентировались основы внешней торговли, отношение между двумя купеческими сообществами.

Вот что пишут В.В. Витюк, А.Н. Тимонин об этих связях: «Ганзейцам в Новгороде были предоставлены большие привилегии в области гражданского права, если выражаться современной терминологией. Немецкое подворье в Новгороде – двор святого Петра – представляло собою своеобразное государство в государстве. Его обитатели пользовались полной свободой в вопросах внутренней жизни: немецкие купцы судились и управлялись своими властями, по своим законам. Юрисдикции Новгорода они подлежали только в случаях столкновений с новгородцами. Не менее значительны были привилегии ганзейцев в сфере непосредственно торговой деятельности; одной из важнейших привилегий ганзейцев в Новгороде и источником больших прибылей, извлекавшихся ими из торговли с новгородцами, являлось почти полное освобождение ганзейских купцов от уплаты пошлин» (2).

Купечество использовалось и как особый инструмент в ходе ведения боевых действий, его применяли и для «наложения санкций». Нередко усобица между городами приводила к торговой блокаде – соперник создавал искусственный дефицит продовольствия и других необходимых товаров. В таких условиях местные купцы нередко «заламывали цены», чтобы нажиться на войне. Поэтому случались и народные антикупеческие выступления, проще говоря, бунты и погромы.

Словом, купечество в Древней Руси было значительным по важности классом, во многом, двигателем прогресса, так как поставляла русичам в том числе и новые технологические товары. Купцы обладали большими финансовыми ресурсами, соответственно, могли вмешиваться в дела власти (да и власть порой не брезговала торговыми заработками). Нередко купечество имело особый юридический статус, что мы видели на примере «иваньского ста». Существенная роль во внешнеторговых сношениях отводилась купечеству, поэтому торговый люд был одной из главных сил среди тех, что участвовали в формировании русской государственности от самых ее истоков.

Дата публикации 12.10.2023

Список источников

1. Карамзин Н.М. История государства Российского // http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/karahist.htm
2. Витюк В.В., Тимонин А.Н. Торгово-таможенная политика Великого Новгорода и ее значение в развитии Ганзейского союза периода удельной раздробленности Руси // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 111–112.
3. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. Изд. 2-е, дополненное и переработанное, М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.
4. Перхавко В.Б. Купечество и власть в средневековой Руси // Доклады Института российской истории РАН. 1997. № 2. С. 63-64.
5. Рассказов В.Л. Истоки формирования и развитие торгового правосудия в древнерусском государстве // Власть Закона. 2020. № 1 (41). С. 88.

Войти в личный кабинет