Марксизм: исторический и диалектический материализм, истина, отношение к религии
В статье рассматриваются некоторые моменты биографии основателей марксизма, истоки возникновения, источники и составные части марксисткой теории. Приводится анализ основных тезисов диалектического и исторического материализма; проблемы истины и ее критериев, а также отношения марксисткой теории к религии.
Учение марксизма безусловно оказало огромное влияние на социальное мироустройство и мировоззрение двадцатого века и продолжает быть популярным в современности. В любом советском вузе его изучали много лет под заголовками различных предметных областей и серьезно форматировали сознание студентов. В настоящее время учебных материалов по марксизму не так много, как раньше, и данный очерк, выполненный в лекционной форме, имеет своей целью освежить научно-популярный дискурс в рамках марксисткой теории.
Мало кто знает, что имя Карла Маркса по рождению – Мозес Мордехай Леви. Левиты (לֵוִי, Леви) – потомки колена Левия. В широком смысле это не только сами по себе левиты, но и коэны – храмовые священники. Маркс был выходцем из религиозных еврейских семей как по отцовской, так и по материнской линии. Причём по обеим линиям в роду были раввины. Этим, пожалуй, изначально объясняются глубокие таланты и образованность самого Маркса. Отец Генрих Маркс, будучи юристом, перешел в лютеранство, поскольку иудеям в Пруссии было запрещено занимать государственные должности, а также должности в судопроизводстве. Мать была более устойчива в иудаизме и изначально негативно относилась к крещению детей. К сыну Карлу отец относился с огромной любовью, с детства готовя его к карьере ученого. Религиозные и национальные корни продолжали оказывать влияние на личность и творчество самого К. Маркса в течении всей его жизни.
Другом и единомышленником К. Маркса был Ф. Энгельс. Он был успешный буржуа, унаследовавший дело и капиталы своего отца – богатого еврейского фабриканта. Фридрих Энгельс, несомненно, обладал литературными, философскими талантами, редактировал труды и был соавтором К. Маркса.
Принято считать, что философия марксизма – это диалектический (предмет – природа) и исторический материализм (предмет – общество). Тремя составными частями марксизма являются политическая экономия, философия и научный коммунизм.
Главными произведениями основателей марксизма являются:
• «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;
• «Капитал» К. Маркса;
• «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;
• «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;
• «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;
• «Диалектика природы» Ф. Энгельса;
• «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;
• «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;
• «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.
К. Маркс и Ф. Энгельс позиционировали себя как гегельянцы и последователи Л. Фейербаха. В этом смысле, немецкая классическая философия являлась одним из идейных источников марксизма. От Гегеля Маркс взял диалектику, а от Фейербаха – его материализм. По Марксу, в учении Гегеля все верно, но его система стоит «кверху ногами», ее нужно перевернуть. По Гегелю, материальный мир – это инобытие Абсолютной Идеи. По Марксу не материальный мир – инобытие духа, а, дух – инобытие материи.
Предшествующая марксизмуфилософия была по преимуществу материалистической. В частности, философия Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII века: Бэкона, Гоббса и Локка; французских просветителей XVIII века.
Источником экономической теории является классическая политэкономия Адама Смита и Давида Рикардо, а социально-политического учения – французский социализм Анри Сен-Симона и Шарля Фурье. Маркс обходил проблему ссудного процента и ростовщического капитала.
Относительно источников марксисткой теории следует также упомянуть мнение Бакунина, который лично знал К. Маркса и писал: «Я уверен, что Ротшильды, с одной стороны, ценят заслуги Маркса, и что Маркс, с другой, чувствует инстинктивную привлекательность и большое уважение к Ротшильдам» [1]. В данном контексте есть резон привести и мнение Энтони Саттона, в частности: «Маркс понимал, что если небольшая группа людей завладеет предложением денег и институтом кредитно-банковских учреждений государства (центральным банком), то она единолично сможет управлять циклом «бум – спад» экономики этого государства… Для каких целей элита (банкиры-ростовщики) финансировала Маркса? Цель – …добиться господства элиты. Марксизм – средство для упрочения власти элиты. Он не ставит своей задачей облегчить страдание бедных или способствовать прогрессу. Это план элиты…» [2]. Возможно в этом есть некий конспирологической контекст, однако все же есть резон упоминать о данных мнениях. Мысль о том, что марксизм был эффективным продуманным идейным оружием для разрушения самодержавия и смены одних национальных элит на другие, в последнее время все более набирает популярность.
Многие авторы акцентируют внимание на нехарактерный для моды того времени внешний вид классиков марксизма, скорее более схожий с адептами лож в стиле Альберт Пайк и Ко… Есть мнение, что юный Маркс был причастен к неким оккультным кружкам. Примечательны и иллюстративны стихи молодого К. Маркса: «Адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг, пока не сойду с ума и моё сердце в корне не переменится. Видишь этот меч? Князь тьмы продал его мне» [3].
Диалектический материализм
Согласно марксистскому мировоззрению, материя является единственным началом и причиной мироздания (самодостаточная субстанция)[1] – имеет начало движения в самой себе. Этим началом является принцип единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики. В обществе также действуют материальные законы: противоречие между трудом и капиталом, классовая борьба.
Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Надо отметить, что в этом понимании определенно есть логический парадокс, самими марксистами в расчет не берущийся. Даже в классическом ленинском определении материи как реальности, данной в ощущениях, первоначально определено, что это философская категория сознания.
Тем ни менее марксизм считает, что материя находится в постоянном движении и развитии. Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования.
Развитие, в учении марксизма, осуществляется по законам диалектики Гегеля, эти законы хорошо известны, выделены Энгельсом, их можно прочитать в любом учебнике по философии.
Неотъемлемым свойством материи является движение: материя существует только в вечном движении, изменении. Среди форм движения выделяют:
- Механическое движение (простое перемещение материальных тел в пространстве).
- Физическое движение (различные взаимодействия материальных тел).
- Химическое движение (взаимодействия, изменения и превращения различных веществ).
- Биологическое движение (сложные процессы изменения и развития, происходящие в живой природе).
- Социальное движение (изменения, процессы, события, происходящие в человеческом обществе).
Каждая следующая форма движения, говорит Энгельс, базируется на предыдущих и включает их в себя. Все гегелевские законы диалектики марксистами перенесены на материальный мир. Важным элементом и гегелевского, и марксистского учения являются находящиеся в борьбе и единстве категории. Надо отметить кабалистические истоки диалектики, где сфирот выстроены таким образом, что выступают как теза и антитеза по отношению к друг другу и рождают смысловую синтезу нового порядка. Гегель в данном случае выступал не столько как автор, сколько как популяризатор очень древней доктрины.
Исторический материализм
Предпосылкой возникновения общества являются экономические (производственные) потребности. Прежде чем о чем-либо думать или испытывать какие-либо чувства, надо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой, потому что без этих прозаических и презренных вещей невозможно существование. Люди вынуждены выживать в материальной природе (голодным, раздетым, без крыши над головой мыслить невозможно). Необходимо первично обеспечить материальное. Человек зависим от законов и потребностей материального. Он вынужден работать. В первую очередь важна борьба за выживание, причем идея борьбы у Маркса экстраполируется на классовую борьбу по преимуществу.
«…Мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, – мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди» [4]. Праксис и реальные материальные экономические отношения являются исинными критериями, на которых строится анализ общественных отношений. Во второй статье марксистского цикла мы более подробно поговорим и разберем эту тему.
Истина и ее критерии
Еще скептики поставили вопрос: «Откуда мы знаем действительное положение вещей, чем подтверждаем соответствие или несоответствие им наших знаний?» Кант говорил, что наши здания лишь внутренние и мы не можем выйти за пределы своих чувств. На этом же основан скептицизм Юма и Беркли. Однако согласно марксизму, истина – это то, что правильно отражает объективную реальность. По сути, это упрощенное гегелевское определение. Кроме того, у Маркса критерием истины является практика – преобразование человеком окружающей действительности и самого человека. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» («Тезисы о Фейербахе»). Когда мы изменяем мир мы его лучше понимаем. Практика – критерий истины. Не деление на субъект и объект, а слияние их в деятельности.
Интересно, что мысль о праксисе, об «изменении мира» есть на самом деле не оригинальная мысль К. Маркса, но когнитивный ремейк кабалистических идейных посылов германских хасидов рейнской области XVI века. Рейнцы оплакивали катастрофу 1492 года, когда от 40 000 до 100 000 евреев были изгнаны из Испании с тяжелейшими для себя последствиями. После этих трагических событий раввинатом была принята установка не столько на молитвенный праксис, сколько на реальные материальные действия, способные улучшить положение народа. Маркс, будучи по происхождению иудеем, с данными идеями безусловно был знаком.
Отношение к религии
Между тем отношение к религии у классиков марксизма было весьма негативное. И по преимуществу этот негативизм был адресован европейскому христианству. «Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир» [3]. «Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Вся религиозная феноменология у классиков марксизма сводится лишь как к средству для манипуляции массами и оправдания эксплуатации одних классов другими. К. Маркс и Ф Энгельс писали о том, что после преобразования мира социалистической революцией исчезнут условия для религии. Какое-то время религия будет еще существовать, но временно, главное у нее не будет классовых корней. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья. Не надеяться на Бога, а преобразовывать и изменять этот мир.
В. Ленин писал следующее: «Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь» [6]. Постулат о том, что обращение к религии очень вредный для человека и народа феномен для марксистов является краеугольным идейным положением. «В самых свободных странах (Америка, Швейцария и т. п.) народ и рабочих отупляют особенно усердно именно идеей чистенького, духовного боженьки. Именно потому, что всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, самая опасная мерзость, самая гнусная зараза» [7]. Каков слог и насколько сильный негативный заряд в этих словах!
В современной России многие, порой даже профессиональные авторы, ностальгируя по СССР, говорят, что марксизм есть чуть ли не «реализация христианских идеалов». На самом деле, это полное непонимание марксизма, онтологически отвергающего религию. Марксистское государство нельзя построить на христианских основаниях в силу антирелигиозной позиции марксизма как философского учения.
Принятие же религии и попытка встраивания этого положения в идейный конструкт марксизма есть пересмотр основных положений Маркса – очевидный ревизионизм, оппортунизм, идеологическая софистика. К настоящему марксизму это не имеет никакого отношения. Марксизм – это тотальное атеистическое мировоззрение. Гонения на церковь во время революционных событий – это не какие-то ошибки зарвавшихся комиссаров. Это последовательная теория и последовательная позиция.
Возможно, критика марксизмом религиозных социальных манипуляций имеет под собой здравое зерно, иначе воинствующий атеизм не был бы так поддержан в эпоху революции в России. Однако надо понимать и тот факт, что у религии есть и другие корни – глубинные метафизические и онтологические основания. Тот, кто примитивно – марксистки воспринимает религию по классовым или психологическим корням либо недостаточно образован, либо стоит на позициях намеренного и воинствующего безбожия.
***
Марксизм представляет собой классическое развитие проекта модерна как позитивистское и прагматическое направление философии. Отвергая религиозную метафизику, это учение в значительной степени обедняет себя, что не совсем логично при построении целостного мировоззрения. Возможно, авторами теории это было сделано намеренно, дабы дать обществу своеобразную прививку от христианства и подготовить его для перехода к новой форме религии, так же как посредством революционных переворотов была осуществлена трансформация национальной собственности и замена одних элит другими. П. Джонсон подчеркивал в этой связи «талмудические замашки» К. Маркса и логически искусственные компиляции в его основном труде «Капитал».
Марксизм является политическим инструментом для приобретения и удержания политической власти, а Маркс – одним из тех людей, кто перестроил старый и построил современный мир.
В следующей статье цикла мы продолжим рассматривать марксистскую теорию в контексте ее социальной и экономической философии.
[1] Образ мысли полностью позитивистский, своеобразный антипод платонизма – освобождение от всякой религии и метафизики.
Список источников
1. Бакунин М. О Ротшильдах https://helpiks.org/6-66527.html
2. https://newsland.com/post/2417869-o-chem-umolchal-marks
3. «Der Spielmann», 1837. Athenaum, Zeitschrift fur das gebildete Deutschland, January 23, 1841
4. Маркс К., Энгельс Ф. «Немецкая идеология»
https://www.rulit.me/books/nemeckaya-ideologiya-read-341580-1.html
5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. https://studfile.net/preview/9082235/
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / В. И. Ленин ; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС — 5-е изд. — М.: Гос. изд-во полит. лит., 1968. — Т. 12. Октябрь 1905 ~ апрель 1906. — С. 142—147.
7. Ленин В. И. Письмо к Горькому. http://libelli.ru/works/48-1.htm
8. Johnson, Paul ДIntellectuals From Marx and Tolstoy to Sartre and Chomsky by Paul Johnson (revised ed.). Perennial. 2007.