О роли ценностей в стабильности социально-экономической системы. Взгляд китайских элит


«Если система ценностей рухнет, то
как можно поддерживать
социальную систему?»

Ван Хунин, «Америка против Америки»

Предлагаем вашему вниманию статью американского издания The New Yorker “Как книга об истории Америки предсказала будущее Китая” авторства Чанг Че от 21 марта 2022 года.

В материале идет речь о книге политического теоретика Ван Хунина «Америки против Америки» – путевого рассказа 1991 года о культурном упадке США в момент, казалось бы, ее величайшего геополитического триумфа. В начале 2021 года эта книга в онлайн-магазине подержанных книг Kongfuzi стоила $2900 – в 3 тыс. раз дороже первоначальной цены.

Ван Хунин, член Постоянного комитета Политбюро [высшего органа КПУ из 7-и человек] является единственным членом ПК, который никогда не управлял провинцией или городом. Он – выдающийся теоретик современного Китая, работавший с тремя китайскими руководителями: Цзян Цзэминем, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпином.

Именно Ван Хунин разработал для китайского руководства концепцию, которую на Западе именуют «неоавторитаризмом»; ее главная идея состоит в том, что развивающимся странам, таким как Китай, нужно жесткое и централизованное государство для руководства своими рыночными реформами. Это прямо противоречит навязываемой Западом либеральной концепции децентрализации в условиях перехода к рынку. Впервые эту идею товарищ Ван озвучил в 1986 году, и она вызвала не только поддержку, но и критику даже в Китае.

В Соединенные Штаты Ван Хунин приехал в августе 1988 года: будучи профессором международной политики в Фуданьском университете, он был приглашен Американской ассоциацией политических наук с шестимесячным академическим визитом. Автор статьи отмечает: “Ван совершил поездку по десяткам городов и предприятий, от Фултона, штат Миссури, где Черчилль произнес свою легендарную речь о “железном занавесе”, до штаб-квартиры Coca-Cola в Атланте. Он наблюдал за президентской гонкой между Джорджем Бушем-старшим и Майклом Дукакисом и размышлял о значении американских библиотек, музеев, космической программы и даже общины амишей. Хотя он был поражен “гаджетами” американской современности — ее архитектурой, автомагистралями, памятниками и небоскребами, — он обнаружил под ней «скрытое течение кризиса».

Главный вывод, сделанный Ваном в интерпретации автора статьи: “Америка променяла свою душу — соединительные ткани общины, традиции и семьи — на славу национального богатства и власти. Сильная, но слабонервная, индивидуалистическая, но одинокая, богатая, но декадентская, Америка была, как следует из названия [его книги], парадоксом, идущим к катастрофе”.

В статье отмечается, что “Ван подозрительно смотрел на американскую демократию, считая ее обещание народного представительства неуловимым, если не иллюзорным. Выбор кандидатов на пост президента был скудным, правительственные учреждения накапливали государственную власть, а хорошо финансируемые группы интересов могли легко «определить судьбу другой группы». Когда он стал свидетелем зрелищной президентской гонки Буша-Дукакиса — раздутых обещаний, постановочного уважения к избирателю и ярких дебатов, которые больше ценили зрелище, чем содержанием, — его первоначальное удивление превратилось в разочарование. Политические партии просто «продают товар — кандидатов — на рынке», — написал он [в своей книге – ред]. Избиратели просто «делают покупки среди доступных товаров».

Что касается успешности Америки, то Ван считал, что он достигнут за счет ее «духа эксцентричности», как основы для технологических инноваций. “Он восторженно писал о космической программе и восхищался тем, как тот же дух коснулся обыденности: были «машины для вскрытия конвертов и банок» и «электронные точилки для карандашей». Тем не менее, Ван также пришел к выводу, что американцы стали слишком полагаться на технологии. Он указал на американский подход к инвалидности: технические временные промежутки, такие как «электрические инвалидные коляски, регулируемые кровати и вспомогательные очки для слепых». «Люди с ограниченными возможностями могут свободно передвигаться», — написал он. «Но как человеческие существа их проблемы не решены». В Америке, писал Ван, «не люди овладевают технологией, а технологией овладевают люди». Это позволило сделать геополитический вывод:«Если вы хотите сокрушить американцев, вы должны сделать одно: превзойти их в науке и технике».

В статье указывается, что из западных мыслителей наибольшее влияние на Вана оказал консервативным философ Аллан Блум: “Опираясь на центральный тезис бестселлера Блума «Закрытие американского разума», Ван высмеял «поколение молодых людей, не понимающих традиционные западных ценностей».

И тут мы переходим к важнейшему моменту статьи: “В 60-е годы, когда Советский Союз начал отходить от сталинизма, а внешняя политика США развернулась к подрывной тактике «мирной эволюции», Мао Цзэдун увидел наибольшую угрозу в недостаточной вере в свои идеи. Целое поколение китайских лидеров, выкованных в горниле Культурной революции, пришло к выводу о необходимости связать выживание политической системы с верой, которую люди имели в ней, и вера поддерживалась через традиции — то, что Ван называл «культурным геном».

NB! Советский Союз убило то, что не только его граждане, но и значительная часть элиты перестала верить в ценности своей культурной традиции.

Ключевой вывод Ван Хунина как теоретика заключается в том, что Компартии Китая необходимо поддерживать систему ценностей, которую традиционно именуют “социализм с китайской спецификой”

“В августе прошлого года партия обнародовала новый лозунг: кампания «Общее процветание» направлена на то, чтобы исправить растущий разрыв в достатках между жителями Китая (…) За экономическим акцентом программы скрывается глубоко культурная логика в стиле Вана. В своей речи, описывающей новую кампанию, Си предостерег от «разрыва социальной ткани», которая постигла некоторые неназванные страны. В этих странах, по его словам, разрыв между богатыми и бедными выродился в «политическую поляризацию и безудержный популизм».

Фан Кэчэн, профессор журналистики и коммуникаций в Китайском университете Гонконга, сказал мне: «В концепции Си Цзиньпина о «новой эре» наличие имущественного неравенства и богатых людей, конечно, являются важными проблемами, но есть то, что партия считает абсолютно необходимым: единая система ценностей».

В статье приводится фраза из китайского учебника для младшей школы: «Культивирование правильных ценностей похоже на застегивание рубашки. Если вы ошибетесь в первой пуговице, остальные тоже будут не на своих местах».

И тот поворот к консерватизму, который мы видим в китайском обществе, является следствием этого принципа; внешние его проявления описал автор статьи: Школам было приказано нанимать больше учителей физкультуры, чтобы «культивировать мужественность» у мальчиков. Медиа-вещатели были вынуждены перейти от шоу, которые показывают «женоподобных мужчин», к тем, которые продвигают «традиционную китайскую культуру». Игровым компаниям теперь разрешено предлагать несовершеннолетним только один час игрового времени, с 8 вечера до 9 вечера, по пятницам, субботам и воскресеньям”…

Дата публикации 01.05.2023
Войти в личный кабинет