Скифы были значимым геополитическим игроком в I тыс. до н.э. Были периоды возвышения скифского царства, о чем еще будет сказано, были же, наоборот, времена раздробленности и бедствий. Ученые до сих пор спорят об истоках зарождения скифского этноса. Например, Л.А. Скворцова и А.А. Ильина замечают: «Многие исследователи полагали, что скифы – это потомки племен, населявших Северное Причерноморье еще в эпоху бронзы. По мнению других ученых, скифы вторглись в Северное Причерноморье с востока, принеся с собой сложившуюся в глубинах Азии культуру, которую мы привыкли называть скифской. Впрочем, приверженцы “автохтонной” теории обычно допускали участие в формировании скифского этноса мигрантов из Заволжья, а сторонники “азиатской” гипотезы не отрицали вклад населения Северного Причерноморья в складывание скифской культуры. В последние годы усилия некоторых авторов были направлены на создание “компромиссных” теорий» (1) Одним из важнейших источников по скифской тематике является “История” Геродота. Причем именно труд Геродота является отправной точкой для всех исследований скифской проблематики, это первое историческое свидетельство, дошедшее до нас, где так подробно рассмотрены история, быт, нравы, обычаи, мифология скифов.
«Историю» Геродота ученые относят к 430 году до н.э., конечно, дата приблизительна. Этот исследовательский труд считается первым крупным европейским произведением, дошедшим до нас полностью. Геродота почитали уже древние, например, Цицерон называл его «отцом истории». По мнению П.Л. Зайцева, Геродот и Фукидид «не столько показали остальным как необходимо писать историю, сколько, написав ее сами, обозначили те принципиальные позиции, вокруг которых и организовывалось последующее историческое знание. Причем организовывалось и собиралось само, без научных революций, скачков и парадигмальных сдвигов, как говорится, “от древности до наших дней”» (2). В позднейшие времена «История» Геродота была разбита на девять книг, которым были присвоены имена муз. В этом виде труд печатают и сегодня.
Что же касается самого Геродота, то понятно, что достоверных сведений о его жизни сохранилось не очень много, однако известно, что он родился в Малой Азии (родиной его считают греческий город Галикарнас на средиземноморском побережье), был знатного происхождения, получил прекрасное по тем временам образование, много путешествовал. В своих странствиях он собрал богатый исторический, мифологический, этнографический материал, общался в том числе и с представителями различных этносов. То есть работал с «первоисточниками». Есть свидетельства, что даже Скифию Геродот посещал, так что мы имеем дело с бесценным свидетельством, в котором личный опыт помножен на высокую культуру исследования. Кстати, за прошедшие десятилетия накоплен серьезный историографический, археологический, этнографический материал по скифской тематике, и он, несмотря на некоторые невольные заблуждения историка, в целом подтверждает достоверность тех сведений, что некогда были собраны Геродотом. Это делает его труд еще более значимым.
Есть еще один важный аспект «Истории» Геродота – это та исследовательская позиция, которую он занимает. На этом вопросе в своем исследовании заостряет внимание И.Е. Суриков. И главным пунктом «программы» Геродота является следующее: «галикарнасец выработал специфическую, вполне сознательную позицию. Эта позиция отразилась в его известнейших словах, без учета которых просто невозможно понять Геродота: “Что до меня, то мой долг передавать все, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всем моем историческом труде”» (3).
В «Истории» скифы предстают диким и коварным народом. Большие фрагменты, связанные с этим племенем, как правило, представляют этих кочевников с неприглядной стороны. Например, в одном из эпизодов Геродот пишет, что “орда мятежных скифов” пришла в Мидийскую землю, где они были дружественно приняты местным царем Киаксаром. Судя по тексту, скифы должны были платить некоторый налог за право пользованием местными угодьями: они занимались охотой. Однажды, не получив большого улова, они поссорились на этой почве с хозяином земли – не смогли вовремя заплатить. В отместку за жесткие слова из уст царя они убили его сына и “подали на стол Киаксару как охотничью добычу” (4). После чего стремительно бежали к соседям-лидийцам, чем-то их прельстив. Из-за этого у лидийцев с мидянами началась долгая изнурительная война. Еще не раз уличит Гродот скифов в коварстве: «скифы, победив своих противников-мидян, первыми нарушили мир».
Однако коварство иногда оборачивается иной своей стороной – мудростью. Например, скифы искусно «приструнили» своих давних соперников – амазонок, которые доставляли им много проблем своими набегами. Произошло это так: скифы выделили группу красивых юношей, которые встали станом недалеко от амазонок, и приказали первым не вступать в боестолкновение с «дамами». Те долго не могли понять, что это за странная тактика: воевать не хотят, но и не уходят. А потом началась «романтика»: влечение полов друг к другу сыграло решающую роль. Вначале начали встречаться отдельные парочки из враждующих лагерей, а потом и все амазонки были покорены таким хитрым способом…
В другом эпизоде говорится, что скифы для забавы оскверняли святилища чужих богов (например, Афродиты). В один момент истории они серьезно усилились, и им удалось подчинить ряд племен на обширной территории. Геродот так описывает их правление: “28 лет владычествовали скифы в Азии (имеется в виду Верхняя Азия) и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось”. Правда, Геродот отмечает, что скифы неоднородны и территории их проживания обширны: у них есть даже «ветви», занимающиеся земледелием (впрочем, в другом месте «Истории» недвусмысленно сказано: «Скифы ведь не землепашцы, а кочевники»). То есть это был поликультурный народ, поистине древняя империя, населенная разными субэтносами, историк их даже в одном из мест перечисляет. Современные исследования подтверждают обширность и разнообразие Скифии: «Скифский мир, раскинувшийся до пределов древнего Китая, впитал в себя множество культурных элементов, которые кочевники передавали на огромные расстояния» (5).
Отмечает Геродот и странную по тем временам военную тактику скифов: они не вступали в прямое столкновение с врагом, перемещаясь со всем своим имуществом и изнуряя противника. Так, например, они гоняли по огромным пространствам царя персов Дария с войском. А когда решающая битва уже, казалось, должна была состояться, скифы увидели зайца и их охотничий инстинкт возобладал: они погнались за ним, покинув боле битвы. Дарий воспринял это не как панику, а, наоборот, как жест пренебрежения к нему, изумившись странному менталитету скифов. Да и в целом военная тактика скифов вызывала у «просвещенного народа», которым считали себя персы, недоумение. Они даже посылали посольство к скифам, мол, если вы боитесь боестолкновения, то сдавайтесь. Но скифы и не собирались это делать…
Вот как это известное событие трактует В.Я. Петрухин: «Не вступая в открытое сражение, они заманивали противника в глубь степей. Дарий требовал “рыцарской войны”, то есть открытого сражения, скифы же ехидно отвечали, что вовсе не убегают, а согласно своему обычаю кочуют. Вот если Дарий посмеет осквернить могилы их предков, то тогда он узнает силу скифского оружия. Поход Дария окончился бесславно, скифы же показали античному миру, что свободу и достоинство они ценят не меньше, чем эллины» (6). Сам же Геродот об этом особенности скифах говорит так: «никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого». Из чего можно сделать вывод, кочевой уклад скифов был ориентирован на очень быстрое перемещение – в случае надобности. Геродот продолжает: «у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища – в кибитках. Как же такому народу не быть неодолимым и неприступным?»
Скифы неприхотливы, их быт прост и лишен излишеств. Более того, та скудная равнина, по которой они скитаются, заставляет их быть крайне аскетичными, бережливыми и изобретательными. Геродот указывает: «Так как в Скифии чрезвычайно мало леса, то для варки мяса скифы придумали вот что. Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем бросают в котлы местного изделия (если они под рукой). Котлы эти очень похожи на лесбосские сосуды для смешения вина, но только гораздо больше. Заложив мясо в котлы, поджигают кости жертв и на них производят варку». У меня, конечно, сомнение, что кости, да еще свежие, можно разжечь. А вот жир некоторых животных действительно горит. Этот фрагмент я привел потому, что многочисленные раскопки скифских стоянок подтверждают рассказ Геродота «об особых котлах».
Тела своих умерших царей скифы особым образом бальзамируют. Могилы для знати устраивают в виде больших курганов. Описан и простой погребальный обряд: тело умершего родственники возят по округе, угощают соседей, «причем подносят и покойнику отведать тех же яств, что и остальным». Скифы очень консервативны, они «упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских». В частности, «осуждают эллинов за вакхические исступления», потому что настоящее божество, по их мнению, не может лишать разума человека – у скифов ценится ясный ум. Правда, есть и второе объяснение: природная крепость скифов к разного рода одурманивающим зельям. Например, есть свидетельство, что они не боялись крепкого алкоголя. «Клеомен же, как говорят, когда скифы прибыли [в Спарту] для переговоров, слишком часто общался со скифами; общаясь же с ними больше, чем подобало, он научился у них пить неразбавленное вино. От этого-то, как думают, спартанский царь и впал в безумие. С тех пор спартанцы, когда хотят выпить хмельного вина, говорят: “Наливай по-скифски”», – подчеркивает Геродот.
Соответственно, много и охотно описывает историк дикие нравы скифов. Вот некоторые выдержки: “Всех своих рабов скифы ослепляют”, “ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись”, “когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь”, “водой они вовсе не моются”. Также Геродот отмечает, что скифы снимают с врагов скальп, используя его как полотенце (скорее, наверное, как салфетку) для рук! Да и человеческая кожа разнообразно используется ими для “бытовых нужд”, а из человеческих черепов изготовляются чаши. Если умирает царь, то вместе с ним удушают 50 слуг…
Практикуют скифы человеческие жертвоприношения. Вот как один из скифских ритуалов описывает Геродот: «Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно».
Кстати, скифы ассоциируются у Геродота с северянами, он употребляет такое выражение, как «скифские холода». Отмечает, что в Скифии 8 месяцев зима, да и в остальные 4 – не жарко. А еще говорится, что в Скифии есть огромные безлесные просторы, а также «каменная земля», что трактуется как дно высохшего моря.
Ну и внешний вид скифа тоже описан Геродотом: «Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были еще сагарисы — [обоюдоострые] боевые секиры. Это-то племя (оно было, собственно, скифским) называли амиргийскими саками. Персы ведь всех скифов зовут саками».
Итак, в «Истории» Геродота скифы предстают нам своеобразным, во многом загадочным варварским племенем. Их обычаи иногда пугают, а иногда вводят в недоумение. Скифы – искусные воины, но побеждают врага они подчас не в прямом столкновении, а изматывают, гоняя его по бесплодным местам. Как тут не вспомнить тактику Кутузова, которую он использовал против французов! Скифы консервативны и аскетичны, кроме того, они хитры, коварны и нередко жестоки: у них практикуются человеческие жертвоприношения. Во многом именно эти описания Геродота стали определяющими в выстраивании исторической репутации скифов как дикого племени, которое трудно победить и покорить.
Список источников
1. Скворцова Л.А., Ильина А.А. Геродот о скифах // Гуманитарные науки. сборник научных трудов ІV Республиканской конференции молодых учёных, аспирантов, студентов. 2018. С. 49-50.
2. Зайцев П.Л. Линии Геродота и Фукидида в пространстве исторического знания // Социальные и культурные процессы в российском приграничье. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 52.
3. Суриков И.Е. Парадоксы «отца истории»: Геродот – исследователь архаической и классической Греции // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. № 10 (53). С. 66-100. С. 72.
5. «История» Геродота цитируется по изданию: Геродот. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972. https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1269004000
4. Дударев С.Л. Cкифский рассказ Геродота: новые штрихи прочтения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 2 (41). С. 83.
5. Петрухин В.Я. Геродот и Нестор: варварство, цивилизация и муза истории (памяти Д.С. Раевского) // Вестник Евразии. 2007. № 4. С. 71.