Приватизация – универсальный рецепт? Часть 1

В либеральной формуле поля экономических чудес для развивающихся стран – “Крэкс – пэкс – фэкс!” – третье почетное место, после либерализации и дерегулирования, занимает приватизация

Самым удивительным фактом стала продажа за бесценок прибыльных государственных предприятий. Ведь с точки зрения здравого смысла [непримиримого врага либерализма!], вместо получения всей прибыли в бюджет, государство соглашается на ее часть – в виде налогов.  

Что же касается приватизации за символическую стоимость убыточных предприятий, то нередко – в полном соответствии с законами рынка – выгоднее всего для новых собственников было продать все доставшееся оборудование на металлолом.

Апологеты приватизации всегда забывают напомнить, что расходы государства вырастут на величину пособий по безработицы работников приватизируемых предприятий, “не вписавшихся в рынок”.  

Впрочем, ужасы приватизации на всем постсоветском и постсоциалистическом пространстве хорошо известны.

Но “кейс приватизации” стал еще одним случаем, когда “коллективный Запад” попал в собственную идеологическую ловушку. Рассказы об экономических чудесах, которые несет с собой “животворящая” приватизация и направленные изначально на страны Латинской Америки, быстро распространились по всему “третьему миру”, а затем вернулись в качестве незыблемых постулатов на Запад, где, в целом, преобладала “смешанная экономика” с сильным государственным сектором и преобладающей ролью государства в инфраструктуре.

Здесь необходимо отметить важный идеологический вопрос, не зависящий от уровня развития страны: что первично для предприятий “жилищно-коммунального хозяйства” [в привычной для нас терминологии] и общественного транспорта, включая железнодорожный,  – оказание услуг населению или извлечение прибыли?

Иначе говоря, – являются ли эти предприятия неотъемлемой частью общей рыночной системы или нет?

Следствием ответа “да” является желательность приватизации предприятий ЖКХ и общественного транспорта.

Давайте, как обычно, применим наиболее подлый антилиберальный приём, – сопоставим плюсы и минусы.

Госбюджет избавляется от субсидий и получает налоги от прибыли частных компаний в сфере ЖКХ.

Граждане начинают платить за услуги ЖКХ больше на сумму бывших субсидий и нынешней прибыли частных компаний. Именно на столько падает платежеспособный спрос населения, что с неизбежностью негативно сказывается на состоянии экономики, а далее – на состоянии госбюджета.

Из этой схемы видно, что субсидии государства в сфере ЖКХ и общественного транспорта – форма стимулирования спроса. И в целом, кейнсианские подходы в среднесрочной перспективе всегда оказываются более эффективными.  

Что касается долгосрочной перспективы, то как говорил сам Джон Мейнард Кейнс “в долгосрочной перспективе мы все умрем”; а вот в краткосрочной перспективе у государства нередко возникает соблазн “срубить по-легкому” на приватизации, закрыв какие-то образовавшиеся финансовые дыры и избавившись от бюджетных субсидий.

[Как видим, пропивать бабушкины серебряные ложки – далеко не только славянская забава].

Впрочем, и в монстра, и в мота государство превращают люди, принимающие решения. А люди, принимающие решения, находятся под влиянием людей, извлекающих из этих решений выгоду.

Главный бенефициар приватизации – финансовый сектор, который получает большие комиссионные и бонусы на всех стадиях приватизации, начиная с консультирования правительства.

PS. Марксисты особо выделяют такой важный момент приватизации, как уничтожение профсоюзов. Действительно, на частном предприятии создать профсоюз намного сложнее, нежели на государственном, даже в правовых государствах, а во многих странах “третьего мира” – практически невозможно. В лучшем случае, частные собственники инспирируют создание т.н. “желтых профсоюзов”, полностью подконтрольных менеджменту.    

Дата публикации 24.11.2023
Войти в личный кабинет