Первую стройную философскую теорию либерализма, очевидные отголоски которой можно до сих пор найти во многих социологических концепциях, создал Иеремия Бентам [1748 – 1832] – английский философ-моралист, социолог и правовед.
Бентам стал “отцом-основателем” концепции утилитаризма.
Бентам даже не пытался замаскировать свой разрыв с традиционной моралью и нравственностью. Он провозгласил, что всеми людьми управляют удовольствие и страдание, в том смысле, что поведение каждого обусловлено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО его стремлением к первому и избеганием второго.
Бентам называл удовольствие и страдание “суверенными господами”, управляющими людьми и провозгласил: стандарты правильного и неправильного “прикованы к их трону”.
Бентам считал общество “фиктивной сущностью”, считая его не более чем суммой составляющих индивидуумов. Отсюда вытекает ключевая идея утилитаризма: принцип максимизации удовольствия / пользы, присущий каждому человеку, должен стать единственным для законодателей и, соответственно, государства.
Т.е., каждым своим решением государство должно увеличивать общую СУММУ пользы / удовольствий для своих граждан. Бентам прямо признаёт, что для отдельных членов общества это может означать увеличение страданий.
Обсуждая возможные решения, законодатели должны складывать все выгоды конкретной меры в виде удовольствий и вычитать из неё все издержки в виде страданий. После чего сравнивать полученный результат с текущей ситуацией и с альтернативными предложениями.
Как это работает, мы можем увидеть на примере предложенной философом идее создания работных домов, в которых нищие принудительно трудились бы на принципах самофинансирования.
Обосновывая своё предложение, Бентам поясняет, что нищие на улицах уменьшают счастье прохожих: у добросердечный их вид вызывает страдания от сочувствия, у жестокосердных — страдания от отвращения. Потому Бентам предлагает убрать нищих в работные дома.
Философ согласен, что некоторым нищим лучше попрошайничать, чем трудиться в работных домах, но указывает, что на каждого счастливого нищего приходится множество несчастных. И делает вывод, что сумма страданий, которые испытывает общественность, больше, чем любое несчастье, которое постигнет нищих, отправленных в работные дома.
Бизнес-схема такова: любому гражданину, столкнувшемуся с нищим, предоставляются полномочия задержать того и препроводить в ближайший работный дом за вознаграждение в 20 шиллингов.
Далее, нищий должен трудиться, чтобы оплатить эту премию и свое содержание, а заработанные сверх этого средства зачисляются на «счет самоосвобождения».
Идеи Бентама были учтены при принятии “Закона о бедных” 1832 года; желающим ознакомиться с реалиями работных домов Англии того времени советуем прочитать книгу Чарльза Диккенса [1812 – 1870] “Приключения Оливера Твиста”.
В логике утилитаризма, Иеремия Бентам последовательно выступал за свободную торговлю и неограниченную конкуренцию; был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия и права на развод; призывал к запрету всех форм рабства, пыток и телесных наказаний; выступал за равные права британских католиков и евреев с представителями англиканской церкви и отмену наказаний для гомосексуалистов.
Можно также отметить, что одну из гарантий свободы личности Бентам видел в процедуре тайного голосования.
В целом, вклад Иеремии Бентама в развитие демократии новейшего времени несомненен. Но это никак не отменяет того факта, что ядро его учения – абсолютно чудовищная формула “сложить удовольствия одних и вычесть страдания других”.
Для тех, кому формула Федора Достоевского “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка” кажется слишком лаконичной по сравнению с рассуждениями Иеремии Бентама, порекомендуем прекрасный короткий классический рассказ-притчу на ту же тему Урсулы Ле Гуин [1929 – 2018] «Уходящие из Омеласа».