Изобличение греха гордыни в Новом Завете

Это вторая статья из небольшого цикла, посвященного смертным грехам и тому, как их рассматривает христианство. В прошлой статье говорилось о том, как грех гордыни изобличается в Ветхом Завете. На сей раз речь пойдет о грехе гордыни и его упоминаниях в Новом Завете.

Гордыня в Новом Завете и Евангелиях

Начнем с того, что в целом Библия содержит не так много упоминаний о гордости или гордящемся человеке. Возможно, дело здесь в особенностях перевода, где лексема «гордыня» могла передаваться иными словами, среди них: превозношение, высокомерие, кичливость, надменность и т.д. Анализ текстов Ветхого Завета, кроме того, показал, что особенно редко используется слово «гордыня» и однокоренные ему в первых книгах Библии. Здесь на гордыню указывается иногда иносказательно, что становится ясно из более поздних книг Ветхого Завета, где ранние события Писания трактуются в духовно-нравственном аспекте. В гордыне уличаются как языческие народы, так и Израиль. Последний сильнее бичуется за этот грех в книгах пророков. В Ветхом Завете рассказывается несколько историй гордецов, которых Бог покарал за их грехи, всегда это – правители. Правда, в некоторых случаях обличаются еврейские цари, в некоторых – языческие.

В Новом Завете также не очень часто упоминаются слова, однокоренные слову «гордыня». Таких упоминаний примерно полтора десятка. Самое интересно, что в Евангелиях такое слово встречается лишь раз! Вот этот контекст (Евангелие от Марка): «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (7:21-23).

Толчком к этому высказыванию послужило осуждение фарисеями учеников Христа за то, что они ели, не вымыв руки. То есть якобы осквернились. Иисус говорит, что входящее в человека, то есть пища, не оскверняет, а оскверняют греховные помыслы, которые выходят из злого сердца. Фарисеи, сохранив букву Закона, исказили его дух. Погрязли в вероучительных мелочах, исполняют бытовые предписания дотошно, а главного – добрых дел – не делают. Либо если и делают, то напоказ, для похвалы. И их внешняя щепетильность не соответствует внутренней скверности.

Гордыня как противоположность смирению

Большинство упоминаний о грехе гордыни встречается нам в апостольских посланиях. Так, в Соборном послании святого апостола Иакова в 4 главке речь идет об обличении некоторых грехов. А потом дается назидание, апостол пишет: «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (4:6). То есть грешники и праведники разводятся по линии: гордыня vs смирение. Из чего можно косвенно заключить, что Иаков считает именно смирение корнем всех добродетелей, а гордыню – конем всех грехов. Это подтверждает и опыт Церкви.

Так, один из величайших подвижников Антоний Великий указывает на человека, который получил от Бога удивительные дары, которые мало кто получает. И причина такого особого к нему расположения – его глубокое смирение. Имя этому святому – Павел Препростый. Вот что об этом говорится в житии: «Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: “Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими”» (1).

Недаром и Иисус Христос начинает в Нагорной проповеди перечисление добродетелей именно с «нищих духом», более того, говорится, что именно они – «хозяева» рая: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Известный экзегет (толкователь Священного писания) А.П. Лопухин в капитальном труде «Толковая Библия» указывает: «Гораздо труднее объяснить выражение «нищие духом» (πτωχοὶ τῷ πνεύματι). Это затруднение увеличивается вследствие того, что у Луки (Лк. 6:20) сказано (в греческом тексте) просто «нищие» без прибавления «духом» (в русской и славянской Библиях прибавлено – «духом»). <…> С достаточной вероятностью установлено, что греческое слово πτωχός соответствует еврейскому «ани», что значит бедный, неимущий, а также смиренный, кроткий» (2). То есть будет вполне верным, если мы поставим знак равенства между «нищие духом» и «смиренные». Это значит, что первая и, вероятно, главная заповедь блаженств, главное качество христианина – смирение. Соответственно, противоположное ему качество – гордыня – может рассматриваться как худший грех с позиции тех смыслов, которые отражены в Новом Завете.

Непросто разобраться, откуда эта фраза: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Дословно такое изречение не встречается в синодальном переводе Ветхого Завета, в Евангелиях. Откуда же оно? Апостол ведь прямо указывает на цитатность этого духовного афоризма, заключая этот смысл в слово: «сказано». Судя по всему, самые близкие к нашему фрагменту изречения можно найти в притчах Соломона и в Книге Иудифи. В первом источнике сказано: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (3:34). Обратим внимание, что в синодальном переводе напечатано именно слово «посмевается», которое можно переложить так: «подвергает осмеянию», то есть уничижает.

Второй источник, который близок к нашему высказыванию, выглядит так: «Господи, Боже Небесный! воззри на их гордыню и помилуй смирение рода нашего…» (Иф. 6:19). Здесь тоже, как и у апостола, дана антитеза: гордые vs смиренные, из чего мы можем заключить, что это противопоставление входит в новый Завет и Ветхого.

Гордыня как первый грех человечества

Ту же фразу, что приводил апостол Иаков, употребляет и апостол Петр в Первом соборном послании: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (5:5). Первоверховный апостол в указанном тексте обращается к нескольким обобщенным адресатам: вообще ко всем христианам без различия, условно говоря, «рангов и сословий», к мужам и женам, к подданным царей, к людям, имеющим начальство и т.д. Одна из таких групп, как мы видим, «младшие», то есть – по контексту – миряне: потому что апостол Петр противопоставляет их пастырям, то есть священству. В другом месте Нового Завета (Первое послание к Тимофею святого апостола Павла) от греха гордыни предостерегаются уже не миряне, а пастыри – епископы: «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (3:6).

Мы видим, что наша ключевая фраза «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» у двух апостолов дана слово в слово, это значит, что в среде первых христиан она была общеизвестной, как принято говорить, «крылатой». Что неудивительно, ведь в ней в сжатой форме даны заповеди блаженств, а те, в свою очередь, в сжатой форме отражают всё евангельское учение.

Комментируя эти фрагменты из посланий апостолов, святитель Тихон Задонский приходит к выводу, что первым грехом человечества была именно гордость, именно она первой поразила прародителей Адама и Еву: «Как «Бог гордым противится» (Иак.4:6), показывают страшные судьбы Божии, которые нам святое Божие слово представляет, дабы мы, взирая на них, всеми силами береглись от мерзкого и душепагубного этого порока. Вознеслись прародители наши в раю и возжелали божеской чести – но лишились и той чести, которую имели, и «скотам несмысленным уподобились» (Пс. 48:13), и всякому бедствию подпали» (3). 

Гордыня в контексте иных грехов

В другом месте Нового Завета, в Первом соборном послании святого апостола Иоанна гордость дается в паре с похотью – так, словно эти два греха составляют самую основу греховной жизни: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (2:16-17).

В Послании к Римлянам святого апостола Павла уже перечисляется масса грехов, это один из наиболее полных в Библии их перечень. Явно речь идет о самых тяжелых грехах, среди них, конечно, есть и гордыня: «они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (1:29-30). Таковы свойства людей греховных, таковы же они будут и у населения Земли в последние дни, когда любовь настолько оскудеет, что Богу придется прекратить человеческую историю. Это и есть День гнева, предсказанный еще ветхими пророками. Об этом же дне и о свойствах тех, кто подлежит осуждению в последние времена, рассуждает апостол Павел во Втором послании к Тимофею. Перед нами снова линейка пороков, среди которых – гордыня: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (3:1-5). Вспомним здесь и линейку евангельских грехов, которые перечисляет Иисус (см. выше).

Кстати, тот же апостол уже в другом послании (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла), наоборот, дает список добродетелей, которые порождаются любовью. И там тоже присутствует «гордыня», но только с частицей «не». Он отмечает: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (13:4-7).

Гордыня иудеев и христиан и ее последствия

Очень интересный фрагмент, связанный с гордыней, находим в том же Послании к Римлянам в 11 главе. Прежде чем привести эту цитату, укажем, что в Ветхом и Новом Заветах нередко церковь уподобляется винограднику. Наверное, самый яркий пример такого употребления – Псалтирь (79:15): «Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей». Кстати, этот фрагмент читается и во время богослужений. Святитель Иоанн Златоуст так комментирует эти слова (обратим внимание, что иудеи, то есть Израиль, у святителя впрямую называются виноградником): «Пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мысленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей произойти от него. Вот почему, сказав: «посети виноград сей», пророк прибавил: «…на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе», т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, «Которого Ты укрепил Себе», посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его» (4).

Христос в известной притче о виноградарях также использует этот образ: виноградник – Израиль, нерадивые его управители – еврейское начальство, в том числе, духовное, работники господина – пророки и апостолы, а сын господина – Сын Божий, Иисус Христос. Заканчивается притча тем, что хозяин виноградника отдает этот виноградник другим работникам – то есть народам языческим, ранее не знавшим истинного Бога. А евреи богоизбранности лишаются. Притча о злых виноградарях дана в трех Евангелиях (см.: Мф. 21: 33-41; Мк. 12: 1-9; Лк. 20: 9-16).

Этот контекст был хорошо знаком первым христианам, к которым обращается апостол Павел. При этом они сами – бывшие язычники (послание-то к римлянам). Соответственно, их Павел увещевает не гордиться тем, что теперь они вошли в сонм избранных: «Скажешь: “ветви отломились, чтобы мне привиться”. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (19-21). Бывших язычников он называет «дикая маслина», указывая, что их нынешняя избранность зыбка, им нужно постоянно помнить, что они все-таки изначально – из другого народа, что «не ты корень держишь, но корень тебя». А корнем, видимо, остается Израиль.

Несколько раз о гордыни говорится в Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла. Он здесь бичует тех христиан, которые отпали от веры – возгордились. И сразу явился «плод» такого греха – противоестественное блудодеяние. Павел увещевает коринфян отвратиться от этого зла (см. главки 4 и 5).

Последнее упоминание гордыни в Библии – это эпизод из Откровения святого Иоанна Богослова, где появляется апокалипсический инфернальный зверь, «даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (13:5). Здесь в одном ряду стоят гордость и богохульство, что тоже показательно.

В завершение повторим то, что было сказано в начале статьи: существует целый ряд синонимов, связанных с грехом гордыни. Все они также должны быть подключены к нашему контексту, однако ограниченные рамки статьи не позволяют раскрыть этот вопрос. Здесь же отметим, что контекст Нового Завета показывает нам грех гордыни тягчайшим из грехов, корнем всех зол. По толкованиям, именно этот грех стал причиной проклятия Адама и Евы, то есть лишил человечество рая. Противоположное гордыни состояние души – смирение, именно оно становится, соответственно, корнем всех добродетелей.

Дата публикации 09.04.2024

Список источников

1. Портал Оrtox. https://ortox.ru/sv/prepodobnyy-pavel-preprostyy/
2. Лопухин А.П. Толковая Библия. https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_51/5#source
3. Свт. Тихон Задонский. Беседы. О гордости. https://elitsy.ru/communities/120877/2345151/
4. Азубка веры. Толкования на Псалтирь. https://azbyka.ru/biblia/in/?Ps.79:15

Войти в личный кабинет