Часть 1. Традиционные ценности: почему они актуальны для современной России


Цикл статей из 10-ти частей, посвященных анализу Указа Президента РФ от 09.11.2022 № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.

Цель статьи выявление причин актуализации темы «традиционных ценностей» в политике современного российского государства. В этом контексте рассмотрено социокультурное значение Указа Президента РФ от 09.11.2022 № 809.

Как известно, возникновение нашего современного Российского государства в 90-е годы XX века было связано с победой либеральной идеологии. Однако примерно с середины нулевых годов во внутренней и внешней политике РФ наметился консервативный поворот. Соответственно, актуальными темами публичных дискурсов стали уже не «общечеловеческие ценности» (под которыми на самом деле понимались ценности западного мира), но традиционные. Попытки вписаться в западный цивилизационный проект, предпринятый нашей политической элитой, привели к разочарованию и к понимаю того, что суверенитет государства не в последнюю очередь связан с суверенитетом культурным, национальным.

Особенно сильно интерес к традиционным ценностям подогрела демографическая ситуация. С 1995 года страна начала депопулировать: происходило сокращение населения на основе низкой рождаемости, которую не компенсировали даже обширные миграционные потоки. (Россия на протяжении последних тридцати лет стабильно входит в топовую пятерку стран мира по приему мигрантов.)

Правда, поначалу была надежда, что демографическую ситуацию можно кардинально улучшить мерами материального стимулирования рождаемости. Однако уже скоро не только учёным, но и широкой общественности, стало понятно, что только этих мер недостаточно: рождаемость связана не столько с материальными ресурсами, сколько с социокультурными нормами. Дело не в том – сколько у граждан в кошельке (хотя для демографии это тоже важно), а что именно у них в голове – какие идеалы и ценности руководят ими. Как в средствах массовой информации, так и в научных исследованиях всё чаще стала звучать мысль о необходимости укрепления семейных ценностей и возрождения многодетной традиционной семьи. Действительно, можно согласиться с известным российским демографом А. Г. Вишневским: влияние государства и общества на репродуктивную деятельность человека опосредовано культурой. «Культура образует то русло, в котором протекает жизнь индивидуума в человеческом обществе. В сфере действия культуры функционирует и механизм саморегулирования размножения людей» [2, с.16].

Однако каким образом следовало «укрепить семейные ценности»? Особые надежды здесь возлагались на изменение культурной политики государства. Правда, многие профессиональные обществоведы были настроены скептически – это же не упавшую со стены картину предстоит закрепить, вбив новый гвоздь, но определенную систему ценностей: речь идет о серьезных культурных трансформациях! У культуры есть своя, причем вполне объективная, логика развития – может, это «укрепление» уже и невозможно? Тем более, что мировой опыт, по словам того же профессора А. Г. Вишневского, свидетельствует: «уронить» рождаемость можно, а вот поднять её еще никому в мире не удавалось.

Действительно, демографическую ситуацию удалось улучшить лишь немного и ненадолго: в 2012-16 гг. суммарный коэффициент рождаемости поднялся до отметки в 1.75 ребенка на 1 женщину, но так и не дотянулся до уровня воспроизводства населения – 2.2. Эту разницу в те годы покрыл и даже перекрыл приток мигрантов. Однако в последующий период началась уже открытая депопуляция, продолжающаяся по сей день. В частности, по данным Росстата, в 2021 году естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) в 2021 году составила более 1 млн. человек [4], а «суммарная рождаемость в последние три года остается на уровне 1.5 ребенка на женщину» [7].

Дискуссия о традиционных ценностях всякий раз обострялась и тогда, когда нашему российскому обществу требовалась определиться со своей позицией по отношению к набирающему в западном мире все больший размах движению ЛГБТ* и прочих «меньшинств». Отстаивание Россией традиционных ценностей на международной арене стало одним из камней преткновения в отношениях между Россией и Западом.

Несомненно, проблема укрепления традиционных ценностей особенно обострилась в контексте начавшейся СВО. Ещё накануне 24 февраля 2022 года, многим людям, разбирающимся в геополитике, стало понятно, что надвигается угроза военного столкновения РФ с силами НАТО. Поэтому было жизненно необходимо трезво оценить не только имеющийся у страны военно-технический ресурс, но и ресурс духовный, в частности – уровень патриотизма российских граждан. Министерство культуры РФ в декабре 2021 года разместило для публичного обсуждения проект указа президента об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Проект был поддержан членами Общественной палаты на заседании 7 февраля, однако 14 февраля обсуждение законопроекта было отложено в связи с необходимостью доработки. Таким образом, специальная военная операция началась без этого указа. Однако 09.11.2022 г. Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» вступил в силу [5].

Понятно, что одними указами культуру или умонастроение общества изменить невозможно. Однако в данном документе наконец-то обозначена решительность, с которой государство намерено поддерживать традиционные ценности. Не менее отчетливо обозначена и важность этих ценностей для политического и цивилизационного бытия России, в том числе – для демографической ситуации (пункт 15 Указа). Признано деструктивным все то, что представляет угрозу традиционным ценностям (пункт 14), а также все те организации и страны, которые осуществляют эту деструктивную деятельность (пункт 13).

Переоценить актуальность этого документа невозможно: эскалация военного и цивилизационного конфликта с западным миром, по-видимому, будет только нарастать. «В этой ситуации именно цивилизационная идентичность превращается в один из главных ресурсов обеспечения свободы и безопасности страны, сохранения и развития ее самобытности в условиях нарастающих перемен», – написано еще в 2009 году, но звучит на удивление современно [8, c. 7].

Однако чтение документа вызывает большую тревогу – не поздно ли? Ведь многое чуждое для нашей традиции уже проросло. За последние 30 лет в нашей стране «произошел, по сути, отказ от своих духовных завоеваний, внедрение в образование и воспитание, в информационную сферу далеко не лучших западных образцов, слепое копирование и перенос их на отечественную почву» [3, с. 72]. Теперь пришло время «отделять зерна от плевел», не отрицая при этом необходимости взаимодействия, взаимообогащения цивилизаций и культур.

Критерии такого «отделения» мы тоже видим в Указе: в п.5 приведен перечень тех традиционных ценностей, которые государство собирается поддерживать. Это очень хорошо, потому что в публичных дискуссиях о традиционных ценностях было названо огромное количество ценностей, иногда прямо противоположных.

«Время пришло» не только для России – решительное отстаивание ею своего суверенитета, основ своей цивилизации находится в мировом антиглобалистском тренде, появление которого еще в 1993 году спрогнозировал американский политолог С. Хантингтон в статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), а затем в 1996 году в книге «Конфликт цивилизаций» [6].

После развала СССР мир стал однополярным. Однако, как справедливо считал С. Хантингтон, это не означало завершения мировых политических конфликтов. На смену противостояния двух социально-экономических систем пришло противостояние цивилизаций, линия разлома между которыми обусловлена этнокультурными различиями.

Системообразующими элементами цивилизаций С. Хантингтон считал религии: так, граница между западной и православной цивилизациями – это граница между культурами, основанными на католицизме и протестантизме с одной стороны, и православным христианством – с другой. Кроме них С. Хантингтон выделил еще шесть основных цивилизаций: исламскую, индуистскую, синскую, японскую, латиноамериканскую и африканскую. Все эти 8 цивилизаций имеют в качестве своего политического ядра одну или несколько ведущих стран (Россия – для православной, Китай – для синской и т.д.). Конфликт между ними и будет составлять содержание геополитики в ближайшие десятилетия.

Конечно, классификацию цивилизаций С. Хантингтона можно критиковать и уточнять, но он, несомненно, оказался прав, предвидя, что конфликт цивилизаций будет обостряться по мере развития глобализации, которая после развала СССР превратилась, по сути, в вестернизацию всего мира. Экономическую и культурную гегемонию Запада уже ничего не сдерживало. Действительно, глобализация экономическая ведет за собой глобализацию культурную: мы покупаем в магазине не только западные товары, но и западные ценности. Вместе с куклой Барби мы дарим своим дочерям западный идеал женщины, а вместе с диском голливудского боевика дарим сыновьям западные стандарты общения и образа жизни. Для иного российского родителя эти ценности близки или вполне терпимы, а вот для многих представителей ислама (которых тоже много в нашей стране) – нет.

Поскольку на планете существовало и существует культурное многообразие, то развитие глобализации неизбежно должно было встретить сопротивление со стороны незападных стран, основанных на иных культурных ценностях. Действительно, в современном мире – в начале ХХI века – эти цивилизации все чаще имеют желание, волю и ресурсы для того, чтобы вернуться к истокам и идти своим путем.

Таким образом, ближайшее будущее человечества зависит от этнокультурной совместимости живущих на земле народов: сохранят ли они свое своеобразие перед лицом наступления западной цивилизации, смогут ли дать ей нужный отпор, смогут ли создать какие-то альтернативы. Французский социолог Ж. Бодрийяр обозначил эту проблему как сопротивление «сингулярностей» процессу глобализации. «Для глобальной державы, такой же фундаменталистской, консервативной, как религиозная ортодоксия, все отличные от нее, сингулярные формы являются ересями. Поэтому они обречены либо на возвращение волей-неволей в глобальное устройство, либо должны исчезнуть. Миссия Запада (или скорее экс-Запада, поскольку он уже давно не имеет собственных ценностей) заключается в том, чтобы всеми средствами подчинить другие культуры хищническому закону равнозначности, эквивалентности. Культура, которая утратила свои ценности может лишь отыгрываться на ценностях других…» [1].

Наша российская (православная, как ее обозначил С. Хантингтон) цивилизация – одна из таких «сингулярностей», способная противостоять агрессивному вторжению на ее просторы западной цивилизации, хотя она и является наиболее близкой к ней в силу общих христианских истоков.

Итак, мы рассмотрели социокультурный контекст актуализации традиционных ценностей в РФ. Это ряд внутренних проблем страны, прежде всего – демографическая: поддержка традиционных ценностей на государственном уровне если не решит, то хотя бы облегчит ее тяжкое бремя.

Однако истоки происходящего в России находятся не только внутри неё, но и во внешнем мире. Современная геополитическая ситуация может быть понята как «конфликт цивилизаций» (С. Хантингтон) в стадии обострения. Межкультурный диалог нашей цивилизации с западной становится все менее продуктивным в силу агрессивной манеры его ведения противоположной стороной. Поэтому наша страна вместе с рядом других стран, сохраняя свою суверенность и реализуя свои геополитические интересы, выступила против глобализации мира, оказавшейся его вестернизацией.

В этом контексте Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является очень решительным и своевременным манифестом возвращения нашей страны к своим цивилизационным истокам.

Однако что следует понимать под «традиционными ценностями»: в каком смысле это понятие применено в Указе?

По итогам прочтения п.5 Указа, где приведен перечень тех традиционных ценностей, которые государство собирается поддерживать, тоже возникает ряд вопросов, связанных с толкованием сущности названных ценностей: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [5].

Поэтому целью серии последующих статей является детальное рассмотрение понятия «традиционные ценности», а как же выявление смысла каждой из ценностей, перечисленных в документе.

*Признаны в России экстремистскими

Дата публикации 22.12.2022

Список источников

1. Бодрийяр Ж. Насилие глобализации [Электронный ресурс] // Сайт «Русский журнал». URL: zhz@russ.ru (дата обращения: 15.11.2022).

2. Вишневский А. Г. Процессы самоорганизации в демографической системе // Избранные демографические труды: в 2 т. Т. 1: Демографическая теория и демографическая история. М.: Наука, 2005.

3. Дежнев В.Н., Новикова О.В. Традиционные ценности: к определению понятия // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 4. (дата обращения: 15.11.2022).

4. Естественное движение населения Российской Федерации за 2021 год / Статю бюллетень. М. Росстат, 2022. [Электронный ресурс] // Сайт «Росстат» (дата обращения: 25.11.2022).

5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] // Сайт «Президент России» (дата обращения: 25.11.2022).

6. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; [пер. с англ.Т. Велимеева]. М. : Изд-во АСТ, 2022. 640 с.

7. Щербакова Е.М. Демографические итоги I полугодия 2022 года в России. Часть 1. // Демоскоп Weekly. 2022. № 957-958 (дата обращения: 28.11.2022).

8. Яненко А.С. Духовная идентичность российского общества в современных условиях: социально-философский анализ: диссертация … канд. философских наук : 09.00.11. М., 2009.

Войти в личный кабинет