Гардарика: от племен до государственности

В статье описывается история формирования славян как самостоятельной народной общности из группы индоевропейцев.  Приводятся факты, полученные с помощью исторической, генетической и археологической методологии. Говорится о свидетельствах греческих и арабских источников на предмет описания ранних руссов с их патриархальным бытом и родовой сельскохозяйственной и военной культурой. Описываются некоторые предпосылки к переходу к княжеской форме правления и государственному устройству.

Славяне, история и происхождение

Этнокультурная общность славян стала формироваться из общей протоиндоевропейской группы очень давно, а именно начиная со второго тысячелетия до н. э. Данная общность определяла сходство славянских обычаев и верований между разными их представителями. Это некогда единый воинственный протонарод, одомашнивший лошадь, придумавший легкие колеса со спицами и кочующий на огромных пространствах Евразии.

Протоиндоевропейцы жили, согласно курганской гипотезе, в эпоху энеолита и раннего бронзового века в Понтийско-Каспийской степи между Чёрным и Каспийским морями около 4000-6000 лет до н.э. [1]. Индоевропейцев роднят не только единые истоки языка, как считают многие лингвисты, но и общая генетика и антропология. Это были высокие, светлокожие, с крупным продолговатым черепом и развитой мускулатурой люди, к тому времени уже ездившие верхом и имевшие развитую духовную и материальную культуру. В данную подгруппу входят германы, кельты, латины, армяне, высшие касты индусов, австрийцы, англичане, датчане, голландцы, исландцы, норвежцы, фризы, шведы, фарерцы, славяне и многие другие.

Если говорить конкретно о протославянах и Среднерусской равнинной возвышенности, то самые ранние упоминания о них относятся к VI веку до н.э., когда в южном ее ареале господствовали племена ирано-арийского происхождения, наиболее известными из которых были сарматы и скифы. Греческие авторы, жившие в Крыму и близлежащей акватории Черного моря, оставили свидетельство о северных кочевниках. Одним из этих авторов был знаменитый Геродот (484-425 до н.э.). Он, в частности, перечисляя племена прибалтийских народов, назвал в числе прочих энедов [2].

Ранние свидетельства о славянах имеются и в повествовании римского историка Публия Тацита (ок. 55 г.- 120 г.). Он, еще до Геродота, писал о неких племенах – венедах: «…Отнести ли <…> венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя <…>  речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. <…> Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам… <…> …они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне» [3]. Тацит тем самым отмечает, что протословяне (энеды/венеды) и германцы еще на самой заре нашей эры имели общую культуру и нравы.

Византийский историк и секретарь полководца Велизария Прокопий Кесарийский (ок. 490 – после 565) так писал о славянах и антах: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Но во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. <…> Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они тёмно-красные. Образ жизни у них как у массагетов, грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но, по существу, они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племена называли спорами (рассеяными), думаю, поэтому, что они жили, занимая страну «спораден», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки» [4].

 Археологи, в свою очередь, верифицируют соответствующий культурный пласт. Надо сразу отметить, что арийская похоронная культура кремации, перешедшая позднее к славянам, значительно уменьшила шансы на обнаружение артефактов. Поэтому эмпирически засвидетельствованные «остатки культур» не исключают значительно более древнего происхождения славян. Так, лингвисты, посредством метода глоттохронологии, относят языковые праславянские корни ко второму и даже к третьему тысячелетию до н.э.  ДНК-генеалогия славян эти горизонты, в лице русско-американского биохимика профессора Гарвардского и Московского государственного университетов и профессора АН СССР А. Клёсова, видит в диапазоне аж до пяти тысяч лет [5]. Вопрос о происхождении славян от общих индоевропейских корней у генетиков, очевидно, решен.

Принято считать, что праславянские племена обособились от общей индоевропейской группы на Балканах в районе Дуная [6], и примерно в 1000-500 году до н.э. стали тесно контактировать с балтами, что безусловно отразилось не только на схожести антропологических типов, но и на общности финно-угорской и славянской языческих традиций.  О язычестве и общих культурных корнях мы поговорим в следующих статьях.

Активный славянский этногенез происходил на территории современных: Польши, Белоруссии, северной и центральной Украины, Северной Германии, юго-западе России. Помимо балтов с угрофиннами, на этногенез и верования славян оказали влияние скифо-сарматы.

Период расселения и славянской экспансии принято соотносить примерно с V веком. В это время их ареал проживания стал распространяться на половину Европы и расширялся в азиатском и южном направлении. Пассионарный всплеск имел и духовно религиозную подоплеку. «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их “Великая Скифь”» [7].

После экспансии славянские племена распространились на очень обширных территориях. Ввиду чего уровень социального и общественного развития был не только, как говорится, «не совсем одинаков», но из-за соседства с другими культурами весьма существенно различался. Южные славяне подпали под влияние Константинополя и именно оттуда позднее началась их христианизация. Северные испытывали культурное давление варягов и германцев, перенимая в свою очередь их дисциплину и военные нравы.

Гардарики и истоки средневековой Руси

Древнее происхождение Руси окутано не только мифами и легендами, но и вполне научно реконструируется свидетельствами и артефактами. Археологи в поисках протославян-венед обнаружили: Пшеворскую (II в. до н. э. – начало V в н. э.) и Зарубинецкую культуры (конец III в. до н. э. – начало II в. н. э.). Поселения располагались вдоль рек юга Белоруссии, Брянской области и севера Украины. Найденные артефакты показали, что племена занимались охотой, но по преимуществу земледелием, умели плавить железо из болотной руды. Найдены наконечники стрел, мечи и ножи, косы, а также плуги. Поселения вдоль рек, сельскохозяйственная деятельность в совокупности с военной, являются типичными характерными чертами жизни славян. Умерших отправляли в последний путь через обряд кремации. Киевскую (читай «прарусскую») культуру (конец II в. н. э. – середина V в. н. э.) археологи склонны считать наследницей Зарубинецкой. Пешаварскую же (II в. до н. э. – начало V в н. э.), более западную, склонны называть полиэтничной, к ней относились балты, германцы и славяне. Их быт, обычаи, религия и культура не только были схожими, но и в целом находились в условиях активного взаимовлияния.

Венеды были вероятно прародителями славян и позднее разделились на множество отдельных племен. Тацит отмечал, что в отличие от кочевников сарматов, венеды строили дома и воевали без седла и верхней одежды [3]. Как уже отмечалось в V в н. э. на фоне общего для того времени великого переселения народов протославяне стали активно расселяться во всех направлениях: южном, восточном; на западе и севере, по-видимому, они уже жили. Надо отметить, что в Средневековье славяне уже занимали весьма обширные земли от современной Германии и Дании на западе, до границ Хазарского каганата на юге.

Скифы и сарматы, ослабленные войнами с готами, участвовали в славянском этногенезе. Они, как и многие другие народы, столкнулись со славянской экспансией. Тем самым славяне укрепились на территории современной центральной и южной Украины. Постепенно произошла ассимиляция славянами остатка скифо-сарматских племенных групп. На территории России они смешиваются с балтами и финно-угорскими племенами. Так в скандинавских сагах в VIII – IX веках появились сказания о стране городов Гардарики – цепи крепостей вдоль рек на условном юге.

Несмотря на культурное единство славяне были разделены на огромное количество племен, объединенных скорее общими кланово-родственными связями, чем сколь-либо отчетливой государственностью. Несмотря на определенную хаотичность их общественный быт был пронизан патриархальным порядком, общими обычаями и социальной гармонией. Славяне продолжали селиться вдоль рек и озер, основой поселения была крепость с огороженным земляным валом, внешним рвом и деревянными стенами. Вокруг располагались деревни, снабжавшие крепости провиантом, а их жители при необходимости находили там укрытие и защиту.

Арабские источники следующим образом описывают некий общий собирательный «образ русских» начала X века. Так путешественник Ибн-Фадлан писал: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причём] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские…» [8].  

У Аль-Масуди встречаем следующие свидетельства: «Что касается язычников… то некоторые племена из них суть Славяне и Русы».  «…Они [Русы] живут в одной из двух половин этого города (Итиля) и сожигают своих мертвецов с их скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сожигается с ним жена его живою <…> чтоб войти с ним в рай» [9].

Ритуальное убийство женщины после смерти мужа у древних было нормой. Нечто подобное имелось до недавнего времени в Индии. Там существует похоронная ритуальная традиция в индуизме под названием сати (санскр. सती) – в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе со своим покойным супругом [10]. Это, к слову, так же прямо свидетельствует о наших общих проевропейских корнях.

Итак, славяне жили родовым строем и община была основной ячейкой их патриархального общества. Нередки были полигамные браки. Основным видом вне войны, как уже было сказано, была сельскохозяйственная деятельность. Выращивалась пшеница, просо, ячмень, овес, рожь. Разводились скот и птица. Прокопий Кесарийский достаточно целостно описывает различные стороны и аспекты жизни славян: «У них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». [4]. Управление родом-поселением было общинным и демократическим, на сходах. Окончательное решение принималось старейшинами и общенародно одобрялось.

 Одно из описаний дано славянам в трактате по военному делу «Стратегикон», который приписывают византийскому императору Маврикию (правил в 582 602 гг.). Хотя относительно его авторства в науке высказывались серьезные сомнения. Характеристика «Стратегикона» до сих пор вселяет в нас гордость за наших предков. «Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной стране». <…> «К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшего причинен вред, против него начинает вражду тот, кто привел гостя, почитая отмщение за него священным долгом».

Закон гостеприимства был одним из священных в племенной славянской традиции. Принимались любые путешественники, а кто не следовал священному закону гостеприимства подвергались обструкции. Особенно поразили Маврикия женщины: «Жёны их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью, и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве» [11].

Помимо сельскохозяйственной деятельности одним из основных ремесел была война. При родовом укладе восточные славяне редко собирались большим войском. Обычно в тактике защиты собственных небольших поселений славяне старались избегать открытых сражений. Их стихией были сражения в лесах, где они чувствовали себя весьма привычно. Отряды были небольшими – до 200 человек, действовали по преимуществу из засад, внезапно появляясь и исчезая. В качестве оружия использовались крепкие щиты, мечи, топоры, короткие копья (как правило по два на воина) и стрелы с отравленными железными наконечниками.

Северо-западные славяне, варяги и скандинавы нередко совершали походы на восточных славян. Кроме того, северяне по крупным восточным рекам осуществляли торговлю с арабами, хазарами и булгарами, с которыми торговали пушниной, воском и мёдом. Нередки были конфликты по поводу коммерческой деятельности. Разбойники также промышляли на торговых путях. Им действительно было чем поживиться.

Товарные и денежные потоки шли через эти земли. Археологи нашли многочисленные клады арабских монет на территории современной центральной России. Так, совсем недавно крупнейший клад был найден в Рязанской области 228 серебряных арабских монет. Эти артефакты свидетельствуют о Великом Волжском пути, связывающим Европу и Восток на рубеже I-II тысячелетий [12].

Речной путь по Днепру соединял славян с Черным морем и Византией. Торговые пути нуждались в стабильности и защите, и в определенном контексте славянская монополия здесь послужила одним из важных моментов для образования Русской государственности.

***

Демократическое социальное устройство общинного и родового уклада славян постепенно смешивалось с правлением князей (кононгов), появлялось общественное образование, подобное тому, какое было у западных полабских славян (померанцев) и скандинавов.

Так на фоне перехода от родового к феодальному укладу из Гардарикии выкристаллизовывалась и образовывалась Русь. Слово русский имеет различные этимологические трактовки. По одним источникам оно образовано от скандинавского «клятвенники», «люди, которые гребут». По другим от реки Рось. Так или иначе объединение северной, западной и восточной славянских культур привели к возникновению первой русской правящей династии Рюриковичей.

В следующей статье пойдет речь о том, кто, собственно, были те «варяги», о которых повествует знаменитый Нестор Летописец, а также о ранней эпохе становления Киевской и Новгородской Руси, и русской государственности на рубеже I-II тысячелетий.

Дата публикации 08.12.2023

Список источников

1. Mallory, J. P., Adams, D. Q. (2006), The Oxford introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European world (Repr. ed.), Oxford [u.a.]: Oxford University Press.
2. Геродот. История. М, 1972. 604 с.
3. Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm
4. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М.,1950. С. 297-278.
5. Клёсов А. ДНК-генеалогия славян. Новые открытия: 2020. https://www.livelib.ru/author/432506/top-anatolij-kljosov
6. Трубачёв О. Н. Этногенез славян и индоевропейская проблема // Этимология. 1988-1990. М.: Наука, 1993. С. 12-27.
7. Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1377 г.: ист.-лит. очерк М., Л., 1950. Ч. 1–2. Ч. 2, С. 4–148.
8. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939. 228 с.
9. Аль-Масуди. Золотые копи или россыпи самоцветов. https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Masudi_2/framepred.htm (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/11.htm)
10. Ковтун Г. С. Истоки и священный смысл ритуала сати: социологическая интерпретация // Вестник ДВО РАН. 2008. № 2.
11. Стратегикон Маврикия. СПб.: Алетейя, 2004. 248 с.
12. Из сообщения пресс-службы Института археологии РАН: российские ученые установили, что ранее найденное черными копателями, является одним из крупнейших кладов арабских серебряных монет VIII-IX веков на территории России. https://yoldash.ru/news/v-rossii-nashli-odin-iz-krupne/

Войти в личный кабинет