Католики и православные, еще раз об отличиях

В статье приводятся языковые, анализируются обрядово-символические и практико-религиозные различия между католической и православной церквями. Сравниваются особенности западной и восточной молитвенной традиции, различия в онтологии греховности. Данным очерком завершается цикл статей на межконфессиональную проблематику.

Православная церковь сформировалась внутри Восточной Римской византийской империи, а Римско-Католическая на фундаменте империи Западной. После Великой схизмы 1054 года дивергенция различий еще более усилилась. Обе традиции, несмотря на некоторое взаимовлияние, все же развивались в собственных цивилизационных нишах.

Мы уже писали ранее о исторических предпосылках и догматических причинах размежевания между двумя церквами. Помимо уже упомянутых существуют обрядово-символические и практико-религиозные различия. Эти различия не столь значимы как догматические, однако они весьма мощно определяют внешний, наиболее явный и видимый облик традиции.

Прежде всего следует отметить, что языки богослужения, святоотеческие книги у православных и католиков имеют разные языковые коды. Западная Римо-Католическая церковь использовала Вульгату (Vulgata), вариации Писания, сгруппированного и сформированного блаженным Иеронимом (347–420 гг.), который использовал масаретский (‏נוסח המסורה) раввинский еврейский текст. Восточно-православная церковь определялась духовным влиянием Септуагинты (Ἡ μετάφρασις τῶν Ἑβδομήκοντα, Interpretatio Septuaginta Seniorum), перевода семидесяти старцев древнего иудейского канона Танаха на древнегреческий, сделанного в Александрии еще при Птолемее Филадельфе в III веке до н.э. Оба варианта Священного Писания имеют серьезные отличия между собой. Причем отличия есть как по смыслу, так и по количеству канонических книг, так у католиков в Старом Завете 46, а у православных (РПЦ) 50. Кроме того, до 1965 года весь католический мир молился и служил на латыни, в РПЦ молятся и служат на древнеславянском, греческая православная церковь – на греческом.

Празднование даты Пасхи у ортодоксов рассчитывается по александрийской пасхалии, у католиков по григорианской. В православии до 1923 использовался только старый юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем в 45 году до н.э., он отстаёт на 13 дней от григорианского, принятого Папой Григорием XIII в 1582 году. Это повлекло за собой то, что восточная и западная церковь стали отмечать общие церковные праздники в разное время. Разница в праздновании Пасхи доходит до пяти недель, лишь иногда это празднование совпадает. Почему-то считается, что в католицизме главным праздником является Рождество Христово, это не совсем так. Пасха (פִּסְחָא переход), как цель христианской жизни – спасение души в смене земной и посмертной фаз ее существования – является главным праздником как в католицизме, так и в православии.

Помимо общепринятых праздников, в обеих церквах существует довольно много собственных праздников и обрядовых нюансов.

Так, Великий пост у католиков начинается с Пепельной среды, у православных с Чистого понедельника. У католиков на неделе постный день – пятница и в году один многодневный пост перед Пасхой. Православные помимо пятницы (страстной день), на неделе постятся и в среду (в день Иудова предательства). Классический евхаристический пост в православии составляет три дня (минимальный шесть часов), в то время как у католиков минимальный пост перед причастием сведен к одному часу. Кроме того, у католиков пост менее строг, чем у православных.

Как уже отмечалось, католический мир развивался в собственной культурно-языковой достаточно замкнутой среде и в Средние века знание греческого было роскошью. Поэтому со святоотеческой греческой традицией до X века, католики были знакомы, пожалуй, только в лице Иоанна Скота Эриугены (810-877). Кроме того, относились к ней намеренно обособленно, порой даже враждебно. В виду этого возникли помимо прочих и некоторые различия в сакральной части религиозной жизни, а именно мистическом и молитвенном праксисе.

Особенностью западной молитвенной традиции является то, что у католиков допускаются воображаемые представления и видения, так называемая практика молитвенного экстаза. Православные называют это не иначе как «прелестью бесовской» и категорически отрицают в молитве всякие образы и видения. Эти действа категорически запрещены всем святоотеческим наследием первого тысячелетия. Ортодоксы демонстрируют трезвое и подозрительное отношение к такого рода католическим мистическим медитациям. Православные более четко разграничивают душевное и духовное, упрекают «новое католическое святоотеческое наследие» в негативных мистических наслоениях, в частности: гордости, эротизме, фантазёрстве. Подобные практики категорически запрещены на Православном Востоке. То, что католик считает божественным, в православии принято определять как человеческое.

Итак, богословская традиция в католицизме, с одной стороны, тяготеет к мистическим практикам с воображаемыми символами и образами. С другой – книжно-написательной – ее характеризует аристотелевская рациональность и схематизм, что особенно ярко выражается в томистской схоластике. Тезис Ансельма Кентерберийского (1034-109): «Верую, чтобы понять», пожалуй, наиболее удачно характеризует дух католического богословия. Для ортодоксальной традиции характерен дискурс и стиль, более похожий на платонизм, чем на аристотелизм.

Есть характерные религиозные фразеологизмы, ставшие привычными и в нашей культуре. Так, справедливо отметить, что понятие «первородный грех», в большей мере католическое, чем православное. Его обосновал, писавший на латыни, Блаженный Августин (354-430). Восточные отцы более склонны говорить не о «первородном грехе», но о «поврежденности природы» человека. То, что было следствием грехопадения Адама и Евы, у католиков подразумевает ответственность за этот грех каждого. В православии эта ответственность лежит лишь на наших прародителях, мы за него не в ответе, однако грехопадение испортило и исказило природу людей, которая изначально была совершенной. Человек стал смертным, тленным, страстным. Согласно православию, каждый человек в свой онтологической поврежденности, как говорится, разгребает последствия.

Еще одной из сторон отношения католицизма к онтологии греховности, является то, что, по мнению латинян, человек своим грехом оскорбляет Бога. Ортодоксы такое понимание отрицают и считают, что грехом человек вредит только себе. Божество же невозможно оскорбить по определению абсолютной самодостаточности, бесстрастности и иноприродности земному и человеческому существованию.

Существует ряд церемониальных различий. Так, в православии к лику святых причисляют через один этап – канонизацию, у католиков в два, есть еще и беатификация. Кроме того, святые, прославленные после раскола в католической и православной церкви обеими церквами, не признаются и не почитаются.

Все священники латиняне соблюдают целибат – обет безбрачия и воздержания от сексуальных отношений (хотя для дьяконов это не обязательно). Православное священство допускает брак, безбрачие необходимо только для епископов и монахов. Монашество в католицизме разделено на ордена и конгрегации. У православных монастыри различаются только своими уставами и отсутствуют должности кардиналов. Собственно фигура священника у католиков в большей мере персонально значима, чем у ортодоксов. В католицизме многие молитвенные формулы священник произносит как бы от себя – «Венчаю», «крещаю». У православных формулировки неперсонализированы: «Венчается», «крещается». Православное духовенство носит бороду, священники-католики бреются и это не столько канон, сколько традиция со времен Великой схизмы.

У католиков принципиально запрещен развод в браке. Православные развод допускают (второй и третий брак для невинной в разводе стороны). В браке католики отрицательно относятся ко всякого рода контрацепции.

В православии обряд Крещения производится путем обливания или погружения, у католиков через окропление.

Католики крестятся открытой ладонью (пятью пальцами) слева направо, а православные справа налево.

Миропомазание у католиков совершается не сразу после крещения, как у православных, а по достижению подросткового (14 лет) или юношеского (16 лет) возраста, называется он конфирмацией. При конфирмации нередко дается новое имя. Обряд ассоциируется с совершеннолетием ребенка.

В католицизме исповедь совершается в специальных камерах конфессионалах (исповедальнях). У православных лицом к лицу перед аналоем с Евангелием и Распятием посредине храма, открыто.

Алтарь у православных ориентирован на восток, отделен иконостасом, у католиков такой иконостас отсутствует, хотя может сохраняться специальная преграда. Кроме того, ориентация на восток у католиков соблюдается значительно реже.

В православных храмах совершается только одна Литургия в день, у католиков есть практика служения в день нескольких месс подряд. Католики причащают мирян только телом (сейчас эта традиция не так строга, как ранее), православные телом и кровью. Православные детей причащают с младенческого возраста, в то время как католики с 7 или 8 лет. Причастие на литургии у православных подается на квасном хлебе (Просфора), а у католиков пресном, приготовленным без дрожжей (Гостия). Кроме того, у католиков существует особый обряд поклонения Святым Дарам, называется он Адорация. В православии такой практики не существует. На службе католикам разрешено сидеть, православные стоят, католики склонны приклонять колени, в то время как в православии больше поклонов. В православных храмах много икон, а в католических находится больше скульптурных изваяний. Манера изображения на иконах в католицизме академическая (изображения очень реалистичны), в православной средневековая.

Отношение к светской власти у православных позиционируется через византийскую симфонию властей (духовной и светской). У католиков существует, сформулированный еще в первых веках христианства, примат церковной власти над светской. Долго так и было, но к настоящему моменту это носит декоративный характер. Неповиновение властям возможно с точки зрения обеих церквей, но с учётом многих оправдывающих обстоятельств и оговорок.

Существуют отличия в архитектуре, службах, богослужебных облачениях священства (у православных пышные и расшитые золотом, у католиков скромные и строгие), форме креста (у православных восьмиконечный, а у католиков четырёхконечный с очень реалистичным распятием). Эти факты широко известны и очевидны.

Вышеперечисленные различия это не все, но наиболее явные и видимые.

Примечателен так же факт, что существуют церкви с догматикой одной стороны, а обрядами другой, как например грекокатолики-униаты. Они используют православную обрядовость, но подчиняются Папе Римскому и по догматике они католики.

На втором Ватиканском соборе Римо-Католическая церковь задекларировала официальное отношение к Православной церкви «…Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью…__ оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе»[2].

Отношение РПЦ к католической церкви представлено в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», где в частности говорится: «…Диалог с Римо-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви» [3]. Принятие титула приемника князя апостолов, имеется в виду ап. Петр, проповедовавший в Риме. «И я говорю тебе: ты — Петр [греч. пе́трос], и на сем камне [греч. пе́тра] я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Матфея 16:18. В виду этого Папа Римский считается его приемником и первосвященником Вселенской Церкви. Православные признает первенство, но как первого среди равных.

Несмотря на отсутствие официального евхаристического общения между церквами, к причастию представителей друг друга католики и православное допускают. Таинства Крещения, Покаяния, Евхаристии, Елеосвящения могут взаимопризнаваться.

В духовном и теологическом смыслах церкви имеют больше общего, чем различного. Об объединении ведется широкий дискурс и попытки были и не прекращаются и в третьем тысячелетии.

Идеологи экуменизма, оправдывая различия, ссылаются на евангельское «разномыслие в Церкви», которое необходимо дабы «… надлежит быть и разномыслиям между церквами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор.11:19). Однако разномыслие не может касаться догматики и святоотеческой традиции, которые имеют отличия в католицизме и православии.

Дата публикации 12.07.2023

Список источников

1. Васечко В.Н. Сравнительное богословие. Курс лекций. М.: ПСТБИ,
2000. С.8.
2. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (http://www.patriarchia.r u/db/text/418840.html).
3.Происхождение душ / Догматическое богословие (https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmatich eskoe-bogoslovie-kastalskij/3_18)

Войти в личный кабинет